Supergrass
Просто SUPERGRASS


Их трое. Три парня. Три нормальных парня. Такие нормальные парни из Оксфорда. Нет, не RADIOHEAD, тех пятеро. Но тоже из Оксфорда. Презабавно. Кстати, у них уже три альбома. Когда? Да вот, в конце сентября третьим разродились. Как называется? Просто "Supergrass".

М-да, вот уже пять лет прошло, как эти молодцы (ударение, прошу заметить, на первом слоге) начали мучить наши уши, услаждать наши души. Много ли, мало ли - какая разница. Ведь главное музыка (о, как заговорил). Нет, ну, в самом деле. Я все понимаю - музыки любой предостаточно, есть чем уши забивать, есть что в душе (ударение опять же) напевать. Но вот как-то эта юная банда особо мила сердцу. Что-то в них есть, в их необычайно обычных песнях. Парадоксально, но в них и современность, и ретро одновременно. Причем последнее качество не в звучании или каких-то модных нынче отзвуках старины, а в поразительном умении сочетать сложность структур песен с легкостью их восприятия. Они одинаково нравятся и молодежи, и поклонникам музыки шестидесятых-семидесятых, что весьма удивительно при явной нелюбви последних к современной музыке.

Это вот необъяснимое, по-видимому, и позволяет им оставаться на плаву, когда большая часть невероятно массовой волны так называемого брит-попа канула под водой или мутировала. Оно же помогло им выплыть и в самом начале. Юношеский напор и бешеная энергия плюс, само собой, талант. В конце 1994 года дебютный сингл "Caught By The Fuzz", вышедший на Parlophone, наделал настолько много шума, что SUPERGRASS сразу стали играть на разогреве у BLUR, RIDE, SHED SEVEN. А ведь двум третям коллектива было только по 18 лет! "Ну, люди могут подумать, что мы слишком быстро получили слишком много, но раз нам предлагают, мы соглашаемся", - отметил тогда скромный вокалист Гэз Кумбс.

Гарет Майкл Кумбс (Gareth Michael Coombes) - гитара, вокал. Чрезвычайно привлекателен. Чуть ли не патологически. Говорят, из-за баков, которые у него в 14 лет начали расти. Но он не весь такой волосатый: "У меня задница неволосатая. Она скорее как у бабуина. Но не такая красная". Не поверите, но он невероятно стеснителен. Впрочем, с прекрасной стороной дела все понятно, ведь родился он 8 марта ничем особо не примечательного 1976 года. Гэзом же стал с подачи своей мамы. О своей роли в группе: "Не знаю... Э-э... Не могу описать. Спросите Мики или Дэнни".

История про арест за нюхание кокаина, о которой поется в "Caught By The Fuzz", между прочим настоящая. С Гэзом это случилось в пятнадцать. Мама простила его, а потом, когда появилась эта песня, стала ставить ее своим соседям и говорить гордо перед третьим куплетом: "Вот, а сейчас я вступаю". Это там, где она его из участка забирает.

Один сингл плюс двадцать пять минут концертного безумства - и вся Англия уже стоит на ушах. "Одухотворенный гитарный поп, сравниваемый с нью-уэйвовым галопом ELASTICA и модовской волнительностью BLUR, но в действительности звучит как состязание THE JAM против THE BUZZCOCKS с участниками MADNESS, ожидающими на боковой линии сражения с победителями", - дают свои характеристики журналисты. В некоторый момент неизвестно, каким образом забредшая в Англию Лив Тайлер (Liv Tyler), дочь того самого горлопана из AEROSMITH, встречает Гэза и остается покорена им. Впрочем, ничего серьезного из этого, к счастью, не вышло.

Зато в 1995 году вышел дебютный альбом "I Should Coco". Каким бы скандальным его название ни казалось, значит оно на диалекте "кокни" "надо подумать". Думать и вправду было о чем: сорок минут великолепнейшего настроения, отличных мелодий и безумного напора юности. Когда ребята принесли его на Parlophone, то чиновники поверить не могли, что музыканты сами все записали. А вот что написал обозреватель еженедельника "New Musical Express" вместо рецензии на альбом: "Ах, SUPERGRASS так хороши, и весна на дворе. Не помню, когда в последний раз жизнь мне так нравилась. Не помню, когда в последний раз себя чувствовал таким молодым. Не помню, где был во вторник вечером".

Троица отрывалась, как только могла. Казалось, что они сами не знают, что им делать с популярностью, настолько внезапно обрушившейся на них. "Кажется, бог живет у меня под умывальником, - заявил в одном из интервью пораженный своим открытием Гэз. - Такой черный парень с дрэдами, слегка помятый". "Наверное, он очень знаменитый", - вставил свои пять копеек Дэнни.

Дэниэл Гоффи (Daniel Goffey) - ударные. Родился 7 февраля 1974 года. В начальной школе основал группу FALLOPIAN TUBES (фаллопиевы трубы), которая исполняла песни наподобие "My Wife Shut My Gonads In The Door" (моя жена прищемила мне гениталии дверью). "Это про сексуальное разочарование. Остальные про то же", - охарактеризовал свое ранее творчество Дэнни. Оно и понятно, ведь, будучи десятилетней звездой местного масштаба, он давал автографы девочкам в обмен на взгляд на их нижнее белье. Впрочем, популярность в начальной школе, сами понимаете. Тем не менее благополучно женат. Два ребенка (один от первого брака жены). Остальные о его роли в группе: "Не знаем... Его иногда трудно найти. Не знаем."

Впрочем, таких открытий было немало во время бесед за доброй пинтой пива. "Я бы сменил пол, если бы потом мог пойти и обнять себя", - начал, как обычно, Гэз. "Если бы Гэз сменил пол, ему бы подошло, - подхватил задумчивый Мики. - Он в клипе в парике блондинки и с мушкой на лице снимался. Он был просто великолепен. Я не мог в это поверить. Немножко зубастый, но это не так страшно". "Им так этого хотелось. Они постоянно лапали мою задницу в гримерке", - проворчал Гэз. "А я бы не вышвырнул Дэнни из постели, если бы он сменил пол, но я его не прошу об этом, - продолжил Мики. - А вот он бы, наверное, меня вышвырнул". Дэнни сразу же бросается опровергать последнее: "Если бы я был девушкой, то влюбился бы в Мики, так как он смог бы дать необходимую мне стабильность".

Майкл Куинн (Michael Quinn) - бас-гитара, бэк-вокал. Родился 17 декабря 1969 года. Самый старший и серьезный. Единственный, кто остался жить в Оксфорде после приобретения популярности. Женат, имеет двоих детей. О своей роли в группе: "Не знаю. Я просто пишу партии баса".

Да, они стали знаменитостями, но нахальности это им не прибавило. На конференции EMI Records "грассы" чуть не обалдели, оказавшись в одной комнате с Робертом Палмером и Клиффом Ричардом. "Мы с Дэнни стояли со своими виски и думали: "Что, черт побери, происходит?" После того, как все чуть подвыпили, стало легче. RADIOHEAD представили нас Клиффу, сказав, что у нас сингл вышел. А мне было только восемнадцать", - вспоминал потом Гэз. Правда, Ричард выпустил свой первый сингл в семнадцать. "Да, но он же не про нюхание кокаина", - отмечал в ответ неутомимый вокалист.

Журналисты порой, зная, что такое восемнадцать лет, начинали провоцировать троицу. Типичный пример: "Тут одна моя знакомая хочет оказаться в постели с вами тремя сразу". Немедленная реакция Дэнни: "Кто это? У вас есть ее телефон?" Гэз более практичен: "А сколько лошадиных сил?" Мики же просто серьезен: "У нее в воображении это, наверное, выглядит лучше, чем на самом деле отправиться в постель с тремя потными музыкантами". Первый сумбур спал. Гэз: "Мне кажется, что лучше было бы по кровати и женщине для каждого. В одной комнате. Над Дэнни бы здорово посмеялись". Дэнни удивленно: "А почему надо мной?" "Не знаю, - говорит Гэз. - Ты бы что-нибудь смешное утворил". Другой вариант: "Ваш любимый способ занятия сексом?" Мики с разгону: "Оргазм".

Вы думаете, что это предел? Нет. "Сны - это классно, - с энтузиазмом говорит Мики. - Я песни во сне пишу. Например, "Odd?". Она о том, как тонешь в море".

Дэнни, слегка подумав, подхватывает: "А я помню, как шкаф во сне обписал. Пошел в комнату брата, открыл двери шкафа и туда написал". Мики не дает разговору замереть на полуслове: "Я знал одного парня в Брайтоне, который вставал посреди ночи и свою подругу мочой поливал". Любой тут спросит: "И она его не бросила?" "Нет, ей даже нравилось", - сообщил Мики. Порой они, конечно, извинялись за свои слова. "Я хочу вот что сказать. Я хочу сказать: извини, мама. Тут в каком-то интервью написали, будто я сказал, что ты страшная старая женщина или что-то в этом роде. Мама, я никогда этого не говорил! Никогда!" - заверещал Дэнни. Остальные смеются и показывают на него пальцами со словами: "Нет, говорил!" Дэнни готов заплакать: "Нет! Не говорил!". Посмотрев на свои ботинки: "Я просто сказал, что она постоянно напивалась до невозможности и Том из RADIOHEAD постоянно поднимал ее с пола, посасывая лимоны между делом".

Так что же такое известность? Чувствуют ли они себя известными, в то время как вся Британия напевает их заводные мелодии? "Я чувствовал себя известным минуту назад, так как вы меня угостили выпивкой за просто так", - ответил на этот вопрос однажды Гэз. Для британских групп особым местом на земном шаре является Япония. Мало того, что они популярны там до невозможности (BLUR там на руках как богов носят даже тогда, когда дома грязью поливают), так и поклонницы там особенные. Гэз: "Мы в Японии были. Там все чертовски странно. Все поклонники ждут у выхода из отеля, и когда мы выходим и просим таксиста отвезти нас к офису EMI, они тоже берут такси, едут за нами и ждут возле офиса". "Они такие вежливые, даже когда пытаются с тобой поболтать", - отметил Мики. Гэз продолжает: "Они говорят: "Может, позже ты и я... мы можем вместе погулять ночью, если хочешь". Дэнни же нравится другая сторона дела: "Их классно пугать, спрятавшись за углом, а потом выскочив оттуда с диким криком".

Был и самый настоящий курьез, когда Марк Гудьер, ведущий британского радио-хит-парада, попытался взять по телефону интервью у Дэнни в прямом эфире: "А сейчас мы поговорим с Дэнни из лучшей инди-группы SUPERGRASS! Дэнни, привет!". Дэнни в это время присматривал за ребенком друга. Он поднял трубку, услышав звонок, но тут все заглушил криками проснувшийся малыш. Гудьер продолжал: "Дэнни, как себя чувствуешь, когда попадаешь сразу же на десятое место хит-парада?". Дэнни задумался, затем сказал: "Минуточку", - и, закрыв микрофон трубки рукой, прокричал: "Кто-нибудь заткните этому чертовому ребенку рот! Я тут на первом канале радио выступаю!". Озадаченный ведущий спрашивает: "А чем вы сейчас занимаетесь, Дэнни?". Длинная пауза. "Сижу с ребенком, парень", - ответил незадачливый музыкант.

Дети... Детство... Даже молодые "грассы" с ностальгией вспоминают о нем. "Я помню свой день рождения. Торт стоял прямо передо мной, а фоном играли WHAM!", - говорит Гэз. Мики явно удивлен: "Ты слушал WHAM! на своем дне рождения? Ого!". Вмешивается Дэнни: "А мне нравилось такое. KAJAGOOGOO еще. Я уводил девчонок в свою комнату и ставил им KAJAGOOGOO, пытаясь добиться от них ласки". "И как?" - спросите вы. Дэнни: "Никак". "Почему?" Дэнни: "Они были слишком стеснительные".

В конце концов иногда удавалось поговорить о музыке: "Расскажите о своем отличном новом альбоме "I Should Coco"". Дэнни задумчиво: "Ну, я не думаю, что это музыка, под которую можно мастурбировать". Гэз слегка поправляет: "Но сексом под нее точно можно заниматься. Под "Sofa (Of My Lethargy)". Такой хороший приятный секс". Придирчивый читатель вспомнит, что она длится всего лишь шесть минут. Гэз, учуяв ловушку, поправляется: "Без прелюдии, конечно. Или можно поставить "Sitting Up Straight" для прелюдии, а потом "Sofa" для полного порядка". М-да, всего восемь минут восемнадцать секунд. Быстрые ребята.

Веселые такие и наивные. Обозреватель британского журнала "Q" их даже "девятилетними мальчиками с бородами" обозвал. Но время шло.

Девяносто шестой проходит большей частью в работе над новым альбомом. Группа решает продюсировать его самостоятельно. Единственным изменением стало привлечение клавишника Роба Кумбса.

Роб Кумбс (Rob Coombes) - клавиши. Реально четвертый участник группы, хоть официально SUPERGRASS - трио. Он помогает писать песни, записывать их и играет на концертах. А вообще семья Кумбсов очень музыкальная. Младший брат Гэза, Чарли, отлично играет на фортепьяно, а еще один старший, Эд, играет в барах в Париже. "Может, когда-нибудь THE COOMBES BROTHERS EXPERIENCE соберем", - мечтает Гэз.

Появление Роба очень сильно помогло. "Вместо того, чтобы писать что-то, приносить нам и играть это, он участвовал в джемах с нами. Внезапно появилось гораздо больше глубины и пространства в музыке, звук стал обширнее", - отметил Гэз. Альбом "In It For The Money" ("Только ради денег") действительно удался на славу. Критика единодушно захлебывалась похвалами, говоря, что, мол, все думали, будто они однодневки, а тут вот как вышло. Как ни странно, в коммерческом плане на территории Британии он продавался медленнее предшественника, хоть и фиаско это было трудно назвать.

Тем не менее прохладное отношение понятно. Все ожидали новых трехаккордных гимнов с минимальным лексическим запасом, а получили мощнейшую, достаточно серьезную, хоть и неизменно оптимистичную работу. "На самом деле, слушать "In It For The Money" гораздо забавнее, чем смотреть на вомбата, сидящего в автоматической стиральной машине", - отозвался "New Musical Express". А вот в Европе, где SUPERGRASS знали меньше и не было сложившегося стереотипа о них, альбом продавался намного лучше. "Кому-то может не нравиться, что новый альбом звучит не как прежние SUPERGRASS. Я думаю, что так будет всегда. Мы всегда будем двигаться вперед, пробовать что-то новое. У нас теперь гораздо более обширный звук. Он больше, потому что... ну, мы стали больше", - отметил Гэз.

После турне с конца прошлого года они снова засели в студию и выдали 21 сентября свое третье студийное творение (вновь собственного продюсирования), которому и названия-то нормального подобрать не могли, в результате чего он остался без оного. Сами знаете, что рынок такого феномена не понимает, и потому условно он проходит везде, как "Supergrass". Они еще больше выросли. Они почти доросли до неба, до точки, где солнце соприкасается с небом. Работа достаточно странная, но очень красивая и высокопрофессиональная. Она действительно показывает их самих, а не что-то надуманное. "Недавно я читал интервью с JAMIROQUAI об их новом альбоме. Там Кей (вокалист JAMIROQUAI) говорил: "Да, кое-что я туда вставил ради рекорд-компании, кое-что для любителей клубов, кое-что для мамаш". Как так можно обращаться со своей музыкой?" - негодует Гэз.

Они не потеряли своего очарования. Они честны перед собой и перед вами. Они - SUPERGRASS.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета