Beatles, The Второе пришествие “Желтой Подлодки”
Вторая половина девяностых годов оказалась неожиданно радостной и урожайной для всех битломанов. Сначала на свет божий были извлечены радиозаписи Великолепной Четверки, выпущенные на двойнике "Live At The BBC", затем появилась шестидисковая и десятивидеокассетная "Anthology", потом - ремастированное издание "White Album" (поберегите денежки, без него можно обойтись!), а теперь... Да-да, вы уже слышали: 14 сентября состоялось второе пришествие "Yellow Submarine", альбома и мультфильма.
Our Friends Are All Aboard
Данное событие призвано ознаменовать тридцатую годовщину появления картины и пластинки. Но... имеется одно "но" - с праздником слегка опоздали, так как кинопремьера состоялась 17 июля 1968 года, а слегка переработанная звуковая дорожка к нему дошла до слушателя полугодом позже: 13 января 1969-го диск вышел в Соединенных Штатах, а 13 января - в Англии. Но лучше позже... Мы и так уже лишились юбилейного издания "Sgt. Pepper\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Lonely Hearts Club Band", планировавшегося в виде CD-бокса и отмененного битловским менеджментом.
Проект же "Yellow Submarine-99" возник в светлой голове Брюса Маркоу (Bruce Marcoe), вице-президента одного из отделов киноконцерна Metro-Goldwyn-Meyer/United Artists, компании, для которой изначально и снимался фильм. В 1995 году Брюса занесло в один из лос-анджелесских магазинов - он хотел сделать подарок пятилетней дочурке и выбрал лазерный диск с мультиком "Yellow Submarine". Наследница была рада, папа - опечален: диск выпуска 1987 года был далек от идеального качества - по части как изображения, так и звука. Что навело Маркоу на мысль: ленту имеет смысл восстановить и вновь запустить на экраны - плюс, разумеется, издать на видеокассетах и DVD. Он приступил к делу.
В течение года разрешались проблемы авторских прав, каковые с 1988-го принадлежали непонятно кому. Затем последовал звонок в Лондон - на Abbey Road Studios, туда, где THE BEATLES создавали свои шедевры. Работникам студии казалось, что из задумки ничего не выйдет, так как никто не даст согласия на обработку "священных" записей, но они связались с Нилом Эспинолом (Neil Aspinall), близким другом музыкантов с ливерпульских времен и главе их фирмы Apple. Произошло чудо: THE BEATLES впервые дали согласие не только на ремастеринг, но и на ремикширование песен.
Таким образом в работе определились два направления: восстановление "картинки" и создание двух звуковых версий - для альбома и - в режиме surround 5.1 - для кинотеатров.
Для реставрации мультфильма решено было воспользоваться британской, более полной версией. Негатив был в ужасном состоянии. Студия Pacific Ocean Post во главе с другом МакКартни и Харрисона Аланом Козловски (Paul McCartney, George Harrison, Alan Kozlowsky) блестяще справилась с цифровым восстановлением первых сорока минут картины. Со второй частью было намного легче - ее межпозитив, найденный Маркоу, оказался в хорошем качестве. Пока еще одна американская студия, POP Sound, возилась со звуковой дорожкой, разбираясь с музыкой, диалогом и эффектами, Брюс Маркоу пересек океан, чтобы приступить к ремикшированию песен.
Для многих музыка THE BEATLES - святое. Классические записи должны были максимально улучшиться в звучании, но при этом не измениться. Парадокс. На Эбби-Роуд его решили, объединив технологию шестидесятых, каковой пользовались в своей работе битлы, с последними достижениями аудиомысли: 24-битными дигитальными машинами.
Первым делом необходимо было очистить оригинальные записи от шума. Это, к счастью, особого труда не составило, так как ленты оказались в прекрасном состоянии. Почему "к счастью"? Потому что при "обесшумливании" может упасть качество звука. Затем треки были расщеплены на составные части - отдельно голос, отдельно эффект, отдельно гитара... Для каждого инструмента, эффекта или вокальной партии выделялась отдельная дорожка. Итог поразил: после "раскладки" некоторых песен были задействованы аж 48 каналов - при том, что битлы записывались на четырехканальной аппаратуре! (Восьмиканальные машины на EMI появились к лету 1968-го, когда весь материал диска "Yellow Submarine" был уже готов.)
Теперь нужно было создать разные ремиксы - для видеоверсии и для пластинки. Со вторым было проще: стерео - это всего два канала. Первый же требовал обработки для surround 5.1, и не стоит забывать об эффектах и диалогах - в фильме они есть, на пластинке - нет. Сами музыканты отношения к ним не имели - битловские голоса имитировались актерами, но тем не менее для обновленной версии их тоже нужно было обработать. Для этого были задействованы старые машины, сохраненные EMI: эквалайзеры, процессоры, эхо-боксы.
Многие песни битлы записывали не на той скорости, на которой мы их привыкли слышать: одни партии ускорялись, другие замедлялись. И если новая версия диска могла использовать ремиксы с несколько измененными скоростями, от которых, не стоит забывать, зависит и высота звука, то в видеоверсии звуку полагается совпадать с изображением. Еще одна блестяще решенная задача!
Для видео (в данном случае, напоминаю, речь шла не столько о домашнем просмотре, сколько о кинопоказе) дополнительное микширование позволило зрителю, под каким бы углом к экрану он ни находился, получать полное представление об окружающем звуке. Для создания панорамности звук микшировался следующим образом: его 20%, к примеру, подавалось в левый канал, 40% - в псевдоцентр и 100% - в правый канал; тем самым создавалось впечатление, что звук исходит справа. Некоторых эффектов не хватало: скажем, при пятидесяти визуальных выстрелах Голубых Пакостников (Blue Meanies) слышны были только два-три. В дело пошла фонотека EMI, в которой и подбирались необходимые звуки. Задача инженеров облегчалась тем, что звуковая дорожка "Yellow Submarine" была по большей части линейной - звуки шли чередой, редко накладываясь друг на друга. Сложность возникла в зале с дверями, когда Ринго и старина Фред (Ringo Starr & Old Fred) пытаются найти Джона (John Lennon), Джорджа и Пола, раскрывая то одну дверь, то другую, и за каждой из них что-то происходит. В этом эпизоде звук шел с "нахлестом". Вот по экрану проползает гусеница - с шелестом, переходящим из правого канала в левый, в конец этого звука в правом канале вплетается шум велосипеда. Разделить эффекты не представлялось возможным, так что один из них перебрасывался на отдельную дорожку, с которой микшировался с большей громкостью, тем самым акцентируя движение на экране и скрывая свою привязанность к предыдущему.
В марте 1998-го ремиксы были готовы, теперь оставалось лишь разобраться с оркестровыми композициями Джорджа Мартина (George Martin), которые в новый диск не войдут. Существует два их варианта: первый был записан в моно - для мультфильма, второй, в стерео, - несколько месяцев спустя, для альбома. Они немного отличаются в аранжировках и иногда очень существенно - в темпах. Их тоже подогнали к эпизодам картины.
Окончательный вариант был отправлен Нилу Эспинолу и Джеффу Эмерику (Geoff Emerick), инженеру, работающему с THE BEATLES с 1966 года и по сей день (после распада квартета он помогал его участникам в работе над "Anthology" и участвовал в сольных записях Пола МакКартни). Именно им предстояло решить, нужно ли что-либо изменять. Вердикт был положительным. Через несколько недель свое одобрение высказали THE THREETLES, то есть МакКартни, Харрисон и Старр. Причем проект настолько пришелся легендам по душе, что - впервые со времени "Anthology" - они собрались в офисе Apple Corps. и приняли участие в рекламной кампании.
And The Band Begins To Play...
"Как-то раз - а может, два - давным-давно существовал рай под названием Пепперляндия". Так начиналась история популярнейшего битловского мультика и наименее покупаемого альбома THE BEATLES. Если же быть более точным, то дело обстояло следующим образом.
В 1964 году американский продюсер Эл Бродакс (Al Brodax) обратился к менеджеру коллектива Брайану Эпстайну (Brian Epstein) за лицензией на производство мультипликационного сериала о группе с использованием ее песен. Брайан согласился. Каждая из сторон получала половину прибыли, а таковая была: после демонстрации осенью 1965-го сериал получил высший рейтинг среди субботних утренних программ. Нужно заметить, что, приступая к переговорам, Бродакс выразил желание снять полнометражную картину о битлах. Эпстайн был не против, но лишь в случае успеха сериала.
Завершить договор оказалось сложным. В 1966-м Брайан "подсел" на наркотики и редко появлялся на рабочем месте. Свидания назначались и отменялись. Наконец личный секретарь менеджера Венди Хэнсон (Wendy Hanson) добилась встречи, за что чуть не оказалась на улице. Впрочем, Эпстайну пришлось по душе предложенное Элом название "Yellow Submarine. Nothing Is Real", и он пообещал, что THE BEATLES предоставят для фильма четыре новые песни.
Бродакс связался с работавшим над сериалом мультипликатором Джорджем Даннингом, режиссером Чарлзом Дженкинсом и дизайнером Хайнцем Эдельманном (George Dunning, Charles Jenkins & Heinz Edelmann). Нужен был сценарий - создали четырнадцать вариантов. Обрабатывал их земляк музыкантов поэт и певец Роджер МакГоу (Roger McGough) из группы THE SCAFFOLD, во главе которой стоял Майк МакГир, младший брат Пола МакКартни (Mike McCartney/McGear). Роджер сумел придать ливерпульский колорит окончательному варианту сценария, созданного Бродаксом, Ли Миноффом и Эрихом Сигалом (Lee Minoff & Erich Segal). (Сигал - не пустое имя: это тот самый Сигал, который написал бестселлер "Love Story", легший в основу знаменитого фильма с еще более знаменитой песней.) THE BEATLES были не слишком озабочены этим проектом, но Джон и Пол по ходу дела неоднократно звонили с предложениями, и именно Леннону принадлежит идея лодки, украдкой летящей за Ринго. Эстетика "Sgt. Pepper" тоже существенно обогатила сценарий. Как и искусство будущего иллюстратора битловских песен Алана Олдриджа и - несомненно! - Энди Уорхола (Alan Aldridge & Andy Warhol).
Над воплощением уже очерченной истории трудились 40 мультипликаторов и 140 технических работников. Нужно было нарисовать и оживить персонажей. Ладно сами музыканты и старина Фред - с ними несложно, Эдельманн быстро набросал портреты. Психоделические пейзажи, выполненные в различной технике, заняли несколько больше времени. Потрудиться пришлось над союзником битлов Человеком-Из-Ниоткуда, доктором философии по имени Джереми Хилари Буб (Nowhere Man/Jeremy Hilary Boob, PhD), по собственному признанию, "блестящим молодым физиком, классицистом, ботаником, эссеистом, сатириком и художником", и изобретенными Бродаксом врагами всего цветного и положительного Голубыми Пакостниками и их приспешниками.
На дворе стоял 1968 год. THE BEATLES пережили смерть Брайана, съездили в Индию, сняли провальный фильм "Magical Mystery Tour" и приступили к работе над безымянным двойным альбомом, позже ставшим известным как "White Album". Короче, до мультика им дела не было. Для озвучивания были приглашены профессиональные актеры: голосом Джона говорил его тезка Клайв, голосом Пола - Джеффри Хьюз, за Ринго и Верховного Пакостника отвечал Пол Анджелис, он же завершал запись голоса Харрисона, начатую Питером Бэттеном (John Clive, Geoffrey Hughes, Paul Angelis & Peter Batten). Питер не смог отработать до конца, так как оказался не артистом, а дезертиром из британской армии и был арестован. Битлы же согласились хоть как-то поучаствовать в работе исключительно из надежды поставить точку в контракте с United Artists, по которому были обязаны сняться в трех фильмах. Первыми двумя были "A Hard Day\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Night" (1964) и "Help!" (1965). "Magical Mystery Tour" не считался, так как готовился для телевидения. Выкрутиться не удалось, и конечным итогом стала лента 1969-го "Let It Be".
Всего на пару дней квартет опоздал с приобретением прав на экранизацию толкиновского "Властелина Колец". МакКартни должен был играть Бильбо Бэггинса, Харрисон - Гэндальфа, Старр - Сэма, а Леннон - Горлума. Джон умудрился даже организовать встречу со Стенли Кубриком (Stanley Kubrick), который не согласился сотрудничать - в отличие от Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni). Но время ушло...
Зато были готовы новые песни. 13 и 14 февраля 1967 года квартет записал харрисоновскую композицию "Not Known", чуть позже переименованную в "Only A Northern Song" (по названию издательской компании, получавшей половину прибыли от песен THE BEATLES, на что и намекают слова припева). 20 апреля запись была доработана, но уже было понятно, что вместо нее в "Sgt. Pepper" войдет "Within You, Without You". Так что теперь появилась оказия выпустить песню. Первым же номером, записанным специально для "Yellow Submarine", была композиция "Baby, You\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'re A Rich Man", все двенадцать дублей которой датируются 11 мая 1967-го; в сессии принимал участие Мик Джаггер (Mick Jagger). Смешно, но в альбом песня не вошла, так как появилась в июле того же года на второй стороне сингла "All You Need Is Love". В картине присутствуют обе вещицы, на альбоме- только вторая, причем в стереомиксе (на сингле она звучала в моно, на "Magical Mystery Tour" - в псевдостерео). 12 мая команда "нарезала" "All Together Now"; исполняя ее, четверка завершила мультфильм нерисованным фрагментом, который был снят в Twickenham Studios 25 января 1968 года. Еще раньше, в ноябре, в той же студии Джон, Ринго, Джордж и Пол снялись для ролика "Модиссея" ("Modyssey"), рекламирующего мультик.
Публика уже ждала премьеру - о создании "Yellow Submarine" официально объявили 7 июня 1967-го, еще до начала съемок "Mystery Tour". На тот момент коллектив заложил основу и третьей песни, написанной Джорджем "It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s All Too Much". Композиция действительно была "чересчур" длинной, посему в ленту вошла ее полная версия, а на диск попала сокращенная. Последним вкладом группы в "Yellow Submarine" стал хард-роковый боевик Леннона "Hey Bulldog", записанный 11 февраля 1968 года. В тот день музыканты собрались для съемок ролика "Lady Madonna", но ни с того ни с сего Джон начал петь бредовую песенку о лягушке-быке (bullfrog), Пол залаял... Так земноводное сменилось млекопитающим. В качестве припева пошла заготовка конца 1967-го "She Can Talk To Me", только вот "she" заменили на "you". Собственно, изначально "вакантное" место планировалось занять еще более дурацкой песенкой "You Know My Name (Look Up The Number)", но ее доработка заняла много времени, и импровизация Леннона оказалась как нельзя кстати. Хотя в американскую версию картины эпизод "Hey Bulldog" не вошел - он не нравился Бродаксу. Весь мир оказался обделенным, так как все видеокопии делались с американского оригинала. В новой версии справедливость восстановлена.
На этом работа THE BEATLES над проектом "Yellow Submarine" завершилась. Четыре новые песни были дополнены "All You Need Is Love" и неизбежной заглавной композицией. Оркестр Джорджа Мартина записал шесть инструментальных композиций, в которых были использованы фрагменты битловских тем и симфонической классики.
На премьере 17 июня присутствовали не только битлы, но и другие звезды. Леннон впервые прилюдно появился в компании Йоко Оно (Yoko Ono), с которой жил уже несколько недель. Лента была принята с восторгом и существенно раздвинула рамки жанра мультфильма, проложив дорогу Симпсонам и Бивису с Баттхедом (The Simpsons, Beavies & Butt-head).
С выпуском же звуковой дорожки пришлось повременить, дабы не мешать реализации "White Album", поступившего в продажу в конце ноября 1968 года. 16-17 октября домикшировали "It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s All Too Much", чуть позже Мартин перезаписал свою половину альбома, и в январе 1969-го диск "Yellow Submarine" осел на втором месте хит-парадов по обе стороны Атлантики: первое было занято все тем же "Белым альбомом".
Everyone Of Us Has All We Need
После 14 сентября классический альбом не исчезнет из продажи. Чтобы не путать два издания, новое получило название "Yellow Submarine Songtrack", так как в него входят только песни из мультфильма - все пятнадцать.
Остается надеяться, что мировая премьера знаменитого мультфильма доберется и до нашего кинопроката и мы сможем попасть в Пепперляндию. Так или иначе, we all live in a Yellow Submarine...
P.S. В связи с юбилеем почтовая служба США выпустила марку с изображением Желтой подводной лодки, что польстило троим битлам, а особенно увлекавшемуся в детстве филателией Харрисону.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 1999 год в рубрике музыкальная газета