Гаер
Белорусский рок не играют в ресторанах


ГАЕР (Минск): Булда Вячеслав - барабаны; Толкачев Андрей - вокал; Локтионов Валерий - гитара; Кривошлык Сергей - гитара; Аляшев Юрий - бас-гитара.

О том, зачем им нужна рок-музыка, читателям "МГ" рассказывает руководитель группы Вячеслав Булда.

- Музыкантов группы ГАЕР можно отнести к ветеранам белорусского рока, так?

- Была раньше такая группа РОКИС, из которой вышла КРАМА. В РОКИС меня и пригласили года два назад, я там поиграл, принес несколько своих идей. Музыкантам понравилось, после чего мне и предложили стать руководителем группы. А я в свою очередь предложил поменять название, что было связано в том числе и с тем, что группа поменяла стиль. Долго искали название и решили остановиться на ГАЕР. Что такое "гаер"? Это балаганный шут (я так подумал, что наш мир - это балаган, а люди в нем все гаеры).

И вот уже два года мы под этим названием сотрудничаем. Правда, концертов немного: РОКИС-то еще знали, а ГАЕР известен не очень.

- На афишах надо писать "экс-РОКИС"... Позднее пояснение отпадет...

- Как-то не додумались мы до этого... Работая год над новой программой, мы отказались от всего того, что делал РОКИС. С прошлого же года начали немножко концертировать: выступали в клубах "Аквариум", "Pall Mall", принимали участие в акции "Рок против наркотиков", летом играли в парке Горького. Народу нравится, причем разным поколениям людей. Хотя и говорят, что мы играем слишком традиционную музыку.

- До ГАЕРА ты ведь тоже активно занимался музыкой...

- Если так можно выразиться, я ей занимаюсь профессионально. Закончил Минское музыкальное училище. После армии работал в филармонии, потом - в ресторане, играл во многих коллективах: в ПЕСНЯРАХ, в оркестре Финберга. Теперь работаю на телевидении в оркестре народных инструментов и преподаю в музыкальной школе барабаны. И со своими ребятами играю.

- Кто основной "идеолог" ГАЕРА?

- Наверное, я... Андрей Толкачев тоже приносит свои идеи.

- Для музыки вообще (даже мировой) барабанщик, который является основным творческим "идеологом" в коллективе, явление редкое...

- Нет, ну можно привести какие-то яркие примеры, Фил Коллинз, скажем... Знаешь, когда человек долгое время занимается музыкой, любой, даже ничего не сочиняя, играя на каком угодно инструменте... рано или поздно в нем все равно рождаются идеи. И уже от него самого зависит, сумеет ли он их реализовать. Где-то то же самое произошло и со мной: захотелось попробовать свои силы в сочинительстве. Раз попробовал, два попробовал, потом показал сочиненное ребятам (почему мне и предложили стать руководителем) - принес две песни, им понравилось, и мы их поиграли. И понеслось.

Еще что меня вдохновило. Дело в том, что я являюсь поклонником группы CHICAGO, у меня есть почти все ее альбомы, начиная с 69-го года по 95-й. Я все время с них снимаю партии барабанов. Настолько меня увлекает их творчество, что мне захотелось сделать что-нибудь подобное.

- В вашей музыке я бы не сказал, что много от CHICAGO...

- Да, но меня привлекает в музыкантах CHICAGO то, что они синтезировали у себя в группе самую разную музыку. Потом я ведь еще и поклонник DEEP PURPLE, GENESIS, TOTO. Вместе с CHICAGO их творчество объединяет в себе то, что я бы назвал словом "мелодизм". Ну и, ясное дело, профессионализм у них высочайший.

А мы, да, мы - группа гитарная. У CHICAGO масса духовых, дудок, клавиш. У нас же всех этих инструментов нет, но если все у ГАЕРА покатит, то идея сделать что-нибудь с дудками, клавишами есть.

- Где вы записывали свое демо?

- На телевидении есть режиссер Валерий Пестов, который знает меня еще по оркестру Финберга. Для передачи "Доброе утро, Беларусь" ему была нужна группа такого плана, как мы. Сразу писалась "живая" видео- и аудиоинформация, пять вещей, наиболее выигрышных. "Кокаиновый рай", кстати, была написана по заказу для акции "Рок против наркотиков".

Хочется записать альбом. Нет средств.

- Каким он будет (надеюсь, что вы все же запишете его)?

- Мелодичным, роковым. Ни в коем случае не панковым: в Беларуси слишком много групп, играющих панк. А вот музыки, которую когда-то играли АВТОГРАФ, АРАКС, у нас нет. Что-то подобное хочется записать.

- Будет ли иметь такая музыка спрос, найдете ли вы своего слушателя?

- Если судить по отзывам, то по крайней мере люди нашего поколения хотят слушать такую музыку. Я тебе даже больше скажу: в школе, где я преподаю, ученикам такая музыка нравится.

Я не думаю, что рок вернется к своим корням, молодые играют молодую музыку, но ведь все стили имеют право на существование. А ниша традиционного рока в Беларуси пустует. Может, это не коммерческая музыка, может, она сегодня не так катит, но мы хотим занять именно эту нишу и по возможности расширять ее.

- Слава, но согласись, что перспектив долговременных такая музыка вряд ли дает... Поколение старых рокеров - поколение вымирающее. Останется с десяток культовых групп на Западе, играющих групп, собирающих залы. В каждой республике бывшего Союза будет по такой своей монстр-группе, исполняющей монстр-рок-музыку. Все остальное отойдет в предания и воспоминания. Так зачем начинать это дело? Для души?

- Понимаешь, вот есть желание играть такую музыку - и никуда от этого не деться. Потом, почему ты думаешь, что мы не будем развиваться? Почему ты думаешь, что старый добрый рок вымрет? Я так не считаю. Он обязательно будет востребован. Да, не в таких количествах, как сейчас, и уж не в таких, как двадцать лет назад, но будет. А значит, слушателю будут нужны и музыканты, играющие музыку того рода.

Я слушаю сейчас группу CHICAGO и понимаю, отчего они так долго существуют: оставаясь в рамках джаз-рока, музыканты постоянно экспериментировали со звучанием. То больше уходили в джаз, то играли авангардный джаз-рок; в 80-е стали играть более коммерческую музыку, близкую к чистому року, с малым использованием дудок. Люди, которые по-настоящему занимаются творчеством, от альбома к альбому меняются, прогрессируют.

- Так это CHICAGO!..

- Есть пример - надо учиться! В альбоме 95-го года они сыграли все известные джазовые темы в джаз-роке да еще и спели. Фантастика! Хотя в Америке их обвинили в перепевании старых тем - ничего нового, мол, они уже не сочиняют. Но каждый, право, имеет право.

- ГАЕР - русскоязычная группа...

- Было несколько песен на белорусском языке, со времен группы РОКИС, они сейчас как бы в архиве лежат. Но когда нас в прошлом году пригласили выступить в парке Горького, одним из условий нашего участия в концерте было наличие песен белорусскоязычных. Мы перевели две песни.

Несмотря на то, что я живу в Минске, в Беларуси, я всю жизнь говорил на русском языке. Белорусский я понимаю, но не общаюсь на нем. Поэтому нам проще писать по-русски. Опять же и наши творческие взгляды устремлены на восток, в сторону той же России. Если ехать на гастроли, то в Россию. Хотя и на Западе слушают музыку любую, на любом языке, если это качественно сыграно.

- Тексты песен у вас замечательные!..

- "Песенка" написана на стихи Осипа Мандельштама...

- Макаревич говорит, что стихи классических поэтов не надо бы петь. В частности, в рок-музыке.

- Я и согласен, и не согласен с таким утверждением. Да, классика должна оставаться классикой, стихи должны оставаться стихами. Но если музыка их не портит, то почему бы и нет?! Когда я работал у Владимира Георгиевича Мулявина, то видел, как он бережно относится к слову, исполняя массу песен на стихи белорусских поэтов-классиков.

- Но ПЕСНЯРЫ же не брали тупо роковый рифф, а играли большей частью фолк-музыку...

- Согласен, но вот попадается мне на глаза текст, стихотворение известного автора, и я чувствую, что оно отлично ляжет на музыку. Что, пройти мимо? Нет... Не стреляйте в рок-музыканта - он поет и играет как может!

Я пишу тексты, интересуюсь поэзией, перелопачиваю массу литературы, и вот мне встретилось стихотворение Константина Бальмонта, которое можно прекрасно спеть! И появляется песня "Rock-n-roll".

- Мне очень понравилось, что у вас несколько музыкантов запросто могут петь первым голосом.

- У Андрея более лирический вокал, у меня, может быть, более жесткий. Хотя я запел совсем недавно! И коллектив не против, чтобы я пел. Но в основном я подпеваю, конечно.

- Объясни мне, дураку, такую вещь: я всегда, когда вижу поющего барабанщика на концерте, сидящего за ударной установкой (опять-таки крайне мало таких музыкантов во всем мире), никак не могу понять - вот он выстукивает определенный ритм, сбивки там, все дела, но еще одновременно и петь при этом... Меняя тональность...

- Это действительно непросто все совмещать. Во-первых, надо отлично владеть инструментом, на автоматизме. А во-вторых... надо просто уметь петь! Мне в этом отношении помогла моя работа в ПЕСНЯРАХ, когда даже на гастролях Мулявин нас собирал и учил петь группой (так называемая голосовая пачка). Потом опыт кабака сказался, когда из группы ушел вокалист и мне пришлось за него петь. И вот, когда музыка у тебя в голове, за барабанами ты себя чувствуешь хорошо, то соединить это все в единое целое уже дело техники и координации. Но... сложно, да... Иногда фальшивишь!.. Или проще начинаешь играть, уже не наворачиваешь чего-нибудь такого этакого.

- Панк ты не любишь белорусский, а кто тебе тогда интересен?

- Группа БЕЗ БИЛЕТА. Может, ребята не слишком профессионально играют, кое-что у них не до конца саранжировано, но есть идея. А со временем, если они не развалятся, может выйти что-нибудь интересное.

- Что ты можешь сказать о конфликте, возникшем пару-тройку лет назад в ПЕСНЯРАХ, в результате чего появились две группы?

- Конечно, я к этому отношусь плохо. Мне жаль, что они не вместе. Знаю, что конфликт подкосил силы Владимира Георгиевича Мулявина, да и ребята, ушедшие от него, тоже переживали. Хотя конкретно БЕЛОРУССКИЕ ПЕСНЯРЫ выиграли, они больше стали играть свою музыку. А ПЕСНЯРЫ, оставшиеся под руководством Владимира Георгиевича, как-то пропали, их мало слышно, не знаю, с чем это связано. Но музыканты там сильные.

- Ты варился в песняровской каше. Что, Мулявин на самом деле исписался, как это некоторые утверждают?

- Не думаю, что у него стало туговато с идеями. Может, он в какой-то мере устал. Но не исписался: человек, всю жизнь занимавшийся творчеством, в состоянии написать не одно произведение. Я помню, что, когда работал в ПЕСНЯРАХ, можно было на гастролях зайти в номер и увидеть сидящего с гитарой Мулявина. Казалось бы, ему это надо?! Он уже все сделал, можно уже отдыхать! Нет, он сидит, играет чего-то. А сколько молодых, поигравших год-два, уверенных в том, что они все умеют? А тут дедушка сидит, играет...

- Павел Заяц не подзадержался в ПЕСНЯРАХ?

- Это его личное дело. Я хорошо знаю Пашу, одно время мы с ним много общались, он меня приглашал в ЛЯВОНЫ поиграть на барабанах, когда они только начинали. Паша талантливый парень. До ПЕСНЯРОВ он долгое время сидел дома, копался в клавишах, нигде не работал. Может, он устал от невостребованности, потому что пробиться сейчас ЛЯВОНАМИ, без какой-то крыши очень тяжело. А ПЕСНЯРЫ ему дают возможность быть и в них и параллельно заниматься ЛЯВОНАМИ. Может быть, так.

- Я много слушаю музыки и частенько могу угадать, что вот тот-то точно работал в ресторане...

- Все зависит от музыканта. Тот же Леня Веренич, всю жизнь работавший в ресторане, когда выходит на сцену, начинает играть блюз так, что мало не покажется!..

Однозначно, что для музыканта кабак дает практику, ежедневную практику (если только не сидеть на стакане, а держать себя в форме, заниматься).

- Из белорусского рока что-то заказывают сыграть в ресторане?

- Одно время в 80-х годах просили сыграть что-нибудь из ПЕСНЯРОВ (у них был альбом с русскоязычными песнями)...

- Нет, ну это ПЕСНЯРЫ, а N.R.M., КРАМУ заказывают?

- ...По крайней мере я не слышал...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета