Johnson, Holly Фрэнки сказал: “Я выживу!” (начало)
Уверен, об этом артисте многие из вас уже порядком подзабыли, а некоторые, как мне не раз доводилось слышать в последние годы, вообще считают, что бывший солист некогда дико популярной британской группы FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD Холли Джонсон, узнавший в начале 90-х, что в нем "сидит" СПИД, давно и тихо отошел в мир иной, как тысячи ему подобных представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Но честь и хвала гениальному музыканту, талантливому поэту, писателю и художнику, который после тяжелейшей депрессии все-таки нашел в себе силы вновь приступить к работе и доказать всем, что ему еще столько нужно успеть сделать в этой жизни. 4 октября выходит его первый за последние восемь лет сольный диск "Soulstream", и, по всей видимости, он скажет новое слово в танцевальной музыке...
Нет ничего ужаснее, чем разочароваться в своем кумире!.. В начале 1987 года молодежная аудитория FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD была просто обескуражена новостью, что их любимой ливерпульской пятерки больше не существует, когда ребят просто боготворили за неповторимый стиль, пьянящее голову атмосферное звучание (чувствовалось влияние JOY DIVISION) и подкупающую оригинальность в оформлении обложек записей и футболок, а также громкие впивающиеся в разум слоганы. Как показало время, других таких уникумов Британия 80-х не знала, но все-таки их поклонникам ничего не оставалось делать, как переключиться на Мадонну или еще резоннее - на A-HA. А самые стойкие продолжали следить за развитием творческих карьер бывших музыкантов команды, самым преуспевающим из которых и в то же время скандальных стал основатель, автор большинства их хитов и главный солист Холли Джонсон.
Его судьба типична для людей искусства, больших оригиналов по жизни, мало подверженных влиянию кого бы то ни было. Уиллиам Джонсон (William Johnson) родился 19 февраля 1960 года в суданском городе Хартуме, но вскоре его семья переехала жить в Англию в Ливерпуль, город битлов и, как тогда многим казалось, музыкальную столицу мира. В 6 лет пошел в обыкновенную школу, на переменах приставал к девчонкам, писал стихи, участвовал в театральной самодеятельности. В 12 лет его перевели в специальную школу при одном из ливерпульских колледжей для мальчиков, и там он увлекся регби.
Через год в круг его интересов прочно вошла музыка. Воображение пленили творческие образы Марка Болана и Дэвида Боуи. Парень обесцветил волосы и попросил называть себя Joyful Johnson (Веселый Джонсон), взял в руки гитару, купленную на призовые купоны от сигарет, которые были выменяны у товарищей на атрибутику Боуи, и стал сочинять песни. В школе сделался бунтарем, вместе с другом пытался выступать в коридорах на переменах и в 16 лет окончательно попрощался с ее стенами.
Первое свидание с новой волной и абстрактным искусством на примере Andy Warhol, VELVET UNDERGROUND и Derek Jarman. Первый музыкальный дуэт SAUSAGES FROM MARS с Jayne Casey и, наконец, первая группа BIG INJAPAN (с ней же), через которую в 1977-78 годах прошли такие будущие знаменитости, как Bill Drummond (JAMS/TIMELORDS/ KLF/2K), Budge the drummer (SIOUXSIE AND THE BANSHEES/CREATURES) и Ian Broudie (LIGHTNING SEEDS). Кроме этого, вокруг Джонсона постоянно создавались и, не найдя своего места, распадались могочисленные группы с участием Pete Wylie, Julian Cope, Ian McCullogh (CRUCIALTHREE/WAHL/ ECHO AND THE BUNNYMEN), Pete Burns (DEAD OR ALIVE). BIG IN JAPAN была скорее пристанищем для интересных людей, чем интересной группой. Холли официально числился там как бас-гитарист (помимо него там было еще два басиста!), но ему доверяли солировать чуть реже, чем Драммонду и Кэйси. И все-таки Холли очень страдал, находясь не на своем месте. Он хотел петь и сочинять песни, а тут эти проклятые четыре струны!
К тому же ему всегда хотелось стать мультимедийным артистом, и за такое своенравие в 1978 году его и выперли из группы, когда Джонсон в очередной раз совместил работу в студии с оформлением футболок и рисованием. Не беда, за следующие два года у него вышло два сингла ("Yankee Pose" и "Hobo Joe"), над которыми он работал с сессиоными музыкантами.
В 1980 году Холли задумал собрать собственную группу HOLLYCAUST вместе с продюсером и гитаристом Стивом Ловеллом и некоторыми старыми знакомыми по BIG IN JAPAN. Идея практически захлебнулась еще в студии, и Джонсон нашел утешение в ЛСД и театральных ролях. Он не видел другой для себя работы, как быть участником какой-либо группы, поэтому набрал второй состав группы и сменил название на FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD (FGTH), увидев заметку в прессе о начале кинокарьеры легендарного Фрэнка Синатры. Его новыми партнерами стали ударник Питер Джилл (Peter Gill, р. 8.03.1964 г.), и басист Марк О\\\\\\\\\\\'Тул (Mark O\\\\\\\\\\\'Toole, р. 6.01.1964 г.) - оба из Ливерпуля, с которыми он был знаком раньше и видел их в деле в таких группах, как IDDO DAMCEL, DANCING GIRLS, RENARD и SONS OF EGYPT. Во время концертов к ним также присоединился брат Марка гитарист Джеральд (Gerald O\\\\\\\\\\\'Toole), которого вскоре заменил Брайан Нэш (Brian Nash, р. 20.05. 1963 г.), и давний друг Холли по ливерпульской гей-сцене Пол Резерфорд (в 1978 году он был вокалистом в группе Баджи, Иэна Брауди и Пита Уайли OPIUM EATERS), и махина заработала, в первые же месяцы создав внутри себя два великолепных номера "Relax" и "Two Tribes". В сентябре 1982 года малоизвестная группа уже записывалась в знаменитой радиостудии Джона Пила, а позже они исполнили сырую отвратительно-рок-н-рольную версию "Relax" в телепрограмме "The Tube", но умудрились "купить" на свои кожаные костюмы и разумную агрессивность довольно опытного музыканта и продюсера Тревора Хорна (BUGGLES, YES), который вместе со своей женой - менеджером Джилл Синклейр и бывшим журналистом "NME" и самопровозглашенным гением маркетинга и промоушн Полом Морли открывал в последних числах октября новый лейбл Zang Tuum Tumb (ZTT). Холли и компания очень понравились Тревору, а из жалкого демо "Relax" он пообещал сделать настоящий бестселлер (и сдержал свое слова, подписав контракт с FGTH). Год ушел у них для того, чтобы записать студийные версии "Relax" и "Two Tribes" с качественно новыми аранжировками с уклоном в сторону диско, но ранняя атмосферика была сохранена, равно как и интонации Холли и Пола, двух гомосексуальных вокалистов коллектива, чья экспрессивность стала основой фирменного звучания FGTH.
Первая бомба взорвалась 24 октября 1983 года, когда "Relax" вышел на сингле и продержался пять недель на вершине британского хит-парада не только потому что это был первоклассный танцевальный номер, спродюсированный Хорном, но во многом и вопреки запрету на его трансляцию по теле- и радиоканалам "BBC 1", когда после семидесятого выхода в эфир один тамошний ди-джей вдруг открыл глаза своему начальству: песня-то, дескать, скандальная - об оральном сексе и преждевременной эякуляции (семяизвержении) при известных энергичных действиях! В спешном порядке FGTH пришлось снимать стандартный видеоклип на эту песню, где они просто открывали рот на фоне мерцающих неоновых и лазерных прожекторов, но народ толпами валил в музыкальные магазины вплоть до конца 1984 года, чтобы купить "Relax", и было продано около двух миллионов копий этого сингла.
Ему на смену должен был прийти "Slave To The Rhythm", но в последний момент Хорн отдал эту песню Грэйс Джонс (вы ее должны хорошо знать, впрочем, как и других музыкантов лейбла ZTT, таких как таинственный безликий проект ART OF NOISE и синти-поп-группа PROPAGANDA). Впрочем, ребят данная весть только обрадовала, ведь теперь выходу композиции "Two Tribes", которая без малого два года таилась в их архивах, ничего не мешало, а это была еще одна бомба (на этот раз политическая) и, как оказалось, похлеще первой, ведь выпущенный в конце мая 1984 года сингл девять (!!!) недель не уступал никому пальму первенства по продажам. Вновь отличилось видео, снятое знаменитой парочкой эксцентриков Godley & Creme, которые запечатлели борьбу двух мировых систем в виде борцовского матча (причем без правил) с участием президента США Рейгана и нашего генсека Черненко на небольшой арене, которую окружила громадная толпа, изображающая весь мир. Люди сначала наблюдают за ходом сражения, а затем накидываются друг на друга, развивая баталию. По замыслу клипа, FGTH стоят рядом и снимают весь этот мордобой на камеры.
Интересно, что одновременно с тем, как "Two Tribes", за который группа и Джонсон в частности получили престижнейшую среди британских авторов награду "Ivor Novello", возглавил британские чарты, мгновенно переизданный "Relax" обосновался сразу же за ним (на 2-м месте). Такое не случалось в Британии со времен смерти Джона Леннона!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 1999 год в рубрике музыкальная газета