Shakur, Tupac Три года в догадках (начало)
За тот короткий период, который Тупак Амару Шакур (Tupac Amaru Shakur, род. 16.06.1971 г. в Бруклине, Нью-Йорк; умер 13.09.1996 г. в Лас-Вегасе, Невада) здравствовал на этой грешной земле, ему удалось достичь того, что многим не под силу сделать, дай им прожить целый век! Этот занятный, откровенный и противоречивый нигер стал символом целого поколения рэпперов, чьи правдивые истории в большом почете и поныне. Как рэпперу, ему не было равных в харизме и детализации призрачной, загнивающей и насильственной жизни в черных гетто. Как поэт, он был гениально лаконичен и суперсимволичен. Благодаря многогранной персоне Шакура и его незабываемым внешним данным его актерская карьера имела огромный потенциал и часто становилась заложницей потраченного в иных измерениях искусства времени. Вообще ему катастрофически не хватало времени для всеобъемлющего самовыражения... К несчастью, три года назад у него "забрали" последние секунды. Но так ли это на самом деле?..
Заходишь в Интернет и поражаешься: сколько людей пожелали отдать дань застреленному прямо у себя дома (на улице) черному поэту! Десятки - в начале да, а затем сотни страниц с биографиями, интервью, текстами, брифингами, теориями и догадками размещены в глобальной сети - стоит лишь набрать в командной строке заветное имя "2Pac".
Уверен, что так же, как и в случае с Куртом Кобейном и его NIRVANA, невероятный бум на записи Тупака после его смерти - это просто какая-то чудовищная мода, когда люди, которым было наплевать на данного артиста при жизни, неуемно стремятся купить что-нибудь, что напоминает о нем, дабы не отстать от жизни и когда-нибудь сказать для истории: "Да, я знал Тупака при жизни, любил его песни и мои чувства не охладели к нему до сих пор!". Но хочется спросить: а где большая половина из вас была раньше, когда он жил и творил? Быть может,без внимания именно таких, как вы, он погиб (или инсценировал свою смерть, кто знает), все время имел проблемы с законом, его преследовали за правду и наконец настигли!..
Неизвестные и малоизвестные факты из жизни Тупака
Настоящее имя (а не подпольная кличка Афени) матери Тупака Элис Фэйе Уиллиамс (Alice Faye Williams)...
Отец Тупака - все-таки Билли Гарланд (Billy Garland). Мы об этом узнали только после того, как он заявил о своих правах на часть миллионного наследства покойного сына. В прошлом Билли и Афени воевали на улицах Нью-Йорка в составе полуэкстремистской партии "черных пантер"...
У Тупака есть сестра Секайва (Sekyiwa), которая на два года моложе его, и ее настоящего отца, (кстати, тоже из "пантер") зовут Мутулу...
Тупак не был основоположником знаменитой окландской рэп-команды DIGITAL UNDERGROUND. Там он оказался благодаря Shock-G, лидеру группы, который приметил его талант. Первоначально Шакура взяли танцором и гастрольным подпевалой, и лишь на "This Is An EP" (1991) и "Sons Of The P" (1992) колоритный речитатив Тупака дополнял фанковое звучание DIGITAL UNDERGROUND...
В его второй группе THUG LIFE информация очень скудна, но, как известно, после перехода Шакура на Death Row Records они поменяли название на OUTLAWZ IMMORTALZ и в составе группы были Hussein, Fatal, Kastro, Napoleon, Mussolini, E.d.i. и Kadafi (прямо как психушке какой-то!). Кстати, как утверждал сам Тупак, Fatal и Kadafi были единственными из старых друзей, кто посещал его в тюрьме на Rikers Island, когда он сидел там за явно сфабрикованное изнасилование. После его освобождения друзья читали практически на всех записях Шакура (включая поносящую Bad Boy Entertainment "Hit \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Em Up") и несколько приутихли после его смерти. Однако сейчас упорно ходят слухи, что, как они теперь себя называют, OUTLAWZ вскоре должны выпустить диск с песнями, на которых можно будет услышать голос Тупака, а продюсером которых выступит Daz Dillinger из THA DOGG POUND...
Тот же Дэз клянется, что записал на Death Row никак не меньше 120 песен вместе с Тупаком, и грозится издать лучшие из них. Первый альбом будет называться "Makaveli And Dillinger "...
"Hail Mary" и "To Live & die In L.A" - это продолжения "I Ain\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Mad At Cha" и "California Love" соответственно...
Тупак должен был сняться в целом букете будущих кинобестселлеров ("Cool Running", "Higher Learning", "How To Be A Player")...
Тупак хотел назвать своего первого ребенка Star...
Тупак и неприятности
Можно сказать, что неприятности подстерегали Шакура с самого рождения. Быть зачатым двумя революционерами - этого, знаете ли, вполне достаточно, чтобы, во-первых, родиться таким же мятежником в крови, и, во-вторых, использовать все свои таланты и гены, чтобы таких бунтарей стало как можно больше среди окружающих.
Он влился в преступный мир в довольно зрелом возрасте, и у него давно атрофировалась естественная реакция на полицейские серены. В 1992 году его впервые по-настоящему арестовали за участие в вооруженной разборке криминальных группировок, во время которой был застрелен шестилетний ребенок, случайно оказавшийся между двух огней. Тогда его вина не была доказана. Летом 1993 года во время съемок картины "Menace II Society" (с его участием) Шакур избил режиссера Аллена Хьюза, был вычеркнут из титров и впервые загремел на 15 суток в начале 1994 года. В том же 1993 году (осенью) на него хотели повесить вооруженное нападение на двух полицейских (правда, они, мягко говоря, не были тогда при исполнении и спровоцировали его, будучи в изрядно пьяном виде), но не удалось. Однако через месяц после судебного разбирательства по этому делу Тупак и его кореша получили обвинения в изнасиловании молодой поклонницы Шакура и в ношении незарегистрированных стволов. Примечательно, что на следующий день после того, как суд приговорил почему-то одного только Тупака к 4 с половиной годам лишения свободы, в холле его студии в Нью-Йорк Сити (известно, что там тусовались Паффи и Бигги в то время), в Тупака стреляли трое неизвестных мудаков, которые хотели, чтобы все выглядело, как натуральное ограбление. Однако среди своих друзей он был самым низкорослым (то есть шансов избежать попадания пуль у него было явно больше), и к тому же ювелирка на нем (на сумму около 40 000 баков, не больше) была далеко не самой крутой, если сравнивать с остальными. Явно подстава... Тупак единственный из всех не подчинился указанию лечь на пол, и в него выпустили пять пуль. Раненому рэпперу при помощи друзей все-таки удалось благополучно скрыться и позвонить по 911. Очень скоро полиция забыла об этом инциденте, не вела никаких расследований, а в протоколе было написано, что с Тупака сняли чуть ли не бижутерию за пару десятков долларов...
Залечивать раны ему пришлось уже в тюремном госпитале, куда он отправился в конце февраля 1995 года. После давно замышлявшегося проекта "Thug Life Vol. 1", представлявшего из себя сборник рэп-вещей в исполнении членов гангстерских группировок, призванных оторвать из от преступных будней, в марте появился его третий альбом "Me Against The World", который вошел в историю рэп-музыки, как первый альбом отбывающего срок рэппера, и сразу же возглавил американский хит-парад.
Но все же вперед - к неприятностям... Сидя в тюрьме, Тупак обвинил в нападении на себя небезызвестных Puff Daddy, Notorious B.I.G., Andre Harrell и, как ни странно, своего близкого друга Randy "Stretch" Walker. Забегая вперед, скажем, что последний был убит в Куинсе ровно через год после злополучной для Тупака стрельбы в студии, когда Тупак уже был освобожден под залог после восьмимесячного заключения.
После выпуска ставшего мультиплатиновым "All Eyez On Me" и тесного сотрудничества с Dr. Dre Шакур устал от рэпа, забил на Дре, ушел в кино и, предположительно, стал помогать Сьюджу Найту (главе Death Row) в его нелегальном бизнесе. Когда неизвестные на белом кадиллаке смертельно ранили его четырьмя пулями 7 сентября 1996 года, он практически ушел с Death Row и открыл свой лейбл. Многим показалось, что его смерть утихомирит неизвестно кем развязанную войну побережий, но через год при похожих обстоятельствах был убит извечный противник Тупака Notorious B.I.G., которому некоторые склонны были вменять организацию смерти Шакура, после многочисленных заявлений последнего, что он спал с женой Бигги Фэйт Эванс, и противоборство усилилось...
Власти против Тупака
Впрочем, Бигги был не единственным, кого можно было обвинить в смерти Тупака. Надо было смотреть глобальнее, и негры увидели, что американские власти, как никто другой, точили все эти пять самых плодотворных для Шакура лет на него зуб. Отрицательное отношение к рэпу выработалось у штатовского правительства чуть ли не с его рождением. В нем они видели взрывоопасный источник распространения вольнодумства и усиления самосознания негров в обществе, где подавляющее большинство ключевых государственных постов несправедливо занимают белые. Они убедились, что цензурой и запретами хип-хоп-культуру было не сломить, и, возможно, стали искать более жесткие меры...
Что касается Тупака, то его пытались заткнуть после первого же выпущенного альбома. Шакур читал о борьбе черной молодежи за равные права, а власти заявили, что его песням нет места в современном американском обществе (из речи вице-президента Дэна Куэйла). Абсурд, да и только! Но в "Strictly To My N.I.G.G.A.Z." Тупак ему задал, предложив высокопоставленному чиновнику принять за сладкий леденец одну очень интимную часть его черного тела. Этот альбом поднял действительно социально важные проблемы черной расы, такие как беспризорники, матери-одиночки (в "Brenda\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Got A Baby" Тупак вообще первым среди рэпперов повернул общество лицом к женским проблемам!), наркотики, сила семейных ценностей и взаимопереплетения личностных и общественных интересов и проблем. Насчет этого альбома он сильно сказал: "Я не требую от вас соглашаться со мной во всем, главное - вникните, о чем я говорю".
После тюрьмы Тупак стал более обозленным и с нападками в сторону Bad Boy (он все еще думал, что они в него стреляли, а если нет, то уж точно подставили). Поэтому кому как не властям было выгодно, чтобы обе стороны видели друг в друге первых врагов и забыли о своей просветительской миссии. Раскол в рэп-музыке явно ослабил ее, а после смерти Тупака и Бигги рэп просто обезглавили и привели в шоковое состояние. Полиция и власти и на этот раз не приложили ни малейших усилий, чтобы попытаться найти виновных, а ведь свидетели все-таки были, но их никто так до сих пор почему-то не допросил! Странно...
Теории жизни и смерти Шакура
Но все это верно, если быть на сто процентов уверенным, что Тупак (а возможно, и Бигги) действительно на том свете. А сомнений на этот счет за прошедшие три года накопилось хоть отбавляй (и о некоторых из них мы уже писали в прошлой статье о 2 Pac).
1. Смерть наступила в очень уж коварный и символический день - пятницу 13 сентября...
2. При всем засилии папарацци в наши дни, не было сделано ни одного снимка Тупака в Медицинском центре Невады, пока он там неделю лежал в полуживом состоянии...
3. Тупака кремировали уже на следующий день после констатации смерти и причем без вскрытия (обязательного в таких случаях).
4. Сначала на его похороны не была допущена пресса, а потом официальную церемонию и вовсе отменили...
5. Одного из реальных свидетелей убийства - его друга из OUTLAWZ Кадафи убрали через два месяца после Шакура, 10 ноября 1996 года, как только он покинул свои апартаменты в Ист Орэндж и готов был дать конкретные показания по этому делу...
6. Тупак всегда носил пуленепробиваемый жилет, а тут вдруг не надел (и на такое людное шоу в "MGM Grand Hotel", как боксерский поединок с участием Тайсона!)... Кстати, в природе существует видеозапись драки Сьюджа, Тупака и их ребят с незнакомцем в фойе отеля, на которой ясно видно, что Найт посоветовал Шакуру снять бронежилет, чтобы не мешал махаться или просто чтобы не было жарко... В этом незнакомце узнали некоего Орландо Андерсона, члена криминальной группировки "Southside Crips", но об этой ниточке позже...
7. В первом посмертном видеоклипе "I Ain\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Mad At Cha", который вышел на экраны спустя каких-то несколько дней после его похорон, в точности моделируется ситуация и детали преступления с участием реального (живого) Шакура. Потом он становится ангелом и улетает на небеса. А в песне "Life Goes On" он в точности описывает свои жутко засекреченные (и упрощенные) похороны и призывает всех рэпперов что-нибудь прочитать во время его погребения. Но Death Row и его друг Найт даже пальцем не пошевелили, чтобы выполнить последнее желание Тупака...
8. Еще один вопрос: как мог сняться Тупак в клипе "To Lie And Die In L.A.", вышедшем через 4 месяца после его кончины?! Или он наснимал десяток клипов, так про запас на всякий случай (авось не станет нигера!), потратил уйму бабок и действительно скончался?..
9. Многие наблюдательные люди усмотрели любопытнейшие мелочи со странностью в этом клипе и в "Toss It Up". В первом случае на Шакуре модель джинсов "Jordan", которой еще не было до его смерти, а во втором - на нем совершенно новая модель ботинок "Penny Hardaway", которая также появилась намного позже 7 или 13 сентября 1996 года...
10. В своих последних интервью Шакур не раз заявлял, что хочет на время уйти из рэпа и общественного глаза и побыть просто гангстером. Это можно было устроить только путем симуляции своей смерти...
11. Между прочим, Тупак и Сьюдж, с их огромными финансовыми возможностями, были едва ли не единственными в рэп-индустрии, кто мог реально организовать похороны "живого" человека...
12. И, кстати, в Лас-Вегасе, где достаточно особо продажных полицейских, врачей и юристов (это широко распространенный факт), имитировать смерть и сделать похороны - пару пустяков!..
13. К тому же многие теперь уже бывшие работники лагеря Death Row, равно как и родственники "покойного", имеют мало сомнений, что смерть Шакура была хорошей театральной постановкой, на которую почему-то мало кто пришел посмотреть, хотя после чемпионского матча боксеров-тяжеловесов улицы, прилегающие к арене, должны были кишеть зеваками...
14. Полиция, как я уже говорил, практически бездействовала в поисках убийц Тупака. Хотя найти четверых нигеров в Лас-Вегасе, где всего-навсего один крупный негритянский район на севере с жалкими восемью кварталами, было бы парой пустяков в отличие от дела Бигги, которого пришили в густонаселенном Нью-Йорке. Баллисты также бездействовали...
15. И, наконец, в песне "God Bless The Dead" на CD "Greatest Hits" Пак произнес такие слова: "Rest in peace to my muthafucka biggie smalls...", чего вообще не могло быть, так как Бигги, как известно, погиб через полгода после Тупака...
Объяснения всему этому могут быть разные - либо Тупак жив и умело скрывается в каком-нибудь малонаселенном месте, либо его все-таки убили, но кто-то из крутых или знакомых. Например, это мог сделать тот же Сьюдж. Известно, что в 1995 году Найт "выкупил" Шакура из тюрьмы за 1,4 миллиона долларов, за что Тупак должен был по новому контракту с Death Row записать два альбома: один двойной ("All Eyez On Me") и один простой (им стал "Don Killuminati: The 7 Day Theory"). После выполнения своих обязательств Тупак явно покидал Сьюджа, прилично нагревшего руки на миллионных продажах этих дисков, чтобы работать с OUTLAW IMMORTALZ на своем собственном лейбле Makaveli Records. Найт потерял бы тогда солидные барыши и в худшем случае (а так оно и случилось, когда мать Шакура предъявила Death Row судебный иск) терял права на большинство песен, записанных (изданных и архивных) Тупаком. И это приличная сумма, если учесть, что Тупак оставил после себя огромную фонотеку неизданных песен (от 200 до 1000, руководствуясь различными источниками)!
Почему-то Сьюдж никогда не давал показаний о смерти человека, который (как профессиональный телохранитель) закрыл его своим телом, и из двенадцати выпущенных злоумышленниками пуль пять достались Тупаку и лишь одна слегка задела голову Найта. Он утверждал, что разговаривал со смертельно раненым Шакуром на протяжении всей дороги в госпиталь и в палате, когда последний в общей сложности потерял 22 унции крови. Тупак просто не мог быть в сознании, а зачем Сьюджу было врать?
Столь могущественный лейбл мог бы выставить неплохое вознаграждение за содействие в поимке убийц Тупака, но... В одном из интервью он сказал, что не раскрыл бы полиции имена настоящих убийц Шакура, даже если бы знал наверняка. Сам, что ли, отомстил бы?! И сел не на девять, как сейчас, а на пятьдесят, а то и больше лет?! Наверное, не зря в начале альбома "Don Killuminati: The 7 Day Theory", если подкрутить звук, на протяжении трех секунд слышатся возгласы "Suge Shot Him". Хотя на Death Row могли прибегнуть к подобному трюку, чтобы наделать побольше шуму вокруг этой записи и опять же набить свои карманы...
Но самая большая сенсация получилась после обнародования так называемой теории Орландо Андерсона. Эта история началась за три месяца до фатальной для Тупака даты. Трое членов мафиозной группировки "Mob Piru Bloods" (которая, по некоторым данным, контролировала весь Death Row, а Сьюдж входил в ее верхушку) находились тогда на юге Калифорнии в Лэйквуде, около Лонг-Бич, и зашли в супермаркет, чтобы купить себе новую обувку. Один из парней работал на лейбле и носил знаменитый бриллиантовый медальон, который был у всех служащих и рэпперов компании. Как только они отоварились и вышли на улицу, чтобы сеть в свой "Лексус", на них напали десяток "южных крипов", и один из них (его звали Орландо Андерсон) сумел сорвать этот медальон. Прокручиваем три месяца. В фойе той гостиницы, где компания "Mob Piru Bloods" во главе со Сьюджем (плюс Тупак) оказываются после матча Тайсона, им встречается бедный Андерсон, и Тупак снимает бронежилет, чтобы дать ему по голове. Когда приехала полиция и соскребла Орландо с пола, Тупак с приятелями, конечно, ретировался. Очень может быть, что после общения с полицией Андерсон мог позвонить кому надо в "крипах", собрать шаблу и подкараулить машину со Сьюджем и Тупаком. Выяснить, куда они поехали, было несложно, так как Найт держал ночной клуб "Club 662". Таким образом, это был реальный повод покушения на Шакура, и через несколько недель после его скоропостижной смерти Андерсона арестовала полиция, но вину доказать было невозможно. В 1994 году на него также пало подозрение в предумышленном убийстве, но он смог выкрутиться. На этот раз он также был одним из реальных подозреваемых и, возможно, избежал суда только лишь потому, что был застрелен не так давно.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 1999 год в рубрике музыкальная газета