Bardo Pond
Большие нойзовые братья


Квинтет из Филадельфии BARDO POND вот уже пять лет играет не от мира сего психоделическую пространственно-визуальную музыку, легко уносящую слушателя в мир текучей и сонной, высокохудожественно дистортированной аудиоэротики. Зыбучие пески из буйных текстур завывающих гитарных гармоний, резинового напряжения и молочной коррозии команды реально могут засосать в себя всякого меломана, не равнодушного к творчеству таких нестандартных коллективов, как SONIC YOUTH, FLYING SOUCER ATTACK, DEAD C, ранние PINK FLOYD. 10 августа на лейбле Matador Records увидел свет четвертый альбом BARDO POND "Set And Setting", и этот последний ценный трофей продолжающего тлеть в арт-андерграунде психоделического нойз-рока отражает дальнейшее оттачивание группой ее действительно неподражаемого звучания.

Сегодня состав BARDO POND таков: Isobel Sollenberger (вокалы, флейта), Michael Gibbons (гитара), John Gibbons (гитара), Joe Culver (ударные), Clint Takeda (бас). На протяжении пяти лет своего существования команда прилежно записывала и издавала оригинальные нойз-произведения в постшогейзер-ключе и уверенно взбиралась на гору современного наркотического рока. Достигнута ли желанная вершина, упирающаяся в потолок жанровых рамок? Мне кажется, что да, и теперь настало время лишь добиваться дальнейшего звукового перфекционизма и продолжать спокойно плести замысловатые мелодические кружева и узоры, наблюдая за которыми слушатель входил бы в состояние глубокого и сладкого гипноза, ощущал себя невесомым и под воздействием сильных порывов многослойного гитарного ветра и усыпляющей ритмической развязности медленно парил среди заоблачных мантр. Именно вышесказанными упражнениями BARDO POND успешно и занимаются на пластинке "Set And Setting".

Сегодня я редко слушаю популярную гитарную музыку, хотя раньше регулярно отслеживал новые релизы в стилях панк, хардкор, грандж, бритпоп... Просто с течением времени изменились мои музыкальные пристрастия. Тем не менее диск "Set And Setting" меня очаровал, и я быстро попал под его магнетическое влияние. И что же в нем такого хорошего? - спросите вы. Да бес его знает... Звучание пластинки в целом отличается мощнейшим монотонно-динамическим драйвом, который выделяет особенные органические флюиды, настраивающие меня словно камертон на одинаковую с музыкой волну. Также меня покорили этереальные, благозвучные и неразборчивые шепоты Isobel. Она так протяжно, красиво и до боли отчаянно, печально стонет, что я хоть сейчас готов прийти к ней на выручку и исполнить три ее самых заветных желания. Пластинка дышит! Гитары, бас и барабаны летают, вместе и порознь, замирают, стрелой падают вниз, пропадают из вида и внезапно снова появляются на горизонте, но комплексный звуковой нойз-конгломерат не прекращает свое движение ни на секунду. Треки на "Set And Setting" весьма длинные, но иначе и быть не может, ведь музыканты решают задачу по созданию саунда, грандиозного как пустыня. Если же взглянуть пристально на эту якобы мертвую пустошь, то взгляду открывается поистине уникальная, живая звуковая экосистема.

Предыстория появления BARDO POND на альтернативной рок-сцене такова: три друга Michael, John и Clint дважды в неделю собирались вместе, чтобы попить пивка и сыграть джемы на гитарах. В ту пору ребята не знали, как надо правильно играть на инструментах, и не придерживались конкретных мелодий - их музицирование представляло собой чистой воды экспериментализм ради собственного удовольствия. Заново воспроизвести однажды сыгранный ими материал было практически невозможно. Приблизительно через год один хорошо тренированный гитарист все-таки научил парней навыкам обращения с инструментом, и у хаотичных джемов трио появилась структура. А чуть позже ребят впервые пригласили сыграть "живьем" в небольшом клубе в их родном городе, что у последних вызвало шок - неужели кому-то было интересно услышать их нойзовые опусы? Тогда же они поняли, что неплохо было бы придумать и название своему союзу. Clint предложил название BARDO POND. Слово "bardo" взято из "Тибетской Книги Мертвых" и переводится как "между двумя". А слово "pond" ("море, океан") Clint добавил к "bardo" просто потому, что ему нравится соединять разные вещи. Вскоре репетиции трио начала посещать и пробовать себя в качестве вокалистки Isobel. Все развивалось по нарастающей, но Clint начал разрываться между любовью к музыке и скульптуре и решил перебраться в Нью-Йорк, откуда наведывался в Филадельфию только по выходным. Вскоре эти поездки стали происходить реже, дважды в месяц, а спустя еще некоторое время Clint загорелся желанием вообще уехать в Сиэтл. Это было самое неподходящее время для ухода музыканта из группы, так как команда начала получать первые положительные отзывы на свои демо и коллектив даже удостоился чести открывать филадельфийский концерт ROYAL TRUX и SMOG. После ухода Clint BARDO POND были вынуждены изменить состав. Isobel приняла на себя роль лидирующей вокалистки и добавила свои навыки игры на флейте в импровизационные джемы. Michael постоянно перемещался от баса к гитаре, а новичок Joe Culver взял на себя обязанности барабанщика. Группа продолжила укреплять свою репутацию стремительной, сообразительной нойз-банды посредством шоу и синглов, выпускаемых на маленьких лейблах Compulsiv и Drunken Fish. К радости всех участников сразу после выхода дебютного альбома команды "Bufo Alvarius" в группу вернулся Clint. Его возвращение пришлось на то время, когда BARDO POND из многообещающих новичков превратились в яркую арт-нойз-формацию. Выступление ребят на разогреве у команды DIRTY THREE представило BARDO POND участникам SONIC YOUTH, которые были среди зрителей шоу и отреагировали на выступление наших героев следующим образом: показали им руки с поднятыми большими пальцами - все, мол, классно у вас получается. Позже BARDO POND не раз будут открывать концерты SONIC YOUTH, когда те будут приезжать в Филадельфию. Среди посетителей того шоу также оказался владелец Matador Records Girard Cowsley. Еще раньше его заинтересовал один из синглов BARDO POND, и после концерта он предложил группе подписать с его компанией контракт. "Set And Setting" является третьим матадоровским релизом квинтета.

Во время "живых" выступлений, даже если они проходят в самых маленьких клубах, BARDO POND умудряются передавать свой масштабный, полный деталей размах. Находясь у микрофонной стойки, вокалистка и флейтистка Isobel Sollenberger часто разводит руки в стороны, как будто она только что проснулась и наконец-таки увидела всю планету целиком. Ее флейта добавляет освежающее, воздушное качество к зачастую мрачным гитарным мелодиям, она генерирует простор, подобный панорамному саунду вездесущих гитар Michael и John Gibbons, только чуть светлее. BARDO POND всегда кажутся чуточку ненормальной группой - и в "живом", и в альбомном вариантах. Но ведь они оказалась на музыкальной сцене не для того, чтобы считать цыплят, и уж точно не для того, чтобы прославиться. Они занимаются музыкой потому, что им нравится делать шумный, плотный Большой Нойз. Циркулярная, психоделическая гитарная какофония BARDO POND - ЭТО ГРАНДИОЗНО!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета