Jungle Brothers Хип-хаус прямо из джунглей
Для хип-хоп-голов со стажем, чей возраст и увлечение "черной" музыкой позволили им запечатлеть в звуковой и визуальной памяти догангстерский период развития рэпа, а еще точнее вторую половину 80-х годов, которую некоторые склонны преподносить, как золотой век хип-хопа, JUNGLE BROTHERS - это икона афроцентристской организации NATIVE TONGUE, пионеры джаз-рэпа и хип-хауса, оплот пати-рэпа и оппозиция убивающему воображение гангста-рэпу, способная предвосхищать развитие хип-хопа, воздействовать на его эволюцию и сделать его еще более красочным, динамичным, позитивным, прикольным и самобытным. Однако, в отличие от своих идейных последователей (DE LA SOUL, A TRIBE CALLED QUEST), это трио из Нью-Йорка никогда не сочиняло рэп на продажу. И следовательно, его знают и уважают в основном только те, кто, как и эти ребята, любит эксперименты и разнообразие стилей.
JUNGLE BROTHERS (JB) посчастливилось собраться, когда в хип-хопе начисто отсутствовал коммерческий элемент. Повсюду на стенах закоулков и электричек Нью-Йорка пестрели красочные граффити - дело расторопных уличных художников-полуночников. В парках крутили финты би-бои и MC свободно читали для зевак. Хип-хоп-культура была такой девственной и, наверное, даже экзотической, что за билет на концерт RUN-DMC черные подростки могли отдать все, что угодно. Впрочем, чтобы влиться в толпу счастливчиков, достаточно было победить на обыкновенном школьном конкурсе талантов, что и сделали двое молодых начинающих рэпперов Mike G (Michael Small) из Гарлема и Afrika Baby Bambaataa (Nathaniel Hall) из Бруклина, которые посещали манхеттенскую Murray Bertraum High School и частенько устраивали шумные вечеринки у себя в своих кварталах. Перед самым выступлением к ним примкнул гарлемский приятель Sammy B a ka Sweet Daddy (Sammy Burwell), и билеты нырнули к ним в карманы.
После конкурса команда продолжила сочинять и выступать и обратилась за помощью к родному дядьке Майка DJ Red Alert, который был довольно известным клубным ди-джеем Нью-Йорка и даже регулярно вел свое шоу на знаменитой радиостанции KISS FM. Они стали частыми гостями в его студии и на его выступлениях. Глядя на классную технику сведения Элета, ди-джеингом всерьез увлекся Сэмми, и Элет даже как-то в шутку заметил, что теперь ему можно будет спокойно проводить уик-энды за городом, так как замену он уже себе нашел.
Вскоре в той же студии Элета ребята записали свое первое демо, на основе которого был подписан контракт с диско-лейблом Warlock/Idler Records. За какой-то год с помощью постоянных уличных, клубных и радиовыступлений JB стали героями андерграунда, но уже давно жаждали выпустить первый альбом. Но скучные тропы хип-хопа их усыпляли, и впервые после легендарного Afrika Bambaataa (разумеется, Нэт Холл назвал себя юным Бамбаатоой из-за большого авторитета последнего!) JB не стали отдавать предпочтение какому-то одному музыкальному направлению, а получили прописку в джунглях кроссовера, взяв за основу ультрамодный, хотя и зачаточный хаус.
В скромной студии на Coney Island при поддержке DJ Alert ими был записан просто великолепный смысловой, интеллигентный, фанковый и прикольный диск "Straight Out Of Jungle" (в Европе его не без успеха распространял Gee Street Records, и его название явно пародирует диск N.W.A. "Straight Outta Compton"), положивший начало, как потом скажет Chuck D из PUBLIC ENEMY, "следующей школе в хип-хопе" с четкими позитивными афроцентристскими идеями, свежим звучанием и массой запоминающихся штучек типа их первого хита "Jimbrowski", посвященного хорошему приятелю парней, "Because I Like It Like That", и ставшего мировым клубным хитом "I\\\\\\\\\\\\'ll House You", первой записью с сэмплом Flash "The Message" (потом его "имела" в своих программах хренова куча рэпперов) и в стиле хип-хаус. И, конечно, стоило бы отметить заглавный трек альбома, с которого по сути стартовала карьера Q-Tip. Тогда впервые на весь мир и прозвучало имя A TRIBE CALLED QUEST, в будущем культовой рэп-группы, как и JB, вошедшей в состав прогрессивной организации NATIVE TONGUE (они плюс DE LA SOUL, Queen Latifah и Monie Love), собранной Afrika Bambaataa, чтобы укрепить дух черной расы, рассказывая об их родной культуре, африканских корнях и роли в становлении американского государства. Их эклетика являлась на тот момент гораздо предпочтительнее суровости гангста-рэпа, но, к сожалению, так и не получила массовой поддержки со стороны рэп-коммуны.
Главенствующая роль так называемого "fusion rap" (рэпа, смешанного с другими стилями) была еще более видна и в их второй работе "Done By The Forces Of Nature", которая вышла на Warner Brothers всего-то после годичного гастрольного перерыва. Братьям вновь незачем было греметь толстыми золотыми цепями и облачаться в тренировочные брюки фирмы "Адидас", чтобы заявить о своей исключительности. В пользу последнего красноречиво свидетельствовали колкий юмор (шуточки в основном на сексуальные темы), национальный позитивизм, меткие социальные комментарии (не хуже, чем у PUBLIC ENEMY или KRS-One) о месте черных в системе, где доминантными (это против природы, между прочим) оказываются белые гены и ценности, и прикольные вставки и ссылки на их любимые "джунгли". Второй заход (в частности, такие яркие вещи, как "Beyond This World") отодвинул их чуточку в сторону соул от фанка, но политический подтекст в сочетании с легкими на подъем пати-ритмами остались и стали очередной классикой в исполнении JB, хотя в продажах эта их работа явно уступила дебютным дискам DE LA SOUL и A TRIBE CALLED QUEST ввиду того, что JB всегда сторонились широких масс и им было наплевать на промоушн.
Похоже, советская пропаганда подействовала-таки на братьев, и они окончательно наплевали на чарты и успех и вновь закрылись в студии, чтобы на этот раз так удивить свой всегда отличавшийся известным консерватизмом лейбл, то у некоторых на Warner от таких игр со звуком пропал аппетит и интерес к рэпу (они думали, что все рэпперы такие же сумасшедшие новаторы "себе на уме"). На этот раз Майк и Эфрика (Сэмми ненадолго отошел от дел из-за личных проблем) поднатаскали себя в восточной философии, переслушали все от Miles Davis до Sun Ra и сотворили вместе с еще одним братом Torture, известным джаз-фанк-даб-уорлд-продюсером Bill Laswell и старой фанковой гвардией нечто похожее на авангардный хип-хоп (олдскул вперемешку с джазом и нойз-роком, наподобие того, чем занялись чуть попозже DJ Shadow, Dr. Octagon и Tricky). Альбом с рабочим названием "Crazy Wisdom Masters" был настолько экспериментальным и опережал свое время, что Warner побоялся его выпускать. Споры насчет его приемлемости заняли не месяцы - годы. Группу склонили к многочисленным переработкам, наложению модного гангста-звучания, и наконец продюсеры от лейбла дали добро на релиз того, что в 1993 году получило название "J. Beez Wit The Remedy".
Несмотря на обилие сильных танцевальных номеров ("40 Below Trooper", "Book Of Rhymes Pages"), - очередной коммерческий провал, однако легенда о потерянном для любителей экстраординарного суперавангардном альбоме "Crazy Wisdom Masters" подняла на уши весь американский андерграунд.
И опять маркетинговый просчет Warner и долгое расставание, во время которого Майк открывает компанию по производству маек с различной символикой, Эфрика пишет музыку для саундтрека "Jason\\\\\\\\\\\\'s Lyric", а Сэмми работает телохранителем. "Если бы не наша многолетняя дружба, то есть если бы мы занимались музыкой только ради денег, - говорит Майк, - мы бы просто окончательно разбежались".
Но вот наконец они собираются в нужном месте (у их давних приятелей с Gee Street Records) и в подходящее для новых экспериментов время (1997 год). Но что это - JUNGLE BROTHERS возвращаются в прошлое и становятся похожими на самих себя раннего периода творчества и на DE LA SOUL, A TRIBE CALLED QUEST и даже DEEE-LITE (кстати, Towa Tei придумал логотип JB), которые во многом обязаны своим существованием именно JB. Ну уж нет, это только первое впечатление. То, что они повзрослели и обзавелись семьями, вовсе не означало, что они потеряли свою фирменную спонтанность, и такие треки, как "Brain", спродюсированный ROOTS, "Jungle Brother", "Moving Along" и "We Got It", были встречены с воодушевлением, до и после того, как их отполировали под трип-хоп и драм-энд-бэйс такие известные люди, как URBAN TAKEOVER (Mickey Finn и Aphrodite). Сами JB вносят в работу интригу с эмбиентом, и у них это совсем недурно получается. При сохранении своего лаконичного стиля (не будем вспоминать про афроцентристские послания) им в который раз удалось подавить силой своего оригинального подхода шаблонную раскрученную газетами и телевидением реальность гангста-шита и реанимировать свою карьеру.
Надеемся, что и в этом году, когда под их новый танцевальный сингл "V.I.P.", вполне резонно (в случае с Майком и Эфрикой) расшифровывающийся как "Very Important Party" (Очень важная вечеринка), все лето танцевал весь мир, удача и рационализаторский дух не оставят наших героев. Релиз их свежего альбома с таким же названием и продюсерами в лице самих братьев и их хорошего друга Алекса Гиффорда из PROPELLERHEADS уже не за горами. Уверен, нас ждет нечто очень интересное и (в хорошем смысле) поучительное.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1999 год в рубрике музыкальная газета