Jethro Tull И точка
Неделю назад легендарная британская группа JETHRO TULL порадовала своих поклонников новым альбомом, двадцатым по счету. Ждали его долго - целых шесть лет: предыдущий диск коллектива, "Roots To Branches", вышел аж в 1993-м. В прошлом году коллектив отметил свое тридцатилетие и вроде бы не собирался пока ничего записывать, тем более что на сентябрь 1999-го был намечен выпуск третьего сольника лидера команды флейтиста и вокалиста Иэна Андерсона (Ian Anderson) "The Secret Language Of Birds", каковой ныне перенесен на февраль года двухтысячного. Однако... Несколько месяцев назад появились сообщения о том, что ветераны забрались в студию, откуда и появились со свежим творением. Оно носит название "j-tull.com", или просто "dot.com". Для тех, кто не имеет дело с современными информационными достижениями, следует пояснить, что название пластинки является адресом ее официальной страницы в Internet.
"МГ" уже знакомила своих читателей с длинной и интересной биографией ансамбля. Издание же "j-tull.com" стоит отметить прояснением некоторых не слишком широко известных моментов из истории JETHRO TULL.
1. Сколько уже писано-переписано было о том, что группа получила свое название в честь средневекового ученого-агрария, изобретшего то ли сеялку, то ли веялку... Но откуда ж все-таки взялось столь редкое имечко, явно мало характерное даже для древнего англичанина? Ответ прост: имя взялось из Библии. Йитро (в английском варианте - Jethro) - так, согласно Писанию, величали тестя Моисея.
2. JETHRO TULL крупно повезло в самом начале карьеры: "из грязи да в князи" они попали в "великосветскую" рок-компанию и были замечены нужными людьми. Дело было так.
11 и 12 декабря 1968 года THE ROLLING STONES снимали свое печально известное шоу под названием "Rock\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Roll Circus". Почему печально известное? Просто на фоне великолепных THE WHO, Тадж Махала (Taj Mahal) и в особенности квартета THE DIRTY MAC (Mitch Mitchell - ударные, Keith Richard - бас, Eric Clapton - соло-гитара и John Lennon - ритм-гитара и вокал) сами "камни" выглядели весьма бледно, так как, выступая последними, неимоверно вымотались. По причине этой бледности премьера фильма и звуковой дорожки к нему состоялась лишь в 1996-м.
Перфоманс своей "Song For Jeffrey" из дебютного альбома 1968-го "This Was" как раз и открывала команда Иэна Андерсона. JETHRO TULL были не единственными кандидатами на столь почетное выступление. "Роллинги" затеяли целый конкурс, в финал которого вышли два коллектива. И предпочтение Андерсону со товарищи было отдано отнюдь не благодаря их мастерству или ужимкам лидера, а лишь потому, что музыка соперников показалась Джаггеру с Ричардом (Mick Jagger & Keith Richard) "чересчур тяжелогитарной".
Через неделю отвергнутая группа THE NEW YARDBIRDS с триумфом вернулась из скандинавского турне под названием LED ZEPPELIN. Любопытно, что оба финалиста в 1969-м вместе гастролировали по Штатам, причем TULL работали на разогреве пейджевого "Дирижабля".
3. Все в том же "Rock\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Roll Circus" поклонники BLACK SABBATH могут полюбоваться своим кумиром Тони Айомми (Tony Iommi). Именно его усы выглядывают из-под широкополой белой шляпы, украшающей голову гитариста. Полюбоваться. Но не услышать, так как группа - за исключением Андерсона - играла под фонограмму, записанную предыдущим составом. Тони незадолго до съемок сменил в JETHRO TULL Мика Эйбрахамса (Mick Abrahams), покинувшего состав ради создания замечательного ансамбля BLODWYN PIG. За пару недель Айомми уяснил: а) кто в TULL хозяин; б) представления босса о прогрессивном звучании отличаются от помыслов гитариста; в) шеф не любит тех, кто балуется наркотой. Не прошло и месяца, как Тони получил расчет. Он вернулся в свою группу EARTH, в скором времени переименовавшуюся сами знаете как. Вакансию же в JETHRO TULL заполнил Мартин Баррей (Martin Barre), единственный - кроме Иэна, разумеется, - кто до сих пор сохранил верность коллективу.
4. Андерсон и в самом деле - как, кстати, и Фрэнк Заппа (Frank Zappa) - ненавидел концертировать перед толпой обкумаренных хиппарей. На протяжении всей своей карьеры он выступал ярым противником наркотиков и алкоголя. Хотя его внешний вид в конце шестидесятых и мог навести на мысль о том, что он сам - хиппи и любитель горячительных напитков.
5. Чередование акустических и электрических фрагментов в музыке JETHRO TULL, особенно ярко заметное в альбоме 1971-го "Aqualung", имело своей целью резко противопоставить счастье разочарованию, шумную городскую жизнь - деревенской идиллии, а личные переживания - абстрактным общественным интересам.
6. Как оказалось, "акваланг" - не просто приспособление для дыхания под водой, а зарегистрированная торговая марка. Компания "Aqualung Corporation Of North America" подала на рокеров в суд. Как здесь не вспомнить аналогичный иск, предъявленный группе Джимми Пейджа (Jimmy Page) внучкой графа фон Цеппелина (von Zeppelin)? Андерсон ни о чем подобном и не задумывался, давая имя своему персонажу-астматику, дышащему с привсхлипом - словно в акваланге.
7. Кто такой "old Charlie", неоднократно упомянутый в знаменитой композиции "Locomotive Breath"? Ответ дает сам автор, на концертах часто поющий: "old God". Да, именно Бог и есть "all-time winner". А почему Чарли? Иэн, как обычно, каламбурит: первые две буквы имени Charlie совпадают с соответствующими в Christ - Христос. Так что на русский "old Charlie" следует переводить как "старый хрыч".
8. Совершенно не удивительно, что многие альбомы JETHRO TULL занимали высокие позиции в хит-парадах разных стран. Но один поразительный факт просто нельзя обойти вниманием: самое сложное для восприятия и, пожалуй, наименее мелодичное произведение коллектива "A Passion Play" (1973) увенчало собой списки бестселлеров в Соединенных Штатах! В Штатах - стране, как правило, не слишком падкой до высокоинтеллектуальных музыкальных изысков.
9. Не секрет, что программа "WarChild" изначально задумывалась как звуковая дорожка к так и не снятому фильму. Менее известен следующий факт: постоянный помощник JETHRO TULL, "полуофициальный" член состава Дэвид Палмер (David Palmer) создал к планировавшейся картине оркестровую музыку - ну, как Джордж Мартин (George Martin) для кинотворений THE BEATLES. Правда, Андерсону и компании повезло намного меньше, нежели битлам: сочинения Палмера до сих пор пылятся где-то в архивах Би-Би-Си.
10. Название пластинки 1975-го "Minstrel In The Gallery" на самом деле не столь аллегорично, насколько кажется. Да, Иэн Андерсон с его любовью к средневековью частенько отождествлял себя с менестрелем, с эдаким миннезингером, но галерея... Галерея, как видно на фотографии с задней стороны конверта альбома, была самой что ни на есть настоящей: тогда группа только-только обзавелась собственной передвижной студией, каковая и была смонтирована на антресолях одного из старинных особняков в Монте-Карло.
11. После провала кинематографического воплощения идеи "WarChild" Андерсон никак не мог успокоиться и спустя год, в 1975-м, замыслил создать мюзикл. Иэн с Дэвидом Палмером планировали написать 18 песен и для следующего альбома выбрать из них 12 лучших. Альбом альбомом, но в мюзикле "арии" постаревшего рокера должен был исполнять самый натуральный позабытый ветеран британских роковых баталий Эдам Фэйт (Adam Faith)! Этот проект постигла судьба предыдущего, а дабы уже созданные опусы не пропадали, JETHRO TULL в 1976 году разродились не слишком удачным диском "Too Old To Rock\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Roll, Too Young To Die".
12. Песни Иэна всегда были полны исключительно английскими и шотландскими аллюзиями, совершенно не понятными всяким там американцам и японцам. Возьмем, к примеру, географические названия. Фулэм-роуд (Fulham Road) из "A Passion Play": там располагалась студия, в которой JETHRO TULL работали время от времени. Бейкер-стрит (Baker Street), поминаемая в "Minstrel In The Gallery": Шерлок Холмс в данном случае не при делах - на этой улице Андерсон проживал, когда ухаживал за дамой по имени Дженни, ставшей его первой супругой. Дан Рингилл (Dun Ringill), давший название композиции из "Stormwatch" (1979) - развалины замка на острове Скай (Skye Island), где находилось поместье певца.
Другие непонятные слова. Пиброк (pibroch), попавший в название песни альбома "Songs From The Wood" (1977), - шотландский народный танец, весьма любимый горцами. Спорран ("Warm Sporran" из "Stormwatch") - верхняя одежда, опять-таки шотландская.
13. В 1993 году JETHRO TULL издали сборник ранее не выходивших записей "Nightcap". Первую часть этого двойника составили так называемые "The Chateu D\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Isaster Tapes", то есть то, что группа натворила во Франции после пластинки 1972-го "Thick As A Brick". Легендарная сессия зашла в тупик, и лишь малая часть материала была использована в "A Passion Play". Это известно. Зато многие не знают, что две песни того периода все же были закончены и, попав в "WarChild", превратились в конце концов в "Only Solitaire" и "Skating Away On The Thin Ice Of The New Day".
14. Знаете ли вы, что несколько лет назад Андерсон получил приглашение поиграть на записи PRODIGY? Иэн с удовольствием согласился бы, да вот беда: письмо от Лиэма (Liam Howlett) он откопал в своем архиве лишь недавно. В свое время по недосмотру секретаря оно прошло мимо внимания шефа TULL.
15. Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) же поступил умнее. Он полюбил JETHRO TULL, попав на их концерт в 1974 году. Тогда же он познакомился с Иэном и не упускал ни одной возможности посетить шоу группы еще раз. Готовя в 1997-м дебютный диск проекта BLACKMORE\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S NIGHT, гитарист позвонил приятелю и предложил послушать демо композиции "Play Minstrel Play". Андерсону запись понравилась - еще бы: про менестреля все-таки! - и он с удовольствием украсил аранжировку своим замечательным соло на флейте.
16. И последнее. "Телега" о том, что в младые годы Иэн Андерсон был способен часами играть, стоя на одной ноге, шита белыми нитками. Легенда - она и есть легенда. Ну, скажите, какой концерт JETHRO TULL длился более двух часов? И если уж флейтист часами простаивал в одноногом положении, то когда же он носился по сцене, а?
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1999 год в рубрике музыкальная газета