Apoptygma Berzerk Поколение электро
Вы уже давно просили нас написать о норвежской электронной формации APOPTYGMA BERZERK и ее харизматическом лидере Stephan Groth, но мы не торопили события, так как ждали новых релизов от этой несомненно талантливой и современной группы, пользующейся уважением и любовью у рядовых слушателей и музыкантов, принадлежащих к электро-индустриальному и синти-поп лагерям. И ждали не зря, ибо выпущенные в 1999 году записи коллектива DCD "APBL98" и EP "Eclipse" на поверку оказались достойными внимания пластинками, и сегодня я с радостью спешу выполнить вашу просьбу. Вы получите самую исчерпывающую информацию о группе, то есть ознакомитесь с ее биографией, получите анализ музыки и прочитаете эксклюзивное интервью с Stephan Groth.
История
Stephan Groth родился в 1971 году в городе Odense, Дания. Его отец Jan Groth играл в 60-х в популярной норвежской блюз-рок-банде AUNT MARY, а мать Lise Groth работала ди-джеем. В 1986 году Stephan и его семья переехали в Норвегию. К счастью, Stephan проявлял больше интереса не к блюзу, а к электронной музыке и в 1988 году начал делать EBM. Год спустя вместе с Jon Erik Martinsen Stephan сформировал группу APOPTYGMA BERZERK, и ребята записали первую демо-кассету под названием "Victims Of Mutilation", 500 экземпляров которой были быстро распроданы в европейском электронном андерграунде. С молодой командой поспешил заключить контракт местный независимый лейбл Tatra Records. Спустя некоторое время Stephan и Jon расстались по причине творческих разногласий, и Stephan продолжил создавать музыку APOPTYGMA BERZERK в одиночку. В 1991 году Tatra Records выбрала с упомянутой выше демо-кассеты трек "Ashes To Ashes" и выпустила одноименный виниловый сингл ограниченным тиражом в 500 копий. А в 1992 году три композиции APOPTYGMA BERZERK попали на норвежскую компиляцию "Sex, Drugs & EBM" и одна из них, "Burning Heretic", стала танцевальным хитом в европейских "черных" клубах. Та же участь постигла и песню "Spiritual Reality" с выпущенной несколько месяцев позже второй EP "The 2nd Manifesto". Тогда же APOPTYGMA BERZERK дали много концертов в качестве хэдлайнеров, а также открывали скандинавские концерты THE YOUNG GODS, DIE KRUPPS, NITZER EBB и ATTRITION.
Следующим релизом APOPTYGMA BERZERK стал сингл "Bitch", предваряющий выход дебютного альбома "Soli Deo Gloria" в 1994 году. Данный альбом получил огромное количество самых лестных критических откликов, приветствий и похвал в андерграундной прессе, а такие песни с него, как "Bitch", "Stitch", "Burning Heretics" и "Spiritual Reality", до сих играются в электроклубах по всему миру. Далее APOPTYGMA BERZERK выпустил сингл и видео с треком "Deep Red", и в это же время Stephan записал и выпустил на собственном лейбле Space Echo три техно-сингла под именами TB-MOONCHILD и H2O. Список сайд-проектов музыканта впоследствии пополнился и другими техно/хаус-проектами: TOTAL TRANSFORMATION и ACID QUEEN. Увлечение новой танцевальной культурой не прошло бесследно, и артист добавил больше техно-грувов и дух 90-х годов в саунд APOPTYGMA BERZERK, что особенно ярко проявилось на синглах "Deep Red" и "Non-Stop Violence", содержащих острые антивоенные тексты. Одной из причин написания песни "Non-Stop Violence" стала борьба Stephan с властями, которые дважды вызывали музыканта в суд из-за его принципиального отказа идти служить в армию. Молодой человек запросто мог загреметь на шесть месяцев в тюрьму. В итоге конфликт интересов разрешился тем, что в 1996 году Stephan получил возможность "служить стране" путем прохождения альтернативной службы. Но прежде Stephan умудрился выпустить второй альбом APOPTYGMA BERZERK "7", засветился на фестивале "Zillo" и совершил турне по Германии вместе с бельгийцами COBALT 60. Целых 14 месяцев Stephan трудился на гражданке, и на занятия музыкой у него оставалось катастрофически мало времени. Именно поэтому в этот период не было релизов APOPTYGMA BERZERK.
В 1997 году состоялся релиз нового сингла группы "Mourn", одноименный трек с которого превратился в крупнейший инди-хит и добрался до третьей позиции в германских альтернативных чартах. Параллельно с этими событиями неуклонно увеличивалось число фанатов APOPTYGMA BERZERK в США, и Tatra Records начала пробивать контракт на выпуск записей норвежцев за океаном. Накануне Нового года в Манхэттене высадился десант в составе Stephan Groth, Anders Odden, Hangeir Bratland и сопровождающего персонала. Ничего не подозревающие американцы праздновали начало 1998 года на Тайм Сквер, когда в час ночи APOPTYGMA BERZERK взошли на сцену Planet 28 и устроили свое энергетическое шоу. Концерт имел огромный успех, и двумя днями позже ребята организовали еще одно великолепное выступление в местном клубе "Pyramid". Таким образом, 1998 год начался для команды хорошо, и нет ничего удивительного в том, что следующий сингл APOPTYGMA BERZERK "Paranoia" немедленно попал в европейские чарты. Летом музыканты отправились в "APOPTYGMA BERZERK Europe tour 1998". На роль разогревающей группы была приглашена клеопатровская банда SPAHN RANCH. Концерты имели большой успех и переместили норвежцев в число наиболее ярких звезд электро-индустриальной сцены второй половины 90-х годов. Такие гранды, как FRONT 242 и PROJECT PITCHFORK, захотели, чтобы Stephan сделал ремиксы на их последние релизы. А Tatra Records успешно провела переговоры с американским лейблом Metropolis Records, который издал в США сборник "Apopcalyptic Manifesto" с лучшими песнями коллектива и альбом "7". В поддержку данных релизов APOPTYGMA BERZERK отправились в турне по Северной Америке, где выступили перед тысячами преисполненных энтузиазма фанатов.
На базе концертного материала весной 1999 года группа ограниченным тиражом выпустила 10 000 экземпляров DCD "APBL98", состоящего из аудио- и медиа-дисков. Медиа-диск содержит короткий фильм о турне, несколько интервью, музыкальное видео и другие раритеты. Релиз представляет прекрасную возможность поближе познакомиться с группой и вкусить высокоэнергетического экшна, который устраивали APOPTYGMA BERZERK на своих концертах в прошлом году. А 11 августа, в день ожидаемого апокалипсиса и наблюдаемого многими солнечного затмения, Tatra Records выпустила первый студийный материал группы в нынешнем году - пилотный сингл "Eclipse" к осеннему альбому "Welcome To Earth". Запись чертовски хороша, прекрасно будет работать на танцполах и наполняет оптимизмом по поводу нового полноформатного релиза APOPTYGMA BERZERK.
Музыка
Музыка APOPTYGMA BERZERK представляет собой очень эффектную и стильную смесь из звучания COVENANT, FRONT 242, DM и UNDERWORLD, то есть гремучий коктейль из мрачноватых электро-прогрессий, танцевального ЕВМ, романтическо-героического синти-попа, агрессивного техно и твердых вокалов Stephan Groth, иногда подверженных обработке. Группа не входит в число инноваторов жанра, но у Stephan Groth получается писать очень запоминающиеся и яркие хиты ("Mourn", "Paranoia", "Stitch", "Burning Heretics", "Love Never Dies", "Eclipse",...), которые легко и с удовольствием слушаются и способны выделывать настоящие чудеса на танцполах клубов, где культивируется та или иная электронная дэнс-культура. Далее, композиции APOPTYGMA BERZERK, как правило, просты и несколько "попсовы" в мелодическом аспекте, но благодаря гиперсовременным и изобретательным звуковым решениям и использованию удачных сэмплов конечная продукция команды уже не вписывается в рамки банальной танцевальной электроники и, более того, заставляет говорить о группе как о феномене на электро/синти-поп сцене 90-х. Отмечу "физическое" качество музыки APOPTYGMA BERZERK - благодаря великолепной студийной работе пластинки группы нехило выигрывают по сравнению с релизами многих других музыкантов-конкурентов. На CD команды все прописано и сведено просто идеально. Таким отменным качеством отличаются работы FRONT LINE ASSEMBLY. Ну а если APOPTYGMA BERZERK берутся сделать для кого-то ремикс, то чаще всего их версия звучит не хуже оригинала - так произошло с треками "Enjoy The Silence" DM, "Headhunter" FRONT 242, "Steelrose" PROJECT PITCHFORK, "Nothing Else Matters" METALLICA, "Tragic Hero" FUNKER VOGT, "Electricity" OMD...
Я рекомендую для прослушивания записи APOPTYGMA BERZERK, выпущенные после 1994 года, ибо именно с этого момента более-менее оформился стиль Stephan. Полагаю, что вам будет достаточно ознакомиться с одним-единственным релизом команды, чтобы возникло желание продолжить приятное общение с музыкой APOPTYGMA BERZERK в дальнейшем. Но еще раз хочу предупредить вас: в данном случае речь не идет об инновациях и экспериментах с далеко идущими для сцены последствиями, APOPTYGMA BERZERK играют пусть и классную, но чаще всего танцевальную, энергичную музыку для самой широкой аудитории. А тот факт, что проект Stephan Groth еще не прославился так, как CHEMICAL BROTHERS или UNDERWORLD, вовсе не означает, что его музыка хуже. Просто артист издается на независимом лейбле с ограниченными промо-возможностями и творит в "неперспективной" с коммерческой точки зрения Норвегии. Однако молодость Stephan и уже достигнутая им большая популярность на электро-индустриальной сцене позволяют надеяться на то, что APOPTYGMA BERZERK еще не раз заставят нас по-хорошему поволноваться.
Эксклюзивное интервью с Stephan Groth от 26.08.1999
v: Поведуйте нам вкратце о людях, стоящих за проектом APOPTYGMA BERZERK (прозвища, интересы, музыкальные влияния...).
S: APOPTIGMA BERZERK - это Stephan Groth ака Grothesk. Моими главными интересами является музыка (это очевидно, ха-ха), компьютеры и кино. Музыкальные влияния: все жанры электронной музыки, но в основном синти-поп 80-х, а также техно и индастриэл 90-х. Во время "живых" выступлений состав группы таков: Stephan Groth (вокалы), Anders Odden (гитара), Geir Bratland (синтезаторы) и Fredrik Darum (гитара).
v: Буду ли я прав, если предположу, что APOPTYGMA BERZERK является электро-EBM-техно-бандой N1 в Норвегии? И далее, есть ли в Норвегии какие-либо другие электро-EBM-группы и соответствующая сцена?
S: Если посмотреть на продажи записей, то да. В Норвегии существует довольно хорошо развитая сцена. Она небольшая, но творческая. Я назову вам такие коллективы, как SWEEP, ANSTALT, ECHO IMAGE, INDUSTRIAL HEADS, SPEKTRALIZED...
v: Недавно вы выпустили live-DCD "APBL98". Как вы пришли к идее выпуска данной записи? Немногие электро-индустриальные группы делают сегодня нечто подобное... Не напрягаясь, я могу вспомнить пластинки FRONT 242 "Re:Boot\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'98" и FLA "Live Wired"...
S:... и "101" от DEPECHE MODE, хе-хе... В наше последнее европейское турне мы захватили с собой несколько мультидорожечных магнитофонов, специально чтобы записывать все шоу. В начале тура мы использовали записанный материал в качестве справочника и слушали его во время путешествия в нашем лайнере. Спустя несколько дней у нас появилась идея использовать этот материал для нового релиза. Одно привело к другому. Когда мы вернулись из турне и просмотрели отснятое видео, то решили сделать двойной альбом: аудиодиск и медиа/видеодиск. Мы захотели сделать альбом для фанатов, для тех людей, которые побывали на наших концертах, и для тех, кого там, увы, не было...
v: Саунд APOPTYGMA BERZERK имеет очевидные техно-элементы и произрастает из классического EBM и синти-попа... Лично я считаю, что музыкально вы существуете где-то между DEPECHE MODE, FRONT 242 и... SCOOTER! А что вы сами думаете о вашем месте на современной электронной сцене? Вы по-прежнему принадлежите электро-индустриальной тусовке или же собираетесь двигаться в другом направлении, более связанным с танцевальной культурой: техно, drum-n-bass, брейкбит...?
S: SCOOTER... совсем нет, лучше, скажем, транс, ибо мне он больше нравится. Я никогда не стремился делать музыку в каком-то конкретном жанре, однако APOPTYGMA BERZERK несомненно отражает мои музыкальные корни. Я пытаюсь не быть слишком сильно связанным с какой-то конкретной сценой, а просто делаю то, что считаю правильным и запоминающимся... Я слушаю много разной музыки, и поэтому, если люди слышат у меня элементы из различных музыкальных стилей, то меня это абсолютно устраивает. Моя цель - создавать электронную музыку в стилистике синти-поп/индастриэл/EBM, которая бы звучала современно и соответствовала бы времени, не ретро. Я пишу много треков для танцпола и андерграундной клубной сцены, а так как люди приходят в клубы и для того, чтобы потанцевать, то я хочу делать композиции как можно более groovy. В этом заключается будущее EBM и индастриэла или, по крайней мере, будущее APOPTYGMA BERZERK. Смесь DEPECHE MODE, FRONT 242 и, скажем,... UNDERWORLD.
v: Вы гастролировали в Европе и в США... Где было веселее выступать и есть ли разница между аудиторией в Штатах и в той же Германии?
S: Мы в принципе очень любим гастролировать и неважно где, в Европе или в Америке. Гораздо больше времени мы поколесили по Европе и поэтому ощущаем большую близость с местной сценой, а путешествовать по Штатам было действительно круто, так как мы там были впервые. Европейская сцена более профессиональна, однако на американской сцене больше энтузиазма. Я думаю, что американские фэны очень уважают европейские команды, так как именно Европа является местом рождения электро-индустриальной музыки.
v: Какова была наиболее неожиданная или необычная реакция на вашу музыку со стороны людей во время вашего последнего турне?
S: Это было в США осенью 1998 года. Мы играли в Детройте в очень маленьком клубе, и местная саппорт-команда разогревала зал перед нами около 90 минут. Дело было в понедельник, и было уже довольно поздно. Поэтому мы начали волноваться, а не начнут ли люди расходиться по домам, не слишком ли их утомили местные герои перед нашим выступлением. Однако мы зря волновались. Мы никогда прежде не видели толпу, которая бы так сходила с ума! Это было изумительно. От первой до последней песни первые ряды зрителей плясали и кричали как безумные, люди пытались схватить нас, стащить со сцены, всем как будто сорвало башни. В ту ночь мы влюбились в Детройт.
v: А вы преднамеренно делаете клубноориентированную музыку или вообще не заботитесь о танцевальности будущих песен?
S: Когда я работаю над новой песней, то обычно после нескольких прослушиваний уже могу определить, станет ли она клубным боевиком или нет. Если такой потенциал имеется, то я больше концентрируюсь на ритмах и танцевальности песни. Если же нет, то я больше внимания уделяю другим вещам: вокалам, мелодиям или эффектам.
v: В песне "Love Never Dies" вы используете впечатляющую вокально-музыкальную тему из "Carmina Burana" Carl Orff, и она намного увеличивает мощь композиции. Вы являетесь поклонником классической музыки?
S: Мне нравятся отдельные классические произведения, но я не уделяю им много времени. Полагаю, что будет лучше сказать, что меня притягивают монументальные вещи в целом. "Carmina Burana" является грандиозным произведением. Мне также очень нравятся ощущения, вызываемые мощной музыкой.
v: В другой песне вы используете гитарный сэмпл NIRVANA... Что вы думаете об этой команде? Знаете, NIRVANA до сих пор дико популярна среди наших тинэйджеров...
S: Мне нравится NIRVANA. Это была очень важная группа для нашего поколения.
v: Ваш вокал иногда напоминает мне голос David Gahan... Вы нормально относитесь к подобному сравнению? Я подозреваю, что некоторые люди могут обвинить вас в вокальном клонировании. Но если музыка классная, то лично меня это не волнует!
S: На самом деле я этого не понимаю. Я не думаю, что мой голос звучит, как у David. По крайней мере, я никогда даже и не думал копировать его. Это всего лишь мой собственный голос, и я просто не могу петь, как он, даже если бы очень захотел. По-моему, кое-что еще зависит и от возраста. Вы можете сказать, что его вокал сильно улучшился с годами, и я сильно сомневаюсь, что мне удастся скопировать голос David при достижении аналогичного возраста. Однако я люблю его вокалы и поэтому думаю, что должен поблагодарить вас за комплимент.
v: Я слышал, что из-за вашего отказа служить в армии вы потеряли для APOPTYGMA BERZERK около двух лет... Не чувствуете ли вы сейчас своего рода творческий голод и когда нам следует ожидать от вас нового полноформатного альбома?
S: Точно. Я был очень активен последние полтора года. В 1998 году я провел несколько месяцев в дороге, мы выпустили сборник "Apopcalyptic Manifesto" в Штатах, выпустили сингл, и я долгое время пробыл в Африке, записывая треки для моего сайд-проекта ACID QUEEN. В текущем году я был занят релизом "APBL98" и работал над новым студийным альбомом. Я живу в студии уже фактически семь месяцев и провожу кратковременные вылазки оттуда лишь для того, чтобы поучаствовать в фестивальных концертах. Новый альбом увидит свет нынешней осенью, и далее последует европейское турне.
v: Джентльмены из APOPTYGMA BERZERK предпочитают.. блондинок, брюнеток или рыжих?
S: Хе-хе-хе... Я думаю, что мы любим их всех...
v: После ознакомления с вашими фото я пришел к выводу, что вы выглядите как весьма сексапильные ребята. Вы, должно быть, пользуетесь большим успехом у женской части вашей аудитории... Можете ли вы это как-то прокомментировать?
S: Хе-хе... Это интервью становится очень веселым... Ладно, пусть будет так, как вы говорите. Лично я, по крайней мере, думаю, что многим девчонкам очень нравятся песни вроде "Mourn" или "Near", в которых я показываю свою более чувственную сторону.
v: Как музыкант вы ставите перед собой конкретные цель, задачу?
S: Я хочу выпускать музыку, которая мне нравится, и если она придется по душе другим людям, то это будет просто здорово. Также интересно понаблюдать, как далеко я зайду с этим проектом...
v: Это правда, что скандинавские мужчины очень холодные и сдержанные люди, или это всего лишь стереотип?
S: Если вы сравниваете нас с итальянцами, то, возможно, с первого взгляда все так и выглядит. Дело не в холодности и сдержанности, а в том, что тысячи лет, проведенных в суровой тишине холодных зим, сделали скандинавов серьезными людьми. Людям с Севера, как правило, приходилось выживать в жестокой борьбе с природой, и ничего не доставалось им бесплатно. Все это, конечно же, отразилось на нашем характере, но я думаю, что как только вы решите познакомиться со скандинавами поближе, то обнаружите, что они в действительности очень теплые и веселые люди.
v: Спасибо за ответы. Вы хотите добавить что-нибудь к вышесказанному или сказать что-то особенное нашим читателям?
S: Самые лучшие пожелания из Норвегии. APOPTYGMA BERZERK любит вас!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1999 год в рубрике музыкальная газета