Фестиваль “Червона Рута”
Формула “Червоноi рути”

Около 30 лет назад в Советском Союзе была очень популярна песня "Червона рута" в исполнении вокально-инструментального ансамбля СМЕРIЧКА. Ее автор Владимир Ивасюк, ныне покойный, наверняка не мог предполагать, что его детище даст название целому явлению в украинской популярной музыке.

В 1989 году в Черновцах состоялся I всеукраинский фестиваль "Червона рута". С тех пор раз в два года рута традиционно расцветает пышным цветом в различных городах Украины.

Последующие фестивали проводились в Запорожье, Донецке, Севастополе, Харькове. Последний, VI фестиваль "Червона рута" прошел в мае 1999 года в Днепропетровске. Победители фестиваля определяются по номинациям: поп-музыка, танцевальная музыка, рок-музыка и акустическая музыка.

За 10 лет своего существования "Рута" открыла множество имен в указанных номинациях.

О целях данного мероприятия, о современном состоянии украинской музыки мы разговаривали с генеральным директором фестиваля "Червона рута" Тарасом Мельником. Возможно, некоторые высказывания Тараса покажутся кому-то излишне категоричными. Что ж, любое мнение имеет право на существование. Исходя именно из этого принципа, я и рискнул предложить читателю "МГ" текст нашей беседы.

- Тарас, скажите, пожалуйста, какова была изначально цель фестиваля "Червона рута"?

- В бывшем Советском Союзе и на Украине ситуация с молодежной поп- и рок-музыкой была очень драматичной.

Она запрещалась, преследовалась, особенно если кто-то хотел петь на украинском языке. Эта неофициальная, так сказать, культура была запрещена в государстве. Поэтому, когда стали возможны изменения в годы так называемой перестройки, когда наметилась демократизация в конце 80-х, поднялись многие силы в нашей Украине. В частности, и такая группа молодежи: я, Анатолий Калениченко, Олег Репетский, Кирилл Стеценко. Мы ставили целью поднятие украинской национальной молодежной музыки на качественно новый уровень и организовали соответствующий фестиваль в масштабах Украины.

- Смею вам возразить: перестройка сняла запреты. В качестве примера могу привести успех легендарных ВВ в Москве, в Вильнюсе на "Литуанике-88" и вообще в масштабах всего бывшего СССР.

- Первый фестиваль состоялся в 1989-м. Но мы начали к нему готовиться еще в 88-м году. Тут вы сами противоречите: успех где? За пределами Украины! А на Украине это запрещалось. То есть парадокс в том, что можно было где-нибудь выступать - в России, в Прибалтике, а вот на Украине с этим было не так просто. А в 1987-88-м как раз происходило оживление и освобождение от таких запретов.

- То, что на фестиваль допускаются исключительно украиноязычные исполнители и коллективы, не связано с политическими соображениями? Ведь подобная установка дает основание для нападок со стороны злопыхателей от музыкальной критики, которые могут обвинять вас в дискриминационности.

- Это возможно только в обществе с совковым мышлением. Почему-то, когда в США происходят англоязычные фестивали, а во Франции франкоязычные, никому не придет в голову говорить: "Подождите, а почему только английский/французский?" Ну, это же абсурд! Повторяю: это все - следствие страшного совкового режима, совковой психологии. Поэтому мы даже не реагируем на подобные выпады. Как это - украинец не вправе проводить фестиваль на своем языке? Это же дискриминация в первую очередь именно украинцев! Если бы дали возможность действовать людям, выражающим подобные мнения, это и была бы ярко выраженная дискриминация украинцев.

- Фестиваль проводился на периферии - в нестоличных городах. Почему ни разу он не прошел в Киеве?

- В Киеве проходили заключительные гала-концерты победителей. Начиная с 91-го года отдельные большие, итоговые концерты проводятся в Киеве на площади Независимости. Но сама конкурсная часть фестиваля действительно проводится в меньших городах, потому что задача была показать украинскую современную музыку и украиноязычную песню в разных регионах Украины, то есть возрождать именно те регионы, которые не знали украинскую музыку и до сих пор представляют себе, что украинцы только бегают в шароварах и едят сало. Поэтому задача такая просветительская.

- Еще один повод для обвинения: вы дискриминируете группы, играющие альтернативные направления рока. "Червона рута" имеет стилевые ограничения?

- Тон обвинения смешон. Каждый фестиваль имеет свою линию. Нельзя же обвинять джазовый фестиваль в том, что там не допускается исполнение оперной музыки. Ну это же полный идиотизм! Не может "Червона рута" вместить все и всех. Она имеет даже возрастные ограничения. Об этом заявлено в творческих требованиях. Есть документы, которые все это регулируют. Мы записали в положении: должно быть такое, такое и такое. Мы поддерживаем новую музыку. Вместе с тем мы хотим, чтобы в музыкальном стиле были выражены национальные элементы. И пусть это будет альтернативно, но безнационально - нам это не подходит! Каждый имеет право пойти на какой-нибудь другой фестиваль. А обвинять в дискриминации смешно. Ну почему мы должны под всех подстраиваться? Пусть устраивают альтернативные мероприятия - никто не возражает. Это снова-таки совковость - иметь претензии к тому, что ты женщина или мужчина. Мы имеем такое направление, поддерживаем его - и все.

- "Червонiй рутi" в этом году исполнилось 10 лет. Как вы оцениваете сегодня состояние украинской поп- и рок-музыки?

- Надо сказать, что 10 лет - этот фестиваль был юбилейный - такой период, когда можно подвести определенные итоги, это правда. На Украине появилась достаточно заметная и сильная группа эстрадных исполнителей, наших, местных, которые стали кумирами нашей молодежи. Раньше молодежь преклонялась только перед чужими. Теперь же мы видим, что молодежь влюблена в наших певцов и певиц. Это такие, как Александр Пономарев, Ирина Билык, EL. Кравчук (настоящее имя - Андрей Остапенко. - Прим. авт.). Из более молодых - Катя Чилли, ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО... Это мощная группа отечественных, национальных исполнителей. Есть огромный результат за 10 лет, и это притом, что засилье российской, а на кассетном рынке - западной музыки весьма большое. Но все-таки можно сказать, что украинская, именно украиноязычная, эстрада поднялась на ноги и играет все более заметную роль, а в некоторых регионах уже и преобладает. Это исторический результат! Достаточно было только стать независимым государством, как культура начала развиваться, несмотря на то, что экономические условия не очень благоприятные.

Окончание следует.

Геннадий ШОСТАК

Но вместе с тем есть и проблемы. Это некоторое отставание от современных мировых тенденций и, можно сказать, некоторый провинциализм в подавляющем большинстве. Хотя есть исполнители, работающие на европейском уровне. Но снова-таки публика пребывает в провинциально-отсталом состоянии. Вот эта проблема, на мой взгляд, мешает украинским исполнителям выйти на мировой уровень. Этого еще недостает. Как и нет учебных заведений, как и нет средств массовой информации, транслирующих именно новейшую молодежную музыку. Наш эстрадный исполнитель ориентируется преимущественно на стилистику уровня начала 80-х. К сожалению...

- Когда Украина провозгласила государственную независимость, в музыке этой страны наметилась дифференциация: на западе Украины предпочтение отдавалось родному языку, в центральных областях - фифти-фифти, а юг и восток страны был все-таки ориентирован на Россию.

- Это уже устаревшая информация. Произошли серьезные изменения. Мы проводим отборочные конкурсы в каждой области. Это большой уникальный поиск молодых артистов. Ни один фестиваль этим не занимается. И не по кассетам мы отбираем, а по "живому" исполнению, по открытому, публичному прослушиванию. Здесь победитель определяется при всех на областных отборочных конкурсах. У нас принимает участие около 4000 исполнителей по всей Украине. Так вот, на этот раз количество украиноязычных участников в Крыму превышало Львовскую область: в Крыму - 200 участников, на Львовщине - 170. Налицо ярко выраженная ситуация. Также огромное количество участников из Харькова, Донецка, Днепропетровска, Запорожья. И среди лауреатов последних "Рут" перехватили инициативу южные и восточные области, а не западная Украина - вот, что интересно. Так что ситуация меняется, и языковой дифференциации уже нет. Исполнители предпочитают украинский язык, потому что почувствовали, что в нем есть огромные богатства и возможности. Особенно по сравнению с российской попсой, где дебильные слова. Поэтому украинский язык тут выигрывает - это еще одна из причин обращения исполнителей из южных и восточных областей именно к украинскому языку.

- В республиках бывшего Союза часто на украинскую музыку смотрят, как на экзотику. В Минске, например, на FM-радиостанциях можно услышать Таисию Повалий и Лери Винна, группы ВВ и ТАКIЕ ДЕЛА, ВСЯК ВИПАДОК и SOUL, МАНДРИ и СКРЯБIН, ПЛАЧ ИЕРЕМИИ и ОКЕАН ЭЛЬЗЫ, STOP STEP и ШАО? БАО! и многие другие. В этой связи хочу задать вам встречный вопрос: какие белорусские группы вам известны?

- Что касается Беларуси, понятно, что мы живем в разных государствах. И установить тесные культурные контакты нам мешают различные обстоятельства, в том числе, может быть, в Беларуси не очень заинтересованы в распространении информации за пределами СНГ, равно как и на Украине. Необходима государственная политика обеих стран, направленная на распространение информации через посольства, через какие-то иные средства, чтобы достижения белорусской культуры попадали к нам. Таких энтузиастов, которые занимались бы поисками и приглашениями, не так много. Поэтому нужна культурная политика. Я кое-что слышал, но, к сожалению, не могу всп


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета