Autism
Мир сквозь призму чувств


Сколько ходило никому не нужных толков о том, что электронная сцена в Минске как таковая отсутствует. Мол, бедные несчастные музыканты быстро сходят с дистанции, оказавшись под жестким прессом финансового кризиса и гнетом невостребованности. Но как-то не обращалось внимания на одну очень важную деталь: стремление творить, проявившееся в крови, невозможно уничтожить. Тем более что электронная музыка быстро превращается в неуправляемый синтетический наркотик, способный привести к непоправимым изменениям мозга и вызвать привыкание. Истинный творец не поставит крест на содеянном, а пойдет вперед в поисках новых звуковых решений, подгоняемый "ломкой ". Об одном из "подсаженных на иглу " проекте и пойдет речь.

История возникновения на небосклоне белорусской электронной музыки группы AUTISM уходит своими корнями в середину 80-х. В далеком Лейпциге познакомились двое молодых людей: Дмитрий и Вадим. К этому времени их уже обуяла идея создать что-то грандиозное и вознестись над серой толпой обывателей. Но вот в какой области приложить усилия, они не имели ни малейшего понятия. В поисках пути реализации своего Я однажды ночью по совету друга Вадим включил радио, настроившись на местную волну. Услышанное повергло его в шок. Таково было первое впечатление от DEPECHE MODE. Сначала будущие светила минской электроники просто поклонялись кумирам-богам, а потом пошло-поехало. Не имея за спиной ни малейшего музыкального образования, они решили создавать свою музыку. Сачкуя уроки направо и налево, они вместо учебы играли на различных подручных инструментах: барабанили по книгам, гремели кастрюлями, пытаясь найти альтернативные источники звука, - короче говоря, экспериментировали.

Но вскоре разошлись их пути-дорожки. Один уехал в далекую Беларусь, другой остался в Германии. Прошло несколько лет. Они встретились повзрослевшими и более опытными. Казалось бы, пора остепениться и успокоиться. Ан нет, до сих пор спал и видел Вадим столь необходимый ему синтезатор. Вскоре мечты стали явью. Воспользовавшись доверчивостью Димы, продавшего квартиру, Вадим уговорил его купить на вырученные деньги синтезатор и продолжить эксперименты. Как ни странно, но Дима согласился. Именно здесь начался новый, сознательный этап творчества. Какие только мысли не приходили в их буйные головушки, и все это отражалось в звуках, извлекаемых ими. В результате исключительно с помощью синтезаторов был записан дебютный демо-альбом " The Spiral Twist" (1995). Увлеченные модными в то время направлениями танцевальной музыки trance и hard-house и впечатленные масштабами проникновения в Минск европейской техно-культуры, музыканты пытались найти компромисс между потребностью писать музыку для танцполов и стремлением не замыкаться исключительно в ее рамках. Из-за этих противоречий альбом, по отзывам друзей, не получился удачным.

Вскоре возникла необходимость в дальнейшем развитии, ради чего и было приобретено одно из величайших достижений информационного общества, именуемое компьютером. Но появилась новая проблема. Дмитрий и Вадим понятия не имели, как обращаться с компьютером. Существующие на тот момент минские ди-джеи и электронные музыканты стали бояться подходить к телефону, ибо из трубки раздавались отчаянные мольбы Вадима подсказать, на какие клавиши нажимать, чтобы получить доступ к той или иной программе. Правда, прогресс всегда нуждается в процессе преодоления препятствий. Ознакомившись с компьютером, Дмитрий и Вадим смогли продолжить звуковые поиски, чем незамедлительно и воспользовались. Они не спали ночами, считая, что делают нечто экстраординарное. Но как-то совершенно неожиданно возникла проблема иного рода: название группы - ведь дуэт творил не только для удовлетворения своих эстетических потребностей, но и для того, чтобы донести свои музыкальные идеи до широкой аудитории. Вариантов было великое множество, да ни один не отвечал их меркам: название должно иметь сокровенный смысл и при этом легко запоминаться. В один благословенный день был найден справочник нервных и психических заболеваний. И, о Боже, вот оно: "Аутизм - состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутого внутреннего сознания; уход от реальности и активное неприятие проявлений внешнего мира". Что может быть лучше? Теперь процесс творчества не прерывался ничем.

Вторая попытка записи демо-альбома, с которым можно было бы выйти на широкую аудиторию, началась весной 1996 года. В результате осенью того же года увидел свет "Нурnо-рор". С программой "Нурnо-рор" AUTISM в сентябре выступил с концертами в нескольких клубах Голландии. Отдельные треки этого альбома, навеянные творчеством COIL, DEPECHE MODE и FUTURE SOUND OF LONDON, слушались хорошо каждый сам по себе, но терялись на фоне тренсового звучания остального материала. Утомленные поисками общей концепции звучания, музыканты решили оставить материал в таком виде, как он есть, не тиражировать альбом и вновь начать все сначала.

В конце 1996 года были записаны первые треки для программы "Ultramarine" (последние - в апреле 1997-го). Это была первая концептуальная работа группы, оформившаяся в тиражный альбом. Материал из "Ultramarine" часто звучал на минских танцполах. Именно на 1997 год пришелся пик концертной деятельности группы, а отдельные треки из альбома музыканты включают в свои "живые" выступления и по сей день. Для "Ultramarine" характерен жесткий неровный звук семплированных барабанов и хриплые риффы гитар, сбитый ритм и подчеркнуто кислотные тона. Возможно, альбом не всегда годится для вдумчивого прослушивания. Местами он груб, циничен и надрывист, но все же выделяется на фоне других альбомов AUTISM благодаря своей нервозной энергии и нездоровому чувству ритма.

Вскоре AUTISM разродился в своем роде шедевром. На одном дыхании в конце 1997 года был создан альбом, получивший таинственно-волнующее название "Membrana". Здесь AUTISM предстает в совершенно ином ракурсе. Концепция ужаса и сумасшествия уступила место мелодичности, лирике и обволакивающим потокам нежности. Этнические мотивы, составляющие основу альбома, облаченные в эмбиентные и дабовые тона, заставят любого привередливого слушателя забыться и унестись в восхитительный край гармонии, мудрости и красоты. Искренность и глубина переживаний яркими лучами пронизывает атмосферу легкой меланхолии.

1998-1999 годы выдались для музыкантов наиболее сложными, что было связано с мучительными поисками нового. Как-то совершенно неожиданно появилась идея использовать джаз и взглянуть на его "тeневые" стороны. Правда, она никак не хотела воплощаться в жизнь, поэтому работа над альбомом "Pornojazz" оказалась самой изнуряющей. Казалось, процесс никогда не придет к своему логическому завершению. Но кропотливые труды вылились в достаточно качественный материал, отражающий зрелость группы. Манящая пропасть безумия и порока открывается взору. Глубина саунда производит неповторимый возбуждающий эффект. Ореол страсти, секса и эротики. Впечатляет.

Мир музыкальной синтетики безграничен. Он позволяет отразить даже тончайший изгиб психологии, мировосприятия композитора. Диалектику души музыканта можно проследить, исходя из сотворенного им. Создатели AUTISM по праву заслуживают пристальною изучения ведь они пишут музыку, которая заставляет слушателя думать и чувствовать.

В конце каждого повествования нужно ставить точку, но в данном случае уместно многоточие, ведь, я надеюсь, AUTISM преподнесет музыкальным критикам еще немало сюрпризов...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета