Lear, Amanda
Талантлива во всем


Просто невозможно не любить эту многогранную женщину. Каждый найдет в ней талант, который покажется ему наиболее впечатляющим. Вот уже более двадцати лет великолепная певица, прирожденная актриса, признанная художница и нестареющая модель Аманда Лир горячо любима своими поклонниками со всего мира. Но особо трепетное отношение к ней, как диско-королеве, у нас на постсоветском пространстве, где качественный евродэнс всегда ценился гораздо больше более интеллектуальных и технологичных танцевальных стилей, пришедших ему на смену. Хотя есть этому и чисто генетическое объяснение.

Аманде Тэпп (Amanda Tapp) повезло родиться сразу же после самой уничтожающей войны в истории человечества. Конечно, ее родной Гонконг не испытал на себе немецкой оккупации, но кто знает, чтобы осталось от нашей планеты, если бы Гитлеру позволили осуществить его кошмарные планы?! Ее отец -наполовину англичанин, наполовину француз - был послан служить в Индокитай в составе французской дивизии. Вместе с ним в Гонконг отправилась и его молодая жена азиатско-русских кровей, чье детство прошло в Швейцарии и на юге Франции.

В очень раннем возрасте у их дочери прорезался интерес к изучению иностранных языков. И уже к 18 годам к двум родным (французскому и английскому) Аманда прибавила разговорные немецкий, испанский и итальянский. Вдобавок к этому молодой полиглот не на шутку увлекся рисованием и в 16 лет умчался учиться в Париж, перед тем как получить законченное среднее образование в известной лондонской школе Святого Мартина. В Лондоне все и началось. Необычная евроазиатская внешность, близкое знакомство с самим Брайаном Джонсом из "роллингов" и бурная ночная клубная жизнь очень скоро были увенчаны отменным вниманием со стороны значимых для карьерного роста людей. Аманда стала работать в одном из самых популярных в Европе модельных агентств, которым руководила Кэтрин Харле.

Через год девушку было не узнать. Ее пригласили в божественный Париж, и теперь она демонстрировала коллекции Ив Сен Лорана и Пако Рабанна. Там же она завела еще одно очень примечательное знакомство с Сальвадором Дали, для которого оставалась музой, моделью и близким другом почти пятнадцать лет. В 1985 году вышла ее книга о знаменитом мастере абстрактных творений под названием "My Life With Dali", и в ней были следующие строчки: "Дали был гением двусмысленности, и он часто разговаривал с женщиной, как будто перед ним мужчина". Данное заявление было расценено общественностью, как косвенное доказательство давнего слуха, что Аманда транссексуалка. Но об этом позже...

В период с 1965 по 1973 год Аманда сменила множество модельных агентств и ее божественное тело красовалось на обложках большинства европейских журналов мод. В 1967 году состоялся ее успешный кинодебют в одной из картин режиссера Генри Ланое.

В 1973 году наша героиня впервые шагнула навстречу музыке, вернее просто протянула ей руку помощи, снявшись для обложки альбома ROXY MUSIC "For Your Pleasure". Вокалист группы Брайан Фэрри (Bryan Ferry), давний поклонник Аманды, уговорил ее попозировать перед фотокамерой, и этот снимок стал столь же популярным, как и сама запись. Потом в нее влюбился сам Дэвид Боуи, и целый год они провели вместе. Боуи страстно желал, чтобы Аманда запела, и специально для того, чтобы привлечь побольше внимания, запустил газетную утку, якобы Аманда Лир - транссексуалка. В 1974 году их несколько раз видели на телевизионных шоу, и Де Фрис, продюсер Дэвида, даже подписал с ней контракт, но ничего из этого не вышло.

Впрочем, после флирта с Боуи Аманда по крайней мере знала, где еще искать пути самовыражения, и, не желая откладывать в долгий ящик свой музыкальный дебют, нашла себе продюсерскую компанию Strum Production. В марте 1976 года на легендарном британском лейбле Creole Records вышел ее первый сингл "Trouble" (кавер песни Элвиса), который полгода назад был обласкан вниманием (в варианте с французским текстом) во Франции. Успех выглядел достаточно неожиданным явлением, если учесть, что диско только входило в моду, но немецкий лейбл Ariola, который распространял записи Creole, взял талант Аманды в оборот и быстренько приставил к ней опытного продюсера. С помощью его композиторского таланта, ее достаточно интеллектуальных для танцевального жанра текстов и необыкновенно низкого голоса (почти как у Марлен Дитрих, благодаря изрядному количеству выкуренных сигарет и выпитого виски, как Лир позже признается), вдохновенных аранжировок Чарли Риканека и стараний бэк-вокалисток, обыкновенно подхватывающих припевы, Аманда сразу же выделилась из когорты тысяч исполнителей, которые пробовали найти себя на волне популярности диско, а на Рождество 1976 года ее сингл "Blood And Honey" побил все рекорды по продаваемости и возглавлял многие хит-парады.

Ariola подписала с ней контракт, о котором не прочь была помечтать даже самая высокооплачиваемая в то время модель (на 7 лет и 6 альбомов). Доходы казались ей астрономическими, но она продолжила позировать и ходить по подиуму, часто отправляясь с показов прямо в студию (минуя дом). В продюсерской команде замелькало имя Харольда Фальтемейера, который позже наравне с Михаэлем Крету будет забивать шедеврами репертуар небезызвестной Сандры.

Дебютный альбом Аманды Лир "I Am A Photograph" (название относится к ее модельной карьере) гостил целых 33 недели в немецких чартах и произвел на свет два хит-сингла "Tomorrow" и "Queen Of Chinatown", последнего из которых наградили "золотом" в Японии (очень редкий факт в отношении зарубежных записей в то время). Однако основные музыкальные центры планеты (США, Великобритания и Франция) все еще дремали, пропуская ее работы мимо ушей.

После релиза ее легендарного танцевально-симфонического (немного в стиле KRAFTWERK) сингла "Follow Me" положение улучшилось, и Аманде рукоплескала вся континентальная Европа (включая Францию). А после выхода второго альбома "Sweet Revenge", 4 миллиона копий которого было продано в более чем пятидесяти странах мира (а в Тайланде он возглавлял национальный хит-парад целых 16 (!) недель), можно было уже вполне аргументированно говорить о европейском феномене, по имени Аманда Лир.

В апреле 1979 года Аманда вышла замуж за продюсера французской поп-дивы Сильвии Вартан Alain Philippe Malagnac, сына известного писателя-гомосексуалиста Roger Peyfitte. Это и еще ее фотосессии для журнала "Playboy" еще больше склонили некоторых к выводам о ее тайной сексуальной ориентации. С 1981 года она стала выставлять на показ свои художественные работы, которые в среднем стоили около 10 000 долларов. Тем не менее с Монном и Риканеком Аманда записала еще три великолепных альбома, лучшим из которых поклонники певицы обычно считают "Never Trust A Pretty Face" (Никогда не доверяй смазливому личику) с величественным шедевром "The Sprinx" и более открытым диско-звучанием с мелодичными аранжировками специально приглашенного Кейта Форси (его клиентами были многие звезды от Донны Саммер до Билли Айдла).

Следующий диск "Diamond For Breakfast" обозначил ее прорыв на скандинавский и восточно-европейский рынки. В Германии он продавался ужасно, а вот в Италии, где Лир снялась в рекламном ролике концерна "Fiat", все складывалось как нельзя удачно, и лейбл RCA даже выпустил этот альбом с тремя бонус-треками на итальянском. Союз с Монном и другими старыми авторами исчерпывал себя, но на Ariola настраивали ее на запись еще одного подобного проекта, хотя Аманда была готова заняться роком, своей первой любовью. Она даже начала записывать демо на студии легендарного в будущем продюсера Тревора Хорна (FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD, Tina Turner, NEW ORDER, BUGGLES) в Лондоне, но была отозвана и посажена в одну клетку с Монном для работы над альбомом "Incognito". В Испании и в странах Латинской Америки они пошли по такому же плану, как и в прошлый раз с Италией, и получили свою порцию оваций. В остальном мире наметился провал, и после финального (с Монном) сингла "Fever" Лир подала в суд на Ariola, чтобы освободиться от давления консервативных условий их контракта.

Потом были гастроли по Южной Америке, Восточной Европе (в СССР ее принимали наравне с PINK FLOYD и Барбарой Стрейзанд) и Италии. Кстати, в Италии у нее вышел сингл "Incredibly Woman" и стал настолько популярным, что телевизионный магнат Силвио Берлускони предложил ей место ведущей нового развлекательного шоу. Она согласилась и за четыре года стала величайшей телезвездой Италии. Монн стал продюсировать Fancy и на заработанные за все это время немалые деньги построил собственный отель, но затем стал испытывать финансовые проблемы, развелся и окончательно ушел из шоу-бизнеса.

Весьма посредственным альбомом "Tam-Tam", записанным уже не в Германии, а в Италии, Аманда распрощалась с Ariola и сосредоточила свое внимание на телевидении. Не считая довольно заводного хай-энерджи-сингла "No Credit Card" (1985), можно сказать, что она вернулась в музыку только в 1987 году с альбомом "Secret Passion", записанным с американским продюсером Кристианом де Уайлденом на Carrere Records, но небольшая автомобильная катастрофа помешала Лир раскрутить его как следует, съездив в мировое турне. Лежа в больнице, Аманда написала повесть "The Immortal", которая была издана во Франции в том же году.

В 1988 году вместе с итальянской группой CCCP она выступила с концертом в Сан-Ремо специально для итальянского телевидения, а в последующие несколько лет записала серию франко- и италоязычных альбомов и довольно успешно. Параллельно на телевизионных каналах и радиостанциях этих стран ей было выделено эфирное время под новые шоу.

В 1992 году Аманда снялась во французской картине "A Woman For Me", обласканной критиками, и открыла в Германии свое самое известное (секс)-шоу "Beware Of The Blondes", которое в вечерние часы собирало до половины телезрителей страны.

В 1993 году состоялось ее возвращение на танцевальную сцену с диском "Cadavrexquis", отчасти спродюсированным немцами BASS BUMPERS, скромный успех которого был развит через два года очень взрослым альбомом "Alter Ego", когда впервые за 12 лет она вновь записывалась в Мюнхене. В 1997 году этот альбом был переиздан на волне неутихающей популярности его песен, а вдобавок в 90-х годах вышло около десятка сборников классических и новых песен Аманды, последний из которых ("Amanda\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'98 - Follow Me Back In My Arms") до сих пор котируется в некоторых европейских дэнс-хит-парадах.

Несмотря на свои годы (извиняюсь за несколько некорректное по отношению к женщине выражение) Лир продолжает оставаться преуспевающей моделью, стильно одеваться и выглядеть, сниматься в кино (ее последняя картина "Bimboland", где вместе с ней сыграл Жерар Депардье), рисовать гуашью и акварелью и вести, как всегда, очень экстравагантное шоу "Little Ugly Duck", где с помощью десятка парикмахеров и визажистов невзрачные люди превращаются в изюминок. О турне она уже не вспоминает, но вполне возможно, что после записи нового альбома она может посетить с концертами те места, где к ней традиционно тепло относится публика (кстати, в 1997 году она уже приезжала в Москву). Ведь ей каких-то 53 года!.. И все еще можно тысячу раз переиграть в жизни...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета