Momus
“Патронажный поп”


В декабре прошлого года проживающий в Лондоне Nicholas Currie aka MOMUS разместил на своей страничке в Интернете одновременно дразнящее и интригующее объявление приблизительно следующего содержания: "Тридцать человек будут жить вечно! Продажа музыкальных портретов за 1.000 долларов. Вышлите мне чек на указанную сумму, и целая песня на моем новом альбоме будет посвящена Вам". К этому моменту MOMUS уже имел репутацию культового поп-экспериментатора, интеллектуального провокатора и концептуалиста, пользующегося огромной популярностью в Японии и локальным уважением в Европе и Америке. В течение двух недель на предложение музыканта откликнулись около сорока человек и несколько компаний из различных точек планеты, согласных перевести на счет артиста необходимую сумму только за то, чтобы увековечить свое имя в музыкальном формате!

Авантюра оказалась успешной, и 9 июля 1999 года на лейбле Bungalow увидел свет новый альбом MOMUS "Stars Forever". Находчивый музыкант положил в свой карман 30.000 долларов, не облагаемых налогами, 30 счастливых персоналий утешили свое самолюбие, а поп-аудитория получила на руки весьма спорный релиз. Творческая финансавая операция позволила Nicholas вытащить из долговой ямы свой маленький американский лейбл Le Grand Magistery, который находился в одном шагу от полного банкротства - в прошлом году против MOMUS и его нью-йоркского предприятия возбудила судебное разбирательство композитор-транссексуал Wendy Carlos, протестующая против "неправомочного" включения в последний альбом британца "The Little Red Songbook" песенки-издевательства "Walter Carlos". Идея создания патронажного альбома "Stars Forever" посетила Nicholas именно как реакция на возникшую угрозу. Среди спонсоров записи оказались весьма разные люди: как простые граждане, так и знаменитости. Один из них пожелал, чтобы MOMUS написал песню-посвящение его любимой девушке, а другой попросил написать песню-благодарность бывшей подружке, с которой произошел разрыв отношений. Среди заказчиков оказалась и японская поп-звезда Cornelius, по просьбе которого была сочинена песенка-приветствие его любимым котам Caesar и Nova. Среди спонсоров также засветились известный авангардный художник и скульптор Jeff Koons и компания CMJ.

Nicholas Currie родился в 1960 году в Paisley, Шотландия. Детство музыканта прошло в Канаде, но в середине 80-х Currie вернулся в Англию и начал записывать музыку как независимый автор. На него оказал сильное влияние Jacques Brel, чья земная сексуальность вскоре просочилась и в произведения MOMUS. Первая EP "Beast With No Backs", выпущенная на El Records, ровно как и дебютный альбом "Circus Maximus", не привлекла к себе внимание критиков. Следующий альбом MOMUS должен был выйти под названием "The Poison Boyfriend", но его пришлось сменить на "Tender Pervert" после того, как артист подписал контракт с лейблом Creation в 1988 году. Данный альбом представлял собой надрывный и мучительный документ, базирующийся на сексуально-эмоциональном психоанализе - сила MOMUS заключалась в умении выстраивать крепкие сюжетные линии в песнях. В следующем году музыкант записал и выпустил пластинку "Don\\\\\\\'t Stop The Night", более электронную и танцевальную, что соответствовало тогдашней музыкальной моде. Альбом MOMUS 1991 года "Hippopotamomus" был принят критиками очень прохладно и получил оценку "0" по 10-бальной шкале в популярном издании New Musical Express - Nicholas воспринял это с иронией. А в начале 90-х на базе европейского гей-сообщества начала формироваться фанбаза MOMUS (его трек "Cocksucking Lesbian Man" прозвучал в фильме Derek Jarman "Blue"), и философия MOMUS продолжила набеги в голландский мир искаженной сексуальности и аморальности. Диск 1996 года "Slender Sherbet" стал переизданием альбома "Tender Pervert", а в 1997 году Currie нашел своего единомышленника в лице Anthony Reynolds из JACK, и вдвоем они потворствовали своим слабостям и выпустили диск "How To Make Love Volume 1" под именем JACKUES. Currie также успел поработать с французской певицей Laila France на странном альбоме "Orgonon", посвященном психоаналитику Wilhelm Reich. CD 1997 года "Ping Pong" явил миру очередной альбом самого MOMUS и представил слушателям обычный провокационный материал британца. А предпоследний альбом MOMUS "The Little Red Songbook" стал своеобразным секс-водевилем на базе Roland-интерпретаций произведений Баха и Вивальди и неудачных попыток воссоздать атмосферу фильмов Стенли Кубрика "Механический апельсин" и "Космическая Одиссея 2001 года".

Прослушав альбом "Stars Forever", я пришел к нескольким выводам. Во-первых, оригинальность идеи "патронажного альбома" вовсе не означает, что музыкально релиз является чем-то выдающимся. Отнюдь. Если поначалу прослушивание милых песенок-портретов и вызывает определенный интерес - все-таки MOMUS старался использовать предельно интимный подход к своим подопечным и исполнить каждый заказ так, чтобы он был уникален и не похож на другие треки-посвящения, - то где-то в середине альбома весь процесс "импровизации за деньги" начинает наскучивать: что-то не сработало в теоретически идеальном механизме. Я не являюсь противником концепции "патронажного альбома" и даже склонен считать первый опыт в данной области успешным, однако, за исключением трех-четырех песен, музыка MOMUS не произвела на меня особого впечатления, да и воплощение замысла показалось мне несколько неискренним. Кажется, что, прославляя других, Nicholas занимается самолюбованием. Далее, MOMUS, несомненно, настоящий виртуоз своего дела и мастерски лавирует между многими известными жанрами поп- и рок-музыки, хип-хопом и пост-модерном. MOMUS - профессионал в написании лаконичных караоке-зарисовок в стилистике аналогового барокко и Casio секс-попа. Но MOMUS скользок и изворотлив, как угорь. Он мягок, часто нежен, игриво сексуален, осторожен, глубок и... хитер. Его музыка звучит влажно и утонченно, но пошловато. Такой приторный гомосексуальный саунд. Так мне, по крайней мере, показалось. Если хотите, китчевое отражение звучания STEREOLAB, HIGH LLAMAS, MY BLOODY VALENTINE и Cornelius. Кстати, сам Nick говорит, что он "играет в ту же игру, что и Cornelius с Beck".

Ни один из героев песен на "Stars Forever" не представлен в плохом свете. Сплошь и рядом исключительно милые и прекрасные люди. Все просто за-ме-ча-тель-но! Розовые цвета доминируют. Но, черт возьми, так ведь не бывает! Мне нравятся сказки и музыкальная карамель, но это должны быть идущие от сердца артиста фантазии и грезы, а не заказные "прогибы". Каждый зарабатывает как может, скажете вы? Верно, но тогда нужно четко определить художественную и смысловую ценность конечного продукта. Круг потенциальных благодарных слушателей музыки MOMUS - это, пожалуй, представители секс-меньшинств, элитарно-богемная тусовка, особая разновидность худосочных романтиков и интеллектуально продвинутых слушателей, которые зациклены исключительно на всем британском c приставкой "art-".

В заключение добавлю, что Nicholas Currie очень неплохо пишет - у него свой авторский стиль подачи материала и оригинальный взгляд на многие вещи. Чтобы убедиться в этом, рекомендую вам посетить его страничку в Интернете: http://www. demon.co.uk/momus - забавное чтиво вам будет обеспечено. Недавно мы использовали отрывки из его сочинений в нашем рассказе о стиле Shibuya-kei. Сам Nick является большим фанатом японской поп-музыки, давно варится в ней, пропагандирует ее и даже продюсирует японскую поп-звезду Kahimi Karie (он пишет для нее песни, одна из которых была создана в соавторстве с друзьями и единомышленниками MOMUS - нынче весьма модными ADD N TO [X]). Но, несмотря на мою критику альбома "Stars Forever", мне любопытно, что предложит европейский поп-самурай, которого некоторые критики называют Andy Warhol 90-х годов, в будущем в рамках какой-либо новой релиз-концепции.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета