V/A Червона рута '97
(p) & (c) 1997 "Червона рута"
Часть 1 14tks/58mins
Часть 2 14tks/59mins
Вот уже 10 лет, как на Украине раз в два года проводится всереспубликанский фестиваль популярной музыки и современной песни "Червона рута". Вряд ли какая из республик бывшего СССР может похвастаться ТАКИМ фестивалем. Для большей ясности процитирую фрагмент выписки из Творческой концепции "Критерии оценки конкурсантов фестиваля "Червона рута" (авторы - Тарас Мельник и Анатолий Калениченко): "Учитывая особую эстетику и природу современной молодежной массовой музыки, в том числе поп- и рок-, современной танцевальной и акустической музыки, профессионализм участников не может оцениваться сквозь призму академического, в частности, классического музыкального искусства. Максимальному самовыражению музыкантов будет способствовать критерий индивидуальности и неповторимости, вводимый с целью преодоления стереотипов и шаблонов, распространенных в современной популярной музыке. Также не может рассчитывать на успех вульгарность или музыкальная "цыганщина" с "ресторанщиной". Критерий новизны, современности и молодежности, выдвинутый с целью поощрения, с одной стороны, к созданию шлягеров, остро модных танцевальных песен, с другой - к поиску неожиданного, даже экстраординарного. Это будет способствовать выходу за пределы устаревших шаблонов и трафаретов украинской эстрады, овладению молодыми музыкантами самыми современными, модными на Западе молодежными направлениями и стилями, жанрами и выразительными средствами.
Индивидуальность и неповторимость, новизна, современность и молодежность не могут выступать (а следовательно - и рассматриваться) в отрыве от украинской национальной определенности музыки и исполнения. Выход за пределы эстрадных стереотипов не должен означать разрыва с национальными традициями вообще".
V всеукраинский фестиваль "Червона рута" был проведен в Харькове (в зале городского оперного театра) в мае 1997 года. По окончании данного мероприятия дирекция фестиваля сочла необходимым издать сборник его лауреатов в виде двух аудиокассет.
Первую кассету открывает знаменитый хит харьковской группы ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО "Зроби менi хiп-хоп". Несколько лет назад эта группа была известна любителям ритм-энд-блюза - по рукам ходил русскоязычный магнитоальбом. Три года спустя, обновив состав, ТНМ КОНГО проявил себя в новом амплуа. Число ее поклонников на Украине резко возросло. Оксана Попович (Нововолынск) "Там, де вiнчауться мова" - обыкновенная эстрадная песня. 10-а4 (Черновцы) "Немау турботи" - украинский techno/core. Елена Плаксина (Харьков) "Матiнко моя" - лирическая эстрада в сочетании с фолком. БОМБТРЕК (Киев) "Чудовисько" - утяжеленный рок-н-ролльчик, по содержанию близок галанинскому "Чудовищу". Марина Юрасова (Киев) "Комета" - эстрадная композиция с богатым музыкальным языком и изысканной аранжировкой. ДАЛ ТIМ (Ровно) "Насолода" - вот уж где действительно наслаждение! Рэп с украинскими сопилками. Юлия Лорд (Киев) "Танець душ" - по саунду и аранжировке смахивает на ENIGMA. ТРОт ПОРОСЯТ (Днепропетровск) "Дiвчина я" - юморная заводная песенка о гордой девушке-недотроге, признающей только собственную тусовку. ФАКТИЧНО САМI (Ивано-Франковск) "Жiнка-сокира руба" - характерный пример слияния indie с украинским аутентичным фольклором. Инесса (Ивано-Франковск) "Я - вiтер" - techno + etno. МОТОРРОЛЛА (Хмельницкий) "Революцiя" - просто веселая хардовая композиция. СПIДВЕЙ (Тернополь) "Етючi тарiлки" - техно-рэп с украинскими народными инструментами. И, наконец, любимица украинской молодежи киевлянка Катя Чилли с народной песней "Там" в современной аранжировке. Катя продемонстрировала превосходное владение искусством аутентичного горлового пения.
Перефразируя слова Штирлица, можно сказать: наиболее запоминаются первый и последний музыкальные треки. Материал кассеты построен именно по этому принципу: в начале ТНМ КОНГО с "Хiп-хопом", в конце - Катя Чилли, которая еще до V фестиваля обрела всеукраинскую популярность. Впрочем, и остальные номера послушать приятно.
Наше знакомство с лауреатами фестиваля продолжается. Правда, вторая кассета отличается от первой большим стилистическим однообразием. Первым треком на ней значится украинская народная песня "Полетiв Iван" киевской группы АВТЕНТИЧНЕ ЖИТТЯ, соединяющей techno с народным пением. Ужгородская группа ВСПЫХНУЛ ШЫФФЕР ради права принять участие в программе "Рути" была вынуждена поступиться принципами и видоизменить свое название на украинский манер: СПАЛАХНУВ ШИФЕР. Претерпела изменение и стилистика - от тяжелого рэпа к techno. На фестивале группа представила песню "Не жени мене геть". ДАТ (Смила) "Бiла жiнка" - indie + folk. Мария Иванова (Харьков) "Зачекай" - стиль ее я бы определил как new age. ГОНИТВА (Ровно) "Уявлений свiт" - и опять techno, на сей раз безвкусное (очевидно, жюри "ЧР" неровно дышит к этому стилю). Татьяна Репина (Харьков) "Чому це сонце не сходить?" - вопрос, конечно, интересный. New age. Александр Коваленко (Луганск) "Лише коли ти зi мною" - ура! Хай живе techno! Автор заигрывает с любовной тематикой. Яна Яновская (Нежин) "Сонця посланець" - как по мне, new age куда интереснее, чем techno. Панки из киевской группы SO вволю оттянулись сами и завели слушателя-зрителя шуточной песенкой "Непорозумiння". На мой субъективный взгляд, это один из лучших номеров сборника. Анна Пасаман (Львов) "Я залишаю докiр дню" - ну, что поделать? Во Львове тоже любят это самое techno. Анну сменяют ее земляки - группа ТАРТАК с рэпом "Божевiльнi танцi". Текст по ритмической структуре близок украинским коломыйкам, распространенным в западном регионе республики. Светлана Градова (Киев) "Пустелi мiста" - просто эстрадная песня с использованием богатейшего арсенала современных технологий. Завершает релиз харьковская группа РАДОСЛАВ с обработками двух украинских народных песен.
"Веснянi хороводи" - гениальное сочетание new age и симфо-рока с многоголосным народным пением. "Купало" синтезирует аутентичное многоголосие с dance-ритмами 90-х.
Важно отметить, что на вкладышах к обеим кассетам, кроме имен певцов/певиц, названий групп и композиций, присутствует их авторство и даже место пребывания указанных исполнителей и коллективов, излагается концепция "Червонох рути". Весь украинский текст, содержащийся на развороте вкладыша, продублирован по-английски. Дирекции "ЧР" удалось максимально приблизить издание к европейским стандартам, причем в плане не только отбора материала, но и оформления вкладышей. Конечно, не все на данном сборнике равноценно. И тем не менее даже пресные техно- и поп-композиции выглядят куда более привлекательно, чем набившая оскомину "Батарейка" или "Какао-какао, ко-ко-ко-ко...".
Часть 1 14tks/58mins
Часть 2 14tks/59mins
Вот уже 10 лет, как на Украине раз в два года проводится всереспубликанский фестиваль популярной музыки и современной песни "Червона рута". Вряд ли какая из республик бывшего СССР может похвастаться ТАКИМ фестивалем. Для большей ясности процитирую фрагмент выписки из Творческой концепции "Критерии оценки конкурсантов фестиваля "Червона рута" (авторы - Тарас Мельник и Анатолий Калениченко): "Учитывая особую эстетику и природу современной молодежной массовой музыки, в том числе поп- и рок-, современной танцевальной и акустической музыки, профессионализм участников не может оцениваться сквозь призму академического, в частности, классического музыкального искусства. Максимальному самовыражению музыкантов будет способствовать критерий индивидуальности и неповторимости, вводимый с целью преодоления стереотипов и шаблонов, распространенных в современной популярной музыке. Также не может рассчитывать на успех вульгарность или музыкальная "цыганщина" с "ресторанщиной". Критерий новизны, современности и молодежности, выдвинутый с целью поощрения, с одной стороны, к созданию шлягеров, остро модных танцевальных песен, с другой - к поиску неожиданного, даже экстраординарного. Это будет способствовать выходу за пределы устаревших шаблонов и трафаретов украинской эстрады, овладению молодыми музыкантами самыми современными, модными на Западе молодежными направлениями и стилями, жанрами и выразительными средствами.
Индивидуальность и неповторимость, новизна, современность и молодежность не могут выступать (а следовательно - и рассматриваться) в отрыве от украинской национальной определенности музыки и исполнения. Выход за пределы эстрадных стереотипов не должен означать разрыва с национальными традициями вообще".
V всеукраинский фестиваль "Червона рута" был проведен в Харькове (в зале городского оперного театра) в мае 1997 года. По окончании данного мероприятия дирекция фестиваля сочла необходимым издать сборник его лауреатов в виде двух аудиокассет.
Первую кассету открывает знаменитый хит харьковской группы ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО "Зроби менi хiп-хоп". Несколько лет назад эта группа была известна любителям ритм-энд-блюза - по рукам ходил русскоязычный магнитоальбом. Три года спустя, обновив состав, ТНМ КОНГО проявил себя в новом амплуа. Число ее поклонников на Украине резко возросло. Оксана Попович (Нововолынск) "Там, де вiнчауться мова" - обыкновенная эстрадная песня. 10-а4 (Черновцы) "Немау турботи" - украинский techno/core. Елена Плаксина (Харьков) "Матiнко моя" - лирическая эстрада в сочетании с фолком. БОМБТРЕК (Киев) "Чудовисько" - утяжеленный рок-н-ролльчик, по содержанию близок галанинскому "Чудовищу". Марина Юрасова (Киев) "Комета" - эстрадная композиция с богатым музыкальным языком и изысканной аранжировкой. ДАЛ ТIМ (Ровно) "Насолода" - вот уж где действительно наслаждение! Рэп с украинскими сопилками. Юлия Лорд (Киев) "Танець душ" - по саунду и аранжировке смахивает на ENIGMA. ТРОт ПОРОСЯТ (Днепропетровск) "Дiвчина я" - юморная заводная песенка о гордой девушке-недотроге, признающей только собственную тусовку. ФАКТИЧНО САМI (Ивано-Франковск) "Жiнка-сокира руба" - характерный пример слияния indie с украинским аутентичным фольклором. Инесса (Ивано-Франковск) "Я - вiтер" - techno + etno. МОТОРРОЛЛА (Хмельницкий) "Революцiя" - просто веселая хардовая композиция. СПIДВЕЙ (Тернополь) "Етючi тарiлки" - техно-рэп с украинскими народными инструментами. И, наконец, любимица украинской молодежи киевлянка Катя Чилли с народной песней "Там" в современной аранжировке. Катя продемонстрировала превосходное владение искусством аутентичного горлового пения.
Перефразируя слова Штирлица, можно сказать: наиболее запоминаются первый и последний музыкальные треки. Материал кассеты построен именно по этому принципу: в начале ТНМ КОНГО с "Хiп-хопом", в конце - Катя Чилли, которая еще до V фестиваля обрела всеукраинскую популярность. Впрочем, и остальные номера послушать приятно.
Наше знакомство с лауреатами фестиваля продолжается. Правда, вторая кассета отличается от первой большим стилистическим однообразием. Первым треком на ней значится украинская народная песня "Полетiв Iван" киевской группы АВТЕНТИЧНЕ ЖИТТЯ, соединяющей techno с народным пением. Ужгородская группа ВСПЫХНУЛ ШЫФФЕР ради права принять участие в программе "Рути" была вынуждена поступиться принципами и видоизменить свое название на украинский манер: СПАЛАХНУВ ШИФЕР. Претерпела изменение и стилистика - от тяжелого рэпа к techno. На фестивале группа представила песню "Не жени мене геть". ДАТ (Смила) "Бiла жiнка" - indie + folk. Мария Иванова (Харьков) "Зачекай" - стиль ее я бы определил как new age. ГОНИТВА (Ровно) "Уявлений свiт" - и опять techno, на сей раз безвкусное (очевидно, жюри "ЧР" неровно дышит к этому стилю). Татьяна Репина (Харьков) "Чому це сонце не сходить?" - вопрос, конечно, интересный. New age. Александр Коваленко (Луганск) "Лише коли ти зi мною" - ура! Хай живе techno! Автор заигрывает с любовной тематикой. Яна Яновская (Нежин) "Сонця посланець" - как по мне, new age куда интереснее, чем techno. Панки из киевской группы SO вволю оттянулись сами и завели слушателя-зрителя шуточной песенкой "Непорозумiння". На мой субъективный взгляд, это один из лучших номеров сборника. Анна Пасаман (Львов) "Я залишаю докiр дню" - ну, что поделать? Во Львове тоже любят это самое techno. Анну сменяют ее земляки - группа ТАРТАК с рэпом "Божевiльнi танцi". Текст по ритмической структуре близок украинским коломыйкам, распространенным в западном регионе республики. Светлана Градова (Киев) "Пустелi мiста" - просто эстрадная песня с использованием богатейшего арсенала современных технологий. Завершает релиз харьковская группа РАДОСЛАВ с обработками двух украинских народных песен.
"Веснянi хороводи" - гениальное сочетание new age и симфо-рока с многоголосным народным пением. "Купало" синтезирует аутентичное многоголосие с dance-ритмами 90-х.
Важно отметить, что на вкладышах к обеим кассетам, кроме имен певцов/певиц, названий групп и композиций, присутствует их авторство и даже место пребывания указанных исполнителей и коллективов, излагается концепция "Червонох рути". Весь украинский текст, содержащийся на развороте вкладыша, продублирован по-английски. Дирекции "ЧР" удалось максимально приблизить издание к европейским стандартам, причем в плане не только отбора материала, но и оформления вкладышей. Конечно, не все на данном сборнике равноценно. И тем не менее даже пресные техно- и поп-композиции выглядят куда более привлекательно, чем набившая оскомину "Батарейка" или "Какао-какао, ко-ко-ко-ко...".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1999 год в рубрике музыкальная газета