Boney M
Танцуют все!..


Всем нам в той или иной мере свойственно мечтать о будущем и анализировать прошлое, заботиться о прогрессе и впадать в ностальгическое настроение, вспоминая добрые времена своей молодости (во что одевались, во что верили, что слушали и подо что танцевали). Философские и шмоточные вопросы оставим на потом, а вот с песнями и танцами разобраться гораздо проще. Достаточно только вспомнить имя знаменитого немецкого продюсера Франка Фариана, который последние 25 лет стабильно снабжал европейскую танцевальную сцену суперпопулярными группами и исполнителями, среди которых не меркнет знакомое всем название - BONEY M.

Несмотря на то, что BONEY M никогда особенно не блистали в Америке, европейский слушатель второй половины 70-х-начала 80-х годов души в них не чаял. Состав коллектива менялся аж девять раз, было продано около 40 миллионов дисков и более 65 миллионов синглов. BONEY M добились феноменального успеха в странах Восточной Европы и особенно в СССР, куда они заглянули одними из первых западных артистов (хотя "Rasputin" им так и не дали исполнить по идеологическим соображениям). Группа выступила на Красной площади и даже сняла там видеоклип. Вообще же за свою продолжительную карьеру легенды и пионеры евродиско восемь раз возглавляли сингловые чарты многих стран Европы, трижды водружали на высшую ступень популярности свои альбомы и в последнее десятилетие буквально завалили нас разнообразными сборниками своих лучших вещей, рождественскими альбомами, ремиксами и мегамиксами. И хотя Фариан давно уже делает ставку на более молодых и продвинутых своих протеже, BONEY M продолжают жить в трех нынешних составах (правда, официально признается только тот, что возглавляет Лиз Митчелл), гастролировать и сниматься для телевидения.

Трудно поверить в то, что идея собрать подобный коллектив возникла в голове Фариана ровно четверть века тому назад. Сын рабочего кожевенной фабрики, погибшего во Второй мировой войне, и солистки церковного хора, Франц Ройтер (Franz Reuter), позже взявший себе псевдоним Франк Фариан (Frank Farian), родился (18.7.1942 г.) и вырос в приграничном с Францией западногерманском городе Саарбрюкен по соседству с десятками американских военных баз, чьи обитатели всегда представляли для него повышенный интерес, так как являлись носителями особенной вольготной штатовской культуры, так не похожей на строгие немецкие устои.

Еще подростком Франц безумно влюбился в английскую и американскую поп-музыку, но по собственным воспоминаниям вместо BEATLES заслушивался Sam Cooke, Little Richard и Otis Redding. Парень долго работал над своим голосом и, пытаясь имитировать популярные в Америке соул-хиты, стал выступать в местных забегаловках, в которых часто тусовались американские солдаты, истосковавшиеся по родине. Публика его очень любила, и это заряжало его вдохновением.

В начале 60-х молодой вокалист собрал вокруг себя целую группу энтузиастов черной музыки и, назвавшись FRANKIE FARIAN AND THE SHADOWS, они быстро раскрутились в родном городе как самый лучший бэнд, исполнявший каверы DRIFTERS и Otis Redding (обычно все с этого начинали). Но дальше Саарбрюкена их популярность не просочилась, потому что многие считали, что лучше негров никто черную музыку играть не может, а белые способны только подражать. Но Фариан не сдался и в 70-е годы не только не закинул свое дело, но и постепенно переключился на продюсерский фронт. Балладный проамериканский стиль, в котором он числился экспертом на знаменитом лейбле Hansa-Ariola, наконец стал приносить свои плоды, и две его песни "Dana My Love" (1972) и особенно "Rocky" (1976), которая возглавила национальный хит-парад Западной Германии, вошли в золотой фонд немецкой англоязычной поп-музыки. Потом произошел резкий переход к более модному диско, и настала очередь грандиозных проектов, первый из которых получил название BONEY M.

Поначалу никаких широкомасштабных планов у Фариана не было. Им двигал обыкновенный расчет молодого продюсера, который только что написал симпатичную композицию ("Baby Do Ya Wanna Bump?"), выпустил ее на сингле с собственным вокалом, и ему нужно было закрепить успех на гастролях и телевидении. Франк набрал группу темнокожих сессионных музыкантов, эмигрантов из стран Карибского бассейна, большинство из которых недурно пели, и за каких-то пять лет выдал беспроигрышную серию из 100-процентных танцевальных хитов с простейшими англоязычными текстами и запоминающимися диско-ритмами.

Первый состав BONEY M многие поспешили окрестить аборигенским. В него вошли: Майзи Уиллиамс (Maizie Williams, р. 25.3.1951 г.), чья семья когда-то эмигрировала с родного карибского островка Монсеррат сначала в Лондон (где Майзи стала моделью и даже выиграла титул "Мисс Темнокожая Красавица"), а потом в Германию; Шейла Бонник (Sheila Bonnick); девушка по имени Натали и африканец Майк. Эти люди служили, в основном, танцевальной массовкой, присутствовали на пресс-конференциях и слегка пели вместе с Фарианом на заднем плане. Затем к ним добавилась Клаудия Бэрри (Claudja Barry), которую вскоре заменила девушка с Ямайки Лиз Митчелл (Liz Mitchell, р. 12.7.1952 г.), подруга Майзи, чей сильный голос стал визитной карточкой группы. Лиз всегда мечтала стать профессиональной певицей, и первый успех пришел к ней после съемок в знаменитом английском мюзикле "Hair".

Вас, безусловно, интересует, откуда же взял Фариан столь странное название для группы. Все очень просто. Большому любителю телесериалов очень понравилась австралийская криминальная "мыльница" о бравом находчивом полицейском, которого звали Бонни. Буква "М" дополнила картину фонетически, и название было готово к употреблению.

BONEY M ждал феноменальный успех с песнями Фариана. Когда в июле 1976 года второй состав группы, который теперь принято называть "оригинальным", а именно: Лиз Митчелл, Майзи Уиллиамс, еще одна эмигрантка из Ямайки Марсия Барретт (Marcia Barret, р. 14.10.1945 г.) и уроженец карибского острова Аруба Бобби Фаррелл (Bobby Farrell, р. 6.10.1949 г.), который некоторое время небезуспешно работал танцором и ди-джеем в одном из голландских клубов, впервые исполнил в эфире телешоу "Musikladen" композицию "Daddy Cool", уже через месяц она возглавила немецкие чарты (в Англии она сенсационно попала в первую десятку), а после хиты полились как из рога изобилия. Сначала римейк песни Бобби Хебба "Sunny" сделал дубль (занял 1-е место в Германии и Великобритании). Это же проделал и "Ma Baker". Далее "Rivers Of Babylon/Brown Girl In The Ring", "Rasputin", "Belfast", "Mary\\\\\\\\\\\\\\\\'s Boy Child", "Painter Man", "Hooray! Hooray! It\\\\\\\\\\\\\\\\'s A Holi-Holiday" вместе со своими альбомами повторяли этот успех или, по крайней мере, подолгу не выходили из первой десятки большинства европейских стран. В серьезной Америке все было несколько скромнее (редкие Топ-40), но всем угодить, как известно, не возможно!

В 1982 году Бобби Фаррелла заменил далеко не новичок в шоу-бизнесе Реджи Цибое (Reggie Tsiboe, р. в 1950 г.) из Ганы, снявшийся в том же "Hair" и даже в "Jesus Christ Superstar" и проявивший себя как талантливый продюсер и автор ставших довольно популярными песен. В 1985 году специально для записи альбома "Eye Dance" Фаррелл вернулся в группу, но всего на год.

В следующем году группа официально распалась по весьма расплывчатым таинственным причинам, но практически каждый год собиралась в разных составах, чтобы, как мне лично кажется, подзаработать на концертах и записи ремиксов их классических вещей.

Фариан же давно вел и другие проекты. В частности, довольно популярные у нас и в Америке ERUPTION (помните их "One Way Ticket" и перепевку Ann Peebles "I Can\\\\\\\\\\\\\\\\'t Stand The Rain") и LA MAMA, группа гастрольной поддержки BONEY M, которая в 1983 году записала один единственный свой альбом "Voulez Vous Couchez Avec La Mama?" и продолжила разогревать публику на концертах Precious Wilson, бывшего вокалиста ERUPTION, когда последний начал сольную карьеру. Отметим также, что именно Франк записывал в студии знаменитейшую вещь Стиви Уандера "I Just Call To Say I Love You" (1984) и работал с TOTO и Meat Loaf. За каких-то десять лет все его протеже в совокупности выпустили 18 "платиновых" и 15 "золотых" альбомов, которые были проданы по миру в умопомрачительном количестве около 150 миллионов экземпляров.

На рубеже десятилетий ему удалось "продать" (по другому не скажешь) еще один супер-поп-проект MILLI VANILLI, продавший 14 миллионов "своих" дисков, формально в составе двух профессиональных танцоров Фабриса Морвана и Роба Пилатуса, два года талантливо открывавших рты на концертах группы, в то время как в студии за них трудились совсем другие люди (Чарльз Шо, Джон Дэвис и Брэд Хоу), которые после знаменитого скандала с разоблачением "фанеры" (Фариан самолично раскрыл эту тайну, после того как его "куклы" слишком высоко задрали нос и почти отмели его как прародителя) выступили через год под именем REAL MILLI VANILLI. У Морвана и Пилатуса забрали "Грэмми" как лучшим новичкам года, и, фактически, они были выброшены на свалку, после того как альбом с их настоящими голосами был начисто проигнорирован. Пилатус сел на наркотики, еще в 1991 году попытался покончить жить самоубийством, выбросившись из окна своего номера в гостинице, и весной 1998 года в возрасте 32-х лет был найден мертвым в собственной кровати, после того как принял изрядную долю спиртного и таблеток.

Фариан, естественно, был здесь ни при чем. Маркетинговая политика раскрутки проектов может быть разной. В 90-е годы он продолжил заниматься танцевальной музыкой и родил на свет не менее известные коллективы, такие как LA BOUCHE, Gilla и NO MERCY, в основном распространяющие свои записи через собственный лейбл Фариана MCI Records, дистрибьютором которого является гигант BMG.

Что же касается BONEY M, то, как я уже говорил, в данное время существует три состава, в которых новые исполнители крутятся вокруг трех фигур из оригинального состава: Лиз Митчелл, Бобби Фаррела и Майзи Уиллиамс. С Майзи выступает знакомая нам Шейла Бонник, а в официальном BONEY драгоценный голос Лиз Митчелл оберегают Патрисия Фостер, Кэрол Грэй и Тони Эшкрофт. Кстати, золотая формула "Три женщины - один я" сохранилась везде, а с новым материалом напряженка у всех.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета