Velvet Acid Christ Хроника музыкального безумия
Сегодня мы расскажем вам о группе, которая за непродолжительный период времени проделала путь от никому неизвестного бандформирования до одной из самых ярких и скандальных команд электро-индустриальной сцены второй половины 90-х. Героем нашего повествования станет Электронный Мессия из самых мрачных глубин звукового Ада - Bryan "Desease Factory" Erickson, авторитарный лидер VELVET ACID CHRIST. В июне музыкант выпустил свой третий альбом "Fun With Knives", и пропустить сие важное для черной сцены событие было бы просто непростительно. К тому же нам посчастливилось лично пообщаться с музыкантом, и эксклюзивное интервью с ним читайте в конце материала.
Как же все начиналось? Счастливый случай свел на концерте FRONT LINE ASSEMBLY поклонника канадской группы Bryan Erickson и легендарного Bill Leeb. Bryan передал последнему демо с собственными индустриальными сочинениями, попросил послушать запись на досуге и, если представится возможность, показать их заинтересованным лицам в Европе. Надо отметить, что Bill Leeb очень не понравились песни новичка, но в то время он как раз оформлял контракт с германским лейблом Off Beat и оставил материал Bryan руководителям компании Torsten Stroht и Stefan Herwig (ныне глава Dependent). Те пришли от записей в полный восторг, и вскоре перед американцем уже лежал контракт... Быть на одном лейбле вместе с FLA, HAUJOBB и INDIVIDUAL TOTEM Bryan считал честью и немедленно подписал все бумаги.
В 1996 году на лейбле Pendragon Records в Америке и на Off Beat в Германии вышел дебютный альбом VAC "Church Of Acid". Что за странное название, спросите вы? Попробуйте спроецировать его на родственные "заморочки" талантливого клоуна Genesis P. Orridge, в свое время сформировавшего Храм Психической Молодежи (или Юности или еще черт знает чего...) и в связи с этим преданного анафеме поборниками морали, ратующими за чистоту наших рядов. Здесь присутствует связь с антирелигиозным культом, провокационно-террористической сектой и просто радикально настроенной молодежью - да, Bryan был молод и агрессивен. Однако наша первоначальная реакция на "Church Of Acid" оказалась довольно прохладной....В тот вечер перед нами лежало около полдюжины новых индустриальных релизов, и спустя несколько продолжительных прослушиваний, нам так "сорвало крышу", что мы уже не могли адекватно воспринимать музыку. Лишь отметив для себя, что группу надо будет еще раз более внимательно послушать в будущем, мы "закатали" программу на кассету и вернули "сливаемый" диск его хозяину. А теперь представьте себе следующее: через несколько дней мы проигрываем кассету и... понимаем, что от нас "ушла" настоящая жемчужина, да еще по смешной цене! Альбом VAC звучал абсолютно уникально, наворочено, прогрессивно, экстремально и зловеще, и мы немедленно решили для себя: "Диск нам необходим!" Беснующиеся электронные биты, массивные и жирнющие бас-последовательности, завывающие кошмарной вьюгой церковные органы, от которых мурашки бегут по коже, кровавые киносэмплы из уст жестоких маньяков-мясников, бравых космических рейнджеров и сумасшедших проповедников, хорошая плотность звучания, печально-висельные вокалы, мелодические гармонии а-ля THE CURE, но в шикарнейшем киберварианте - таким мы в итоге услышали CD "Church Of Acid". Заметим, что большую ценность представляет германская версия альбома, так как именно на ней вы обнаружите два эксклюзивных трека - один из самых сильнодействующих клубных электро-индустриальных наркотиков последнего времени "Futile" и еще один противотанковый снаряд "Disflux". Трек "Futile" и по сей день считается визитной карточкой группы и моментально поголовно вытягивает на танцпол публику из-за столиков баров черных клубов по обе стороны океана. Но альбом содержит и другие выдающиеся произведения - "We Have To See, We Have To Know", "Vaginismus", "Let\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Kill All These Mutherfuckers" и т.д.. Отклики на CD были самые позитивные и восторженные. Группу сравнивали с FLA и SKINNY PUPPY (что есть чушь), отмечали оригинальность и свежесть ее саунда (вот это верно) и предрекали большое будущее на электро-индустриальной андерграундной сцене.
И VAC оправдали ожидания с лихвой! В 1998 году вышел их второй альбом "Calling Ov The Dead" и то было самое настоящее, звероподобное, беспощадное Зло, яростно прорвавшееся в этот мир в виде музыки. Ураганный, жестокий, комплексный, танцевальный и плюющийся раскаленной докрасна ненавистью, предельно электронный альбом острыми когтями впивался в изнеженное тело слушателя и выворачивал его на изнанку снова и снова. При этом синтезаторы напильниками щекотали оголившиеся нервы, а психопатологические, больные мелодии бились в истерике в замкнутом пространстве мозга. Альбом получился чертовски слушабельным, танцевальным и целостным. Стилистически он также весьма разнообразен (электро, готика, индастриэл, гоа-транс, трип-хоп...) - смесь просто перфектна и в электронном гетто пошла на ура. Новые хиты немедленно закрутились в клубах - "The Hand", "Exquisite Stench", "Bsat2", "Timeless Visions", "Pray For Life", "Decay"... Кстати, альбом приятно перегружен речевыми сэмплами из узнаваемых апокалиптических, "маньячных" и horror-фильмов. Вообразите себе пружинящие биты, синтетический драйв, целую кучу электронно-механических трэш-эффектов футуристического толка и при этом чьи-то проклинающие причитания, стоны под пытками, извращенный смех и скабрезные шуточки. Адский цирк какой-то. Атмосфера последнего черного шабаша накануне Апокалипсиса. Мы не рекомендуем альбом людям, избегающим проявлений всяческих аномалий в музыке. Но если вы с виду вполне добропорядочные и преуспевающие господин или дама, а душа ваша - потемки, в которых реализуются самые мрачные, дикие и циничные, извращенные и больные фантазии, то музыка Bryan Erickson поможет вам сублимировать ваши эмоции в нужном направлении.
В конце 1998 года на волне безоговорочной капитуляции электрофриков перед "Calling Ov The Dead" Bryan Erickson объявил, что он уже приступил к работе над третьим альбомом и что последний станет еще более мощной бомбой для сцены. Все затаили дыхание и стали ждать. Каждая весточка из лагеря VAC передавалась фанатами с особым трепетом. И вот в начале июня новый альбом "Fun With Knives" поступил в немецкие магазины. Эйфория, восторги и высшие оценки музыкальных критиков Германии полились нескончаемой рекой. Alexander Maciol из Orkus Magazine выставил альбому максимальную оценку в 10 баллов, а Sonic Seducer назвал пластинку альбомом месяца. Понятно, что мы немедленно заказали свою копию диска и вот уже около трех месяцев слушаем его и пытаемся определить наше к нему отношение. Альбом очень хорош, но... мы ожидали услышать на нем несколько другую музыку. Фактически, "Fun With Knives" оказался клубноориентированным набором ультратанцевальных и свихнувшихся на почве тотальной ненависти жестких психоделик-электро-индастриэл-гоа-транс-гонок с присутствием готических настроений, злющих вокалов Bryan и модной, сладковатой на вкус синтетики (влияние таких групп, как JUNO REACTOR, PRANA, SNEAKER PIMPS, CHEMICAL BROTHERS, ASTRAL PROJECTION, очевидно). Все потенциальные клубные хиты - "Decypher", "The Dark Inside Me", "Icon", "Fun With Knives" - в чем-то похожи друг на друга: одно большое танцевальное LSD-путешествие. Исключение составляют лишь красивейшая мрачная электро-трип-хоп баллада "Slut" c печальными вокалами "умирающего лебедя" Anna из группы LUXT и, а вот это приятный сюрприз, обнаруженная в качестве бонус-трека под номером 66 новая версия боевика "Futile". Повторимся, работа очень качественная, серьезная, даже хитовая, и содержит все признаки неизлечимого музыкального безумия "человеколюбца" Bryan Erickson. Но нам показалось, что слишком много столь любимых нами фирменных трюков VAC было отдано в жертву танцевальности альбома.
А вот что говорит о своем новом альбоме (и не только о нем) сам Bryan Erickson: "Главное - это то, что делать новый альбом было весело. Гораздо больше мыслей содержится в его музыкальной структуре. Это очень впечатляющие, комплексные классические структуры, загруженные ненавистью и отчаянием, с постоянным присутствием сложных ритмов. Запись одновременно танцевальная и мрачная. Качество возросло в десять раз! "Fun With Knives" станет нашим "Too Dark Park". Я не сравниваю VAC с SKINNY PUPPY, а просто оперирую терминами качества. Мы гарантируем массивный прогресс нашего саунда. Мы построили просто убийственную студию с крутейшими аппаратурой и инструментами, которые заставят вашу голову вертеться... Далее, это наиболее музыкальный релиз VAC на сегодняшний день. Брутальные прогрессии, использование классической теории для создания гармонического катаклизма горя, опустошения и забвения. Но не волнуйтесь, на диске содержится много клубных хитов. Данный CD призван переместить VAC на передовые позиции музыкального авангарда. Исследовано каждое направление электронной музыки. Не говоря уже о том, что мы создали здесь несколько новых стилей... Индустриальная музыка в ее сегодняшнем состоянии становится глупой. Рынок заполнен дешевым материалом, и большая часть музыки на этой сцене не имеет души. Она утрачивает оригинальность. Вот почему я изменяюсь. Я устал от идиотского кроссовера из метала, готики, synth-попа и EBM. Не говоря уже обо всех этих бессердечных техно-индустриальных гибридах, которые просто сэмплируют диски и накладывают поверх чужой музыки свои вопли. Или, еще хуже, сэмплируют DOWNLOAD, PRODIGY или FLA и превращают классный материал в полное дерьмо. Меня такое "творчество" не привлекает. Я делаю все по-своему. И вы увидите это на альбоме "Fun With Knives". Этот CD звучит изумительно. Он свеж и нов. Когда я слушаю новый диск Madonna или "Ok Computer" RADIOHEAD, они так трогают меня. В них так много души, эмоций и интеллигентности. Эти CD просто превосходны, и когда я сравниваю их со многими релизами нашей сцены, то сравнение часто получается не в нашу пользу. Мне интересно, почему люди становятся такими ограниченными и стремятся зацепиться за сиюминутные тренды. Пришло время вернуться к корням, в то время, когда люди вкладывали сердца и души в свои произведения. А люди по-прежнему делают одно и то же, снова и снова. Почему же музыка страдает из-за слепоты, ведущей к медленной и ужасной смерти? Потому что людей сегодня больше волнуют прибыли и статус крутых чуваков, ими не движет желание спровоцировать сильные переживания или мыслительный процесс. Настало время сказать "Нет!" всему этому и вернуть музыку к понятию самовыражения, прочь от тупой коммерциализации. Меня тошнит от одной мысли о том, что сегодня SPICE GIRLS более оригинальны, нежели половина групп нашей сцены. Проснитесь!".
Эксклюзивное интервью с Bryan Erickson, подготовленное посредством e-mail 13.07.99 специально для читателей "МГ":
- Как вы думаете, что более гениально по своей природе - Зло или Добро? И кто является сегодня основными проводниками Зла?
B: Все зависит от вашего взгляда на эти вещи. Зло и Добро для меня являются глупыми моральными доктринами. Я не верю в добро и зло. Я воспринимаю мир скорее как набор интересов. Чьи-то интересы промывают народу мозги, а чьи-то интересы более всего завязаны на деньгах...
- Какие эмоции, впечатления, ощущения двигали творческий процесс при записи альбома "Fun With Knives": положительные или отрицательные?
B: Отчаяние и одиночество.
- Пять лет назад вы дебютировали с очень сильным альбомом "Church Of Acid" и с тех пор достигли статуса одного из лидеров электро-индустриальной сцены. Наверное вы слышите в свой адрес много комплиментов и похвал. А как вы относитесь к славе, успеху, фанатам?
B: Хм, если посмотреть на то, как я живу в Америке, то я не вижу успеха или фанбазы. Общаясь по IRC, я встретился с несколькими фанатами, но в Америке мы больше любим разрушать всяческие иконы. Manson, Leeb, Я. Кто-то еще. Я думаю, что живя здесь, более круто ненавидеть нежели любить меня. В Европе пресса сильнее, и там я более известен. VAC по-прежнему имеет хорошие продажи в Америке, но местная пресса хранит обо мне молчание. Меня здесь поддерживают только ди-джеи и клубы.
- Меня всегда впечатляло то, как смело и грамотно VAC внедряет в свой электро-индустриальный саунд элементы из других жанров музыки. Вам нравится разрушать границы только в музыке или и в повседневной жизни?
B: В повседневной жизни? Я вегетарианец. Много читаю. Много времени провожу, играя за компьютером. Пожалуй, я антисоциален в этом аспекте. И я по-прежнему употребляю "кислоту". Но я не думаю, что разрушаю какие-то границы в своей жизни. Обычно я заканчиваю все, выталкивая всех и каждого из моей жизни, и тем самым еще более отдаляюсь от людей.
- Какая музыка, фильмы оказали на вас влияние во время создания альбома "Fun With Knives"?
B: Фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" и группы, которые я перечислил в буклете к CD.
- Это правда, что вы испытываете страсть ко всему, что связано с серийными убийцами, потрошителями и прочими психами и сумасшедшими?
B: Страсть? Нет. Скорее Очарование. Мне нравится наблюдать то, как убийцы воспринимают мир. И я обнаруживаю, что большинство из них видят мир в таком же свете, как и я. Большинство из них хотят власти. И они получают ее, убивая. А я получаю ее, создавая музыку.
- Представьте себе, что вы шеф-повар, представляющий свое новое блюдо под названием "Fun With Knives" изголодавшейся аудитории... Как бы вы его отрекламировали?
B: Извините, но я не умею торговать. Я бы подал на стол части человеческого тела, взятые из морга и сказал: "Кушайте, каннибалы. Люди не так уж и сильно отличаются от коров, если посмотреть на их поведение со стороны".
- Для вас важно оставаться в лагере электро-индустриальных музыкантов или вы были бы рады покинуть андерграундную "черную" сцену и погрузиться в более популярный "легкий" электронный мейнстрим, если бы такая возможность появилась на горизонте?
B:???? Я просто хочу писать музыку, которая мне нравится. Я бы хотел, чтобы моя аудитория состояла из людей, в чем-то похожих на меня. Я пишу дискомфортную музыку и пишу ее для себя и других людей вроде меня, которые в некотором смысле не вписываются в эту реальность. Моя задача состоит не в том, чтобы создавать песни, которые весь мир будет напевать или мямлить. Я бы хотел, чтобы нормальные люди ненавидели меня.
- Как много внимания вы уделяли такому аспекту, как танцевальность песен, во время создания "Fun With Knives"?
B: Много. И я надеюсь, что мои будущие CD будут антитанцевальными записями. Черт, кажется, что я прилип к этой танцевальной сцене более по финансовым причинам, нежели артистическим. Все, я больше не танцую. Я вижу танцевальную сцену как глупый мясной рынок. И создавая танцевальные треки, я скорее пишу песни для того, чтобы люди соблазняли друг друга. Потому что это сущность танцевальной музыки. Ее надо было назвать СЕКС-музыкой, против которой я всегда выступал. Закидывание в песню брейкбитов просто упрощает процесс создания музыки. Но я надеюсь уйти прочь от всего этого. Танцевальные треки, возможно, останутся лишь на моих будущих синглах.
- Что касается ваших предыдущих альбомов, то треки "Futile", "We Have To See We Have To Know", "The Hand", "Exquisite Stench" были и продолжают быть крупнейшими клубными боевиками. Какие треки на "Fun With Knives" должны повторить этот успех?
B: Я не выбираюсь в свет и не знаю, как люди реагируют на мои песни в клубах.
- Давайте сравним электро-индустриальную сцену с большой "черной" театральной сценой... Какую-бы роль играл VAC на этой сцене?
B: Это все маркетинг. Надеюсь, что я позади всего этого, вместе с другими изгоями, которых не волнует то, что происходит на сцене.
- Каковой вы находите сегодняшнюю реальность? Rudy Ratzinger из:WUMPSCUT:, например, сказал, что он видит ее серой... Вы согласны с ним?
B:????.. Нет, я все еще вижу хаотические узоры.
- Как вы считаете, полезно ли некоторым людям пройти через боль и кошмары в реальной жизни, чтобы в будущем изменилось их отношение к этим вещам?
B: Я думаю, что боль делает вас реальными. Без нее вы не будете правильно функционировать. Все те люди, которые свои жизни прожили как у бога за пазухой, обычно заканчивают свое существование полными невеждами. Но если в жизни слишком много боли, то это также плохо.
- В своих песнях вы используете много речевых сэмплов, в основном из фильмов... А если бы вам предложили написать саундтрек к известному sci-fi или horror фильму, то какой бы из них вы выбрали?
B: Тот, который оригинален и еще не снят.
- Что вы думаете о бомбежках Югославии НАТО?
B: Проедем. Пожалуйста, никакой политики.
- Как долго вы собираетесь создавать музыку?
B: Всегда. Я очень надеюсь на это.
- Опишите в пяти словах альбом "Fun With Knives".
B: Танцевальный. Коммерческий. Злодеяние. Ярость. Ненависть.
- Какова принципиальная разница в звучании между альбомами "Calling Ov The Dead" и "Fun With Knives"?
B: Музыка. Оба должны были стать концептуальными записями, снабженными специальными комиксами. И оба не стали таковыми. Благодаря художникам. Эхе-хе... Но я думаю, что "Calling Of The Dead" был гораздо более мрачным, более готическим альбомом. А новая пластинка более танцевальная.
- Вы выпустили новый альбом в Европе на лейбле Dependent, а в США на Metroplis. Но есть слухи, что вы собираетесь заключить сделку с Zoth Ommog... Это правда?
B: Ха-ха-ха-ха-ха.
- Какая ваша самая любимая компьютерная игрушка?
B: Сейчас? "Kingpin".
- Какую машину вы водите в настоящий момент?
B: Никакую. У меня не столько денег, как у Bill Leeb.
- Продолжите, пожалуйста, предложение: "Женщины.Они..."
B: Они великолепны. Но мне с ними не везет.
- Какую страну вы хотели бы посетить в качестве туриста?
B: Австралию.
- У вас есть опыт ди-джеинга?
B: Да. Но лучше не вспоминать об этом.
- Большое спасибо за ответы и мой последний вопрос: что вы думаете о новом альбоме FLA "Implode"?
B: Медленный, скучный, и у него хватило наглости использовать сэмпл MASSIVE ATTACK, содержащий сэмпл THE CURE. Бесстыдный Bill Leeb - это "Puff Daddy индастриэла". Я вспоминаю, как он называл NIN "NEW KIDS ON THE BLOCK индастриэла". Но Trent, по крайней мере, не сэмплирует других артистов, как это безбожно делает Bill. NIN, по крайней мере, оригинальны.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1999 год в рубрике музыкальная газета