DJ L-Key Путь от хаоса к гармонии (часть первая)
Серию статей о наиболее известных белорусских ди-джеях, продолжает интервью с одним из лидеров, пожалуй, наиболее удачливого и упорного минского электронного промо-объединения Dirty Pistols ди-джеем L-Key (в миру он более известен как Леша Конь). Беседа, опубликованная ниже, не содержит купюр и сокращений.
- Расскажи, Леша, немного о своем творческом пути. Как ты пришел к музыке, почему ты начал заниматься ди-дженгом, что тебя подтолкнуло к этому?
- Дело в том, что музыка сопровождала меня всю мою жизнь. За последние 12 лет я увлекался практически всеми более-менее значительными направлениями музыки, начиная от гранджа и панк-рока (в ранней молодости) и заканчивая хэви-металом, роком, - короче, всем чем угодно. И вот по ходу дорос до того, что пропагандирую сейчас.
Также раньше я никогда не был пассивным слушателем, я все время пытался что-то творить, играл на музыкальных инструментах, организовывал группы, то есть что-то делал.
Самый первый мой проект образовался тогда, когда мы с товарищами были в классе седьмом. Мы взяли в школе старые пионерские барабаны и соорудили из них барабанную установку. Репетировали мы тогда в подвале. Нашим первым настоящим слушателем была крыса, которая откуда-то приползла... Мы играли совершенно разную музыку, соответственно тем стилям, которыми мы тогда увлекались, но так ничего серьезного тогда и не сделали. Параллельно моему взрослению и росту, параллельно тому, как я слушал все новую и новую музыку, мои увлечения и предпочтения менялись. Вообще я считаю, что человек слушает ту музыку, которая соответствует его внутреннему миру и его мировоззрению в целом. Я сменил очень много стилей, потому что понимал, что это немного не то, это не мое, пока не нарвался на электронную волну.
Первая электронная музыка, которую я услышал, был альбом ORBITAL "Diversions". Когда я его внимательно послушал, то сразу понял, что это, наверное, именно то, что я искал. Такая музыка явилась для меня действительно чем-то новым (это было в конце 94-го). В 95-м я уже плотно пересел на электронику, а потом попал на первую вечеринку в своей жизни, на которой пробыл полностью от начала до конца. Это, конечно, были незабываемые впечатления... Совокупность всего того, что я там увUп
- А когда ты в первый раз выступил уже в роли ди-джея?
- Как ди-джей играть я начал в 95-м. Мы тогда делали рэп-клуб в кинотеатре "Вильнюс", где играли хип-хоп. Причем тогда в Минске понятие "играть" было вообще понятием очень спорным. На дискотеках было засилие даже не хаус-музыки, а вообще какого-то евро-чиза, все ставилось с кассет, даже без особого какого-то сведения. Ди-джей тогда был человеком, который просто отвечал за музыкальную политику дискотеки или что-то в этом роде. Мероприятия в "Вильнюсе" продолжались где-то два месяца, а потом появилась новая молодежная дискотека "Восьмерка". Она стала началом очень интересного периода в истории клубной жизни города Минска. Администрация помещения выделила ди-джею Эйсу (правда, тогда он еще не был ди-джеем) для проведения наших вечеринок пятницу. Мы доставали музыкальный материал и по пятницам просто ставили его для молодежи. Очень быстро сформировался круг постоянных слушателей. Эта была прогрессивно настроенная молодежь, 16-18-летние подростки. Но что самое интересное, мы тогда играли очень разную музыку, начиная от Aphex Twin и заканчивая MASSIVE ATTACK и драм-н-бэйсовыми композициями. В общем, был полный фристайл, присутствовали практически все стили, за исключением разве что хаус-музыки. Приблизительно в это же время у нас появилось и первое техно. Мы записали его с канала MCM (это был микс какого-то французского ди-джея, он играл техно).
Кстати, первое выступление Ярослава было также на "Восьмерке". Тогда еще мы дошли до идеи делать деки с питчами. Ярослав, конечно, в этом деле продвинулся дальше всех, потому что я придумал просто вставлять регулятор скорости, но не задумавался над идеей ускорения или замедления проигрывания кассеты в случае, если она не совпадает по тактам или по скорости с другой. Ярик же использовал именно деки "Радиотехника", где можно пальцем немного приостанавливать кассету и регулировать как скорость воспроизведения, так и точку вхождения композиции. Причем ди-джей I Feel You, например, до прошлого года пользовался этими деками.
Потом был кинотеатр "Салют", именно там как раз и пропагандировались техно и транс-музыка. То есть так получилось, что даже в разрезе электронной музыки я работал практически со всеми стилями. Мы как-то раз даже делали в "Салюте" хардкоровую вечеринку - первую в Минске. Там от начала до конца игрался и достаточно жесткий хардкор, и более мягкий. В тот день на танцполе было всего три слушателя - я, ди-джей Саша Кролик, который играл вместе со мной, и еще один мой знакомый...
Больше всего, наверное, мы продержались тогда на волне техно. С Ярославом мы как-то тогда пошли вместе, вместе пропагандировали этот стиль и очень серьезно раскрутили его в Минске.
Однако чрез некоторое время наступил момент, когда я подрос в музыкальном плане и понял, что музыка в стиле техно уже меня не удовлетворяет, потому что она слишком пустая и в ней почти полностью отсутствует мелодика. Я начал играть электро, драм-н-бэйс, тек-степ, но впоследствии отошел и от этих направлений. Может быть, говорить, что музыкальный стиль зашел в тупик, и некорректно, однако с моей точки зрения тек-степ зашел именно в тупик, потому уже тогда никто не вносил туда ничего нового, и он просуществовал, опять-таки на мой взгляд, не очень долго, хотя мэйнстрим-волна тек-степа продолжается до сих пор и в Европе этот стиль очень популярен, а Москва и Питербург только начинают подсаживаться на такую музыку...
- Ты, наверное, хорошо помнишь свои первые пластинки. Расскажи немного о них.
- Мои самые первые пластинки были с техно. Где-то в начале 96-го Ярик первым в Минске начал играть на пластинках, а я раздобыл свои где-то летом-осенью 96 года.
- Как ты думаешь, насколько ты с тех пор вырос в понимании музыки, в понимании того, что делаешь?
- Процесс роста свойственен каждому музыканту или ди-джею. Человек, который серьезно занимается музыкой, все равно приходит к мелодичности. Примеров тому тысяча. Любые более-менее серьезные музыканты по мере своего взросления, будь то группа METALLICA, которая в начале своего творчества играла просто какое-то мочилово, а сейчас играет баллады, приходят к мелодичной и красивой музыке. Многие называют это коммерциализацией, но я же считаю, что это просто музыкальный рост людей. Когда в человеке накапливается мастерство, опыт, знания, он ищет гармонию, потому что в первую очередь музыка - это гармония. Поэтому он начинает делать гармоничные вещи.
Я могу дать 150 процентов, что любой музыкант, занимающийся экстремальными стилями, если только он развивается и действительно ориентирован на поиск, вскоре "соскочит" со всех этих направлений. Он по-любому придет к гармоничной, красивой музыке. То же самое сейчас происходит в целом и в мире. Конечно, речь идет не о массовых тенденциях... Я бы сказал, это и есть настоящий андерграунд. Настоящий андерграунд - это не то, что привлекает тех, кто тусуется в подвалах и колбасится головой об стены под звуки чего-то совершенно жесткого, что невозможно воспринимать в нормальном состоянии; настоящий андерграунд - это то, что привлекает людей, которые на шаг впереди всех остальных, потому что они уже прошли все то, чем занимаются остальные. И я считаю, что та музыка, которой мы занимаемся сейчас, и есть настоящий андерграунд. Так или иначе, все люди придут к этому.
- Значит, в музыке для тебя в первую очередь важна мелодика и гармония?
- Да, конечно. Практически все электронщики по молодости занимают экстремальную позицию: если жестко, то максимально жестко - мол, это и есть андерграунд, ура, мы впереди всех! Может быть, это какой-то юношеский максимализм, не знаю. Здесь скорее даже не столько вопрос возраста, сколько вопрос музыкального развития человека...
После поездки в Германию в прошлом году и покупки своих первых пластинок с хип-хопом, трип-хопом, фристайлом я очень сильно увлекся этой стилистикой, потому что она не агрессивна, очень красива и интеллектуальна. Мы (то есть Dirty Pistols. - Прим. автора) первые начали работать с такой музыкой. Можно даже сказать, пошли на эксперимент и попытались, играя такую музыку именно в клубах, раскрепостить людей до такой степени, чтобы они смогли танцевать под хип-хоп, трип-хоп, фанк, эйсид-джаз и воспринимали все это нормально. И мы считаем, что у нас это получилось, потому что в Питере, в Москве, хотя у многих ди-джеев и были такие пластинки, они боялись их играть, опасаясь, наверное, что люди не поймут, и, исходя из коммерческих соображений, продолжали играть техно и другие более примитивные стили. Кстати, прошлогодняя поездка на Казантип также очень серьезно укрепила мое мнение о том, что хип-хоп, фанк, эйсид-джаз можно и даже нужно играть в клубах, причем я понял, что это привлечет развитых людей, которые в состоянии воспринимать все это и испытывать при этом наслаждение. То есть им не обязательно танцевать, им просто приятно находиться в помещении, в клубе, где доминирует такая стилистика, где все располагает к общению, к настоящему отдыху. И вот мы стали делать маленькие вечеринки в одном маленьком баре и играли как раз такую очень красивую музыку. Все люди были в восторге, и именно тогда, наверное, и зародилась вот эта минская волна.
- Скажи, а твоя техника с тех пор изменилась?
- Я могу сказать, что вообще все очень серьезно поменялось, потому что играть техно, тек-степ-музыку, короче, все не сильно насыщенное гармонически очень просто, это именно вопрос техники. В случае же с нашей музыкой все несколько сложнее, потому что тут уже недостаточно просто знания основ ди-джеинга, то есть умения подобрать нужную скорость или умения работать с частотами. В нашем случае важна в первую очередь концептуальность в работе. Я сейчас придерживаюсь такой точки зрения, что технично играть - это еще не самое главное, у меня, в приниципе, это уже получается как-то само собой, может быть, в связи с некоторым опытом. Основное - это делать упор на концепцию в музыке, которую ты хочешь людям приподнести. У тебя есть какое-то твое внутреннее состояние, и ты его излагаешь путем подачи своего материала. Чаще всего при этом отзывы самые добрые и приятные.
В плане музыки могу сказать следующее. Количество материала, который проходит через диск-жокея, намного больше, чем через любого другого человека, хотя бы потому, что ди-джей целенаправленно работает с музыкой, поэтому он получает огромное количество музыкальной информации. Основная задача любого хорошего ди-джея состоит в охоте за той музыкой, которая близка ему, чтобы потом продумать и сделать действительно интересный сет. Мы с Яриком коллекционируем пластинки уже достаточно продолжительное время, чтобы потом из всего этого что-то склеивать. В планах есть проект постоянной работы вдвоем на трех проигрывателях. Это дает гораздо более широкие возможности и в плане концепции, и в плане смешивания различных стилей. К сожалению, сейчас осуществить это не позволяют технические возможности.
- Какими факторами ты руководствуешься, когда покупаешь новые пластинки?
- Я не знаю, это идет изнутри. Заметил я это в первый раз в прошлом году в Берлине, когда покупал свои первые пластинки в новом ключе. Я покупал их в трех магазинах. Надо сразу сказать, что в магазине сначала очень сложно точно определить музыку и найти необходимую. Для того чтобы что-то решить, в идеале тебе нужно просто поставить пластинку и слушать. То есть, грубо говоря, то, чем мы и занимаемся последнее время, это слушаем пластинки и получаем наслаждение от того, насколько же грамотные люди делают музыку...
В магазине же спокойно прослушать винил невозможно в силу многих обстоятельств, начиная от общей нервотрепки и заканчивая тем, что приходится перебирать очень большое количество музыкального материала. Тем не менее тогда подобралось 12 или 15 пластинок. Это был такой трип-хопо-хип-хоп, преимущественно с лейблов Ninja Tune и Mo\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' Wax, начиная с группы COLDCUT и так далее. Эти пластинки просто удивительным образом подходили одна к другой, причем подходили до такой степени, что я потом действительно поражался, потому что прямо мистика какая-то...
- Был ли ты когда-нибудь на сто процентов доволен тем, что ты сделал для себя, для людей с помощью своей ди-джейской деятельности?
- Да. Дело в том, что мое любимое время на вечеринке - это утро. Сейчас наши вечеринки строятся несколько по другому принципу, чем они строились, скажем, год назад, когда мы играли только очень серьезную и быструю музыку, которая была нетанцевальной, если брать общепризнанные каноны. Вообще, с моей точки зрения, любая музыка является танцевальной. В первую очередь, зависит все от того, насколько человек может расслабиться, просто расслабиться и отдаться именно этой музыке. А у очень многих людей совершенно неправильный подход к тому, что мы делаем. В Минске ведь не так уж и много интересных мест, куда можно было бы сходить, точнее, их вообще нет. Поэтому публика на вечеринках собирается совершенно разношерстная, очень много собирается девочек, потому что девочки всегда охотнее реагируют на музыку, они более раскованы, не боятся проявить свою чувственность, им нравится красивая музыка. Мальчики же чаще всего приходят на девочек посмотреть или что-то в этом духе. И как показал опыт, наша попытка играть очень серьезную музыку не увенчалась особым успехом, потому что пока не так много людей понимают действительно серьезную музыку. Для многих она слишком сложна, поэтому они как-то не очень позитивно на нее реагируют. Поэтому и родился новый проект Dirty Pistols Producitons, в который вхожу я, Ярослав, DJ Ace и еще некоторые люди.
Надо сказать, что вообще все вечеринки, которые мы делаем, очень серьезно продуманы концептуально. Сейчас мы ставим своей задачей играть такую радостную музыку, которая не внушает никаких негативных эмоций. Люди под нее веселятся и танцуют. В пиковое время мы стараемся играть более-менее быстрые и танцевальные треки, например, какой-нибудь интересный и оригинальный биг-бит. Ну а под утро всегда наступает такой момент, когда мы играем именно то, что ближе всего нам по духу. Это и есть самые приятные для меня минуты. С каждой вечеринкой все больше и больше появляется новых людей, и им нравится то, что мы делаем. Иногда во время заключительного сета собирается полный танцпол людей. Последняя пластинка всегда выбирается самая любимая и самая красивая. И очень приятно то, что когда она отыгрывает, люди просто не хотят уходить. Также радует, что появились люди, которые живут от субботы до субботы, ждут наших вечеринок и ходят на них.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1999 год в рубрике музыкальная газета