Экивоки Обратная сторона
Есть в Беларуси группы, которые годами идут к тому, чтобы их где-то услышали, а есть и такие, которым для этого достаточно пару месяцев. В числе последних - коллектив под названием ЭКИ ВОКИ. Заявив о себе прошлой осенью клипом на песню "Зеркало", уже зимой они номинировались на "Рок-коронации". Так что же это: бабочка-однодневка или многолетний проект? Чтобы прояснить ситуацию, я встретился с вокалистом и лидером группы Александром Сухаревым.
- ЭКИ ВОКИ - это...
- Это белорусская группа, которая создана полгода назад. Еще это и старорусское слово, которое я откопал в словаре Даля. Переводится оно как двусмысленные намеки. Я думаю, что уже, судя по музыке и текстам, можно понять, почему именно так называется группа.
- Как проходило формирование состава?
- Оно было очень тяжелым и долгим. Проект созрел не на голом месте и не так быстро, как думают некоторые. Начиналось все это в году 89-90-м, когда появились песни, которые теперь уже войдут в первый альбом.
Проект начинался с двух человек: меня и Олега Петровича, который сейчас занимает позицию бас-гитариста и основного звукорежиссера. На нем лежит вся работа по сведению и мастерингу.
Мы долго с ним пытались что-то сделать, было несколько проектов, но они нам не понравились, поэтому даже не стали выносить их на суд публики. Если вначале работа шла с компьютерами, то в конце концов я понял, что предпочитаю энергетическую, несущую что-то в себе музыку. И поэтому нужны "живые" музыканты. Так появился у нас гитарист Игорь Волков, который является еще и руководителем в группе ГАЙ. Потом он привел барабанщика, но с ним у нас ничего не получилось. Пришлось сменить еще несколько музыкантов этого профиля, пока не остановились на Саше Кожуховском. Он сейчас работает в оркестре МВД РБ.
На первых парах я играл на акустической гитаре, но время показало, что совмещать игру и пение для меня очень проблематично. Поэтому стал вопрос о поиске гитариста, и мы взяли студента Института культуры Володю Эйсмонта. Он еще не отработал с нами ни одного концерта, но на записи альбома играл все партии.
- А чем ты занимался до ЭКИ ВОКИ?
- Я закончил музыкальную школу в городе Бресте с хоровым уклоном. Сам я не брестчанин, я родился в Пермской области на Урале. Сюда мы приехали, когда мне было 5 лет. В 18 лет я поступил в минский Институт культуры. Проучившись два года, попал в армию. Отслужил. Вернулся и закончил образование по классу академического хора. Помимо этого, играл на фортепиано и некоторых духовых инструментах. В процессе учебы никакими музыкальными проектами не занимался. А после института работал в некоторых хорах хормейстером. Потом опять же по специальности несколько лет был в Германии. А теперь работаю в телерадиокомпании "Мир" звукорежиссером.
Идея группы появилась давно, но я не хотел вытаскивать ее раньше времени, чтобы не расплескать, чтобы не получилось так, как это часто выходит у многих: не хватило на первых порах моральных и материальных сил - психанули и бросили. На данном этапе меня многое устраивает, но есть и какие-то недоделки, недоработки: это еще один посыл для работы. И то, что ты пришел к нам и о чем-то спрашиваешь, тоже своеобразный результат: значит, это слушателям и читателям интересно...
- На кого рассчитана ваша музыка?
- К первому альбому я подхожу с коммерческой точки зрения. Он ориентирован, в первую очередь, на молодежь. Я рассчитываю на то, что это будет запоминающаяся музыка с достаточно понятными и в то же время прикольными текстами, поскольку напрягать слушателя своими проблемами, философскими мыслями можно, но только если ты чего-то стоишь, если тебя уже знают и готовы слушать. А поскольку мы молодая группа и для зрителя незнакомы, то стоит представиться. Это как в жизни: надо начать с нормальной шутки, чтобы расположить к себе человека, поговорить ни о чем, не быть навязчивым, и тогда, может быть, завяжется беседа. То же и у нас: начинаем с шутки.
- А как быть с отнюдь не шуточным "Зеркалом"?
- Действительно, это была первая песня, которую услышала публика. Но в то время ЭКИ ВОКИ даже не было. Меня как бы подтолкнул Анатолий Вечер (программа "Акколада" БТ. - А.М.), с которым мы вместе учились и который знает мою музыку. На том этапе мог возникнуть только акустический вариант. Под это подходило 2-3 песни, не обедненные по аранжировкам и более-менее готовые. Причем все эти песни войдут в альбом в новом варианте.
Вечеру понравилось именно "Зеркало", он предложил сделать на него клип.
- Вернемся немножко назад. Как при практически полном отсутствии шоу-бизнеса в Беларуси вы хотите продать альбом?
- Во-первых, мы не собираемся продаваться. Альбом коммерческий, да, но он не рассчитан на быструю продажу. В первую очередь мы хотим его раскрутить, сделать узнаваемым. Те же радиостанции просят альбом. Коммерция ведь начинается с рекламы. Может быть, мы кого-то заинтересуем еще . Завяжутся какие-то контакты, что-нибудь получится. Вот для этого и нужен альбом. И если честно, какой-то прибыли с продаж я не получу. Этим должен заниматься не я, не группа, а менеджер, которого сейчас, к сожалению, у нас нет.
- Как мне показалось, вы рассчитаны на Россию...
- Я бы рад там работать. Но в то же время я не хочу сопоставлять музыку и какие-то политические амбиции, свои жизненные направленности. Ее будут слушать здесь - классно, ее будут слушать там - еще лучше. Не будут слушать - буду думать, где я ошибся.
- А что ты предпочитаешь, помимо ЭКИ ВОКИ?
- Я сам по жизни романтик. Люблю балладную музыку, более-менее спокойные вещи, потому как в жизни приходится быть агрессивным. На данный момент меня цепляет Robbie Williams и OFFSPRING. Отнюдь не романтические ребята, но конъюнктура сейчас такова, что нашему агрессивному миру нужна соответствующая музыка. И поэтому я не буду пока выпускать что-то расслабляющее. Почему? Объясню. Если ты будешь делать то, что хочешь, то не все тебя поймут, а если не все тебя могут понять, то ты можешь быть невостребован. А если ты не будешь востребован, так зачем вообще это делать?
- А в чем концепция альбома?
- Посмеемся... Дело в том, что накопилось много материала, и мы с ребятами отобрали песни, которые составили первый альбом, вот и все. Правда, есть у нас большой минус: мы еще не успели сыграться и узнать друг друга в общечеловеческом плане.
- А как у вас обстоят дела с концертами?
- Обожаю "живые" концерты. Когда я был в Германии в турне, за 2-3 месяца мы дали концертов 80. А здесь с группой очень мало выступали. Например, в "Реакторе" перед Агузаровой. В "West World" играли на Дне радио, как группа, представляющая "Радио "Мир". У нас там случилось непредвиденное обстоятельство: опаздывал барабанщик, а надо было выходить на сцену. Мы бросились просить кого-нибудь поменяться с нами. И ребята из КАЛИ-ЮГИ сразу же, без всяких амбиций, согласились, за что им большое человеческое спасибо.
- Слышал, вы как-то были связаны с "Рок-коронацией".
- Мы пришли туда просто как зрители, и для меня было огромным сюрпризом, когда я узнал, что номинировались-то ЭКИ ВОКИ. До коронации были разговоры на эту тему, но нам сказали, что пока не на что рассчитывать.
- Обидно было?
- А на кого обижаться? Выше головы не прыгнешь. Было жалко, что не успели подготовиться. С одной песней выходить на "Рок-коронацию", которая судится по всему году, это нелепо.
- Я заметил, что вы выступали в довольно дорогих клубах. А в той же "Альтернативе" выступить не хотелось?
- Я с самого начала хотел там сыграть, но нас туда не зовут. Мы уже и через знакомых пытались пробиться, но почему-то все обламывалось. В том же "Реакторе" очень тяжело работать, а в "Резервации" - там ведь общение с публикой.
- Кто будет выпускать альбом?
- Разговоров на этот счет пока не было, но, думаю, или Пан Рекордз или Ковчег.
- Как ты думаешь, насколько вы популярны?
- Не знаю. Правда, пару раз на улице девушки узнавали. Был случай: как-то к своему другу я в гости заехал на машине. Часик посидели, выхожу, смотрю - на лобовом стекле напротив места водителя помадный отпечаток женских губ. И когда где-то через месяц опять заехал к нему, та же история. Еще вот сегодня в эфир звонила девушка, очень хотела познакомиться...
- Продолжаем тему знакомств. С кем из белорусских музыкантов вы общаетесь?
- Первый человек, с кем я стал общаться, это Кася Камоцкая. У нас была проблема с гитарой при записи первых песен; вот она и помогла нам с инструментом. Еще Хоменко из ПАЛАЦА, Войтюшкевич из КРЫВI, Михалок и Паша Булатников из ЛЯПИСОВ - учились вместе. Но специально не перезваниваемся и не встречаемся.
- А какой вопрос ты хотел бы услышать от журналиста?
- Как вы относитесь к журналистам?
- И как?
- Я к ним не отношусь! (Вот и пошутили. - А.М.).
- Есть какой-то допинг для написания песен?
- Я подпитываюсь какими-то стрессовыми ситуациями, событиями. Но не сажусь сразу писать. Так делать - это насиловать себя. Я вынашиваю песню. И уже через месяц, а может, и позже она появляется. Если меня просят написать, то я вскрываю свой архив и смотрю, что лучше подойдет.
- За что ты можешь выгнать человека из группы?
- За непрофессионализм не смогу выгнать, потому что если я уже взял человека, то подразумевал, что он что-то умеет. Могу выгнать за лживость и неработоспособность.
- А что для тебя группа?
- Все. Я всю жизнь работаю в группах и считаю, что человек сам по себе ничего не стоит. И я благодарен моим друзьям и товарищам за поддержку.
- Планы на будущее?
- Больше играть и делать музыку.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1999 год в рубрике музыкальная газета