Мясцовы Час Халi-галi...
(с) 1999 МЧС, при поддержке БМА group
10tks
Про этот альбом будут говорить еще долго. Не только и не столько потому, что МЧ пять лет ничего не издавали, не потому, что группа одна из тех, кто делает музыку по-белорусски, не потому, что группа представляет региональную музыкальную культуру. Как раз эти факты банальны до неприличия.
МЧ как ни одна из белорусскоязычных групп развивается органично, плывет по волнам, умудряясь оставаться тем, чем была всегда - неповторимой. Если вспомнить, как все начиналось, то не возникает ничего сверхъестественного: русскоязычное МЕСТНОЕ ВРЕМЯ как-то стусавалось с МРОЯЙ, которая и предложила делать новополочанам песни по-белорусски. Скорее всего, сознательно или бессознательно, акценты ставились на безумный фальцет Алеся Кузьмина, который вкупе с бел. мовай делал уже МЯСЦОВЫ ЧАС редкостным по красоте проектом. Ввиду моего беззубого детского времяпрепровождения в те годы сейчас сложно что-либо вспомнить о музыке МЧ тех времен. Почти уверен, что стереотипное представление о группе сложили тексты, в корне отличавшиеся от других: отсутствовала та архитектоника стихов с какими-нибудь сложными метафорами, символикой и т. д. - все очень просто. Своей душой МЧ были ближе не к интеллектуально заинтересованной публике, а к простому люду, люмпенизированному человеку, работающему на местных хим. заводах, но, впрочем, не отказывающемуся от "мовы роднай". При нормальном развитии всего, в том числе музыки, группа рисковала стать рядом с "монстрами" и сделать чего-нибудь тако-о-го...
Внезапное возвращение МЧ заметили единицы и то в столице Беларуси. Ребята изменились во многом, но остались верны себе: тексты все так же рассчитаны на прослушивание всеми, а не пубертатно-созревающей элитой, которая требует вечной недосказанности (поверьте, тут она совершенно не нужна), и музыка. Но какая музыка! Это сказка, мечта, крик утопающего в пустыне. Ламповые комбики, меняющие, "оживляющие" каждый аккорд, напор гитар, соразмерный с землетрясением в 8 баллов, барабаны, одним ударом выбивающие стекла. Вокал в силу высокой техничности музыкантов не выделяется (в хорошем смысле), дополняет все. Раньше думал, что МЧ - концертная группа. "Халi-галi..." показывает, что такое определение не правильно вообще: при нормальной работе в студии хороший музыкант выкладывается не меньше концертного.
Гитарный лом начинается со "Сьпявай разам з намi" и продолжается до бесконечности. Фатальное сравнение МЧ с AC/DC отыграло свою роль: более техничных, драйвовых музыкантов в белорусском роке не-е... извините, может быть, и есть. Просто удивило, что Кузьмин позволил "подламывать" вокал при сведении, но это дало столько невиданных до сих плюсов: в шедевровом "Дыверсант па прозьвiшчы "ЖГУТ" он переливается, приобретает оттенки. В компании с Уладей Макасом - пять баллов за вокальную часть проекта. Почему в некоторых песнях нет барабанов Алеся Свидрыцкого? Тоже вопросец, зная, что этот человек выделывает с барабанным пластиком (на обложке двойного раритетного альбома, выпущенного в 1998 г., Свидрыцкий распят с барабанными палочками).
Не хочется говорить про ляпы, но про этот не говорить нельзя: или я глохну, или сведение на самом деле плоховатенькое: такенный провал в "Брэйк данс", открытым текстом проскальзывающие электронные барабаны и пр. Успокаивает одно: альбом "Халi-галi..." как луч в темном царстве безоглядного рока Беларуси. Послушайте и насладитесь, гурманы!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 1999 год в рубрике музыкальная газета