Bez Bileta
Первая поездка


Вполне вероятно, что этот молодой коллектив станет одним из номинантов на "Рок-корону" по итогам этого года в разделе "Дебютант". Конечно, следовало бы еще хотя бы разок внимательно послушать группу, и не в клубном зале, а с большой сцены. Хотя, судя по разговору с музыкантами, которые дружно явились на встречу в полном составе, чувствуется, что они и впредь намерены таким вот образом - только вместе - пробивать путь, в том числе и на большие сцены, куда, собственно, без билета пускают не всегда и не всех.

Итак, сегодня минский квартет БЕЗ БИЛЕТА состоит из следующих музыкантов: Евгений Войткевич-Немец (Е.В.-Н.) - ударные, Сергей Бакавец (С.Б.) - лидер-гитара, Олег Русак (О.Р.) - бас-гитара, Виталик Артист (В.А.) - гитара, вокал.

- Как я понимаю, встретились вы совсем недавно...

В.А.: Да, чуть больше года назад, весной.

- Всегда весьма любопытно, каким образом собирается группа. Как у вас было: костяк уже существовал или же вы действительно познакомились чуть ли не на улице?

С.Б. Впервые мы познакомились в Минском училище искусств, где вместе с Виталиком учились народному пению. Потом Виталик с Женей играли в одной группе, эта была обыкновенная школьная команда.

В.А.: Я уже носился с идеей собрать свой коллектив, но никак не мог подыскать гитариста. И тут как-то в Минске встретил друга, который уговорил меня пойти на какую-то встречу, на которой о Боге говорили. Прихожу, а там парень сидит и на гитаре играет. Это был Сережа. Мне так понравилось, что я его с собой и увел. Так что нам Бог помог встретиться, хотя туда на встречи я больше не ходил.

- А с названием? Долго, небось, фантазию испытывали?

В.А.: Ну, поломали так голову. Вариантов было много, но решение о названии приняли быстро: как-то пришел я на репетицию и сказал, что в автобусе мне бросилась в глаза такая вот надпись - "без билета". И все тут же согласились.

- В целом ваша группа сразу обращает на себя внимание не совсем обычной стилистикой, которую я охарактеризовал бы, как отсутствие всякой стилистики. Это была ваша изначальная задача или же все так сложилось само собой?

В.А.: Что касается стиля, то никто ничего специально не выдумывал. Не было такого, чтобы мы сидели днями и ночами и придумывали такую музыку, которую никто не играет. Специально не делали ничего, так само сложилось. Кроме того, я хоть и пишу в основном репертуар, но не могу похвалиться, что песни у меня пишутся быстро. Я с десяток песен в месяц написать не в состоянии. Поэтому этот стиль родился у нас, можно сказать, в трудах да заботах. Пахали, одним словом.

Е.В.-Н.: Мы действительно специально стилистикой музыки не занимаемся, думаем об этом меньше всего. В любом случае альтернативы только ради альтернативы всему другому не делаем. Просто иногда во время репетиции вдруг проклевывается новый ритмический рисунок, над которым вместе и работаем. Тут я должен признать, что нам, мне в том числе, очень помог Толя Горбач из КРАМЫ. Я у него занимался, потому что он сам тоже из Борисова. Мы-то, в общем, если по-настоящему, почти борисовская группа.

О.Р.: Надо сказать, что нам очень помогла ТРОИЦА, мы, когда собрались только, впервые услышали этих музыкантов. Они нас словно вдохновили, такой мощный толчок дали...

Е.В.-Н.: Вот мы всякую музыку сами слушаем и в своей музыке стараемся не замыкаться ни в чем. Нам об этом многие говорят.

О.Р.: Да потому что в узких рамках быть неинтересно, там уже все переиграно.

- Кроме действительно очень непривычной стилистики, в группе БЕЗ БИЛЕТА обращает на себя внимание Сергей Бакавец, и не только потому, что он постарше других. Такое впечатление, что каждое его соло основано на какой-то конкретной народной попевке. Так ли это?

С.Б.: Готовя и наигрывая сольные партии, я всегда отталкиваюсь от основной музыкальной темы. Да, в наших песнях народная основа есть, но вот только запрятана она очень глубоко. Мы, конечно, не стремимся работать по шаблону, но и делать только народную музыку у нас задача не стоит. Все-таки нужно находить и развивать свое. Вот поэтому мне лично очень близка музыка LED ZEPPELIN, JETHRO TULL.

- Нельзя сказать, что БЕЗ БИЛЕТА ведут активный образ жизни. Ваши выступления все-таки достаточно редки. Отчего?

О.Р.: Учеба нам мешает. Честно. Вон Немцу уже надо бежать конспектировать. Но мы научимся всему и потом отработаем.

- Не знаю, насколько название в будущем будет влиять на судьбу вашей группы, но пока вам действительно повезло: записали, значит, дома три песенки, повесили в Интернет - и через четыре дня вам уже позвонили из Италии...

С.Б.: Да вот уже и приглашение пришло. Видите, написано: "BEZ BILETA". Этот фестиваль под названием "Spirit of Woodstock-99" пройдет 6-8 августа в Италии, в городе Мирапури. Да, наверно, повезло, потому что качество записи тех песен - так себе, полное демо. Но тем не менее... У них, организаторов фестиваля, на их сайте висят эти песни, можно послушать по адресу www.mirapuri-enterprises.com. Но было очень приятно, когда после концерта в "Стар-клубе" подошел Игорь Варашкевич и поблагодарил за выступление. Значит, у нас, наверное, действительно есть что сказать.

- А как вы работаете? Кто-то приходит с конкретной идеей или же все пишется в процессе репетиций? Почему одна песня на русском, другая - на белорусском? Проблема с текстами?

В.А.: Нет, с этой проблемой мы не связаны. Вопрос вообще не стоит, где брать тексты. Главным для нас остается вопрос о том, как написать нормальную песню. В таком направлении и думаем продолжать работать.

С.Б.: В этом деле тоже нужно оставаться собой, не дергаться со стороны в сторону.

В.А.: Мы ведь даже на английском пробовали петь, на концерте, посвященном дню рождения Блэкмора. Не пошло. Про нас потом такое написали, что мы решили английский для себя закрыть навсегда.

- И все же для меня было в удивление услышать о том, что у вас есть песни, написанные на стихи Ларисы Гениуш. Это-то откуда?!

С.Б.: И не только на стихи Ларисы Гениуш. Есть песни на стихи Максима Богдановича, есть песни на стихи Алексея Батюкова, но автор стихов еще не знает о том, что на них уже написана музыка. Мы сами Алексея не знаем, нашли его стихи в газете "Наша Н?ва".

В.А.: А еще мы нашли кучу прикольных таких стихов в одном сборнике белорусского фольклора. И с ними работали уже по-другому. Отмеченный ритм оставили, а вот мелодии полностью поменяли. Ну и что? Нам кажется, получилось совсем неплохо. А вообще мы, кажется, уже созрели для того, чтобы писать целую программу. Может, у нас это и получится сделать, но уже после того, как вернемся из Италии.

- Точно вернетесь?

В.А.: Точно! А так надоело уже демки записывать. Работать дома и писать на порто-студию - одно дело, а вот записываться в настоящей студии - совсем другое. Нам уже пора попробовать и это.

О.Р.: У нас действительно большая надежда на выступление в Италии. Хочется надеяться, что мы получим хороший такой толчок для развития.

В.А.: Еще хочу сказать о концертах. Да, нам очень хочется играть и выступать, но не на всех подряд концертах. А так главной целью в этом году мы поставили для себя задачу пробиться на "Рок-коронацию".

Не люблю прогнозов, но в данном случае мне почему-то кажется, что у этих парней получится многое. Про это говорит не столько здоровое такое и вовсе не напускное, дешевое нахальство, сколько полная их уверенность в правильность того, что они делают. А еще - ощущение огромной внутренней свободы, которая живет в душе, кажется, каждого из четверки. И мне почему-то еще кажется, что поездка на фестиваль в Италию им на самом деле пойдет на пользу. Нет, никакие они пока не "духи Вудстока". Они скорее его внуки, причем они из тех внуков, кто как раз прежде всего усвоил главное - дух рок-музыки.

Да будет поменьше на их пути контролеров!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета