Santana, Carlos Амиго Сантана
Путешествуя с середины пятидесятых по свету, рок-н-ролл время от времени сливался с музыкой разных этносов - особенно существовавших на его родине, в Соединенных Штатах. Мимо богатейшей латиноамериканской культуры пройти было просто невозможно. Первыми не прошли ISLEY BROTHERS (точнее, хитмейкеры Расселл и Медли) с их знаменитым "Twist And Shout", который по сути не что иное, как обанглоязыченная "La Bamba". Окончательный продукт синтеза - так называемый латин-рок - у многих ассоциируется с Глорией Эстефан и с Рики Мартином, хотя истинным творцом нового стиля был иной человек, Карлос Сантана (Carlos Santana).
Родители Карлоса, увидевшего свет 20 июля 1947 года в мексиканском городке Аутлан де Наварро, "Санта-Барбарой" в те годы не баловались и фамилию сыну дали свою, псевдонимом пользоваться не пришлось. Детство Сантаны прошло в чуть более крупном населенном пункте - Тихуане. Мексика - она и есть Мексика: знойные ритмы самбы и салсы у ее жителей в крови. Карлос не был исключением. Хосе, отец будущей звезды, будучи наследственным музыкантом, профессионально баловался скрипкой и счел своим долгом обучить старшего сына музыкальной грамоте. Сантана-младший, однако, быстро уловил, что одна лишь народная музыка мало способствует окрылению души и наполнению кармана. Радио в небогатой семье водилось, и когда эфир заполнился рок-н-роллом и блюзом, Карлос понял, что это - самое то.
Кумирами взявшегося за гитару восьмилетнего парня стали Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер и Ти-Боун Уокер (Muddy Waters, John Lee Hooker & T-Bone Walker). Нужно признать, что по чувству и таланту ученик мало уступал учителям, так что через пару лет его пригласили в местную команду TJ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S, пробавлявшуюся игрой в местном стриптиз-заведении. Родители не возражали, так как заработок наследника существенно пополнял скудный семейный бюджет. В 1960-м фамилия перебралась в более сытный Сан-Франциско, тринадцатилетний же гитарист задержался в Тихуане еще на один год, чтобы поддерживать родных, пока те не обустроились на новом месте.
Сан-Франциско обрушил на провинциала море новой музыки, которую Карлос впитывал, шлифуя мастерство. Окончив в 1966 году школу, он почувствовал себя в достаточной мере опытным, чтобы собрать собственный коллектив SANTANA BLUES BAND. Группа держалась на двух "китах": Сантане и встреченном им во время какого-то джема поющем клавишнике Греге Роли (Greg Rolie). Сценический дебют состоялся уже в сентябре, причем не где попало, а в знаменитом зале "Филлмор Уэст" и не с кем попадя, а с самими THE WHO!
Через два года, хотя Карлос все еще и не был лидером, ведомые опытным антрепренером Биллом Грэхемом (Bill Graham) музыканты сократили название до коммерчески более удобного SANTANA. Это имя все чаще стало мелькать на различных фестивалях бок о бок с грандами блюза. Гранды гитариста приметили и благословили на ратные подвиги: первой пластинкой с его участием стал концертный альбом "The Live Adventures Of Al Kooper And Michael Bloomfield" (1969). Тот год ознаменовал для группы восхождение на Олимп. 15 августа полумиллионная аудитория легендарного Вудстокского фестиваля была сражена наповал ураганным шаманством композиции "Soul Sacrifice", которая вошла в первый альбом "Santana", появившийся в ноябре и воцарившийся на четвертой позиции хит-парада. Конец года, впрочем, был слегка омрачен атламонтскими событиями 6 декабря; именно SANTANA в тот день открывали печально известный концерт THE ROLLING STONES. 18 апреля 1970-го в "Алберт-холле" прошло первое британское выступление коллектива, успех которого подтвердил состоятельность выведенной Карлосом формулы "самба плюс блюз".
Второй диск группы, названный емким словом "Abraxas", моментально возглавил американские списки хитов. И неудивительно, если учесть, что в программу вошли инструментальная зарисовка "Samba Pa Ti", классическая салса Тито Пуэнте (Tito Puente) "Oye Como Va", а также она самая, бессмертная "Black Magic Woman", заставившая в версии SANTANA забыть о ее авторе, великом Питере Грине (Peter Green) и оригинале FLEETWOOD MAC. Эта композиция до сих пор является наиболее успешным синглом коллектива.
К моменту записи следующего альбома Карлос стал доминировать в составе. Поначалу это было мало заметно, так как в январе 1971-го он пригласил на борт поющего гитариста Нила Шона (Neal Schon), появление которого позволило уплотнить и усложнить звучание, обогатившееся бразильскими влияниями, но уже в декабре Роли и Шон уступили Сантане лидерство и расстались с ним, чтобы через полтора года собрать JOURNEY. Диск "Santana III" принес пару незабываемых вещей ("Everybody\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Everything" и "Everything Is Coming Our Way") и отметил длительный перерыв в концертной деятельности.
Музыкальный кругозор гитариста продолжал расширяться и достиг границ джаза. В сентябре 1972 года Карлос отправился на Гавайи, где на пару с певцом и барабанщиком Бадди Майлзом (Buddy Miles) отыграл концерт, вылившийся в пластинку "Live!", за которой в декабре последовала выдержанная в том же духе программа "Caravanserai", произведение настолько цельное, что лишь немногие обратили внимание на следующее обстоятельство: разные композиции записывались разными музыкантами. Смены в составе довели до того, что как-то раз перед концертом в "Медисон-Сквер Гарден" у группы не оказалось перкуссиониста. Один из зрителей по имени Джеймс Льюис (James Lewis) предложил свои услуги - и получил постоянную работу. К микрофону в 1973-м стал Леон Томас (Leon Thomas), с ним SANTANA отправились в масштабный тур, фрагменты которого составили тройной концертник "Lotus" (1975).
18 января 1973-го связка SANTANA-THE ROLLING STONES дала перед 19 000 зрителей концерт в помощь жертвам землетрясения в Никарагуа; это было первое подобное мероприятие в жизни гитариста, до сих пор активно участвующего в акциях такого рода и поддерживающего несколько благотворительных фондов и организаций. О женитьбе Сантаны в апреле того же года можно было бы и не упоминать, если б его супруга Урмила (Urmila) не была привержена учению гуру Шри Чинмоя (Sri Chinmoy). Карлос на свою голову увлекся индуизмом и, общаясь с наставником, познакомился с другим учеником Чинмоя, Джоном МакЛафлином (John McLaughlin). Джон на тот момент успел настолько духовно усовершенствоваться, что удостоился имени Махавишну, Карлосу в свою очередь досталось имя Девадип, что означает "Свет лампы Всевышнего".
Дуэт завернутых на джаз-роке индуистов был просто неизбежен: инструментальная программа "Love Devotion Surrender" с участием таких звезд, как Билли Кобэм и Джен Хаммер (Billy Cobham & Jan Hammer), вышла в сентябре и, как ни странно, понравилась публике. Материал диска по большей части принадлежал МакЛафлину и Джону Колтрейну (John Coltrane). Продолживший джазовую тему "Welcome" оказался менее интересным. Он рекламировался как альбом нового состава: из восьми музыкантов группы лишь трое играли в ней с самого начала: Сантана, барабанщик Майкл Шрив и цимбалист Чепито Ареас (Michael Shriev & Chepito Areas). Очередной инструментальный опус "Illuminations" (1974), сотрудничество гитариста с еще одной поклонницей Чинмоя вдовой Джона Элис Колтрейн (Alice Coltrane), мог оказаться роковым (ударение на последний слог): эксперименты Карлоса слушателям уже надоели.
Ангажировав вокалиста Леона Патильо (Leon Patillo), группа предприняла попытку наверстать упущенное. Первым шагом стала не снискавшая особой популярности пластинка того же 1974-го "Borboletta", на которой отметился мастер джазового баса Стенли Кларк (Stanley Clarke). Видя такое дело, за дело взялся старый приятель Билл Грэхем, взваливший на себя обязанности менеджера. И дело пошло на поправку. Еще одна смена певца - теперь им стал Грег Уокер (Greg Walker), - и более блюзовый альбом "Amigos" (1976) вернул SANTANA на былые позиции. Готовясь к его записи, гитарист принял в январе участие в шоу Боба Дилана (Bob Dylan) в поддержку упрятанного в тюрягу боксера Рубена Картера (Ruben Carter); при исполнении "Black Queen" компанию Карлосу составил Стивен Стиллз (Stephen Stills). 1977-й принес кучу перемещений в рядах музыкантов и сразу две программы - весьма латинскую "Festival" и роковую (ударение на первый слог) "Moonflower", в которую вошла прекрасная обработка старого хита THE ZOMBIES "She\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Not There".
В 1978 году герой нашего рассказа ощутил тоску по большим аудиториям и двинулся в путь, начав в марте с фестиваля "California Jam II". Второму фестивалю было далеко до первого, проходившего в 1974-м и задействовавшего среди прочих DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, YES и ELP, но наличие в его программе AEROSMITH, Теда Ньюджента (Ted Nugent), HEART и, конечно же, SANTANA обеспечило 250 000 зрителей. Проехавшись по Новому и Старому свету, группа разродилась диском "Inner Secrets", примечательным лишь своим креном в сторону диско, и перепевкой "Well All Right" Бадди Холли (Buddy Holly), вдохновленной, судя по всему, версией BLIND FAITH.
Новый контракт с Columbia был настолько выгодным, что позволил Карлосу без отрыва от производства приступить и к сольному творчеству, "первой ласточкой" которого в 1979 году стал полустудийный-полуконцертный двойник "Oneness/Silver Dreams - Golden Reality", оказавшийся, впрочем, менее успешным, чем групповой продукт "Marathon", более попсовый по звучанию. Сантана, однако, и не рассчитывал на особую популярность сольных произведений: еще один двойной альбом "The Swing Of Delight" (1980) представлял из себя инструментальный джаз-роковый опус, в создании которого гитаристу помогли классики: Уэйн Шортер, Херби Хэнкок и Рон Картер (Wayne Shorter, Herbie Hancock & Ron Carter). У коллектива дела шли лучше: программа 1981-го "Zebop!" в считанные месяцы стала "золотой" - во многом благодаря синглу "Winning", принадлежащему перу Расса Балларда (Russ Ballard), в активе которого - хиты ARGENT, RAINBOW, URIAH HEEP и KISS.
В 1982 году ветераны SANTANA после длительного перерыва снова оказались на одной сцене: спутниками группы в летнем турне были JOURNEY. Участие команды Карлоса в трехдневном сентябрьском "U.S. Festival", полном суперзвезд, усилило интерес к коллективу и, соответственно, обеспечило успех диска "Shango".
На следующий год Сантана дал роздых коллегам - но не себе, подарив поклонникам крепкий сольник "Havana Moon", для создания которого заручился поддержкой блюзовой гвардии: Вилли Нельсона, Букера Ти Джонса (Willie Nelson & Booker T. Jones) и THE FABULOUS THUNDERBIRDS. Альбом "Beyond Appearances" (1985) был откровенно слабым, но провал уже не мог пошатнуть репутацию гитариста, приглашенного на знаменитый фестиваль "Live Aid".
20 июля 1986 года в Сан-Франциско прошел пышный концерт, приуроченный к двадцатилетию SANTANA и собравший всех, кто играл в команде за эти годы, - 17 человек! Под шумок Карлос заполучил ангажемент на создание музыки к посвященному Ричи Вэленсу (Ritchie Valens) фильму "La Bamba" и мастерски справился с задачей. Чего нельзя сказать о программе 1987-го "Freedom", которую не спасли ни Бадди Майлз, ни Бадди Гай с Джуниором Уэллсом (Buddy Guy & Junior Wells). Зато гастроли прошли "на ура". Что вполне понятно, если учесть, что помимо Майлза к честной компании присоединились Грег Роли, искусный басист Альфонсо Джонсон, а также два Честера Томпсона - знаменитый барабанщик и менее известный клавишник (Alfonso Johnson, Chester C. Thompson & Chester Thompson). В рамках этого тура 4 июля SANTANA оказались в Москве, где выступили на концерте за мир во всем мире. Политически сознательный Сантана умудрился в конце года издать инструментальный сольник "Blues For Salvador", который хоть и слабо продавался, но принес автору "Grammy".
По такому поводу Карлос позволил себе чуток расслабиться и в качестве гостя отправиться в 1988-м в турне Уэйна Шортера, а в 1989-м поиграть на "The Healer" своего кумира Джона Ли Хукера. Большую часть следующего года коллектив провел перед переполненными залами, аудитории не уменьшились даже после выхода "отмороженного" альбома "Spirits Dancing In The Flesh". Пиком гастролей в январе 1991 года стал фестиваль "Rock In Rio II".
Сантана, видать, почувствовал себя по-настоящему молодым, так как 27 июня позволил себе быть арестованным в Хьюстонском аэропорту за провоз конопли. Приговор суда оказался мягким: провинившуюся звезду обязали принять участие в антинаркотическом концерте.
Но не эти события были самыми печальными в том году. Умер Билл Грэхем. Смерть товарища была сильным ударом для гитариста, игравшего в память друга и на его похоронах, и на нескольких крупных мероприятиях, посвященных Грэхему. Не уверенные в своем будущем, музыканты SANTANA продали фирме BMG права на публикацию каталога группы и разорвали контракт с Columbia. Новое соглашение было подписано с Polydor - концерн получил также лицензию на продукцию принадлежащего Карлосу лейбла Guts & Grace.
21 марта 1992 года команда выступила в городе детства гитариста - Тихуане. На "разогреве" работала группа народной музыки под руководством отца Карлоса Хосе Сантаны. В самый разгар турне, результатом которого стал блестящий альбом "Sacred Fire" (1993), на рынке появилось свежее творение SANTANA - "Milagro", проникнутое христианским духом (влияние второй жены Карлоса).
Не снижая темпа, команда не отказалась поучаствовать 14 августа 1994-го в фестивале "Woodstock II", приуроченном к четвертьвековому юбилею знаменитой тусовки. Между делом Карлос, его младший брат Хорхе Сантана и их племянник Карлос Хернандез (Jorge Santana & Carlos Hernandez) подтвердили семейный талант и сотворили отличную инструментальную программу "Brothers". Летом 1995-го SANTANA снова отправляются в дорогу - на сей раз с Джеффом Беком (Jeff Beck). С новыми произведениями решено было пока подождать, так как на прилавках появился тройной бокс-сет "Dance Of The Rainbow Serpent", охватывающий всю карьеру коллектива - от вудстокской версии "Soul Sacrifice" до "Chill Out", заглавной композиции только-только вышедшей пластинки Хукера, снова прибегнувшего к услугам Карлоса.
Отдав дань уважения Хендриксу (Jimi Hendrix) исполнением "Spanish Castle Magic" на трибьютном диске "In From The Storm", Сантана дал своим последователям возможность чествовать его самого. 25 февраля 1996 года в честь Карлоса вместе с ним на сцену вышли среди прочих Хэнкок, Купер, Гай и Керк Хэмметт (Kirk Hammett). Это выступление объект поклонения охарактеризовал как "4,5-часовой духовный оргазм". После мирового турне празднования продолжились: в декабре журнал "Billboard" присудил Сантане ежегодную премию за жизненные достижения. В 1997-м маэстро отметил свой полувековой юбилей, а год назад - годовщину филлморского концерта изданием его на компакт-диске.
Неутомимость Карлоса Сантаны просто сверхъестественна. Кстати, вышедший две недели назад новый альбом его группы так и называется - "Supernatural".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 1999 год в рубрике музыкальная газета