Ten Years After
Помните ли вы?


"МГ" всегда исходила из принципа "Никто не забыт, ничто не забыто" (разумеется, применительно к героям рок-н-ролла), воскрешая на своих страницах даже забытые имена когда-то популярных музыкантов. Поэтому, регулярно снабжая наших читателей материалами о супергитаристах типа Хендрикса или Джими Пейджа, Ричи Блэкмора или Клэптона, мы просто не могли обойти вниманием еще одного героя гитары, кумира 70-х годов, покорявшего своим мастерством пап и мам нынешнего поколения меломанов.

Его имя - Грэм Барнз (Graham Barnes). И если кто-то удивленно поднимет брови, то будет абсолютно прав. Потому что в мире рок-музыки он известен, как Элвин Ли (Alvin Lee), лидер британской группы TEN YEARS AFTER (десять лет спустя). В популярной музыке существует немало странных, иногда даже необъяснимых названий групп, некоторые имеют отношение к литературе (как например, URIAH HEEP), но тот, кто посчитает, что "Десять лет спустя" - намек на роман Александра Дюма, ошибется: это намек на то, что группа стартовала ровно десять лет спустя после Элвиса Пресли.

Начало карьеры нашего героя восходит еще к 1961 году, когда в Ноттингеме познакомились два юных музыканта: 17-летний Элвин Ли и Лео Лайонс (Leo Lyons), который был на год старше его. Как многие британские бит-группы того периода, Ли и Лайонс - первый играл на гитаре, второй на басу - решили попытать счастья в Гамбурге и некоторое время выступали там. Больше история не сохранила об этом периоде никаких подробностей. По возвращении из Германии ребята познакомились с Риком Ли (Ric Lee), который играл на ударных, и организовали группу JAYBIRDS. Чуть позднее к трио присоединился клавишник Чик Черчилль (Chick Churchill).

В 1966 году молодые музыканты переехали в Лондон, поменяли название на TEN YEARS AFTER и сумели пробиться в известный клуб "Марки" (Marquee), где и привлекли внимание как публики, так и музыкальных менеджеров. Как раз во второй половине 60-х гг. Британские острова накрыл "блюзовый бум", и ансамбли, игравшие эту музыку (FLEETWOOD MAC, CHICKEN SHACK) пользовались немалой популярностью. TYA как раз и блюзовали "по-черному" - громкая, жесткая и тяжелая разновидность этого стиля с пронзительными головокружительными соло-партиями "гибсона" Элвина Ли пришлась как нельзя более кстати. Музыканты познакомились с менеджером Крисом Райтом (Chris Wright), который и устроил им контракт с Deram, филиалом крупнейшей компании Decca.

Вопреки обычной политике любой фирмы грамзаписи того времени, Deram, не дожидаясь хит-синглов (которых, впрочем, за всю историю группы, в общем-то, и не было, за исключением одного), выпустила в октябре 1967 года первый альбом квартета, который назывался просто "Ten Years After". С cамого начала Элвин стал ярко выраженным лидером коллектива - он писал почти всю музыку (за исключением нескольких кавер-версий традиционного блюзово-рокового репертуара) и солировал во всех песнях.

В те времена надеяться на раскрутку с помошью клипов не приходилось - надо было от и до выкладываться на концертах. TYA много гастролировали по стране, одно из их выступлений было записано и вышло на альбоме "Undead" (не мертвый) в сентябре 1968 года. Это был первый успех в британских чартах молодой группы - диск поднялся до 26-го места. В феврале 1969-го выходит третий альбом квартета "Stonedhenge" (одна лишняя буква, добавленная в название знаменитого доисторического памятника Stonehenge на территории Уилтширского графства в Англии, придает названию совершенно иной смысл; "stoned" означает "в состоянии наркотического опьянения"). Альбом поднимается до 6-го места английского списка бестселлеров. Но, как известно, мечтой любого английского исполнителя является покорение американской публики. И TYA отправляются на родину блюза, заручившись поддержкой известного американского импрессарио Билла Грэма (Bill Graham), который как-то слышал дебютный альбом группы.

Тут подоспел август 1969 года и легендарный Вудстокский фестиваль. Несмотря на то, что его почтили своим присутствием гиганты тогдашнего рока типа CANNED HEAT, WHO, Хендрикса и Дженис Джоплин, TYA не затерялись среди именитых гостей. Одним из самых ярких моментов фестиваля стало выступление квартета с 11-минутной композицией "Goin\\\\\\\\\\\\\\\\\' Home" (возвращаюсь домой), где безумная гитара Элвина Ли покорила 450 тысяч зрителей и подняла статус малоизвестного музыканта до суперзвездного. Ли без ложной скромности провозгласил себя "самой быстрой гитарой в мире" и, пожалуй, имел для этого основания. Кстати, о том, что собравшимися музыкантами руководила скорей идея огромного хиппового праздника, чем желание заработать, говорят следующие цифры: за свое выступление на "Вудстоке" самый большой гонорар получили JIMI HENDRIX EXPERIENCE - 18.000 долларов (прописью: восемнадцать тысяч), BLOOD, SWEAT AND TEARS - 15.000, CREEDENCE - 10.000, TYA всего...3250 долларов, SANTANA и Джо Кокер и того меньше.

Кривая продажи пластинок квартета за океаном резко поползла вверх: если "Stonedhenge" едва добрался до 61-го места, то уже следующий диск TYA "Ssssh" поднялся до 20-й позиции (4-я в Англии), а пятый "Cricklewood Green" - до 14-й (4-я в Англии). Но и сил было приложено немало: забегая вперед, отметим, что Элвин Ли и компания буквально задолбали (в хорошем смысле слова) своим тяжелым блюзом американскую публику, предприняв в общей сложности 28 (!) туров по США, что является рекордным показателем для британских исполнителей.

Музыканты находили время выступить и дома - в частности, на знаменитом рок-фестивале на острове Уайт в августе 1970 года перед полумиллионной аудиторией они исполнили "I Саn\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Keep From Crying" (не могу не плакать) и классический рок-н-ролл Чака Берри "Sweet Little Sixteen" (сладкие шестнадцать лет). Первая песня увековечена в посвященном фестивалю документальном фильме, вторая - на альбоме "Watt" (январь 1971 г.)

Однако бешеный ритм гастролей брал свое: силы начали покидать участников TYA. В 1971-72 гг. концертные выступления прекратились. Этот период принес два студийных альбома - "A Space In Time" с прекрасной и крайне нетипичной для Элвина Ли балладой "I\\\\\\\\\\\\\\\\\'d Love To Change The World" (я хотел бы изменить мир) и диск "Rock & Roll Music To The World" (рок-н-ролл для всего мира), известный также просто как "Rock And Roll". В 1973 году Ли признался журналистам, что его иллюзии относительно группы рассеиваются и что квартет превратился в нечто вроде "странствующего джукбокса" (музыкального автомата). Музыканты TYA занялись сольными проектами. Элвин Ли удалился в свой особняк ХV века в графстве Беркшир, где начал оборудовать собственную студию звукозаписи. Здесь он с помощью таких известных музыкантов, как Ron Wood, Steve Winwood и Jim Capaldi (некоторые источники называют также и Джорджа Харрисона), записал с американской певицей госпелов Mylon LaFevre сольный диск "On The Road To Freedom" (на пути к свободе). Чик Черчилль в это же время работал над своим альбомом "You And Me" (ты и я).

Будущее группы было предрешено, и последующие события показали это. В начале 1974 года квартет объявил о возобновлении выступлений в Англии, но 22 марта, буквально за месяц до обещанного концерта в лондонском театре "Рейнбоу", Элвин Ли вдруг появился с собственным ансамблем, наспех собранным лишь десятью днями ранее. Во время его сольного концерта не прозвучала ни одна из песен TYA. Выступление было записано и выпущено двойным альбомом под названием "Alvin Lee & Co. In Flight" (Элвин Ли и компания в полете) в ноябре 1974 года. Cостоялся, правда, и концерт в "Рейнбоу", но он оказался последним совместным выступлением квартета в Англии.

Последним диском TYA, гостившим в британском хит-параде (36-е место), стал двойник с неоригинальным названием "Recorded Live" (записанный "наживо", 1973 г.), представляющий фрагменты 4 концертов - в Амстердаме, Роттердаме, Париже и Франкфурте. Точку в студийной деятельности квартета поставил, однако, альбом "Positive Vibrations" (положительные вибрации), вышедший в апреле 1974 г.

В мае 1975 года Элвин Ли объявил о распаде группы, но буквально через месяц TYA отправились в новое - на этот раз последнее - турне по США, чтобы довыполнить контрактные обязательства.

С тех пор каждый из музыкантов TYA пошел своим собственным путем: Лео Лайонс стал продюсером, Черчилль - профессиональным менеджером в "Chrysalis Music", а Рик Ли организовал собственную продюсерскую компанию.

Герой же нашего рассказа продолжал записываться - как под своим именем, так и под различными названиями типа "Ten Years Later" (еще десять лет спустя) и "Alvin Lee Band" (группа Элвина Ли). В 1988 году все участники группы собрались вновь для 4-дневного фестиваля в Германии, затем под своим прежним названием записали диск "About Time" (почти самое время). Однако воссоединение, так прекрасно сработавшее в случае с "Deep Purple", у TYA оказалось каким-то неубедительным, по крайней мере с коммерческой точки зрения - альбом не раскупался.

Элвин Ли продолжает выдавать сольники, а 40-летние меломаны - слушать не его новейшие записи, а переизданные на компактах старые альбомы TEN YEARS AFTER, восхищаясь неповторимой гитарой своего кумира.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета