Haujobb Акванавты
Каждый раз, когда HAUJOBB выпускают свой полноформатный альбом, электро-эксперты задерживают дыхание в ожидании услышать нечто экстраординарное и революционное - озвученные Daniel Myer и Dejan Samardzic новые попытки произвести переворот в электронной музыке и дать ей новые стимулы для дальнейшего развития. Время больших надежд пришло снова вместе с майским релизом четвертого альбома "ninetynine" прогрессивной германской формации. Два с половиной года музыканты посвятили работе над новым диском и сегодня имеют полное право называть его наиболее крепкой записью в своем арсенале. Что ж, альбом получился крайне необычным, и он сильно отличается от прежних пластинок HAUJOBB. Пожалуй, настоящему диску суждено стать либо самой большой загадкой, либо самым большим разочарованием, либо самым инновативным релизом на электро-индустриальной сцене в 1999 году.
Вкратце опишем основные этапы эволюции саунда HAUJOBB до момента выпуска CD "ninetynine". Дебютный альбом дуэта "Homes And Gardens" представил на суд электрофилов построенное с огромной выдумкой на базе классических индустриальных конструкций свежее и великолепное в своем величии пост-SKINNY PUPPY-аудиополотно, написанное с помощью угрожающе-мрачных и достаточно жестких, исключительно индустриальных красок, незабываемых сэмплов из фильма "Чужие", экспрессивных чувствительных вокалов и удивительно гармоничных мелодий. Оригинальный музыкальный почерк новичков произвел на сцене настоящий фурор, и чтобы понять природу этого явления, вам нужно самолично прослушать данную работу.
Далее, второй альбом HAUJOBB "Freeze Frame Reality" моментально стал культовой пластинкой и одной из лучших работ в стилистике intelligent sci-fi индастриэл - 100%-ное новаторское индустриальное электро без заимствований и влияний извне! Чуть менее жесткий по сравнению с дебютным альбомом, но более стильный, сложный и детально прорисованный диск содержит просто непостижимые по эмоциональному накалу электро-шедевры, часто окрашенные в мрачные киберпанк-тона. Мелодика данной работы съедает сердце и вводит слушателя в состояние эйфории, в состояние исступления.
Конечно, все это работает в том случае, если вы настроены на одну длину волны с HAUJOBB. Предельно футуристическая запись с четко обозначенными смелыми электронными экспериментами рекомендуется нами как "Индустриальная Библия" для каждого ценителя true электро-индастриэла. Процесс кропотливого строительства композиций из "электронных кирпичиков" архитекторами-виртуозами Daniel Myer и Dejan Samardzic просто завораживает. Умение ловко изменять ход основной музыкальной темы снова и снова также вызывает восхищение. Классика!
На третьем CD "Solution For A Small Planet", наряду с дальнейшими удачными экспериментами в области электро, появились новые элементы из модных сфер drum-n-bass и техно. HAUJOBB перестали быть чисто индустриальной командой. Акценты сместились в сторону экспериментальной электроники: "Прощай, Прошлое! Здравствуй, Будущее!" Но при этом ценность альбома ничуть не снижается! Слушая пластинку в первый раз, вы будете просто плакать от счастья. Еще более изысканный, объемный, печально-холодный, тотально-синтетический, чудовищно-мелодичный, красивый, гипнотизирующий и экстремально-футуристический диск. Благодаря этому альбому HAUJOBB намертво закрепились в позиции инноваторов и премьер-банды сцены.
Что касается новых релизов, то последующие два года можно назвать ремиксовым периодом в истории HAUJOBB. Музыканты сделали много классных ремиксов для самых разных команд: FRONT 242,:WUMPSCUT:, LA FLOA MALDITA, CHANDEEN, FRONT LINE ASSEMBLY, SNOG... Но особенно активен в этот период был Daniel Myer, запустивший на музыкальную орбиту сразу несколько интереснейших проектов: CLEEN, ARCHITECT, MYER, DOTS & DASHES, NEWT. Музыка, создаваемая электросапиенс из HAUJOBB, еще дальше ушла в область экспериментов, где основным строительным материалом стали эмбиент, drum-n-bass, "матовое электро", вокальные спецэффекты, нойз-реактивы и техно-минимализм. Так, постепенно HAUJOBB перешли в лагерь определяющих тренды и моду электронных экспериментаторов, и их музыку стали сравнивать с произведениями AUTECHRE, APHEX TWIN, DOWNLOAD, ORB, BLACK LUNG...
Теперь вы понимаете, что оценивать новый альбом HAUJOBB "ninetynine" следует именно с позиций экспериментальной электроники. Кстати, сами музыканты называют свой сегодняшний стиль "электронным фристайлом". Старые термины уже не работают. Итак, новый альбом представляет собой увлекательное и неожиданное путешествие в минималистический мир аквариумно-межгалактического саунда: изумительно раздувающихся, вибрирующих и булькающих ритмов, эхообразных сюрреалистических битов, теплых звуковых ландшафтов, фантастических мерцаний, загадочных колебаний и забавных звуковых деформаций. Плюс редкие, но чудесно невесомые абстрактные "откровения" акванавта #1 электронной сцены Daniel Myer и расслабляющие сеансы вокального секса в исполнении нимфы Vanessa Briggs. По звучанию и общей атмосфере CD "ninetynine" имеет немало общего с музыкой, выпускаемой на популярном лейбле Warp, однако HAUJOBB сохранили свое лицо и имеют свое собственное видение музыки XXI века. Увы, но, судя по первым откликам на альбом, сегодня немалая часть электроаудитории еще просто не готова расслышать и понять новые творения группы. И это, в принципе, объяснимо, ибо между спорным "ninetynine" и потрясающим "Freeze Frame Reality" лежит поистине огромная пропасть - у кого-то хватит сил и attitude перелететь через последнюю, а кто-то так и останется на том берегу... Но что-то подсказывает нам, что через годик-другой мы будем писать о новых альбомах электронных групп и ссылаться при этом на уже классическую пластинку "ninetynine". Вот так. Треки нового альбома идеальны с точки зрения звуковых и структурных новшеств, и их единственным минусом мы считаем недостаточную эмоциональность, к которой нас приучили HAUJOBB за все годы нашего "индустриального романа". Правда, недостаток эмоций характерен для подавляющего большинства релизов в жанре экспериментальной электроники. Наша оценка CD "ninetynine" - 9 баллов из 10 возможных.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 1999 год в рубрике музыкальная газета