Springfield, Dusty Девушка по имени Дасти
Даже если звезда долго не выступает, у поклонников всегда есть надежда, что она вернется. Прилив ли ностальгии посодействует этому или у их кумира откроется второе дыхание - уже другой вопрос. Часто так и бывает: возвращался сердцеед 60-х Рой Орбисон, возвращался после нарко-алкогольного "академотпуска" Джо Кокер, возвращались после 5-летнего перерыва Джон Леннон, десятки других артистов. Лишь смерть убивает все надежды. В утешение фанам остаются лишь кассеты, пластинки и фото своего любимца. Да еще воспоминания...
В марте 1999 года вместе со смертью знаменитой певицы 60-х Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield) умерла и надежда поклонников услышать ее вновь. И уж если по поводу кончины артистки выразила сожаление сама королева Елизавета, значит, Дасти Спрингфилд действительно представляла из себя нечто. Что - мы и попытаемся рассказать в нашем материале.
Дасти (по паспорту Мэри Изабел Кэтрин Бернадетт О\\\\\\\\\\\\\\'Брайен) Спрингфилд родилась в Лондоне 16 апреля 1939 года в бухгалтерско-журналистской семье. Имя-прозвище Дасти (пыльная)DAо
Школьные годы изменили многое, и наша Дасти немного располнела и поскромнела. Однако уже к 16 годам произошло переосмысление ценностей, и из библиотечной крысы Дасти превратилась в нормального раскрепощенного тинейджера с разносторонними интересами, любовью к джазу и латино-американской музыке, которую без устали слушал ее брат Том.
Первой музыкальной группой девушки стало трио THE LANA SISTERS, записавшее несколько синглов на фирме "Фонтана" и явно подражавшее KAYE SISTERS и THE MUDLARKS. Дасти занесло туда в 1958 году по объявление в газете, и там она приобрела начальный опыт выступления на сцене. В 1960 году Том и его друг Тим Филд (позже его заменил Майк Херст) вместе с Дасти организовали полусемейную группу THE SPRINGFIELDS. Мужчины играли на акустических гитарах, девушка пела. Сами понимаете, на акустических инструментах много не нарокенроллишь - стиль группы окрестили кантри-поп-фолком. Был он не нов: в подобном работали американцы PETER, PAUL AND MARY. Спокойные и приятные мелодии SPRINGFIELDS быстро нашли свою аудиторию: по опросам читателей журнала "New Musical Express" трио признавалось лучшей английской вокальной группой в 1961 и 1962 гг., а их пластинки стали регулярно навещать британские чарты. Более того, одна из песен, "Silver Threads And Golden Needles" (Серебрянные нитки, золотые иголки), в 1962 г. попала в американский Тор 20 - факт, примечательный тем, что группа стала первым британским исполнителем, "взломавшим" заокеанскую двадцатку (за полтора года до BEATLES).
Тем не менее, несмотря на успешно складывающуюся карьеру, трио распалось в сентябре 1963 года. Дасти Спрингфилд начала сольную карьеру, и уже пару месяцев спустя ее дебютный сингл "I Only Want To Be With You" (Я только хочу быть с тобой) поднялся до 4-го места в Англии, 12-го в США и стал "золотым". Не сомневаемся, что никто из наших читателей не слышал в оригинале этот прекрасный образчик поп-жанра, но хотя бы одна из многочисленных хитовых кавер-версий (BAY CITY ROLLERS, 1976; TOURISTS, 1979; Samantha Fox, 1989) могла запасть вам в душу (или в уши). Отказавшись от коммерчески более выгодного звучания SPRINGFIELDS, Дасти начинает отдавать предпочтение так называемому мотаунскому (Motown) стилю, иными словами музыке соул, за что и получает от Клиффа Ричарда шутливое прозвище "белая негритянка". Кстати, именно благодаря Дасти "черная" американская музыка в лице THE SUPREMES и THE TEMPTATIONS получает заслуженное признание в Старом Свете.
В 1964 году вышел ее дебютный альбом "A Girl Called Dusty" (Девушка по имени Дасти), поднявшийся до 6-го места в британском списке бестселлеров и охотно раскупаемый публикой в течение 23 недель. Во время гастролей в поддержку этого диска произошел случай, свидетельствовавший, как сказали бы у нас во времена застоя, о высоком политическом самосознании певицы. В ходе турне по Южно-Африканской Республике Дасти Спрингфилд отказалась выступать перед аудиторией, разделенной на белых и черных. Ее поместили под домашний арест и вскоре выслали из страны. В Британии ее антиапартеидная позиция почти не нашла поддержки, а критики вменили певице в вину ограничения по доступу британских музыкантов в ЮАР.
У себя же на родине Дасти, худенькая, миниатюрная, с высоко взбитой "под пчелиный улей" копной светлых волос, с мощно накрашенным (как у панды) глазами, становилась образцом для подражания для тысяч молодых девчонок. Глаза, конечно, глазами, но без таланта долго не протянешь. А талант у певицы был. По опросам читателей "New Musical Express", она трижды побеждает в категории "Лучшая английская певица" - в 1964, 1965 и 1966 годах и четырежды - в категории "Лучшая мировая певица" (1965, 1966, 1967 и 1969 гг.). В первой половине 60-х Дасти становится одной из ключевых фигур "британского вторжения" в США, ее пластинки регулярно попадают в американские хит-парады наряду с дисками BEATLES, STONES, DAVE CLARK FIVE и других английских артистов, и ей удается целая серия великолепных кавер-версий песен знаменитых американских авторских тандемов, таких как Bacharach-David, Goffin-King и Holland-Dozier-Holland. Она обзаводится на телевидении собственным шоу "Dusty"(куда приглашает Тину Тернер, Джими Хендрикса, Пэтти Лабелл и многих других знаменитостей), альбом-сборник ее лучших номеров (1966) более полугода не покидает списки английских бестселлеров. Итальянская баллада "You Don\\\\\\\\\\\\\\'t Have To Say You Love Me" (Не стоит говорить, что ты любишь меня) в ее исполнении весной 1966-го поднимается на вершину британского хит-парада и достигает 4-го места в США. Когда 5 лет спустя к этой же композиции "прикладывается" Элвис Пресли, его версия занимает лишь соответственно 9-ю и 11-ю позиции.
Одним из лучших альбомов певицы считается диск "Dusty In Memphis" (Дасти в Мемфисе), записанный в американском городе Мемфисе в 1969 году (по новому контракту c Atlantic Records) c ведущими студийными музыкантами Мотауна, многие из которых были ее давними друзьями. Именно на этом альбоме можно было услышать ее знаменитую песню "Son Of A Preacher Man" (Cын священника) - прекрасный образец музыки соул, композиция, ставшая "фирменным знаком" певицы. Подстать этому получился и ее филадельфийский диск "A Brand New Me" (выпущенный в Британии, как "From Dusty... With Love").
Вскоре после этого творческая деятельность Дасти Спрингфилд надолго прекращается. Причиной тому были традиционные для большинства звезд "личные проблемы", алкоголизм, наркотики. В 1974 г. она окончательно переезжает в Калифорнию и в течение нескольких лет ведет уединенный образ жизни, лишь время от времени выступая в качестве бэк-вокалистки для других исполнителей и даже предпринимает (неудачно) попытку покончить с собой. Ситуация проясняется, когда в 1975 году в интервью британской газете "London Evening Standart" соул-икона 60-х решается признать свою бисексуальность и не ждет понимания. В 1978-79 годах она дает несколько концертов, жертвует приличные суммы на благотворительность, в первую очередь в фонд защиты прав животных (Дасти просто обожает кошек), и записывает пару альбомов. Несмотря на то, что один из них носит оптимистическое название "It Begins Again" (Все начинается снова), критики и публика остаются равнодушными. Она исчезает вновь и надолго.
В 1982 году выходит ее замечательный диско-альбом "White Heat", но дальше Штатов эта работа не распространяется. И лишь через пять лет, в 1987 году, имя Дасти вновь появляется в международных хит-парадах, когда PET SHOP BOYS соблазняют ее исполнить вместе с ними песню "What Have I Done To Deserve This?" (Что я сделал, чтобы заслужить это?), которая занимает 2-е место и в Англии, и в США. Их плодотворное сотрудничество продолжается аж три года, во время которых Крис Лоу и Нейл Теннант пишут под ее голос, ничуть не потерявший своего великолепия, ведущую тему для фильма "Scandal" под названием "Nothing Have Been Proved" и полностью продюсируют высоко оцененный критиками альбом-возвращение "Reputation" (c радушно встреченным сексуальными меньшинствами хитом "In Private").
В начале 90-х Дасти Спрингфилд возвращается в Европу и селится вместе со своими котами в Голландии. Ее новые записи, как в прежние времена, украшают чарты, одна из них - дуэт "Heart And Soul" (Сердце и душа) с другой знаменитой вокалисткой 60-х Силлой Блэк (Cilla Black). В 1994-м артистка подписывает контракт с лейблом Columbia и отправляется в Нэшвилл, где записывает диск "A Very Fine Love" (Прекрасная любовь). Вскоре после записи альбома и возвращения в Англию певица начинает свою затяжную борьбу со страшной болезнью: раком груди. В течение трех лет болезнь ничем не дает знать о себе, и даже появляется информация, что Дасти победила рак, но... В конце 1997-го наступает ухудшение. В декабре 1998 г. королева Елизавета награждает артистку Орденом Британской империи, и за два предшествующих года в спешном порядке компонуются два ее сборника "The Dusty Springfield Antology" (3 диска, 1997) и "The Very Best Of" (1998).
2 марта 1999 года в своем скромном доме в Хенли-на-Темзе певица скончалась. Оборвалась еще одна ниточка, связывавшая нас с легендарными шестидесятыми. Влияние Дасти Спрингфилд на свое творчество признавали Линда Ронстед (Linda Ronstadt), Энни Леннокс (Annie Lennox), Элвис Костелло (Elvis Costello), Кей Ди Лэнг (K. D. Lang) и другие знаменитые артисты. Всего лишь полторы недели певица не дожила до почетного зачисления в "Зал славы рок-н-ролла", куда в этом году были занесены имена Пола МакКартни, Билли Джоела и Брюса Спрингстина.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 1999 год в рубрике музыкальная газета