Boards Of Canada Идея о глубокой интеграции звука и визуальной информации
Давно уже в околоэлектромузыкальных кругах муссируются идеи о более глубокой интеграции звука и визуальной информации. Порой кажется, что благодаря широким возможностям современной музыкальной аппаратуры концерты современных групп превратились в демонстрацию последних достижений компьютерной техники. В связи с этим жестко встает вопрос о концепции самих живых выступлений, их надобности и основных путях художественного развития. Ведь ни для кого не секрет, что публика приходит на концерт того или иного исполнителя не только для того, чтобы полюбоваться на симпатичные (или не очень) мордашки музыкантов, но и получить ту или иную долю эмоциональных или интеллектуальных переживаний...
Широкое применение специальных компьютерных видеоэффектов в каком-то смысле является выходом из положения. Однако здесь встает вопрос о качестве и идейном наполнении визуального материала, ведь кино, как и музыка, может быть сделано оригинально и со вкусом, а может представлять собой дешевый ширпотреб.
Сравнительно молодая шотландская группа BOARDS OF CANADA, на мой взгляд, успешно выполнила задачу органичного соединения музыки и видео своего собственного производства, чем заслужила уважение и почитание со стороны критиков и поколнников электронной музыки.
На сегодняшний день BOARDS OF CANADA - это Michael Sandison и Marcus Eoin. Оба этих молодых человека начали свое знакомство с музыкой еще в раннем детстве, когда с упоением учились игре на пианино и гитаре. Видно, эти уроки не прошли зря, так как в 1980 году Майкл создает в школе группу, которая включала "живые" ударные, бас и клавиши, и вплотную приступает к полноценной творческой работе. В то время музыка Майкла была похожа на видеоигру, повторяющаяся до бесконечности и отличающуюся монотонностью и мультяшностью. Однако не только эксперименты с музыкой будоражили ум Майкла и его давнего приятеля Маркуса. Они были очарованы искренней простотой и неприхотливым изяществом некоторых документальных фильмов, которые демонстрировались в начале 80-х по телевидению.
Пора юношества - благодатное время для всевозможных исканий и увлечений. В 1983 году Майкл всерьез берется за любительскую кинокамеру и снимает вместе со школьными товарищами свой первый фильм. Основной ценностью этого фильма были специальные световые эффекты, созданные с помощью искажения пленки различными путями.
Некоторое время спустя Майкл опять возвращается на музыкальную стезю и впервые посещает студию звукозаписи, где создает три или четыре синтезаторных трека, которые он впоследствии сыграет в школе. Майкл и Маркус записывают с телевидения различные интересные звуки и интегрируют их в свои композиции с помощью простого домашнего магнитофона (еще в этих треках использовались различные инструменты, такие как пианино, а также голоса.
Более серьезные музыкальные эксперименты начались тогда, когда Маркус стал программировать свои первые мультитрековые мелодии с помощью компьютера BBC Microcomputer, основу которых он создавал с помощью математики, сперва прописывая план каждой композиции с помощью математических моделей. После нескольких достаточно удачных работ Маркус принимается за одну из первых своих пленок с экспериментальными треками, зачастую очень мелодичными, но инструментальными.
В 1986 году Майкл создает новую команду BOARDS OF CANADA, которая на сей раз включает полный стандартный набор инструментов - барабаны, бас, гитару, а также вокал и приглашает Маркуса присоединиться. Тот, естественно, соглашается и включается в работу в качестве басиста и клавишника. Превоначально BOARDS OF CANADA не имела особого успеха, однако внимание к себе они смогли привлечь, играя на крупных музыкальных марафонах, на одном из которых Майкл, принявший большое количество Pro-Plus, играл шестичасовое барабанное соло на сцене с часу ночи до семи утра.
1988 год прошел у группы под знаком кино. Ребята занимаются съемкой андерграундных фильмов, которые после были названы "Music70". Эти фильмы иногда представляли собой связанные и достаточно последовательные истории, а иногда разрозненные и разорванные ментальные видеосообщения. Настроение образов, созданное с помощью этих работ, можно описать как ностальгическое, минималистичное (с элементами влияния технократизма). Изображения электрических опор, наложенные на музыку, которая, казалось, тоже произведена этими монстрами индустриальной цивилизации, зловещая история дороги в хитросплетении узоров павлиньего хвоста - вот что такое видео от BOARDS OF CANADA.
Практически сразу после окончания работы на "Music70" два человека уходят из группы. Остаются трое: Майкл, Маркус и Крис. Они решают подкопить денег для того, чтобы приобрести больше электронной музыкальной аппаратуры и заняться более абстрактной музыкой. Их мечта начинает реализовываться после того, как им выдалась возможность записываться в профессиональной студии. Определенный творческий подъем в это время был вызван несколькими импровизированными вечеринками для друзей, где Майкл и Маркус прокручивают пленки с телевизионными музыкальными темами и накладывают туда реверсированные, наводящие страх вокалы. В 1990 году группа участвует в ряде совместных работ, в результате чего получается несколько мультинаслоенных гитарных треков с богатой, но мрачной оркестровкой.
Прогресс, которого достигли BOARDS OF CANADA за время своего существования, побудил участников группы пересмотреть свое отношение к музыке и будущей карьере. Маркус оставляет учебу в университете, для того чтобы сконцентрироваться на создании мощной студии, которая бы сочетала в себе старые, дешевые аналоговые технологии с самыми современными разработками.
Летом 1995 года эта студия была наконец готова, и члены группы окрестили ее "Hexagon Sun". Уже в этой студии была продолжена работа над новыми музыкальными записями и фильмами.
Результатом всего этого стал записаный за собственные накопленные деньги первый EP BOARDS OF CANADA "Twoism", который по совместительству являлся демо-записью команды и представлял собой коллекцию гранулированных меланхоличных мелодий, положенных на медленные и сухие электронные ритмы. "Twoism" был разослан на все окрестные лейблы, которые могли бы заинтересоваться такой музыкой. В 1996 году после ухода из группы Криса член известного электронного проекта AUTECHRE Sean Booth связывается с Майклом и Маркусом, и через несколько недель группа издает свой дебютный EP "Hi Scores EP" на лейбле Skam Records. В июле 1996 года BOARDS OF CANADA уже играет наряду с AUTECHRE, PANASONIC и CYLOB на фестивале в Лондоне.
Через пару месяцев Skam Records и Munich\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Musik Aus Strom кооперируются для издания ограниченной серии EP под названием "MASK". В первый EP из этой серии было включено несколько эксклюзивных треков BOARDS OF CANADA. Во второй EP серии вошло несколько треков альтер-эго BOARDS OF CANADA - HELLINTERFACE. Весной 1997 года BOARDS OF CANADA делают трек "Turquoise Hexagon Sun" для компиляционного альбома "Bento Box", который вышел на нью-йоркском Caipirihna label. Также две композиции группы были заявлены на компиляции от Skam Record "Skampler", изданной и в США при содействии Silent Records. Именно в 1997 году BOARDS OF CANADA дает несколько своих первых "живых" выступлений в Британии.
В 1998 году карьера Майкла и Маркуса выходит на новый виток развития. Группа заканчивает работу над дебютным альбомом "Music Has The Right To Children", и он издается совместно Skam и Warp Records в апреле этого же года. Судя по реакции слушателей и критиков, такого рода работы приходятся по вкусу и рафинированным ценителям электронной психоделии, и непритязательным рэйверам. Положительные отзывы и большие объемы продаж возносят BOARDS OF CANADA на вершины экспериментальной электроники, где они бодро красуются до сих пор наряду с AUTECHRE, CYLOB и Bochum Welt.
Кстати, по информации представителей WARP и Skam, скоро следует ожидать от группы новый альбом.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 1999 год в рубрике музыкальная газета