Чиж
Сергей Чиграков и немножечко Ко


- Что же все-таки с новым альбомом? Когда появится "Нечего терять"?

- Наверное, осенью. Думал, что вот-вот выйдет, и надеялся, и верил - ан нет.

- А совсем, совсем новое ничего не записываете?

- Еще новое?! Господи, да что вы! Я кошка, что ли, рожать-то! Нельзя же так часто. Материал-то пишется, но все в уме, на бумаге. Да ты ж видишь, что у нас творится! Никому дела до музыки нет: то импичмент, то еще херня какая-то! Всем насрать на музыку.

- Сергей, публика моментально, с первого раза воспринимает очередные хиты ЧИЖА И Ко?

- Думаю, что нет, не с ходу. Правда, смотря какая публика. Могу назвать совершенно точно три города, где вещи СЛУШАЮТ. Это Питер, это Москва и это Минск.

- Вам важно, чтобы люди сначала вслушивались в слова, а уж потом отдавались напору, драйву?

- Ну а как же? Бывает наоборот, бывает, но в этом случае нужно делать скидку на то, что не всегда в зале удается расслышать текст, многое зависит от аппарата, от его настройки. Если идет какой-тот невразумительный звук, ничего не слышно, тогда приходится работать на драйве. В идеале ты можешь расслышать текст на аудио. Ну и потом мне кажется, что подавляющее большинство, которое идет на концерт, оно знает песни практически наизусть, и в этом случае драйв словесный уже не нужен, зритель сам все понимает.

- Какие ваши песни вам уже неинтересно играть на концертах?

- Нет, таких нет... Просто есть песни, которые не то чтобы неинтересны вдруг стали, а начали надоедать, мы их тут же убираем из программы. В свое время мы так задрочили "Вечную молодость". Везде "Молодость" требовали, ну везде! И мы старательно года три ее играли, а потом - тьфу на нее и все. И сейчас она у нас где-то там валяется, годика через три, может, и вспомним про нее.

- А из зала народ ее просит...

- Естественно, я слышу... Но все рано не играю!

- Вы исполняете поразительную версию "Пригородного блюза" Майка Науменко. Почему выбрали именно эту композицию?

- Нравится. Нельзя сказать, что это самая моя любимая песня Майка, почти все его песни мною любимы, почти все. И "Сидя на белой полосе", и "Мажорный рок-н-ролл"... А "Блюз"... Она такая как бы... ее можно раскачать... нам проще было ее раскачать...

- По сравнению с оригиналом песня превратилась в жесточайшую вещь...

- Мы этого и хотели. А с другой стороны, когда я делал Майка на пластинке, посвященной его памяти, - "Парк майкского периода" - я там наоборот все записал, в джазовой, свободной манере... Ох, Майк, Майк... Это был очень такой человек... рок-н-ролльщик, настоящий рок-н-ролльщик.

- Про Науменко говорят, что он был самым западным российским рок-музыкантом - западным, не играющим русский рок...

- А рок-н-ролл чья музыка? Уж никак не наша!

- Ага! А Чижа-то считают одним из самых, самых русских рокеров!

- Ну это, знаешь, время такое пришло, и Майк как раз для него и подготовил почву. Если бы не было Майка, если бы я был таким же первым, то про меня говорили бы то же самое... Да пусть, что хотят, то и говорят, лишь бы Майка слушали.

- Науменко - это наш играющий и поющий "западник". А что вы можете сказать о Юрии Наумове, на мой взгляд, самом великом русском рок-блюзовом гитаристе?

- Вау!.. Ты спросил... Люблю такие вопросы о близких мне по духу музыкантах, вопросы, содержащим утверждение, с которым я согласен на сто девяносто процентов... Что можно сказать... Да немногое: его нужно слушать, его нужно ЛЮБИТЬ! Лично я люблю его всей душой. Очень жаль, что он оказался невостребован у себя на родине. А почему так произошло? Бог его знает... Юрий - это гитарист номер один, нет у нас таких сейчас гитаристов и не было, и в ближайшем будущем чего-то я не вижу, что появится музыкант, который бы так же сильно играл на акустической гитаре или близкий к слову "так же". Просто не вижу! Нету их... Я Наумова видел в Нью-Йорке, он приходил к нам на концерт. Очень классный человек.

- Да простят меня те читатели, которые воспримут мой вопрос буквально, в лоб. Я задавал его как-то Александру Васильеву из СПЛИНА: публика, если представить ее в виде безликой массы, - дура, раз ей можно навязать абсолютнейшую чушь, и она будет слушать ее с таким же восторгом, с какой оголтелостью и станет отпихивать от себя действительно замечательное произведение?

- ...Нет... Публика не дура. Ни в коем случае. Никогда. Я про себя буду говорить: для меня каждый концерт - это праздник. Во мне остались еще те ощущения, которые я получил от первого общения с залом. Самые прекрасные ощущения.

- В этом году МАШИНА ВРЕМЕНИ отмечает свое тридцатилетие...

- Здорово...

- Можно сказать, что вы воспитывались на ее песнях?

- Ну как воспитывался? Конечно, Андрей Вадимович мимо меня не прошел, как мимо любого в нашей стране. Но так, чтобы уж прямо "воспитывался"... Я его бесконечно уважаю, но... Помню, да, я играл его песни девчонкам в подъезде, на танцах играл: "Все очень просто...". Только ленивый не играл эту песню! А кто врубался, то играл!

- Тридцатилетие ЧИЖА И Ко...

- Ой... Не представляю я себе это. И десятилетие не представляю. Мы играем-то всего пять лет. Я не мессия, чтобы там что-то предсказывать!

- Как это не мессия - конечно, мессия!

- Ни хрена подобного! У нас столько много мессий по стране, мама дорогая, - что ни музыкант, то мессия! Так не бывает. Я уж лучше как-нибудь в сторонке...

- А кто для вас... ладно, не мессия, но Авторитет? BEATLES, это понятно, кто еще?

- Все! А предполагать, что если бы не было BEATLES... Это все инсинуации: если бы да кабы. На фиг это надо! Давай оставим все так, как есть. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА? Отлично, пусть будет ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА! SEX PISTOLS? Отлично!

- Чем хороша ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА?

- Драйвом своим, животным таким. Да всем хороша.

- АЛИСА чем хороша?

- Тем же самым... АЛИСА сейчас умная стала.

- Умная. В Штаты не поехала...

- Из-за этого она умная стала? И чего? Именно из-за этого война прекратилась?

- ...

- Б.., а чего же тогда не поехать? Они же нае... наших русских! Их русские там ждали, американцам они на хрен не нужны, как, впрочем, и всему остальному миру. Их ждали русские пацаны и девки, и они о-о-очень обломались, когда узнали, что АЛИСА не приедет.

- Что вас может заставить взять и не сыграть концерт, отменить гастроли?

- Если мы уже приехали на место? В любом случае мы выйдем и сыграем.

- Как профессионалы, чувствующие свою ответственность...

- Нет, ты загибаешь чего-то возвышенное. Мне нравится играть, вот и все.

- Пообщавшись с музыкантами МАШИНЫ за кулисами во время недавнего выступления группы в Минске, понаблюдав за ними со стороны, я пришел к выводу, что выступление для них - это уже давно работа. Да, они раскрепощаются на сцене, появляется тот юношеский огонек, задор, но стоит только оказаться вне досягаемости зрительского внимания, как музыканты меняются: передо мною были усталые, потухшие глаза, вялые движения, какие-то неумные подколки в адрес согруппников, "машинисты" вообще словно избегали друг друга...

- За тридцать лет это уже как раз и есть то, что ты назвал профессионализмом. Что тоже неплохо. А какие они за сценой... Это им самим лучше известно. Чего мы с тобой сейчас будем их перетирать, смотреть, что у них делается на кухне?

- У вас такого в группе нет?

- Ты думаешь, что мы друг другу все время ж... лижем? Нет, конечно. Всякое и у нас бывает. Но на сцене мы - группа.

- Утверждение о том, что музыканты вне группы это близкие друзья, редко соответствует действительности?

- Хрен его знает. Тут всего по чуть-чуть. Мы и друзья, и коллеги, и ненавидим вдруг отчего-то. Правда, недолго... Представляешь себе, что такое пять лет постоянных совместных поездок, работы в студии? Каждый день вместе, глаза в глаза, из одной рюмки пить и с одной вилки закусывать? Как ты считаешь, кто мы после этого - друзья, коллеги, кто? Я не знаю... Но не гомики, это точно!.. Пусть наш гитарист Миша Владимиров скажет. Кто мы, Миша?..

Михаил: Это смотря как. Когда я был панком (коллегиальный смех. - О\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'К), все было по-другому, а сейчас... тоже по-другому.

Чиж: Чего это ты на панков гонишь?

Евгений Баринов: Объяснил, называется. Отвечай: есть у тебя друзья в группе или нет?

Чиж: Или ты любого заложишь?

Михаил: А чего закладывать?

- Следующая ремарка адресована конкретно Михаилу. В одном из репортажей о концерте ЧИЖА И Ко в Минске я написал о том, что мне нравится, как играет Владимиров. На что участники одной белорусской группы мне попеняли: ты че? какой он гитарист?

Чиж: Собственно, они правы на самом деле.

Михаил: Ну не знаю. Кому я нравлюсь как музыкант, кому - внешне, кому - по другим признакам. Люди же разные.

- Сергей, я уже как-то у вас спрашивал и вы мне исчерпывающе ответили по поводу "простоты" музыки группы: "простую" музыку подчас сложнее сочинить, чем какую-то навороченную. Да вас и другие много доставали этим вопросом в свое время. И все же не хотелось однажды "ответить клеветникам" и сыграть что-нибудь сложное-пресложное? В духе YES, к примеру?

- Играли мы, играли. Не такое уж прямо, как у GENESIS или у ELP, но что-то такое... Ну не интересно мне это играть! Слушать интересно иногда, играть сейчас - нет, не интересно.

- Разговаривая с вашими поклонниками, я давно уже уяснил: с какой бы программой Чиж ни приезжал в Минск, пусть ее слышали десятки раз, на вас все равно придут...

- Скучно играть одно и то же.

- Концертные программы DEEP PURPLE и ROLLING STONES, скажем, уже не первый год состоят в основном из их классических композиций (кроме тех вариантов, когда группа представляет новый альбом)...

- Так никуда от этого не деться! Если это хиты, если их народ просит. Ну отыграл ты свою новую полуторачасовую программу и ушел, и как зритель прореагирует? То-то. И это вполне естественно... Когда я был на Ринго Старре, то ждал от него пару определенных композиций. Если бы он их не спел, то было бы уже что-то не то: да, классно, но что-то не то. Не скажу, чтобы я уж круто обломался, но... незаполненность во мне какая-то осталась. А еще раз приедет Старр - еще раз пойду.

- А на СПЛИН пойдете?

- Пойду, если будет возможность и время.

- Что вы в них находите?

- В СПЛИНЕ? Все! Все, что мне нужно: музыка, тексты, интересный голос. Да и парни они классные.

- Они продержатся еще пяток лет?

- Думаю, что да.

- Какую команду вы хотели бы увидеть, услышать у себя на разогреве?

- Мы лучше сами.

- Нет такой группы?..

- Дело не в этом. Неблагодарное это дело - играть на разогреве.

- Вы прошли через это?

- Да.

- Не лучшие воспоминания?

- Ну-у-у... как бы народ пришел ведь на тех, кто будет за мной. А потом... несколько лет назад перед нами играли на разогреве... Мне было стыдно за публику, которая орала всякую херню. Нельзя так делать.

- Своеобразное унижение музыканта...

- Это неприятно... Это неприятно...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета