Voivod Восставшие из пепла
«VOIVOD: я — сумасшедший бог,
VOIVOD — свирепый пес,
Я — создание ядерного века
И готов к новой атомной войне»
Именно такими словами, помнится, начинали ведущие небезызвестной программы «Час Быка» Капитан Флинт и Мистер Помидоров свой рассказ о VOIVOD. И в самом деле, говоря об этом культовом франко-канадском коллективе, невозможно не испытать нечто сродни суеверному ужасу… Ну, а уж если вы рискнули послушать один из их альбомов — будьте готовы ко всему! Ибо никто не знает, каким мрачным силам способна дать путевку в жизнь эта музыка, пролегающая сквозь все макро- и микромиры, отраженные в темных уголках нашего подсознания… «Nuclear metal», «космическая опера», «сложный тяжелый психоделический метал» — все ярлыки слишком бедны, чтобы описать это… Каждый должен пройти путешествие в невероятное самостоятельно, а мы, ежели позволите, будем в нем вашими гидами.
Итак, творческий путь команды начался в 1982 году в Хонкьере (Квебек), когда четверо студентов, недовольные тем, что они обычно слышали из радиоприемников, решили создать нечто свое, более приятное для собственных и, как они надеялись, чужих ушей. Однако, признаться, с «чужими» поначалу не везло: молодую группу решительно никто не желал воспринимать всерьез, их быстро окрестили «noise joke band», и лишь один их друг, вошедший в легенду Вэйн Арчибальд, не только увидел в ни на что не похожих звуках задатки гениальности, но и реально помог начинающим музыкантам. Дело в том, что Вэйн занимался реализацией кассет различных метал-лейблов и, по долгу службы имея контакты с Metal Blade Records, он подсуетил “войводам” контракт на запись одной песни. Ею стала “Condemned To The Gallows», вошедшая в сборник «Metal Massacre 5». Вдохновленные первым опытом студийной работы, вскоре VOIVOD реализуют и дебютный альбом «War And Pain» (1984), представляющий собой безумную смесь хаоса и брутальности. Сказать, что эта работа не имела успеха — ничего не сказать… Британский журнал «Kerrang!!», например, назвал их «худшей бандой в мире» — ни больше, ни меньше. «Не может этого быть! Не верю, что мы хуже, чем VENOM», — возмутился на это Мишель «Away» Лангевин…
Ах, да, сорри, сорри! Совершенно забыла представить вам оригинальный состав коллектива:
1)Вышеупомянутый Мишель (ударные, лирика, artwork) — по сути дела, ключевая фигура VOIVOD. Фанат VAN der Graaf GENERATOR, BAUHAUS, LEGENDARY PINK DOTS, науки, квантовой физики, вампиров и роботов (веселенькое сочетание, ничего не скажешь).
2)Дени Д’Амур (гитары). Если Мишель отвечает за концептуальные «войводовские» навороты, то основная забота Дени — воплотить это все в неповторимом саунде группы. Духовными учителями Piggy (а это — не совсем лицеприятная кличка Д’Амура) явились Джимми Пэйдж (LED ZEPPELIN), Ритчи Блэкмор (DEEP PURPLE), Стив Хоув (YES), Роберт Фрипп (KING CRIMSON) и Алекс Лайфсон (RUSH). В свободное от музыкальных дел время обожает конструировать машинки и самолетики на дистанционном управлении.
3)Жан Ив Терье (бас). До некоторого времени (а ежели точнее, до 1991 года) вместе с Piggy писал музыку VOIVOD, потом же, не удовлетворенный работой в команде, покинул ее и занялся сольными проектами.
4)Дэнис Белангер (вокал) — один из отцов-основателей VOIVOD, во многом благодаря необычному войсу которого группа и приобрела свое фирменное звучание.
Кстати, о звучании… «Мы вышли из «моторхэдовской» школы, и, я думаю, слышно, насколько она, вместе с НВБХМ («Новая волна британского хэви-метала», если кто не знает), повлияла на музыку группы, — пытается Мишель охарактеризовать стиль VOIVOD. — Не знаю, правда, можно ли назвать это дело «металом», ведь явственно прослеживаются и элементы progressive rock, и art-rock, как, скажем KING CRIMSON… Хотя… Ясное дело, некая «металлическая» нотка всегда звучала в нашей музыке.»
Эге, а пока что мы в 1986 году, как раз после того, как вышел второй альбом VOIVOD под загадочным названием «Rrroooaaarrr». Злобно поругавшись с Metal Blade за отказ выплатить музыкантам гонорар, «войводовцы» переходят под крышу Noise International, которые и отправляют их в грандиозное турне вместе с POSSESSED. А едва отдохнув от напряженной концертной жизни, ребята снова спешат в студию… почему-то, правда, не в родной Канаде, а в Германии (Берлине, если точнее). Результаты, как говорится, налицо: 1987 год — альбом «Killing Technology», во многом экспериментальная и слегка странноватая работа, абсолютно не похожая на все предыдущие; 1988 год — настоящий шедевр «Dimension Hatross», лучшее произведение группы, которое и сегодня слушается с неподдельным восхищением и… ужасом. Это концептуальная история «ядерного вампира», создающего собственную микрогалактику. Страшно, да? Ну, тогда я вам расскажу, как рождаются на свет все жуткие «войводовские» образы и персонажи, точнее, Мишель «Away» сам все расскажет — чай, его штучки: «Обычно мы играем jams, которые я записываю на кассету. Прихожу домой, включаю — и начинаю рисовать то, что мне представляется под эту музыку… Свои картинки я приношу на репетицию, и мы все вместе решаем, что из этого можно сделать. Такой вот взаимообмен звука и визуальности».
«Альбом «Dimension Hatross», — говорит тот же Away, — дался нам очень нелегко, несмотря на то, что он всем так понравился: именно с того момента начались внутренние непонятки в группе, когда у каждого была масса собственных идей и огромное нежелание слушать других, в том числе и меня. Не знаю, честно говоря, как мы умудрились выпустить «Nothingface» и «Angel Rat» и лишь затем развалиться…»
Ну что ж, обо всем по порядку. Альбом «Nothingface», удивительная, сложная и прекрасная работа, выходит в 1990 году на Mechanic Records, и группа, кажется, именно на этом этапе влетает в созвездие мегастарз, они много концертируют, в особенности в Штатах с FAITH NO MORE и SOUNDGARDEN в качестве суппортирующих групп; по MTV вовсю раскручивается их психоделический кавер PINK FLOYD’овской песни «Astronomy Domine»… Вот он, вроде бы, должгожданный успех — чего еще желать?
«Предела совершенству нет», — сказал кто-то, прослушав очередной полноформатник группы, «Angel Rat» (1991). «Нет, он получился слишком уж коммерческим», — ответил кто-то другой. «Да вы только послушайте, что за чудо эти аранжировки, какой вокал! Это гениально!» — кричит третий. «Самоплагиат», — саркастически кривится десятый… И так до бесконечности. Ясное дело, стоит команде достигнуть кой-какого признания, завистники тут же объявят: «Продались»… Однако в данном случае лидер VOIVOD Мишель «Away», похоже, согласен: «Я считаю, «Nothingface» завершил историю группы — далее все выглядит, как затяжная кома… Хотелось бы, конечно, вернуть VOIVOD к жизни»… Но не тут-то было — проблемы группы только начинались, в основном связанные все с тем же «Angel Rat». Во-первых, записав свои басовые партии, группу покидает Жан Ив Терье, фактически срывая этим турне, посвященное выходу альбома; во-вторых, МСА, новый лейбл, приютивший VOIVOD, ясно дает группе понять, что ждет от них чего-нибудь новенького, а раскручивать «Angel Rat» никогда и не собирался… Ну, делать нечего, и, рекрутировав гитариста(!) группы WILDSIDE Пьера Сен-Жана, в 1993 году «войводы» отмечаются следующим релизом — «The Outer Limits». Несмотря на то, что альбом получился очень интересным, совместив в себе заводной дух «Angel Rat» и сложность предыдущих работ, черная полоса неудач не отпускала группу: в 1994 году уходит Дэнис Белангер… Рiggy и Away, оставшиеся вдвоем, в отчаянии… Выручает их давний фэн VOIVOD, талантливый певец и басист Эрик Форрест: он просто однажды приходит на репетицию — и все вдруг понимают, что его-то как раз и не хватало… «Что касается меня, — говорит сам Эрик, — я всегда мечтал играть в профессиональной команде. VOIVOD в этом плане показался мне просто даром небес… Конечно, в то время у них было много проблем, но это ведь обычные дела… Мы как-то очень быстро попривыкли друг к другу…»
После того, как Эрик выучил старые песни группы («Сложновато было, конечно, одновременно петь и играть, — признался он впоследствии, — но я приспособился»), обновленная команда приступила к работе над новым материалом. Записали демо… И вот — очередной удар судьбы! МСА отказываются от дальнейшей работы с VOIVOD, мотивируя это тем, что последнее творение группы слишком уж тяжелое.
Ну так и замечательно! Новый альбом «Negatron», выпущенный на этот раз Hypnotic Records, и впрямь получился тяжелее, в духе классического «Killing Technology».
«Мы назвали его «Negatron», — рассказывает Мишель, — из-за общей атмосферы ненависти и неприятия, витавшей вокруг группы с тех пор, как ушел Дэнис. Все считали, что VOIVOD должны или развалиться окончательно, или, по крайней мере, изменить название… Если честно, то я и сам подумывал завязать с этим делом и заняться компьютерной анимацией, но знаете, что остановило? Однажды я попал на двухнедельный фестиваль, в котором участвовали такие банды, как SEPULTURA, SOUNDGARDEN, THE RAMONES… Они все посвящали песни VOIVOD…»
«Negatron» — это, как обычно, концептуальная штука, повествующая о похождениях Nanoman’a (хотя, ясное дело, там еще масса всяких других товарищей), который представляет собой «типичный образ серого человека с летающей тарелки» (по выражению Мишеля) и участвует во всякого рода заговорах… Следующий альбом группы, «Phobos», выходит в 1997 году. Критики в замешательстве: да это же вообще непонятно что! Невозможно слушать! Однако по прошествии некоторого времени все поняли: это и есть истинный VOIVOD… Что? Вы потеряли его где-то на «Nothingface»? Ну так вот, получите! «Phobos», в общем, порядком расшевелил метал-общественность, а потом… потом все как-то поутихло… вплоть до 1999 года… Ужасное событие случилось во время турне VOIVOD по Германии: тур-автобус группы перевернулся (причем, говорят, целых пять раз!), и Эрик Форрест, вылетев в окно, сломал позвоночник в трех местах… Врачи долго не верили в возможность спасти его, но он выжил и даже, представьте себе, поднялся на ноги!
«Эрик ни на минуту не сдавался, — восхищенно говорит Away, — он настоящий воин, и это его действительно спасло…» Мишель и Дени навещали друга почти каждый день, даже не думая о возможности временной замены в команде. «Я не знаю, смогу ли я когда-нибудь отблагодарить их за то, что они сделали для меня, — со слезами признательности в голосе говорит Форрест. — Они были со мной каждую минуту… теперь я понимаю, насколько я счастлив: я мог бы умереть, но я жив и, даже не верится… играю live-концерты в составе любимой группы… Чего еще желать?»
Ну что же, все хорошо, что хорошо… продолжается! «Войводы» сейчас трудятся над очередным полноформатником, а недавно увидел свет live-альбом этой великолепной команды. «Он называется «VOIVOD lives!», — говорит Лангевин. — После того, что нам пришлось пережить, мы просто не могли назвать его как-то иначе!»
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 1999 год в рубрике музыкальная газета