Калинов Мост
О музыкантах надо говорить хорошо либо ничего


Во время своего триумфального визита в Минск музыканты КАЛИНОВА МОСТА Дмитрий Ревякин (Д.) и Виктор Чаплыгин (В.) любезно нашли время побеседовать за жизнь с журналистами "Музыкальной газеты".

- КАЛИНОВ МОСТ по своему географическому положению по-прежнему считается новосибирской группой?

Д.: И новосибирской, и сибирской. Как и считалось.

- В Москве только Дмитрий живет?

Д.: ...И ребята тоже заезжают в Москву, когда приходится там работать или ездить с гастрольным туром.

В.: Москва для нас - это как отправная точка КАЛИНОВА МОСТА в стране.

- Что сейчас происходит в Новосибирске с рок-музыкой?

Д.: Вот Виктор расскажет. Он как раз сейчас занялся этим делом серьезно.

В.: Как мне показалось, возникло какое-то новое рок-движение. Много новых молодых людей, которые вновь поверили в себя: сидели, сидели лет пять и снова начали что-то играть, записывать. Если останавливаться на именах, то это группы СТЕКЛЯННОЕ НЕБО, НАГОРНЫЙ ДЗЕН. Потом была группа с названием на немецкий манер ХЕНДЕ ХОХ, но после того, как появилась группа РУКИ ВВЕРХ!, она сейчас как-то по-другому называется. Да очень много интересных возникло коллективов.

Д.: Если говорить о музыке, которую играют в Новосибирске, то все как обычно: есть баллады, есть блюз, какие-то модные ритмы, джангл.

В.: Идет такое сращивание жанров. Во всяком случае и мы стараемся совместить новую технологию со старым рок-н-ролльным ритмом.

Д.: Оставить дух ритм-энд-блюзовый.

- Судя по альбому "Оружие", дух все же перетягивает...

Д.: "Оружие", да, как раз с точки зрения технологий было записано старыми способами. Но хочется изучить и попробовать что-то новое, а изучив - записаться в Новосибирске, где нам уже позволяют поэкспериментировать со звуком и время, и место, и оборудование. Это родной дом, опять же совсем другое рабочее состояние, все как-то легче делается.

- КАЛИНОВ МОСТ многие новосибирские команды "сбил с пути истинного"?..

Д.: В смысле?

- ...Оказал довлеющее влияние на музыкантов, когда группы начинают копировать своих кумиров?

Д.: Да нет, я бы не сказал, что таких групп много. Просто мы служим как бы примером того, что вот ребята, несмотря ни на что (и расходились и опять сходились), тем не менее выдавали пластинки, играли концерты. Если только так.

В.: В прессе... я где-то читал, когда пишут, что есть люди из Новосибирска, которые закрепились в Москве, то обязательно в списке идет КАЛИНОВ МОСТ. Наряду с Шурой. Таким вот образом почему-то нас упоминают.

- Хорошее соседство - КАЛИНОВ МОСТ и Шура. В одной строке...

Д.: Да нормально, че? Ничего страшного.

В.: Земляки же.

Д.: У нас есть в Москве люди, земляки, я не знаю, можно ли их назвать друзьями, наверное, можно, которые помогают нам. В том числе и финансами, и какой-то духовной поддержкой.

- А новые работы каких музыкантов вы всегда ждете?

Д.: Я ПИКНИК всегда слушаю, как появляется их новый альбом... Пожалуй, и все.

В.: ...Я не могу ничего сказать... Не знаю... О музыкантах вообще надо говорить хорошо либо ничего. Как о покойниках. Неблагодарное это дело кого-либо судить.

- Считаясь самой русской рок-группой, КАЛИНОВ МОСТ никогда не хотел использовать в своей музыке народные инструменты - жалейку там, гусли, свирель...

Д.: Разговоры ведутся об этом, просто надо же осваивать эти инструменты.

В.: Чтобы все звучало органично.

Д.: С другой стороны - чтобы не было пошло. Как это сейчас нам показывают по телевизору.

В.: Такой лубочный вариант, лубочная музыка.

Д.: Мы всегда говорим, что КАЛИНОВ МОСТ это не закрытая группа, с постоянным числом участников - трое, четверо. Ничего подобного! Если ты владеешь инструментом, если тебе есть что сказать, что предложить, - приходи, пожалуйста...

- Я всегда...

Д.: Извини, прерву. Когда у нас были концерты в Питере, на них с нами играл Миша Чернов из ДДТ. Что-то вышло удачно, что-то - нет. Но по крайней мере мы попробовали. Потом выступали в клубе, с нами играл Олег Сакмаров - дед Василий: потрясающе просто сыграл! Вписался на раз! Без всяких репетиций. Понимает человек, о чем речь идет, чувствует фактуру, чувствует слово. А если кто-то приходит и начинает играть какие-то стандарты, тогда, конечно, зачем это надо...

- Я всегда в ожидании нового альбома КАЛИНОВА МОСТА боялся: ну вот сейчас они используют по максимуму в программе народные инструменты, и получим мы такой кондовый русский фолк-рок! Народный русский рок-н-ролл!

В.: ...Самая русская рок-н-ролльная группа - это ДДТ.

Д.: ДДТ, конечно.

В.: У нас же от рок-н-ролла в музыке мало что есть.

- Я здесь имею в виду рок-н-ролл как некий обобщающий термин.

В.: А-а-а, понятно...

- Дмитрий, окидывая взглядом тринадцатилетний путь КАЛИНОВА МОСТА, вы можете сказать об альбомах группы, что тот-то вышел получше, а в этом не удалось сделать все так, как задумывалось?

Д.: Да нет, к сожалению. Альбомы все разные, но они все страдают одними и теми же ошибками: непрофессионализм, непродуманность аранжировок, перенасыщение каких-то партий гитар, плохая дикция, плохой ритм, что-то еще там. Все наслаивается, и в конечном итоге все как-то... Записали пластинку, слушаешь ее какое-то время - вроде нормально. Потом проходит еще какой-то срок, ты взрослеешь, что-то воспринимаешь по-иному, что-то хотелось бы уже изменить.

Есть хорошие воспоминания о том, как записывались пластинки. Ощущение того, что получается, ощущение спонтанности, вольности - "оторви да выбрось" - вот что вспоминается.

Слава Богу, что мы слышим свои ошибки и в будущем стараемся их избежать.

- В разговоре полугодичной давности с Дмитрием Дибровым на канале НТВ Ревякин раскрыл "страшную тайну": оказывается, те удивительные слова, окутанные ароматом древности, что так "подсаживают" вашего слушателя, вы не находите где-то в российской глубинке, а... сочиняете, конструируете. Тем самым вы в чем-то разочаровали ваших фэнов: никакое это не одухотворение, а трезвый труд...

Д.: Был у меня такой период, когда я очень активно занимался тем, о чем вы говорите. Погрузился во все это с головой. И вся группа работала в этом же режиме: я просто выдавал результат, но моделированием занимались все ребята. В любом случае это было коллективное творчество (это авторские я получаю отдельно - смеется).

А одухотворение... Можно, конечно, поговорить о родовой памяти, например, в какие-то моменты она просыпается и активно вторгается в твою жизнь. И тогда в течение двадцати минут ты что-то пишешь такое. А иногда ты сочиняешь песни с этими же словами, но уже лет шесть-семь: задумал давным-давно, потом возвращаешься к ним периодически. В любом случае это труд, вдохновенный труд.

В.: А что плохого в слове "конструирование", не пойму?

- Уж больно оно... практичное...

В.: ...М-м-м... Если бы это получилось уродливо, то тогда можно было бы попенять. А если все красиво вышло?.. По-разному все выходит... Сочинил ты за пятнадцать минут песню, а потом всю жизнь осмысливаешь, что же ты сочинил.

Д.: Более того, на концерте поешь иногда песню - вроде ее давно играет группа, а она для тебя вдруг открывается по-новому. И так бывает. А о чем это в целом говорит? Да ни о чем, так просто бывает...

- А вы хотели бы, чтобы эти слова укоренились в народе, даже, быть может, вошли бы спустя энное количество лет в словарь, составленный каким-нибудь новым Далем?

Д.: Да глупости все это! Мы не страдаем манией величия... У меня был такой период, но очень короткий достаточно, в течение года я где-то бился с собой...

- И как вышли из этой ситуации?

Д.: ...

В.: Без комментариев!..

Д.: Я же не один бился, мне все помогали: и слушатели, и друзья-музыканты.

- А у группы "звездная болезнь" была, когда вы почувствовали себя такими "буграми"? И обратная сторона "звездности" - творческий кризис. Как с ним справлялись?

Д.: Да, я помню момент "звездности". Когда мы приехали летом в 88 году в Москву, то такая задача обсасывалась со всех сторон: что мы тут должны так всем дать, что... никого бы рядом не осталось! Задача-то сама по себе нормальная, но возник крен немножко не в ту сторону... Вообще же, когда группа выходила на сцену, она ставила себе очень простую задачу - дать всем сейчас просраться! Показать, какие у нас мощные глотки - а-а-а-а-а!!! - гитары там, педали, все барабаны мощно, бас. Вот. Но это нормально, группа должна стартовать только из этого состояния. У нас был гуру (он и сейчас остался), который говорил: "Если вы вышли на сцену, то должны быть вулканами, иначе там нечего делать".

Потом у группы уклон пошел в исполне-е-е-ение, понимаешь, уже в какую-то узо-о-о-орчатость, паутинки вот эти вот все. Уже тонкое состояние пытались делать. А сейчас совмещаем и тонкость и мощь. Можно сказать, что мы чему-то научились. Конечно, оставляет желать лучшего, например, моя игра или там... У меня достаточно более функциональная задача, я всегда себя этим оправдываю: как бы спеть больше.

...Творчеством выходили из того состояния, о котором вы сказали. Постоянной работой, даже когда не выдавались песни, все равно сидели в кругу, что-то наигрывали, я над тетрадкой корпел. А потом произошел просто безумный прорыв, можно было писать каждый день много песен и стихов. Но и такое состояние достаточно опасное.

- Я, может, не прав, но сольные альбомы Дмитрия Ревякина, на мой слух, не слишком сильно отличаются того, что делает КАЛИНОВ МОСТ...

Д.: ...Ой, да я как-то затрудняюсь все это оценивать и сравнивать, но если говорить о сольных альбомах, то своей работой с БЕЛЫМ ОГНЕМ я недоволен. Я не понял, что они делают, как мыслят, поэтому и сработал как бы в старом ключе, как сделал бы это с МОСТОМ. А другая пластинка, "Обряд", ее просто надо было записать, записать эти песни, потому что они все древние, эпохи "Выворотня", оставались такими неприкаянными.

В.: Почему похоже все получилось? Потому что тот же вокал, те же тексты. Но с музыкальной точки зрения все различается.

Д.: Да особо там не было другого звучания! Было время, были деньги, выданные на запись, - вот и все. И я уже сам оперировал, раскидывал, кого пригласить на запись, кого не пригласить.

- Что можете сказать о новом басисте КАЛИНОВА МОСТА Евгении Барышове?

Д.: Я... ну я... балдею от него! Он сам из Забайкалья, очень талантливый музыкант, играющий практически на всех инструментах, пишет песни (их уже есть на полтора альбома), группа у него называется МОЛОКА СТАКАН. Будем ему помогать, а он будет нам помогать в свою очередь.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета