Jay, Felix
Другие солнца Феликса Джея


Уважаемый читатель, мы хотим познакомить вас с очень интересным английским музыкантом Феликсом Джеем (Felix Jay). Этот действительно незаурядный композитор и исполнитель работает на стыке jazz, ambient, new age и отчасти world music. У Феликса Джея свой неповторимый стиль, в его музыке есть особая глубина. Он начинал свою карьеру, сотрудничая с Брайеном Ино (Brian Eno), был музыкальным журналистом, затем начал осуществлять сольные проекты. Кроме того, Феликс активно сотрудничает с легендарным электронщиком Хансом-Йоакимом Роделиусом (Hans-Joachim Roedelius), внесшим огромный вклад в развитие электронной музыки, а также вместе с его друзьями Фабио Капанни и Никола Алесини участвует в группе AQUARELLO. Наконец, Феликс Джей и Эндрю Хис (Andrew Heath) выступают в дуэте AQUEOUS. История жизни и творчества Феликса очень интересна. Он любезно согласился ответить на некоторые наши вопросы. Краткий отчет нашей беседы мы и хотели бы представить вашему вниманию.

- Феликс, вначале расскажите, пожалуйста, откуда вы родом, где учились музыке, каково ваше музыкальное образование?

- Я родился в Найроби (Кения, Восточная Африка), но мои родители - англичане. Я вырос в Ирландии, где до сих пор живут мои родители. Учился в Trinity College в Дублине и получил там диплом с отличием по английскому языку и литературе. В то время я взял годовой отпуск, чтобы обучиться игре на двойной бас-гитаре в Ирландской Королевской Академии Музыки. Но я никогда не учился писать музыку (то есть не изучал композицию). Я играл очень свободный джаз под влиянием студии American Impulse, но позднее мои музыкальные пристрастия сместились в сторону фанка - стиля, в котором работали Miles Davis и WEATHER REPORT. Возможно, вы не смогли явственно расслышать их влияние в моей музыке - вероятно, из-за недостаточно высокого уровня моего исполнения. Но я пытаюсь возродить дух моих студенческих лет! Раньше я также занимался записью чего-то вроде саундтреков для студенческих театральных постановок под влиянием моего тогдашнего друга Роджера Дойла (Roger Doyle), который сейчас делает нечто подобное с использованием современной техники. Затем я покинул Ирландию, подобно Джеймсу Джойсу и Сэму Бекетту (James Joyce, Sam Beckett), в поисках удачи и приехал в Лондон.

- Мы знаем, что вы сотрудничали с Брайеном Ино. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде своей жизни. Кроме того, вы ведь не только пишете и исполняете музыку, но занимаетесь еще и музыкальной журналистикой?

- В Лондоне я первый год работал в фирме проката ударных инструментов. Там я познакомился со многими известными музыкантами, в том числе с Брайеном Ино. Он пригласил меня участвовать в записи альбома Гарольда Бадда (Harold Budd) "Pavillion Of Dreams", что было очень важно для меня. Вскоре я начал писать музыкальные рецензии, и после нескольких последующих встреч с Ино решил, что он может быть хорошим героем для моей статьи, тем более что он разрешил мне наблюдать за его работой в студии. Но я никогда не исполнял музыку вместе с ним. В то время я писал музыку для всех его коллег, но откликнулись только Роделиус и Холгер Чукей (Holger Czukay), и я написал о них статьи. Позже я познакомился с Йоном Хасселом (Jon Hassell), чьи интересы были близки моим интересам в области world jazz. (Так как мое интервью с ним не было опубликовано, я оставил свои занятия музыкальной журналистикой и нашел "хорошую работу" в рекламном бизнесе.) Эта область моих музыкальных привязанностей пока не проявилась в моем творчестве, так как такая музыка может показаться довольно мрачной, но у меня есть несколько старых вещей, к которым я собираюсь сделать новые аранжировки и включить в свой будущий альбом. В последнее время я стараюсь играть на бас-гитаре немного больше, потому что... не знаю, поверите ли вы мне или нет, хотя на моих трех последних альбомах только на одной композиции присутствует бас-гитара (!), я считаю себя в первую очередь басистом, затем - перкуссионистом и только потом уже клавишником. Я немного записываю музыку на e-bow MIDI guitar, но никогда не играю на ней ради удовольствия - я просто не люблю толстые струны! Я предпочел бы быть импровизатором, так как я большой любитель чистой мелодии.

- Когда слушаешь вашу музыку (например, альбом "Other Suns"), возникает ощущение, словно это подъем от безнадежности, отчаяния, хаоса по краю пропасти (можно даже сказать, по лезвию ножа) к чему-то гармоничному, светлому.

- Ну, хорошо. Поговорим о безнадежности, отчаянии и хаосе, которые вы весьма проницательно заметили в моей музыке. Я покинул Лондон ради любви. Некоторое время преподавал в провинциальной школе. У меня родилось двое детей - Джейкоб (Jacob) и Элис (Alice), которым теперь соответственно 19 и 20 лет. Но вскоре я понял, что их мать - не тот человек, вместе с которым я хотел бы провести остаток своих дней (хотя мне пришлось многие годы расплачиваться за ее ошибки). Я сильно заболел и едва не умер. Дом пришлось продать, у меня появились огромные долги. Мне потребовалось целых десять лет, чтобы вернуться к нормальной жизни. Моих детей забрала их мать, и они вели практически цыганский образ жизни за границей. Я редко видел их. В общем, у меня не было возможности и даже творческих порывов заниматься музыкой.

Однако за последние десять лет у меня произошли серьезные перемены к лучшему. Теперь у меня есть очень хорошая жена Кэтрин (Catherine), которая занимается реставрацией произведений искусства. У нее свой дом, так что мне уже не приходится беспокоиться по поводу денег. У нас есть прекрасная дача в сельской местности (Cotswold Hills в Глосестершире (Gloucestershire), это к западу от Оксфорда). Мы ездим туда каждый уикенд, там у меня есть маленькая студия и все инструменты. Это поистине райское местечко, оно очень вдохновляет меня.

- Раскажите, пожалуйста, о своем сотрудничестве с Роделиусом (он ведь, как и Брайен Ино, является культовой фигурой в мире электроной музыки) и его друзьях, с которыми вы вместе играете.

- Как-то я передал Роделиусу некоторые из своих записей. Он немного обработал их, добавил свою инструментовку и использовал в нескольких своих альбомах. Кстати, он часто приезжает к нам в гости, так что мы можем играть вместе. Роделиус любит во мне "дикость", которую, должен заметить, я в основном пытаюсь приручать - я стараюсь, чтобы моя музыка все-таки имела общепринятые формы! Музыка же Роделиуса имеет духовные качества, на которые я ориентируюсь. Он говорит, что музыка приходит скорее сквозь него, чем от него. Вы будете удивлены, узнав, что до последнего года (или около того) Роделиус своей музыкой практически ничего не заработал. Его и трех его детей содержит его жена Марта, работающая преподавателем. Так что нам очень трудно зарабатывать на жизнь. Я стараюсь сокращать свои занятия рекламным бизнесом и уделять больше времени музыке. Но это трудная борьба, и пока мои дети не получили образования, я не могу оставить работу, как бы этого я ни хотел!

Роделиус познакомил с моими записями Никола Алезини (Nikola Alesini) и Фабио Капанни (Fabio Capanni) из AQUARELLO, и они дополнили их своими инструментовками. Некоторые из этих композиций вошли в альбом "Hermetic" (Роделиус был этим недоволен, так как он хотел, чтобы они вошли в альбом AQUARELLO, но у группы тогда был трудный период, несмотря на то, что я заплатил 1000 фунтов на издание кассеты).

Никола также попросил меня прислать ему записи нескольких других композиций, которые он затем ремикшировал в Риме, и этот материал завершил альбом "Hermetic". Потом Никола приехал ко мне в Англию, мы отправились на нашу дачу и записали там материал, из которого и получился альбом "Other Suns". Я назвал его так, потому что он был более солнечным. И все же мне кажется, что Никола дает слишком много реверберации при звучании инструментов. Во всяком случае, сотрудничество с Никола было очень важным для меня. После той записи осталось еще несколько композиций, не вошедших в альбом. Я надеюсь, вы услышите их позже. В дальнейшем я собираюсь сотрудничать с гитаристом фламенко, который записывается на том же лейбле, что и я (студия FMR, на которой вышел последний альбом Феликса Джея "Acoustic Masks". - Прим С.К.). Также хочу пригласить для сотрудничества одного очень хорошего исполнителя на табле (tabla), который собирается на гастроли с Биллом Бруфордом (Bill Bruford). Я только что закончил запись отличной длинной композиции с участием одного "обертонового" исполнителя (он поет совершенно по-тибетски, хотя сам англичанин). Его пение - медитация. Кроме того, это очень интересный человек.

- Каких религиозных и философских течений вы придерживаетесь? Какие религиозные или философские воззрения нашли отражение в вашей музыке? Какой у вас духовный опыт?

- Я уважаю все религии, так как в целом я воспринимаю людей, имеющих религиозное мировоззрение, как лучших людей (по сравнению с другими), но не потому, что сам я исповедую какие-либо религиозные практики. Но, как вы могли заметить из названий моих композиций, я нахожусь в определенном духовном поиске, в ходе которого я следую с музыкой в какое-то лучшее место, которое мне еще не открыто.

- Почему вы пишете именно такую музыку? Вообще что для вас ваша музыка? Как бы вы сами ее описали, охарактеризовали?

- Я нахожу, что музыка - это отличная возможность общения с другими людьми, даже с теми, кто не знает языка.

Музыка же для меня - это то, что просто происходит, когда наступает подходящий момент. Я никогда не бросаю ту идею, с которой начал, и потом происходит какое-то волшебство. Так как мои технические возможности ограничены, я рад получить хороший звук или хороший ритм либо какой-нибудь интересный эффект, а не стремиться к чему-то еще. У Роделиуса есть хорошее выражение для музыки такого типа (хотя, строго говоря, мы не исполняем такую музыку). Он называет такую музыку "целевой". У меня есть для этой музыки другое название - "телеологическая", то есть музыка для ума или имеющая целевую ориентацию.

Другая крайность в том, что я не ввожу себя в музыку, а стараюсь позволить ей проходить сквозь меня. Но откуда приходит эта музыка?

Из-за этой пассивности моя музыка остается в настоящем моменте, для того чтобы можно было в полной мере осознавать, как это происходит. Я знаю, что многие мастера своего дела не слышат тех звуков, которые они создают, хотя эти звуки могут быть очень красивы. Иногда я предпочел бы слушать музыку, нежели ее исполнять!

Я хотел бы думать, что в моей музыке присутствует океаническое (Юнгианское) качество и что она, возможно, скорее женственная, чем мужская (кстати, и музыка AQUEOUS в основном женственна). Я знаю, что в моем исполнении все еще имеются некоторые шероховатости, но я работаю над тем, чтобы их сгладить. И теперь моя жизнь приходит к своему балансу.

- И, наконец, расскажите о том, над чем сейчас работаете, что и где собираетесь издавать?

- Недавно я закончил три новых проекта, которые называются "Autoanthropology", "Subaqueous" и "Aqueous Four". Они пока не изданы. Где они будут изданы, я пока не знаю. Впрочем, ко мне проявила интерес студия X-Dot 25 Records из Калифорнии.

Послесловие

Во второй половине 1998 года Феликс и Эндрю Хис выпустили новый, последний на сегодняшний день альбом AQUEOUS. Кроме того, как уже упоминалось, примерно в это время на известной английской студии FMR вышел альбом "Acoustic Masks", который Феликс записал вместе с Байроном Уолленом (Byron Wallen). Интересно отметить, что этот альбом более сложный и многоплановый, чем предыдущие работы Феликса Джея. Для записи "Acoustic Masks" музыканты совершили поездку в Индонезию, где изучали народную музыку, и откуда привезли множество самых разнообразных инструментов. Партии Феликса Джея на этих инструментах вошли на "Acoustic Masks". Кроме того, музыкант принял участие в записи недавно вышедшего альбома Роделиуса. Как видите, работает он очень активно и плодотворно. И мы обязательно продолжим рассказы о Феликсе Джее и его замечательных друзьях!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета