Beatles, The
Мифы о мифе


Вот мир снова заговорил о легендарном ливерпульском квартете THE BEATLES - одном из самых больших мифов уходящего века. Миф - потому что истинная история коллектива известна сейчас только лишь Ринго Старру, Полу МакКартни, Джорджу Харрисону, Джорджу Мартину и еще, пожалуй, пятку смертных. Посему стоит оставить в стороне всякие глобальные рассуждения и обратиться к деталям этого мифа, то есть распространенным - часто даже в стане искушенных битломанов - ложным слухам, принимаемым за чистейшей воды факты и старательно тиражируемым средствами массовой информации. Пусть "МГ" в силу своей профессиональности явится приятным исключением.

1. Первое из подобных заблуждений - к которому, кстати, причастны сами участники легенды - это то, что три части "Anthology" вычерпали "кубышку" до дна. Во-первых, неизданного до сих пор материала THE BEATLES хватит еще на столько же "Антологий". Во-вторых, даже то, что вышло, по большей части является издевательством над поклонником: вместо "чистых" записей альбомных и сингловых вещей (в смысле ранних или отличных дублей) на три "дабла" вошли секвенции разных дублей и ремиксы.

2. Неоднократно утверждалось, что название альбома группы "Rubber Soul" (1965) зиждется на одноименной композиции, в программу не вошедшей и неизданной до сих пор. Не издана - и неудивительно: такой песни никогда и не существовало.

3. Об участии покойного Джона Леннона в различных социально-политических кампаниях известно всем. Репутация бунтаря за Джоном закрепилась еще со времен его ливерпульских шалостей и получила подтверждение в виде его дерзкой фразы о "бренчании драгоценностями". На поверку же оказывается, что политическое заявление первым из музыкантов ансамбля сделал Харрисон. В песне "Taxman" (1966) Джордж не просто осудил налоговую политику тогдашней Великобритании, но и открыто назвал имена виновников - вождя лейбористов сэра Харольда Уилсона, премьер-министра с 1964 по 1967 годы, и лидера консерваторов Эдварда Хита, который сменил Уилсона на этом посту.

4. Многие заблуждаются, считая "Let It Be" (1970) последним альбомом коллектива. На самом же деле этот диск был последним вышедшим при жизни THE BEATLES. Настоящим же прощальным творением четверки является "Abbey Road" (1969). Запись "Let It Be" - под рабочим названием "Get Back" - проходила со 2 по 31 января 1969-го, в то время как "Abbey Road" писался с 22 февраля по 20 августа, и квартет отдавал себе отчет в том, что это - действительно финальный аккорд.

5. Прощальной же песней команды принято называть "The End" (1969). На самом же деле неправомерно говорить о том, что это последняя композиция на последнем альбоме THE BEATLES, так как после нее следует "Her Majesty". Нельзя даже сказать, что она была записана последней. Последний раз (не считая сессий 1996 года) трое битлов - Леннон, отдыхая в Дании, отсутствовал - собрались вместе в студии 4 января 1970 года для завершения работы над "I Me Mine". Причем собрались музыканты исключительно потому, что в фильм "Let It Be" вошла сцена репетиции этой композиции, которую нежелательно было вырезать из-за вальса Джона и Йоко Оно. А так как формальной записи "I Me Mine" не существовало, ее следовало сделать и включить в альбом.

6. С чьей-то легкой руки пошел слух о том, что мелодия ленноновской "Because" представляет собой сыгранную задом наперед "Лунную сонату" Бетховена. Отнюдь - просто была использована та же гармония. Ассоциирующаяся же с Джоном партия меллотрона на самом деле принадлежит Харрисону.

7. Кого ни спросишь, все скажут, что "Yesterday" является самым большим хитом квартета. Стоит заметить, что хитом считается, как правило, песня, занимавшая место в хит-параде. А это возможно только при ее нахождении на сингле. Сингл же "Yesterday" в 1965 году был издан лишь в Америке, где и возглавил список журнала "Billboard". В Великобритании же эта композиция появилась на сорокопятке только в 1976-м, в то время как в годах шестидесятых призовые места по обе стороны Атлантики занимала куча других песен.

8. Как известно, Ринго написал в THE BEATLES всего две песни: "Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Pass Me By" (1968) и "Octopus\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Garden" (1969). Но так ли это? Ответ кроется в авторстве композиции "What Goes On" (1965), гласящем: "Леннон-МакКартни-Старки". Плюс "Flying" с "Magical Mystery Tour" и некоторое количество вышедших на "Anthology" творений, подписанных четырьмя битловскими именами".

9. Сколько уже было сказано о том, что песня "All You Need Is Love" впервые прозвучала 25 июня 1967 года во время первого в истории телемоста - программы "One World". Но хотя трансляция на весь мир велась из Первой студии на Эбби-Роуд, то, что мы слышим, отнюдь не совпадает с тем, что тогда играли музыканты. К примеру, весьма заметно, что на записи звучит не одна гитара, в то время как во время телемоста Джон сидел без инструмента. Дело в том, что "вживую" тогда звучали только голос Леннона, бас МакКартни и - в средней части - гитара Харрисона. И, разумеется, оркестр. Ринго стучал лишь для виду. Все остальное - то есть ритм-трек: клавесин Джона, контрабас Пола, скрипка Джорджа и барабаны - было записано еще 14 июня в знаменитой студии "Olympic" с не менее знаменитым ее сотрудником Эдди Крамером в роли инженера баланса. В окончательную же запись вошли еще дубли, сделанные на Эбби-Роуд 19 июня, когда Леннон пел и играл на банджо, Макка и Харрисон подпевали, Старр занимался своим ударным трудом, а Джордж Мартин сидел за роялем, и партии оркестра от 23 июня. По окончании же передачи THE BEATLES не покинули студию, добавив к вступлению малый барабан. А Джон в паре мест еще и подправил вокал.

10. Как надоело слышать восхищенные вопли по поводу того, что завершающая "Sgt. Pepper" композиция "A Day In The Life" была составлена из двух - основной, сочиненной Джоном, и средней части, написанной Полом! Ну да, возможно, она была первым подобного рода произведением группы. Но не единственным же! Другой такой песней является "I\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ve Got A Feeling" с "Let It Be". На этот раз в основную тему МакКартни была "вживлена" "Everybody Had A Hard Year", акустическую версию которой Леннон записал еще осенью 1968-го. С некоторой натяжкой к "сдвоенным" творениям можно присовокупить и "Polythene Pam/She Came In Through The Bathroom Window", изначально записанную как одно целое и лишь потом разделенную на две части.

11. И если уж речь зашла о "Polythene Pam", вспоминается еще одна легенда - о том, что МакКартни вмонтировал "Her Majesty" после "The End", дабы последний альбом коллектива не заканчивался столь серьезно. При чем тут "Polythene Pam"? Просто в первоначальном варианте попурри второй стороны пластинки песенка "Her Majesty" шла между "Mean Mr. Mustard" и этой самой "Pam". Пол был недоволен результатом и велел инженеру Джону Керландеру удалить шуточный фрагмент о королеве. Тот подчинился, но справился с делом не слишком аккуратно: к акустической "Her Majesty" остался прилепленным последний аккорд рабочего дубля "Mustard", а отрезанная от "Majesty" финальная нота "Majesty" теперь стоит перед началом "Pam". Именно инженер, а не Макка и приклеил отсеченный фрагмент к концу ленты - он, в отличие от самих битлов, относился к их творчеству с трепетом.

12. И более искушенные поклонники THE BEATLES ошибаются, если думают, что слышанная ими на бутлегах "Christmas Time Is Here Again" (1967) до сих пор официально не выходила - если не считать рождественского подарка музыкантов членам их британского фан-клуба. Выходила - в декабре 1995 года на предваряющем "Антологию" сингле "Free As A Bird".

13. Ни для кого не было секретом, что большую часть материала своего первого сольника МакКартни сочинил, еще находясь в рядах квартета: о работе над "Junk" упоминает еще Хантер Дэвис. Из "Anthology 3" всем стало ясно, что и отдельные песни харрисоновского тройника "All Things Must Pass" тоже пробовались группой - аж в 1968-м. О Ленноне почему-то забывают. Наверное, потому, что к тому, что он пытался сделать с THE BEATLES, Джон вернулся лишь в 1971 году, когда создавал "Imagine". В этом альбоме он использовал наброски 1968-го: баллада "Child Of Nature" превратилась в "Jealous Guy", а "Oh My Love" наконец обрела законченный вид.

14. Те, кто смотрел фильм "Let It Be", наверняка помнят момент, когда Джордж помогает Ринго аранжировать написанную барабанщиком композицию "Octopus\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Garden", и считают, что запись этой песни была сделана именно в тот период - в январе 1969 года. На самом деле тогда творение Старра было отложено, и лишь 26 апреля, работая над "Abbey Road", команда вернулась к нему и приступила к записи, завершенной ближе к концу лета. Второй вариант песни (для телешоу "With A Little Help From My Friends") Ринго перезаписал со студийными музыкантами 8 декабря - играть под фонограмму тогда было строго запрещено.

15. И напоследок - самое свежее заблуждение. Не все то, что войдет в обновленную версию мультфильма "Yellow Submarine" не видели зрители. Эпизод, в котором звучала песня "Hey Bulldog", в 1969 году входил только в английский вариант фильма - американцы остались обделенными. Еще раз стоит напомнить о том, что сами битлы в картине только поют, голоса же в разговорах принадлежат актерам, имитирующим голоса Джона, Ринго, Джорджа и Пола.

Это лишь малая часть сказок о сказочном музыкальном образовании по имени THE BEATLES. Рассказ о секретах Великолепной Четверки можно продолжить в будущем.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета