Mclachlan, Sarah
Умница


Если верить мифам, то первой спутницей Адама была вовсе не Ева, а сильная духом девушка с ласкающим слух именем Лилит (Lilith). Адаму очень не нравился ее независимый нрав, а она так хотела равноправия. В конце концов они расстались. Адам повстречал Еву, а Лилит попала в историю человечества, как первая феминистка. Но не об этой разновидности современных барышень пойдет сегодня речь, а об организаторе первого глобального женского фестиваля под названием "Lilith Fair" и об одной из талантливейших фолк-рок-певиц последнего десятилетия Саре МакЛахлан.

Канада подарила миру такие женские типажи на века, как Джони Митчелл, Тори Эмос, Кей-Ди Лэнг и Джейн Сиберри. В этот список смело можно добавить имя Сары, чей авторский и исполнительский талант ценится во всем мире. Она давно уже не новичок в поп-музыке. На ее счету уже пять альбомов, и 15 июня выходит первый полноформатный концертный диск "Mirror Ball".

Примечательно, что Сары вообще могло не быть на этом свете, как любого не очень желанного ребенка, мать которого даже не закончила школу. В этой тарелке оказалась 21-летняя канадская студентка "Nova Scotia College Of Art And Design" Джуди Кейнс Джемс (Judy Kaines James), которая, забеременев, в последний момент отказалась от аборта, родила девочку (28.01.1968 г. в Галифаксе, Нова Скотиа) и отдала свою маленькую дочурку в приют, так как сама воспитывать ее не имела ни времени, ни средств. Малышке повезло - вскоре ее удочерила бесплодная пара доктор Джек МакЛахлан и его жена Дорис, которые пошли на этот шаг уже в третий раз (Сару Энн поджидали дома два брата - 4-летний Стюарт и 6-летний Иэн). Девчонка попала в очень чуткие руки, и семья МакЛахланов стала для нее поистине родной. Родители окружили свою единственную дочь заботой и любовью, а Сарочка старалась ответить им тем же.

Она росла очень музыкальным ребенком. Уже в 4 года ей хотелось не только слушать волшебные звуки, но и пробовать повторить их на музыкальных инструментах. Но она была еще слишком низкорослой, чтобы держать в руках обыкновенную гитару, поэтому родители купили ей гавайскую, которая гораздо меньше в размерах. Сара с успехом исполняла песни Джоан Баэз на работе матери (во время обеда), а затем поступила Мэритимскую музыкальную консерваторию (MCM) сразу по классу вокала, гитары и фортепиано. Директор консерватории не чаял в ней души: "Сара была прекрасной студенткой, трудолюбивой и преданной музыке. Ее не нужно было подгонять, она прогрессировала на глазах". За свое старание в 1985 году МакЛахлан была удостоена престижной награды "Dr. Vega Dawson Voice Award" и стипендии в 50 долларов, а в следующем году вместе с однокурсником она была отмечена памятной стипендией имени Теодора Бриттса (200 баков) и к тому же получила специальный приз, как лучшая студентка своего курса (за самый высокий средний бал среди 80 однокурсников).

После окончания MCM и дополнительных занятий с репетитором голос Сары звучал, как колокольчик, и она очень профессионально играла на фортепиано и гитаре. Неудивительно, что такой талант сразу же закрепился в панк-нью-уэйф-группе OCTOBER GAME, где играли одни мужики, и стал их талисманом. Так получилось, что именно в составе OCTOBER GAME, где она была основной вокалисткой, Сара получила первое предложение подписать контракт с лейблом. А случилось это после концерта ее группы в одном из университетов, когда OCTOBER GAME разогревали публику перед выступлением более именитой ванкуверской группы MOEV, в числе музыкантов которой был Марк Джоветт, совладелец лейбла Nettwerk Productions. Марку очень понравилась детская непосредственность Сары и та железная пластина на зубах, которую редко кто отваживается носить в 18 лет, но приговор родителей был коротким: "Рановато еще нашей Сарочке отдавать себя на растерзание музыкальной индустрии". Причины столь категоричного заявления крылись в том, что родители боялись, что их единственная дочь сядет на кокаин. Такое отношение к рок-н-роллу у простых граждан формировала пресса, которая чуть ли не каждую неделю сообщала об очередной передозировке какого-нибудь известного музыканта.

В это время Сара поступает в тот же колледж, в котором когда-то училась ее биологическая мать, и проводит там полный учебный год. Карманных денег не хватает, и она мастерит дома различные побрякушки под бижутерию и торгует ими на улицах родного Галифакса. В октябре 1987 года переезжает жить в Ванкувер и все-таки заключает контракт с Nettwerk Productions (а через год и с Arista Records).

Первые трудности возникли, когда лейбл узнал, что МакЛахлан до этого никогда не сочиняла песен. Войдя в ее положение, дяди выделили ей полгода для общения со своим вдохновением. Вот тогда-то и узнала Сарочка, какими порой ленивыми мы можем быть. Сначала ей не хотелось сочинять вообще. Она просто гуляла по городу и ела мороженое. Потом в ее голове стало кружить слишком много мыслей и идей, которые никак не хотели оседать на нотном листе. Она хотела сконцентрировать все в одной песне, но потом просто сбавила обороты и познакомилась с приемами других. Она решила, что будет писать, как Питер Гэбриэл, только еще проще.

Прошло какое-то время, и она наконец-то нашла свою музу. На волне успеха синглов "Vox", "Touch" и "Steaming", которые не переставали крутить альтернативные радиостанции и радио колледжей, золотой триумф ее дебютного альбома "Touch" выглядел почти закономерным явлением. И пускай ее сравнивали с Кейт Буш и Джони Митчелл. Думаю, это не самые плохие примеры для подражания!

Если первые песни МакЛахлан можно было с легкостью отнести к разряду готических и даже нью-эйджа, то ее второй диск "Solace" больше тяготел к альтернативному фолк-року, порой даже с элементами оперы, не имея аналогов в канадской музыке конца 80-х - начала 90-х годов. Ее псевдогальское звучание и потрясающие аранжировки выглядели просто уникальными, а звонкий сочный голос просто не мог оставить равнодушным. Жаль только, нашлись люди, которым мало было лишь послушать Сару. Я говорю о ее сумасбродном фанате Уве Вандрее, который долгое время слал ей шизофреничные письма, а потом покончил с собой после неудачной попытки затащить МакЛахлан в суд по делу об использовании его посланий при написании ею композиции "Possesion".

Свой третий альбом Сара писала в живописных величественных лесах Британской Колумбии, где наедине с природой она провела несколько месяцев. Эта глубоко личная запись стала самым успешным альбомом в ее карьере и прорывом на мировой и прежде всего американский рынок, где этот альбом был продан в количестве 2 миллионов копий. За диском последовал очередной изнурительный гастрольный тур (длившийся около двух лет), и затем увидел свет ее первый мультимедийный акустический проект 8-трековый EP "Freedom Sessions" с альтернативными версиями некоторых вещей из "Fumbling Towards Ecstasy", никогда не издававшимися песнями и интерактивной дорожкой с видео и полезной информацией о МакЛахлан. Кстати, там же оказалась и ее переработка классики Тома Уэйтса "Ol\\\\\\\\\\\\\\\\\' 55", которая позже была включена в саундтрек фильма "Boys On The Side".

Времени на запись нового альбома у Сары все еще не было, поэтому в следующем году она порадовала своих поклонников сборником раритетов, новых треков, би-сайдов, каверов, а также ремиксов наиболее популярных ее вещей.

Дело шло к лету, а лето - пора фестивалей, и, глядя на "Lollapalooza", "H.O.R.D.E." и другие массовые музыкальные сборища с преобладанием мужчин, наша героиня задумала организовать женское фестивальное турне. Кульминацией этих полуторамесячных выступлений стал концерт в сентябре 1996 года в Ванкувере, где вместе с Сарой МакЛахлан на сцену вышли Лиза Лоеб, Эммилу Хэррис, Мишелль МакЭдорни и Пола Коул, которая во многом благодаря именно Саре и ее фестивалю была названа лучшим новым музыкантом на церемонии вручения наград "Грэмми" в 1998 году.

Девчонкам так понравилось выступать, что фестиваль получил свое название "Lilith Fair" ("Vulvapalooza", как его в шутку называет МакЛахлан) и был продолжен в 1997-98 годах, а Сара даже вспомнила, чему ее учили в колледже искусств, и сама выступила дизайнером официальных маек фестиваля. За эти два года в его составе побывали Шерил Кроу, Натали Мечент, Джоан Осборн, Джуэл, Трэси Чепмен, INDIGO GIRLS, LETTERS TO CLEO, Лорин Хилл, Куин Латифа и многие другие гранды женской музыки. В 1997 году "Lilith Fair" неожиданно утер нос "Lollapalooza", собрав на благотворительные цели в два раза больше средств (15 миллионов против 7,5 миллиона долларов). А в нынешнем году планируется провести последний "Lilith Fair" и отложить его в будущем на неопределенное время.

После летних выступлений Сара стала всерьез задумываться о новом диске, но не хватало вдохновения. Тогда она нашла самый простой выход - вышла замуж за ударника из своей группы индийца Эшвина Суда. Их скромная по звездным меркам свадьба прошла 7 февраля 1997 года на Ямайке, и Сара поведала всем, что у нее великолепный муж, который так же, как и она, любит ходить по магазинам, не против, чтобы женщина зарабатывала больше, и одобряет все ее начинания.

При такой солидной поддержке МакЛахлан закончила запись своего нового альбома "Surfacing" уже к началу 1997 года и, надо сказать, выпустила первоклассный альбом, который сразу же возглавил канадские чарты и докарабкался до 2-го места в Америке. Потом она забросала первую десятку бедного хит-парада такими хитами, как "Building A Mystery", "Sweet Surrender", "Adia" и наконец записала композицию "Angel" к звуковой дорожке картины "City Of Angels", получила две "Грэмми", четыре канадских награды "Juno" и вновь отправилась гастролировать вместе со своей командой и теперь уже личным поваром 34-летним чикагцем Джейме Лаурита, который до этого имел опыт обслуживания турне ROLLING STONES, INXS, Фила Коллинза, Пласидо Доминго и Принца. Кстати, совсем недавно вышел совместный проект Лауриты и МакЛахлан книга "Plenty: A Collection Of Sarah McLachlan\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Favorite Recipes", в которой были собраны рецепты Джейме, столь любимые Сарой, а также некоторое количество ее собственных сугубо вегетарианских рецептов.

Итоги их гастрольной деятельности можно услышать уже 15 июня, когда у Сары выходит первый официальный концертник "Mirror Ball". "У меня классная группа, - не без гордости говорит МакЛахлан. - И я очень хочу запечатлеть этот великолепный момент, потому что несколько следующих лет решила посвятить семье и родить ребенка".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета