Khan
Электронные джунгли


В своих электро-индустриальных путешествиях недавно мы неожиданно вторглись на доселе нетронутую нами музыкальную территорию. Для многих из наших читателей она наверняка явится настоящими электронными джунглями, населенными редкими и уникальными аудио-видами и звуко-особями. А повернуться лицом к лесу (и соответсвенно спиной к трендам и стереотипам) нас подвигло ознакомление с серией интереснейших компиляций лейбла Force Inc. "Electric Ladyland" и специальными приложениями-"тапперами" к британскому журналу "The Wire". Признаемся, что лично мы опешили от того количества достойных внимания проектов, о существовании которых мы раньше даже и не подозревали! Сегодня мы расскажем вам о достаточно известном, авторитетном и влиятельном в музыкальных андерграундных кругах человеке по имени Can "Khan" Oral. И повод для этого есть самый что ни на есть подходящий - 4 мая музыкант выпустил свой новый альбом "1-900-GET-KHAN" на лейбле Matador Records.

Can Oral был рожден в турецко-финском браке, но рос и воспитывался во Франкфурте, Германия. Несколько лет назад он переехал в Нью-Йорк. На его счету уже имеется около сотни релизов, осуществленных под разными псевдонимами (4E, GIZZ TV, BIZZ OD, GLOBAL ELECTRONIC NETWORK, H.E.A.D.,...) на многочисленных лейблах (Mille Plateaux, Forc Inc., Harvest/EMI, Eat Raw...). Диапазон представленных на них жанров очень широк: эйсид-джаз, хип-хоп, электрофанк, клиническое техно, постиндастриэл, техно, психоделик-эмбиент, транс, джангл, drum-n-bass, иллбиент, darkbeat и даже даб-версия "Болеро" Равеля. Сегодня он также руководит тремя собственными звукозаписывающими фирмами, ночным клубом Killer и является совладельцем модного нью-йоркского CD-магазина Temple Records. Помимо этого, Khan пишет музыку для германского, австрийского и американского телевидения, он уважаемый ди-джей, интенсивно путешествующий по Европе, Мексике, Бразилии и Австралии, не говоря уже об участии в многочисленных вечеринках дома в Нью-Йорке. В прошлом у него сотрудничество с германскими андерграундными техно-музыкантами Jammin\\\\\\\\\' Unit, Walker, KEROSENE, BIOCHIP C, а также с известным финским парнем Jimi Tenor. В настоящем - целый букет новых интригующих проектов.

На заре своей музыкальной карьеры Khan находился в панк-движении, но называет это время экспериментальным: "В нашей группе было два барабанщика и я, кричащий вокалист". Панк, диско (около 300 диско-записей подарила ему знакомая нигерийская проститутка) и нигерийская музыка оказали наибольшее влияние на музыканта в 80-х. Позже он купил компьютер Atari 1040OST и дешевый сэмплер. В отношении инструментов философия Khan осталась неизменной: "Все дешевое - это хорошо. Потому что дешевый материал никому не нужен. Все тратят огромные деньги на редкие аналоговые синтезаторы, но в итоге они есть у многих и их звучание порядком поднадоело. Я купил свой аналоговый синтезатор много лет назад и до сих пор пользуюсь им...". Кстати, сегодня Khan больше не использует компьютер, предпочитая ему сиквенсеры Roland, собственноручно разработанный аппарат Locotronics, сэмплер и драм-машинки.

Прежде чем двинуться дальше, хотим предложить вашему вниманию некоторые интересные высказывания Khan: "Для меня важно делать музыку для чего-то конкретного: музыку для текстов, музыку для видео или видео для музыки... Проблема компьютеров в том, что они визуальны, а музыка нет. Музыке не следует быть визуальной. У меня есть визуальные идеи, но это не маленькие квадратики, которые вы двигаете по дисплею... Психоделическая музыка невозможна без психоделических наркотиков. Если вы делаете такую музыку, то вам необходим опыт в этой области - у меня есть такой опыт. Но сегодня меня более привлекает дневная жизнь: хождение по галлереям, обдумывание идей, которые никому не нужны... Я не фанат экстази. Это счастливое дерьмо. Я не нуждаюсь в том, чтобы кто-то признавался мне в любви до гроба только потому, что прежде он наглотался экстази... Бог находится в моем мозге, Бог - это все, и он повсюду... Я не использую DAT-кассеты. Мне скучны все эти техно-шоу... Если кто-то сэмплирует меня и я об этом не знаю, то нет проблем. Если кто-то сэмплирует меня и на базе сэмпла делает нечто совершенно новое, то это круто. Но если кто-то сэмплирует меня без изменений, то я надеру ему задницу и позвоню своему адвокату... Я ненавижу трип-хоп. Трип-хоп - это хип-хоп без смысла и значения. Идея хип-хопа заключается в послании...а что есть послание трип-хопа?... Мне очень быстро наскучивают вещи... Что мне нравится в музыке, так это то, что это глобальная вещь. Нет языковых барьеров - сама музыка является языком... ".

Предыдущим релизом Khan стал альбом его проекта 4E "4E4ME4YOU" (1998, Mille Plateaux). Музыкальный спектр данной записи включал линейку от абстрактного хип-хопа до электрофанка - сам Khan назвает свою музыку "future-electro-no-retro and fuck off!". Артист использовал множество различных саунд-машин и добился звучания, не типичного для привычного хип-хопа. Он также проигнорировал популярные трип-хоп-, джаз- и эмбиент-клише, вместо этого записав эффектную новую музыку на базе техно- и хип-хоп-битов, электрофанка и обширной библиотеки звуков. Ритмическая саунд-машина 4E создает глубокие и теплые, часто удивительные звуковые конструкции, и при этом влияние атмосферы урбанизированной метрополии Нью-Йорка фундаментально для музыки. Мы попытались оценить несколько вещей 4E с индустриальной точки зрения и... пришли в восторг. Все расплавлено, сплетено и перемешано исключительно дигитально-электронным способом.

Посредством по-интеллигентному утонченно провокационного CD "1-900-GET-KHAN" Khan организовывает атаку на пуританские в вопросах секса американские законы и делает вызов стерильной клубной сцене конца 90-х. Фактически артист пытается привнести плоть и страсть в фригидную электронную сферу. Кроме того, это своего рода реакция на недавно принятые в Нью-Йорке антисексуальные законы и торжество незаконного секса, процветание которого повлекли за собой эти запреты. Действуя как вуайерист по отношению к сексуальному андерграунду, Khan последовательно внедряет в автономный мир саунд-машин абсурдно похотливую человеческую физичность, и в результате новая запись слушается как электро-сексуальный порно-саундтрек с гладкими битами и колючими текстурами.

Альбом "1-900-GET-KHAN" эклектичен, как и все прежние записи артиста, и имеет концептуальный подтекст, связанный с сексуальными услугами по телефону. Некоторые треки отличаются преследующим карнавальным содержанием, другие более интимны, уютны и чувственны. Авангардная электронно-акустическая субстанция гипнотизирующими волнами медленно растекается по эфиру. Томный и влажный, цепкий электронный lounge. Отметим также появление в качестве соавтора и певицы на треках "Nowhere" и "Body Dump" вокальной сирены сериала "Twin Peaks" Julee Cruise. А наиболее полное воплощение название альбома нашло в теме "The 12th Commandment", где звучит голос Bree McMasters, реальной труженицы сферы телефонных секс-услуг. Возможно, ее появление в конце диска поможет расшевелить гетеросексуальную мужскую часть аудитории. В целом же "1-900-GET-KHAN" заряжен очень коварной, неожиданно настигающей через некоторое время энергетикой, отражающей талант музыканта объединять в единое целое ледяную точность и искривленные морфий-эмбиентные ритмы. Нельзя сказать, однако, что мы проглотили данную запись одним залпом. Лишь отдельные треки были восприняты нами "на ура". Возможно, здесь себя проявил наш "антикислотный" комплекс. В одном мы уверены: альбом серьезный и интересный. Ждем реакции со стороны эстетствующих фриков.

Каждое выражение новых идей требует своего формата, и у Khan со всеми его проектами есть немало пространства для маневров. Что касается диска "1-900-GET-KHAN", то это "дорогостоящий обед, слишком много мартини, съедобного женского нижнего белья и вкусная сигарета напоследок...".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета