Крематорий
Угандийцы протягивают руки -- КРЕМАТОРИЙ, приедешь ли ты к нам?!

Лидер культовой российской группы КРЕМАТОРИЙ Армен Григорян говорит, что приедет...

- Армен, что было в вашей творческой биографии до КРЕМАТОРИЯ, до 1983 года, когда образовалась группа?

- Вначале была школьная команда ЧЕРНЫЕ ПЯТНА, более-менее напоминающая группу. Такое зловещее название у нее было. Я прекрасно помню наше первое "крупное" выступление, когда мы, выиграв школьный музыкальный фестиваль, поехали на фестиваль городской. Никогда не забуду этот концерт! Мы играли такую комсомольскую песню, пела ее девушка, дочка секретаря директора школы. Естественно, она забыла текст, а наш барабанщик сломал палочки, но не растерялся, стащил с ноги ботинок и доигрывал песню, громко стуча им по тарелке...

- Хрущев в музыке!...

- Ага! Потом в школу пришла бумага примерно такого содержания: мол, кого вы нам на конкурс прислали? После этого ЧЕРНЫЕ ПЯТНА как бы так и развалились сами по себе, и появилась группа АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ, которая играла такой тяжелый рок, достаточно тяжелую музыку, репертуар в основном состоял из западных вещей. Помню, что мы очень много играли Хендрикса, LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH (практически весь альбом "Paranoid"), играли и ROLLING STONES, BEATLES. Играли несколько своих песен, которые почему-то стыдливо прикрывали западными именами...

- ...Выдавали за каверы...

- Ну да. Причем назывались такие группы, творчество которых обычному обывателю было незнакомо. Скажем, GRATEFUL DEAD. Название вроде бы многие слышали, а вот что именно группа играет, никто не знает. Или AC/DC, с ней в то время та же ситуация была. Поэтому в зависимости от тяжести композиции нами назывались какие-то такие имена, и мы исполняли "их" песни на английском языке, потому что тогдашний наш гитарист Джон Хомяков, впоследствии появлявшийся время от времени на записях КРЕМАТОРИЯ, прекрасно владел английским. В 78-м году записали альбом, который полностью состоял из наших песен, под названием "Корабль дураков". К сожалению, та версия была забыта, но Джон в связи с пятнадцатилетием КРЕМАТОРИЯ восстановил все эти песни, мы их записали, и, видимо, будет два варианта того альбома - русский и английский. Только к нему нужно относиться как к материалу, который вышел к юбилею группы, чем-то пополнившему палитру группы. Мы, конечно, пытались сохранить дух вот того времени, когда музыка звучала абсолютно по-другому.

- По-моему, две песни из этого альбома вышли на прошлогоднем тройнике КРЕМАТОРИЯ...

- Да, верно.

- Тот человек, который послушал их, наверняка задался вопросом: отчего же Григорян от тяжелой музыки перешел к музыке совсем иной, к теперь уже фирменному, безусловно узнаваемому звучанию КРЕМАТОРИЯ?

- Собственно говоря, был такой долгий период, когда... ну как бы сказать, группа представляла из себя проходной двор, в ней переиграла куча народа, что было связано с тем, что резко менялось все в команде. АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ в основном играла в школах, на выпускных вечерах, иногда в клубах. Мы даже выступали в югославском посольстве! Концерт был очень шумный, имевший большой резонанс в Москве. А закончилось все просто тем, что нас не то чтобы запретили, но играть такую музыку становилось все более и более сложно. Такие времена тогда были. Поэтому мы решили что: решили играть акустику. Но это решение не поддержал никто из группы АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ, и я практически остался один. И первый альбом КРЕМАТОРИЯ мне пришлось записывать со своим институтским собутыльником, заплатившим какую-то сумму за студию. За период с 83-го по 86-й год вышло три альбома. В течение этого времени мы пытались найти людей, которые стали бы с нами играть. То есть привлечь не наших друзей, по совместительству взявших бы гитары и начавших издавать какие-то звуки, а мы занялись поиском профессионалов. И в результате костяк того состава, что существует сегодня, был заложен в 86-м году. Это барабанщик Андрей Сараев и Третьяков Сергей, бас-гитарист. После этого, можно сказать, и наступил период профессиональной деятельности группы, то есть с появлением этих двух людей в основном все остальные, кто к нам приходил, - сессионные музыканты, они были уже исключительно профессиональные музыканты. На сегодняшний день из тех, кто пришел в нашу группу последним, это Вячеслав Бухаров, заменивший Мишу Россовского, скрипка которого была так характерна для КРЕМАТОРИЯ (к сожалению, Миша уехал из России навсегда). Слава прошел очень серьезный конкурс, по-моему, тридцать человек участвовало в отборе. А Андрей Мурашов, наш гитарист, пришел чуть раньше в группу, году в 89-м. Собственно говоря, вот этот состав и сделал музыку.

- Но, помимо профессионализма, важны и человеческие качества музыканта, так ведь?

- Я понимаю, о чем ты говоришь. Критерий был... да, двойной. Первое - это даже не профессионализм, а такие качества, как порядочность, психологическая совместимость. Как у космонавтов, когда людей подбирают в расчете на длительный полет. Поэтому выяснялось, где человек работает, работает ли он вообще, где играл, сколько по времени играл раньше. Если это такой "текущий" музыкант, много поигравший в разных группах (таких людей нам много предлагалось, выступавших в самых разных известных командах), там два года - ушел, здесь год - тоже ушел, масса есть мигрирующих по ансамблям музыкантов, то нас это не устраивало. Сложный процесс на самом деле - совместимость людей в группе.

А второе - профессионализм.

Были курьезные моменты, когда приходит человек, действительно закончивший Гнесинский институт, прекрасно играющий, но заявляющий нам, что, вы знаете, я бы мог с вами играть, но мне еще надо играть в своем ансамбле Жукова, нужно ездить по стране. То есть он не мог сразу расстаться с прошлым, а нам требовался человек надолго. Плюс ко всему прочему часто были музыканты, которые действительно играли хорошо, но... как тебе сказать... это были ремесленники: послушаешь - хорошо играет, но из-под его рук, из-под мякоти пальцев выходит не музыка, а очень четкие ноты, настолько стройные, что... ну нельзя такое использовать в рок-н-ролле. Слишком уж причесанная музыка.

А, кстати говоря, новый скрипач нам нужен был не простой, а еще и в какой-то степени поющий (я хотел, чтобы он был бэк-вокалистом) и играющий на других инструментах - на клавишах и гитарах. То есть, как видишь, конкурс был достаточно серьезным, и Слава его выиграл потому, что он всем этим требованиям отвечал, а кроме всего прочего, он и актер по профессии. Слава сразу нас как бы обаял, и мы на нем и остановились.

- У него 1 июня был день рождения...

- ...Мы его по традиции справляем в Москве: дали концерт в ДК "Меридиан" и пышно справили день рождения. А в ДК с нами играла группа ТАЙМ-АУТ, которая тоже нас в праздновании поддержала. Хороший концерт, плавно перешедший в оргию... 9 июня день рождения у Андрея Мурашова, мы его уже будем справлять в Одессе.

- Есть какие-то крематориевские праздничные розыгрыши?

- Мы что-то такое делали, но потом отказались от этого. Розыгрыши стали появляться сами по себе, а искусственности мы избегаем, настоящий кайф достигается лишь тогда, когда все происходит по наитию. Но не всегда все заканчивается, к сожалению, весело. Скажем, я помню, что прошлогодний день рождения Мурашова мы начали справлять уже в поезде, везущим нас в город Кишинев. В результате Андрей совершил полет с верхней полки вниз и сломал себе ключицу. Поэтому как только приехали на место, мы отправились с ним в больницу. Ему там сначала решили сделать какую-то супермодную операцию, не накладывая гипс, ну и от такого предложения Андрей упал в обморок. Откачав Мурашова, врачи все-таки сделали ему обычный гипс: у него вся рука под гипсом была прижата к телу, торчали только пальцы. И в таком виде он отыграл концерт в Кишиневе. Смешная картина была... К тому же мы еще и играли в цирке!

После этого у Андрея появилась кличка - Гипсон...

- А КРЕМАТОРИЙ обычно встречает свой день рождения концертом в ноябре...

- Да, в этом году мы решили вернуться к этой традиции. А так все концерты в рамках мирового тура 99-го года мы посвящаем пятнадцатилетию группы. Тур стартовал 27 марта в Нью-Йорке. Сначала мы с большой иронией относились к словам "мировой тур", но сейчас выясняется, что мы действительно посетим чуть ли не все континенты, надеюсь, включая Африку. Дело в том, что совсем недавно мы получили через Internet приглашение от правительства Уганды! Текст примерно такой: "С повышенным интересом к вашему творчеству правительство Уганды приглашает посетить вас нашу страну". И в рамках фестиваля мы проедем по шести угандийским городам.

- Не фига себе!

- Не фига себе! Я сперва подумал, что это все розыгрыш. Потом мы попросили нашего компьютерного администратора (у КРЕМАТОРИЯ есть собственная страничка) Максима Кашляка проверить все это дело. И выяснилось, что действительно письмо оттуда, поступило его подтверждение, подписанное зам. министра культуры угандийского правительства. Сейчас мы туда отправили райдер и начинаем постепенно готовиться к поездке.

На самом деле все, с одной стороны, очень смешно, а с другой стороны... то ли наши соотечественники живут уже почти во всех странах, то ли получается так, что музыка наша через Internet каким-то образом расползается по миру. Я до сих пор ничего относительно этого случая понять не могу. Но вот что есть реально, так это приглашение из Австралии, из Восточной и Западной Европы, концерты в Нью-Йорке и Чикаго проходили в огромных залах, в которых играют такие музыканты, как MARYLIN MANSON. И мне интересно, что нас там ждет в будущем еще... КРЕМАТОРИЙ для нас всегда был по большому счету игрой, теперь в эту игру начинают играть другие люди, люди взрослые, не только в России, но и за ее рубежами.

- Группа мирового масштаба!

- Не то слово - мировая легенда!

- Я вот про Уганду чего придумал. Вполне возможно, что африканские студенты, когда-то обучавшиеся в Москве в университете Патриса Лумумбы и, вполне возможно, ходившие на ваши концерты, вернувшись на родину, достигли там у себя каких-то правительственных высот. Ну и, таким образом, протежируют вас...

- Действительно, наша публика состояла из людей разной расы. Это факт. И недавно, когда мы записывали наш последний альбом (материал его уже готов, сейчас занимаемся сведением), в работе над ним принимало участие очень много музыкантов: от попсовых, таких как Сергей Крылов, до джазовых, как Валентина Пономарева, включая там Чижа, Галанина, много было народу. В том числе ребята из университета Патриса Лумумбы, очень хороший негритянский хор. Я их случайно услышал и специально пригласил к нам на студию, где они там тоже что-то записали. Может, кто из них и был из Уганды, послал туда материал или как-то там... не знаю... может, он сын...

- ..угандийскоподанного...

- Да! Может, его папа работает королем!

- На новом альбоме КРЕМАТОРИЯ голоса одной из песен записали музыканты, имена которых - Сергеи. Что это за песня? Расскажите о ней, пожалуйста, поподробнее.

- Там пять куплетов, каждый из них представляет из себя некий типаж, характер человеческий. И под каждый типаж я решил, что имеет смысл пригласить исполнителя, который подошел бы под конкретный характер. И еще придумал такую фишку, что каждый, кто принял бы участие в записи этой песни, был бы Сергеем. С музыкантами проблем не было, а вот с вокалистами вышло чуть сложнее. На текст, который немножко так сексуально повернут, хотели пригласить Сергея Пенкина. Но он почему-то долго нас водил за нос, и в результате ничего из этой задумки не вышло, куплет был выброшен: найти другого Сергея-исполнителя такого плана, как Пенкин, мы не смогли. А так, в общем-то, все остальные спели свои куплеты. И, кстати говоря, очень интересно получилось, во всяком случае подобное у нас встречается впервые. Не знаю, делал ли кто-то из наших групп что-то похожее, но мы никогда не использовали в одной песне даже просто пять вокалистов, не говоря уж о пяти Сергеях. По-моему, вышло все интересно. Как выйдет альбом, в этом сам убедишься.

- Новый альбом появится осенью?

- Получилось так, что планировали-то выпустить его осенью, но после поездки в Америку мы заключили второй контракт на еще шесть концертов, которые состоятся в будущем. И у тех людей, кто занимался нами в Штатах, появился интерес к альбому. Но они ставят условие: если все выйдет так, как планируется, то будут две версии альбома - та, что выйдет в Америке, и та, что выйдет здесь. Они буду различаться не языком (обе версии русскоязычные: в Штатах сейчас очень много платежеспособной русской публики), а аранжировками. Американская версия будет более загруженная в музыкальном отношении, тем самым как бы убиваются два зайца: русскоязычный слушатель альбом покупает, это понятно, а вот будет ли покупать американец, который может только цепануть музыку? Для такого слушателя и нужны определенные аранжировки, американский стиль такой. Так вот, по условиям альбом должен сначала выйти в Америке. Поэтому, если он выходит, скажем, в сентябре (может, это будет сингл), то российская верси


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета