Jamiroquai Путешествие без движения...
Jason Key - вокал, тексты
Toby Graffety-Smith - клавишные, музыка
Derrick McKenzie - ударные
Nick Fyffe - бас-гитара
Simon Katz - гитара
Wallis Buchanan - диджериду
Sola Akingbola - перкуссия
Adrian Revell - флейта, саксофон
Martin Shaw - труба
Winston Rollins - тромбон
Darren Galea a ka DJ D-Zire - вертушка
Прошло уже без малого семь лет с тех пор, как JAMIROQUAI наполнили старый добрый фанк всеми оттенками современности и придали ему солидно-модный вид. Пока публика визжала от бритпопа, отрывалась на трип-хопе и стирала подошвы своих ботинок под техно, хаус и драм-энд-бэйс, основоположник JAMIROQUAI стильный малый Джей Кей в тренировочном костюме а ля "олд скул" и при огромной несколькоэтажной шляпе заставил плясать под свою дудку всю прогрессивную клубную молодежь, а поколения постарше открыли в нем талант нового Стиви Уандера. И при всем этом даже сейчас на нем нет ни малейшего налета пресловутой "звездной" пыли, хотя с прессой и поклонниками он явно предпочитает держаться на расстоянии. Так в чем же его секрет? Возможно, этот парень просто чуть-чуть выше реальности, вне моды и системы ценностей обычных поп-звезд. Не верите - читайте дальше...
Джейсон Кей (Jason Kay) родился 30 декабря 1969 года в английском городе Блэкберне, но провел свое детство в Ерлинге, западной части Лондона, где его мать Карен Кей пела в кабаре и джазовых клубах. Она брала его с собой на каждое выступление (даже в Лас-Вегас), и большинство детских воспоминаний Джейсона связано с закулисными посиделками с бутылкой "Коки" в то время, как мама надрывала связки, чтобы заработать им на ужин. Своего отца-португальца он не помнит, а может, не хочет вспоминать...
Уже в раннем возрасте мальчик понял, что также хочет стать музыкантом. На его сознательный выбор повлияла не только профессия матери, но и то, что Западный Лондон образца середины 80-х был центром танцевального-клубной культуры, которая оставалась преемницей соула и фанка 70-х, хотя первое, как он утверждает, сыграло решающую роль. Команды типа BRAND NEW HEAVIES и YOUNG DISCIPLES доминировали на радиоволнах, и молодежь подражала им во всем.
Чтобы раздобыть денег на аппаратуру, так необходимую для записи первых демо, Джей на время опустился до воровства и продавал гашиш и марихуану на лондонских улицах. Когда денег стало хватать, он записал несколько песен, придумал свой знаменитый логотип "парень в огромной шляпе" (где-то в 1995 году у него также выросли рога) и на этой основе заключил контракт с лондонским инди-лейблом Acid Jazz, чье название говорило в пользу того, что парень попал по адресу. Но судьба его дебютного сингла "When You Gonna Learn?", который стал классическим андерграундным хитом 1992 года, где фанк, джаз и соул перемешивались с диско под звуки редкого аборигенского инструмента под названием диджериду, диктовала ему иной сценарий развития карьеры, нежели прозябание в этом самом андерграунде. В начале 1993 года звукозаписывающий гигант Sony через свой дочерний лейбл Soho Square (S2) сделал ему беспрецедентное предложение - контракт на выпуск восьми (!!!) дисков, и Джейсон Кей, которого друзья называли просто Джей-Кей (JK), превратился в Jamiroquai (Jam+Iroquois). Его давно интересовала история и культура индейского племени ирокезов (ему очень нравится их философия, особенно то, что они поклонялись земле), и он очень любил устраивать джемы на сцене. Так и появилась это его прозвище, которое вскоре подарило название его группе, собранной из приятелей его старого знакомого по катанию на скейтбордах Уоллиса Бачанена, единственного британского аса игры на диджериду.
Явление публике JAMIROQUAI прошло под бурные аплодисменты. Их дебютный диск "Emergency On Planet Earth" сенсационно дебютировал на 1-м месте в Великобритании и смог продержаться там около месяца. Упор был сделан на качество каждой песни и на их живое исполнение (при минимуме овердабов и других высокотехнологичных штучек). "Я не собираюсь доверять свою музыку машинам, - заявлял Кей, - после чего ее будут слушать люди, которых больше интересуют наркотики и кайф, чем сама музыка и слова моих песен". Концертный состав JAMIROQUAI мгновенно расширился до 10-15 человек, и группа стала обкатывать свои первые синглы с антивоенными и околоэкологическими темами, в результате чего "Emergency On Planet Earth" стал самым продаваемым дебютным альбомом 1993 года (500 000 экземпляров) в Британии, а в остальном мире разошлось еще 1,5 миллиона.
Джейсон, привыкший все держать под контролем и добиваться максимальных результатов, не стал выжидать слишком долго, и уже в следующем году состоялось возвращение космического ковбоя с альбомом "Return Of The Space Cowboy". Чего-то супернового от JAMIROQUAI ожидать было трудно, но в общем их второе творение получилось более расслабляющим, еще более джазовым и тематическим. Здесь и некомпетентность правительства, и многолетняя борьба коренных американцев (индейцев) за земли своих прадедов, и проблемы бездомных англичан, наркотики и разбитые сердца. С этих времен, кстати, началась обширная благотворительная деятельность JAMIROQUAI, выразившаяся во всяческой поддержке миссии "Гринпис", "Друзья Земли" и других некоммерческих организаций.
По оценкам критиков, третья работа JAMIROQUAI должна была превзойти предыдущие по всем статьям (и с легкостью сделала это). Альбом "Travelling Without Moving" благодаря совершенно неожиданным коллаборейтам с лондонским джангловым продюсером M Beat ("Do You Know Where You\\\\\\\\\\\\\\\\\\'re Coming From?") и Mad Professor, микшировавшим регги-трек "Driftin\\\\\\\\\\\\\\\\\\' Along", и двум ярким синглам "Cosmic Girl" и "Virtual Insanity" набрал свежий воздух в легкие JAMIROQUAI и принес им долгожданное признание по всему миру. Большая роль в обеспечении этого успеха была определена клипам группы. Как всегда блистал перед камерой Джей-Кей, в арсенале которого более ста неповторимых танцевальных движений. На этот раз он здорово сыграл на своей слабости к быстрым авто, и в видео "Cosmic Girl" мелькал практически весь его автопарк. В "Virtual Insanity" машины исчезли, зато был найден потрясающий сюжет с движущейся комнатой, где все, начиная от мебели и пола и заканчивая самим Кеем, по какому-то замедленному сценарию танцевало брэйкдэнс. За этот клип группа получила "Грэмми" и целых четыре "MTV Video Awards" (а всего JAMIROQUAI проходили по десяти номинациям, больше чем кто-либо!), а сам альбом к началу 1997 года проходил отметку в 7 миллионов проданных копий по всему миру, чего в их музыкальной нише добивались только M PEOPLE.
Музыканты богатели на глазах. Ввиду того, что Sony реально имело контракт только с Джейсоном Кеем, он получал все причитающиеся группе суммы. Конечно, Джей оставлял себе львиную долю, как фронтмену и автору текстов. Остальное делилось между его коллегами согласно вкладу в общее дело, и Джей уверяет всех, что никто в накладе не остался. Осенью 1997 года Кей стал владельцем древнего замка в Букингемшире (ему около 500 лет, и им когда-то владел археепископ Кентерберийский), где на 72 акрах земли располагаются искусственное озеро, живописный сад и огромный гараж для восьми его железных коней (двух "Феррари", трех "БМВ", одного "Остина Мартина", как у Джеймса Бонда, "Мерседеса" и "Ламборджини Дьяболо"). В его роскошном доме 11 спален и 6 ванных. Туда очень часто заглядывает его подружка 25-летняя ведущая телеканала "Channel 4" Денис Ван Аутен (Denise Van Outen), с которой у них очень полюбовные отношения и планируется в будущем брак и потомство (а то его коллеги по группе уже давно женаты, и у многих есть детишки). Его обслуживают много садовников, горничных и охранников. Этот старинный дворец вовсе не похож на загородную резиденцию Джона Леннона и Йоко Оно в "Tittenhurst Park" для отдыха и рифмоплетства. Это скорее его крепость - убежище от поклонников и репортеров. Так что менеджеру JAMIROQUAI бывает весьма сложно вытащить Кея из его конуры в какое-нибудь турне более чем на месяц. Джей все время скучает по тишине... А работать у него и так есть где. В прошлом году около его дома достроили новую студию, и теперь, вдумайтесь, Sony платит ему за использование его собственного помещения и аппаратуры!
В этой студии весь прошедший год ребята работали над своим новым альбомом "Sinkronized", который выходит 8 июня. Все было прекрасно, пока летом Стюарт Зендер не изъявил желание покинуть JAMIROQUAI, чтобы начать какой-то новый проект и по личным причинам (его подружка Мелани Блатт из ALL SAINTS только тогда родила). Группе в срочном порядке пришлось искать нового басиста (которым стал Ник Файфф) и перезаписывать все партии Зендера, который через шесть недель после своего ухода попытался было заключить с ними контракт на использование своих партий в новом альбоме команды и даже обвинил Кея в диктаторстве. За это на четвертом альбоме JAMIROQUAI по имеющейся у нас информации ему будет адресована композиция "King For A Day", где не в самых мягких тонах Кей критикует Зендера, почти так же, как в "How Do You Sleep?" Леннон - МакКартни.
Вообще "Synkronized" получился более тяжелым альбомом (группа двинулась в том же направлении, что и в прошлогоднем сингле "Deeper Underground" из саундтрека к киноблокбастеру "Godzilla"), чем три предыдущих, а некоторые сведующие даже говорят, каким-то хардкор-электро-фанковым, что намного лучше характеризует внутреннюю природу Джей-Кея, как он сам утверждает. Ему надоело казаться прилизанным красавчиком-идолом. Никто не видит обратную сторону его работы, более реальную, такую, например, как многочисленные ушибы при съемках видеоклипа "Deeper Underground", который как истинный Годзилла "сожрал", между прочим, 650 000 фунтов стерлингов, где он больше прыгал, чем танцевал. Если он такой правильный, почему тогда, по-вашему, он отказался от полутора миллионов долларов, которые предлагала ему компания "Pepsi" за съемку в их рекламном ролике?! Браво, классный поступок!
И все-таки, я думаю, когда-нибудь плохой или хороший Джейсон тоже будет шить шляпы для своего звездно-музыкального сына или дочери, как это сейчас делает Карен Кей (шучу, она занимается этим по собственной воле), и вспоминать, как тридцать лет тому назад он с полуоборота заводил публику, но кому это будет тогда интересно?..
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 1999 год в рубрике музыкальная газета