Софикс, Александр Ритм - это жизнь
Если верить астрофизикам, рождение Вселенной началось с мощного взрыва, гигантского энергетического сгустка, который сопровождался появлением звуковой волны с огромной амплитудой колебаний. Выяснилось также, что волны электромагнитного "океана", излучаемые космическими "магнитами" -- звездами и планетами, -- наполняют Вселенную и активно воздействуют на ее процессы, а их гармонические ритмы, подобные гармоническим звукам, определяют и регулируют жизнь на Земле. Фактически, если присмотреться, в этой жизни в большей степени выигрывает тот, кто лучше чувствует ее внутреннюю ритмику.
Мне неизвестно, когда гомельский барабанщик Александр Сафонов, более известный как Софикс, пришел к теософии -- до или после своего увлечения музыкой, но в любом случае это произошло вполне закономерно. Для тех, кто готов бороться и искать, мироздание всегда готово приоткрыть завесу над мириадами своих тайн, одна из которых называется "ритм".
По словам Саши, он еще в 6-м классе стал обивать пороги различных самодеятельных ансамблей, томимый желанием заняться музыкой. Начиналось проторение музыкальной стези с овладения бас-гитарой. На барабанах Сафонов поигрывал в промежутках между "основной работой", пока человек по имени Олег Пугачев не затащил его в свою группу. Тут-то Софиксу пришлось "поменять ориентацию" и целиком и полностью сконцентрироваться на ударной установке.
Как и полагается большинству талантливых музыкантов, Саше довелось поиграть во множестве команд. К наиболее значительным периодам в его жизни, пожалуй, можно отнести работу в инструментальной группе ГАЛЕРЕЯ СНОВ, ориентировавшейся на творчество Джо Сатриани и Карлоса Сантаны. В конце концов в душе Александра вызрела необходимость "выпасть из гнезда" и отправиться в одиночный полет, тем более что обстоятельства неуклонно склоняли его к этому. Сейчас Софикс сам себе на уме и не горит особым желанием встревать в новые команды, хотя и с воодушевлением относится к участию в различных альтернативных проектах (как, например, сотрудничество с группой КНЯЗЬ МЫШКИН).
На визитке Сафонова можно прочесть: "Исследования ритмического пространства, музыкально-дизайнерские работы". Подобная трактовка собственной деятельности, очевидно, обусловлена долгими размышлениями о смысле музыкального творчества, о том, что лежит в его основе и с какой целью оно вообще осуществляется. "Для кого-то, возможно, музыка -- это просто развлечение, балдеж, -- говорит он, -- а для меня -- усердный труд. Бывает очень неприятно, когда люди, которые играют вместе с тобой, постоянно отвлекаются на какие-то посторонние дела. Обидно, когда тебя не понимают, не улавливают тех идей, которые ты стараешься выразить. Идея -- это вообще самое главное в любом деле. Она настолько сильна, что может подчинить себе все сознание человека. Идея способна стать платформой для целого альбома".
Воплощением одной из таких всеобъемлющих идей можно считать работу Александра Сафонова под названием "Музыка гор и водопадов". Возможно, кто-то услышит в этих ритмах вовсе и не шум водопада, а прилет инопланетного космического корабля или грохот сковородок на кухне, но тут уже -- вольному воля. Музыка тем и прельщает нас, что в максимально абстрактной степени позволяет выразить те или иные душевные переживания. И, конечно, отнюдь не последнюю роль при этом играет ритм.
"Ритм -- это индивидуальная субстанция, -- считает Саша. -- Ритм - это жизнь, а жизнь -- это ритм. Человек должен развивать в себе чувство ритма, поскольку это может ему помочь лучше чувствовать природу и стать более естественным".
К слову сказать, именно наблюдения за природой подтолкнули Сафонова к созданию определенной манеры исполнения, именуемой им как "стиль муравья", а развитие чувства ритма посредством упорной работы с ударной установкой -- к появлению авторского руководства по рудиментарной технике.
Кредо Сафонова вкратце сводится к следующему: "Все работающие части тела, заключенные в определенное пространство, называемое ударной установкой, обязаны находиться в любой части этого пространства в любой момент времени; в свою очередь моментом времени можно назвать ноту или группу звучащих нот, образующих четкую, ритмическую линию в соответствии с возникшей музыкальной идеей".
В том, что от недостатка идей Софикс не страдает, сомневаться не приходится. Хотя и многие идеи -- как коварные женщины, с которыми всегда нужно быть начеку. Поэтому остается только пожелать Саше удачи в его идейно-творческой деятельности по освоению ритмического пространства.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 1999 год в рубрике музыкальная газета