Фестиваль "Ренессанс Гитары" Гитарный центр Беларуси
Я ни разу не был на этом фестивале. Но наслышан о нем столько, что порой кажется, будто я все еще не вернулся из Гомеля. Да и по многочисленным рассказам музыкантов можно судить, что вот уже пять лет в этом городе в конце года происходит нечто необычное, получившее название международного фестиваля "Ренессанс гитары".
Собственно говоря, в названии фестиваля заложен определенный смысл. И не потому, что время настоятельно требует возродить популярность гитары как инструмента. Смысл в ином. А именно: помочь зрителю получить как можно более полное представление о возможностях этого инструмента в рамках одного фестиваля, буквально не сходя с места. В этом смысле слово "ренессанс" начинает играть новыми красками. Ибо музыка, исполняемая на гитаре, сегодня настолько порой разная, что хочешь не хочешь, а разделение любителей гитары на отдельные группы - факт неоспоримый. Вот почему один из организаторов фестиваля и его арт-директор Игорь Шошин как бы совершенно сознательно сталкивает в рамках одного фестиваля, порой - и одного концерта исполнителей не только разных стилей, но и жанров. И вдруг оказалось, что аудитория с одинаковым вниманием выслушивает и гитарный блюз, и классику, и переложения для гитары композиций рок-музыки.
При этом немаловажное значение имеет то, что в Гомель неизменно приглашаются исполнители очень высокого уровня, имеющие порой не только европейскую, но и мировую известность. Без этого, конечно же, всякие попытки гитарного ренессанса провалились бы.
Интересно при случае напомнить, кто выступал и что исполнялось на последнем фестивале гитары в Гомеле.
Например, из Польши приехал дуэт Кшиштоф Пелех и Ярема Клих. Первый из них, один из ведущих гитаристов Польши, одновременно является арт-директором фестиваля "Гитара плюс" во Вроцлаве - фестиваля, который по идее во многом перекликается с гомельским. Югославию представлял гитарист и композитор Урош Дойчинович. Дуэт из Чехии Владислав Петрашек-Иржи Гершл приехал на личном автомобиле, преодолев более двух тысяч километров. Владислав - очень известный в Европе музыкант, поскольку он не только автор нескольких нотных сборников для гитары, но еще и организатор гитарных фестивалей в Чехии. Владимир Манилов, один из лучших знатоков гитарного аккомпанемента, автор нескольких гитарных школ, и композитор Сергей Самоткин представляли на фестивале Украину, Россию - музыкальный редактор журнала "Гитаристъ", композитор Игорь Рехин и организатор гитарных фестивалей в Екатеринбурге Виктор Попов.
Безусловно, от Беларуси традиционно были представлены лучшие силы. Это минчанин Ян Скрыган, лауреат международного конкурса гитаристов в Польше, Евгений Гридюшко, дует Владимир Угольник-Татьяна Копенкова и многие другие. Вел же концерты фестиваля председатель "Клуба гитаристов Беларуси" Олег Копенков. К слову, в Беларуси на самом деле сложилось настоящее гитарное движение на уровне клубов, что позволило им объединиться. Отличие КГБ от одноименного ведомства в том, что музыканты не держат своих секретов в тайне и общаются со слушателями и активно, и совершенно открыто.
Пятый гомельский фестиваль наиболее наглядно продемонстрировал, сколь разная музыка звучит на его концертах. Например, открыл фестиваль Ян Скрыган "Героической сонатой" М. Джулиани. Его сменил юный ученик 2-й музыкальной школы города Гомеля Андрей Леонов (класс преподавателя Вадима Киселева), исполнив "Танец" Иванова-Крамского. Открытием для гомельчан стал польский дует Кшиштоф Пелех-Ярема Клих, блестяще исполнивший "Регресо" Х. Зенамона и "Настроение" М. Нопфлера. А первое отделение авторскими произведениями завершил дует из Витебска Вячеслав Дацкевич-Евгений Емельянов.
Надо заметить, что каждый из концертов последнего фестиваля "Ренессанс гитары" имел собственное название и свою концепцию. Этот, первый, был назван "Гитара и оркестр". И первым сюрпризом стало выступление Брестского камерного оркестра (дирижер А. Мартыненко) с миниатюрой для гитары и оркестра "Праздник" В. Дацкевича (партия гитары - Ян Скриган). Продолжил программу Урош Дойчинович, исполнивший с оркестром концерт "D dur" М. Костельново-Тедеско.
Второй фестивальный концерт назывался "Популярная гитара" и состоял из выступлений гомельского дуэта преподавателей Вадим Киселев-Александр Лосев ("Менуэт" Баккерини), известного и полюбившегося гомельским слушателям дуэта из Минска Владимир Угольник-Татьяна Копенкова (пьесы, уже широко известные по компакт-диску "Дневные сны"). Второе отделение открыл продюсер фестиваля Игорь Шошин "Фантазией после дождя", которую он посвятил своему другу чешскому гитаристу Владиславу Блахе. А затем в составе трио (Владимир Авдонин - бас-гитара и Александр Лупиненко - электрогитара) он представил авторские произведения. Закончился концерт своеобразным бенефисом минского блюзового гитариста Леонида Веренича, которому помогали участники известнейшей джаз-группы ЯБЛОЧНЫЙ ЧАЙ: Игорь Сацевич (бас-гитара), Александр Сапега (ударные) и Максим Пугачев (клавишные инструменты). Звучали блюзы Б. Б. Кинга, Л. Карлтона, К. Сантаны, Р. Форда и Л. Веренича. Надо заметить, что определенная часть публики пришла специально послушать Леонида Веренича, который не обманул ожиданий: его выступление завершилось бурей аплодисментов.
Третий, заключительный день фестиваля открыл концертный оркестр филармонии Гомеля (дирижер Ю. Василевский), а продолжил дуэт Владислав Петрашек (гитара)-Иржи Гершл (пакистанский барабан). В числе прочих пьес прозвучал цикл "Микрокосмос" Б. Бартока. Далее выступили Ян Скрыган, Евгения Гридюшко, Вячеслав Дацкевич, Михаил Фурс, дуэт Пелех-Клих. В разнообразной программе последних прозвучало, кажется, все: от сонат Скарлатти до танго А. Пиацоллы, а "на бис" слушатели буквально заставили польских музыкантов исполнить знаменитую мелодию "Розовая пантера" Г.Манчини.
Но было бы ошибочно утверждать, что фестиваль "Ренессанс гитары" ограничивается только концертными программами. Нет, он уже давно вышел за рамки сцены и постепенно приобретает черты не только практического обмена опытом, но еще и теоретического. Вот почему в рамках фестиваля проходят семинары, один из которых - "Гитара в джазовом аккомпанементе" - прошел и в прошлом году в бывшем Охотничьем домике усадьбы графа Паскевича. Этот семинар проводил киевлянин Владимир Манилов, которому аккомпанировал Владимир Угольник. Семинар вызвал большой интерес, а остановить его были вынуждены лишь потому, что участники семинара могли опоздать на очередной концерт.
Кроме этого семинара, состоялись еще два. Первый провел московский композитор Игорь Рехин, предложив к обсуждению вопросы репертуара, методики преподавания. На втором семинаре Виктор Попов из Екатеринбурга рассказывал о гитарной жизни на Урале.
Я столь подробно рассказал о программе последнего фестиваля "Ренессанс гитары" только лишь потому, что хотел показать его масштаб и профессиональный подход к организации. Об этом лишний раз свидетельствует и уникальный для Беларуси альманах "Ренессанс гитары", изданный к последнему фестивалю. Нужно отметить высокое полиграфическое качество альманаха и массу интересных материалов, размещенных на его страницах. Но этот альманах - не только повод для приятного чтения о себе, любимых, и гостях фестиваля, но еще и практическое пособие. Ведь в нем напечатаны ноты десяти пьес для гитары, причем практически все они - это либо оригинальные произведения, либо авторские переложения известных композиций разных стилей и жанров - от мелодии, скажем, из "Полацкага сшытку" в переложении для гитары Евгения Гридюшко до пьесы "Nothing\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Gonna Change My Love For You" Джорджа Бенсона в переложении В. Киселева и И. Шошина.
Все это говорит о том, что каждый участник фестиваля либо же простой слушатель его концертов имеют возможность получить впечатления как бы в комплексе. И в этом смысле фестиваль полностью оправдывает надежды тех, кто в той или иной мере помогает его проведению. А это Министерство культуры Беларуси, областной и городской отделы культуры, областная филармония, комитет по делам молодежи. И в результате поддержанные усилия местных энтузиастов привели к тому, что этот фестиваль стал событием, по своему значению выходящим на границы страны. А ведь таких фестивалей в Беларуси, честно говоря, не так и много.
Следующий фестиваль состоится в декабре этого года. И его организаторы уже принимают заявки на участие. Как всегда, на фестивале будет звучать самая разная музыка. Но в любом случае прежде всего во главу угла ставится мастерство исполнения. Иначе нельзя: фестиваль поднял творческую планку на очень приличный уровень и по-другому себя уже просто не мыслит.
И вот, собственно, когда эта статья была уже написана, я получил из Гомеля еще одну достойную самого пристального внимания информацию. Игорь Шошин с друзьями планируют провести с 13 по 25 июня первую в истории современной Беларуси летнюю гитарную академию. Предполагается, что пройдет она в форме очень распространенных в Европе уоркшопов (творческих мастерских) в одном из домов отдыха или пансионатов, предположительно на Гомельщине. Проводить академию, совмещающую получение теоретических и практических знаний, будут лучшие белорусские и зарубежные гитаристы и преподаватели. В первой половине дня будут проводиться мастер-классы и лекции, а по вечерам планом предусмотрены концерты. Что очень важно, поучиться в гитарной академии могут все, независимо от уровня владения инструментом и стиля любимой музыки. Стоимость этой своеобразной учебы, совмещенной с отдыхом, предполагают сделать вполне доступной даже для отнюдь не богатых белорусских музыкантов...
Все дело в том, что масштаб академии и его уровень будут зависеть от количества поданных заявок. Ну, а в том, что любой, пожалуй, гитарист наверняка заинтересуется шансом усовершенствовать исполнительское мастерство, сомневаться не приходится.
Что же касается самого фестиваля, то все идет к тому, что пропустить его шестое "издание" будет уже просто невозможно...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 1999 год в рубрике музыкальная газета