Soulfly
Полет души Макса Кавалеры


Оззи Осборн как-то назвал Макса Кавалеру "Осборном наших дней", проведя параллели между расколом SEPULTURA и событиями почти двадцатилетней давности, произошедшими в группе BLACK SABBATH. Подобно молодому Оззи, Макс Кавалера, покинув популярную группу, находящуюся на самом пике ее славы, продолжил свою карьеру созданием коллектива и выпуском нового альбома под одноименным SOULFLY, тогда как SEPULTURA все еще не могли залатать брешь в своем судне.

Сегодня имя Макса Кавалеры все меньше и меньше ассоциируется с названием его прежней группы SEPULTURA. Еще два года назад "мы говорили Макс - подразумевали SEPULTURA" и наоборот, хотя пути Кавалеры-старшего и его бывших коллег разошлись основательно и навсегда гораздо раньше. Сегодня приставка "экс-SEPULTURA" по отношению к самому знаменитому в мире тяжелого рока выходцу из экзотичной Бразилии уже почти не используется. Сегодня Макс Кавалера хочет, чтобы его имя ассоциировалось только с SOULFLY, его новой группой, одноименный дебютный альбом которой увидел свет в апреле прошлого, 1998 года, то есть почти ровно через полтора года после ссоры между Максом и тремя остальными участниками SEPULTURA, в результате которой группа осталась без своего лидера, главного идеолога, гитариста и вокалиста. Последний предпочитает, правда, называть произошедшее не просто ссорой, а самым настоящим предательством, "развалившим "SEPULTRIBE", то есть "племя SEPULTURA". Впрочем, что же в действительности имело место быть и каким определением это называть, сейчас уже не имеет никакого значения. Хотя бы потому, что у главного героя этой истории сейчас новая жизнь, новая группа и новый полет души.

Кавалера довольно долго выбирал музыкантов для своей группы из почти трех сотен кандидатов. "Я был очень осторожен в этом вопросе, - объясняет Макс. - Вообще было тяжело вновь верить людям после того, что случилось у меня с Игорем, Эндреасом и Пауло. Поэтому я не старался торопить события и предпочел действовать медленно и придирчиво, но чтобы уже наверняка". Новыми единомышленниками Макса стали барабанщик Рой Мэйорга (SHELTER, THORN и NAUSEA), гитарист Джексон Бандиера (CHICO SCIENCE) и басист Марчело "Papadura" Диас (бывший светотехник SEPULTURA, а также коллега Эндреаса Кисера по группе THE MIST).

Первое выступление тогда еще безымянной группы состоялось 16 августа 1997 года в Фениксе. Это был концерт памяти погибшего в автокатастрофе сына Глории (Глория - супруга Макса. - Прим. авт.) и друга Макса Дана Уилса. Бандиера еще не был участником группы, и на этом концерте роль второго гитариста исполнял Дино Казарес из FEAR FACTORY. "Дино тоже хорошо знал Дана и без разговоров согласился поучаствовать в этом шоу, - говорит Макс. - В тот вечер мы играли все любимые песни Дана: "Attitude" SEPULTURA, "Wasting Away" NAILBOMB, "Big God" FEAR FACTORY, а также несколько моих новых вещей, таких как "Еуе For An Eye", "No Hope No Fear" и "Bleed". Это был чумовой сейшн, который только добавил нам веры в себя и в то, что мы делаем".

Запись дебютного альбома SOULFLY началась 1 октября 1997 года и продолжалась ровно месяц (не считая микширования и мастеринга)! Работа шла в студии "Indigo Ranch" в Малибу под руководством продюсера Росса Робинсона, известного по работе с KORN, LIMP BIZKIT, TURA SATANA и той же SEPULTURA. "С Россом мы записывали "Roots", и еще тогда я пообещал ему, что наше сотрудничество не закончится. Я вообще привлек для записи своего альбома только тех, для кого музыка - это отношение к окружающему миру, стиль жизни, наконец, - говорит Макс. - Мне было очень легко работать и с Россом, и с остальными парнями, потому что у нас одинаковое отношение к музыке, одинаковые точки зрения на вещи. Не хочу назвать Игоря, Эндреаса и Пауло нечестными в своем творчестве, но они были очень тяжелы на подъем в плане всего нового и оригинального. Порой я даже удивляюсь, как нам удалось записать "Roots" - настолько трудно их было завести какой-нибудь новой идеей. С этими же людьми все наоборот, они на лету схватывают любую идею и начинают доводить ее до совершенства".

Итак, что же преподнес нам Макс Кавалера под видом своего нового альбома? Сам маэстро не берется описывать свой новый материал, ограничиваясь следующей характеристикой: "Тяжелее, чем SEPULTURA, но не похоже ни на один ее альбом", добавляя, что "Soulfly", "пожалуй, можно назвать смесью "Beneath The Remains" и "Discharge". Да, что-то есть. Но гораздо больше это похоже на смесь "Roots" с NAILBOMB, и не разругайся Макс со своими друзьями-одногруппниками, следующий альбом SEPULTURA вполне мог бы стать именно таким. "Альбом может напоминать SEPULTURA только потому, что здесь есть мой типичный голос, мои типичные звериные риффы, - считает Макс Кавалера, - то есть все, что отличало эту группу от десятков других команд. В остальном же "Soulfly" довольно далек от того, что я делал с SEPULTURA. Возможно, какие-то фрагменты могли бы быть сделаны SEPULTURA, но в целом это совершенно другая музыка, с более мрачным звуком и мрачными текстами. Я перешел на новый уровень, а то, что я продолжаю внедрять в свою музыку какие-то этнические элементы, ровным счетом ничего не значит".

Новым уровнем Макс Кавалера считает смешение чистой металлической музыки с уже упомянутыми элементами бразильского фольклора и такими модными сегодня течениями, как индастриэл и даже техно. Хотя новым это назвать никак нельзя, ибо подобные эксперименты уже имели место на альбоме проекта NAILBOMB. Кстати, один из участников этого проекта, гитарист FEAR FACTORY, принимал участие и в записи дебюта "Soulfly". И не он один. Список приглашенных музыкантов довольно внушителен: коллеги Казареса по FEAR FACTORY Бертон Си Белл и Кристиан Оулд Уолберс, музыканты LIMP BIZKIT Фред Дарст и Ди Джей Летал, вокалист DEFTONES Чино Морено, старый приятель Макса Бенджи из DUB WAR, Эрик Бобо из CYPRESS HILL, бывшие музыканты CHICO SCIENCE Йорге Ду Пиксе и Гилмэр Болла и, наконец, Марио С., известный по своей работе с BEASTIE BOYS.

Что же касается гостей Кавалеры, то несмотря на его увлечение такими группами, как FEAR FACTORY, WILL HAVEN или HATEBREED, он не перебарщивает с современными веяниями. "Я по-прежнему играю металлическую музыку, - говорит Макс, - и являюсь одним из немногих, кто сегодня любит эту музыку и хочет ее играть. Я придумываю классические хэви-металл-риффы, которые играются на одной струне одним пальцем. Я ненавижу всех этих гитаристов-виртуозов, потому что в их музыке нет чувств. Посмотрите, все классические песни построены на одном единственном риффе! Что же касается упомянутого современного звучания, то это всего лишь одна из составных гостей моей музыки, которая, конечно, не является доминирующей. Просто я всегда открыт для всего нового и оригинального и всегда с радостью берусь за эксперименты. Именно поэтому на "Soulfly" столько приглашенных музыкантов. Кроме того, я считаю, что будущее за такими группами, как FEAR FACTORY. Сегодня такие группы более интересны, чем команды, играющие рок, типа METALLICA. Согласен, что это музыка неплохо продается, но интересна ли она сейчас? Поэтому я уверен, что будущее хэви-металла - в смешении различных стилей. Но повторюсь, я не собираюсь отрываться от своих корней. Мои песни по-прежнему тяжелы и агрессивны".

Да, этого у Кавалеры не отнять. Макс продолжает использовать в своей музыке различные экзотические инструменты, главным образом ударные. Нельзя не отметить и тот факт, что Кавалера не ограничивается бразильской культурой, а старается внедрять в свои песни элементы фольклора других народов, чему способствует его бесконечные путешествия по миру, несмотря на то, что семья Кавалеры имеет собственный дом в Фениксе (штат Аризона), куда они переехали после смерти приемного сына Макса осенью 1996 года.

Смерть Дана стала большим ударом как для Глории, так и для самого Макса. И если музыка Макса и так всегда была достаточно мрачна и агрессивна, то тексты его нового альбома представляют собой желчный от досады и яростный от бессилия комок, летящий прямиком в сторону убийцы Дана. Не случайно первый вариант названия дебюта SOULFLY был "Eye For An Eye" - "Глаз за глаз". Но все же альбом был назван именем группы, которое, кстати, было придумано Кавалерой уже после завершения работы над диском.

"До этого момента мы перебрали, наверное, тысячу названий, но ни одно из них не подходило, - рассказывает Макс. - В Париж я прилетел, чтобы сыграть вместе с моими друзьями DEFTONES. Мы играли песню "Head Up", которую вместе написали и посвятили памяти Дана. В этой вещи и было это выражение - SOULFLY "полет души". Меня тут же осенило, это было подобно удару молнии: вот оно, название группы! "Полет души" - только это словосочетание может точно определить все наше творчество, всю концепцию группы. В своей музыке мы действительно очень открыты, и она идет от сердца, от души. Я считаю, что название группы должно отражать не ее музыкальный стиль, а общее настроение, смысл существования группы вообще. А название было нужно обязательно, поскольку я не считаю SOULFLY своим сольным проектом. Правда, практически весь материал на этом альбоме принадлежит мне, потому что мне очень нужно было написать эти песни, но в будущем, я надеюсь, SOULFLY будет демократичной группой, тем более что эти ребята - очень талантливые музыканты и им действительно есть что сказать".

Однако вскоре после завершения работы над альбомом SOULFLY покинул гитарист Джексон Бандиера, который присоединился к друзьям детства, бразильской команде ZACAO ZUMBI. И в турне по Америке отправился бывший гитарист MACHINE HEAD Логан Мейдер. Мейдер великолепно вписался в состав группы, однако был объявлен лишь сессионным музыкантом SOULFLY и в январе 1999 года расстался с Кавалерой, чтобы заняться сольной карьерой. Зная, что рано или поздно это произойдет, музыканты заранее подготовились к перемене состава, и уход Мейдера не отразился на гастрольной деятельности SOULFLY. График турне по Австралии, Новой Зеландии и Японии не был нарушен - туда группа отправилась со своим новым гитаристом Мики Доулингом, бывшим участником группы SNOT.

Именно в таком составе SOULFLY приедут в Россию и дадут два концерта - в Санкт-Петербурге (26 мая, ДК "Ленсовета") и Москве (28 мая, ДК им. Горбунова), где исполнят не только материал из своего дебютного альбомы, но и классику SEPULTURA: "Beneath The Remains", "Refusel Resist", "Dead Embryonic Cells", "Inner Self", "Roots Bloody Roots" и "Attitude".

После окончания европейских гастролей группа приступит к написанию материала для своего второго альбома. "Пока трудно сказать, по какому пути будет развиваться SOULFLY дальше, - говорит Макс, - но в любом случае я не собираюсь останавливаться. Сейчас я действительно чувствую себя свободно (хотя, будучи участником SEPULTURA, я не ощущал в этом недостатка, скорее было просто непонимание со стороны остальных), и глупо было бы останавливаться. Я все тот же Макс Кавалера, который по-прежнему пишет тяжелые песни и открыт для любых музыкальных экспериментов. И, самое главное, сейчас меня окружают классные люди, с которыми мне очень легко и приятно работать. Можно сказать, что я шел к этому всю свою жизнь. По крайней мере я доволен, что записал этот альбом. И если завтра придется умереть, я умру спокойно, теперь мне жалеть не о чем".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета