Kent
Ангелы у моря...


Sami Sirvio (гитара, клавиши)
Harri Manty (гитара, перкуссия)
Joakim Berg (вокал, гитара)
Markus Mustonen (ударные, клавиши, вокал)
Martin Skold (бас, клавиши)


Как создаются группы? Почему? Молодые люди ищут что-то для себя, учатся, работают. Что же движет теми, кто тратит всю свою энергию на создание музыки и слов, целыми днями репетируя и выступая? Например, KENT... Не было в Швеции группы, которая бы играла настоящий рок. Играла бы так, чтобы захватывало дух. И вот появляется коллектив, в музыке которого сочетаются надрыв RADIOHEAD, напористая шумность OASIS, нежность GENEVA и философичность THE VERVE. Это в настоящем... А в прошлом их музыка - путешествие в мир грез и меланхолии, сверхзвуковой полет, в котором встречаются JOY DIVISION, THE CURE, THE STONE ROSES, PIXIES, DEPECHE MODE и David Bowie.

KENT - самая популярная рок-группа в Швеции, которая несколько раз подряд выигрывала местный приз "Grammy". Два последних альбома KENT стабильно становились первыми в национальных чартах. Европейское MTV невероятно долго показывало в эфире сингл "Saker Man Ser" (между прочим, на шведском языке), а теперь вовсю раскручивает новую песню -- "747".

История на первый взгляд вполне обычная. Многие группы собрались таким образом. Молодые люди после окончания школы откровенно не знали, куда приткнуться в своем маленьком индустриальном городке Eskilstuna, что в 125 километрах от Стокгольма. И они решили создать группу. "Мы решили сделать это, потому что никто не играл ту музыку, которую мы хотели бы слушать", -- утверждает Йоаким Берг, вокалист и автор всех песен KENT. Кроме того, делать действительно было нечего. Йоакиму совершенно не хотелось служить в армии, и он в призывном участке наплел, что ненавидит оружие. Вскоре его определили в какой-то госпиталь для прохождения альтернативной службы.

Начало

Они были школьными товарищами: Йоаким, Сами и Мартин. В 1988 году они решили собрать группу. Просто для веселья, чтобы как-то убить время. Йоаким купил свою первую гитару, и они с Сами учили друг друга играть. У Сами получалось лучше. Однако началось все чуть позже, после того, как Йоаким отправился в Лондон (вот пижон!) и прикупил там пару более дорогих и хороших инструментов. Мартин взялся за бас. Однако в группе пока еще не было ударника.

Однажды вечером Йоаким и Сами обнаружили у входа в небольшой ресторанчик совершенно пьяного парня по имени Маркус. Йоаким вспомнил, что летом они работали вместе в центре здоровья. Маркус барабанил в группе BEDS OF FLOWERS. На пьяную голову он согласился играть в новом коллективе. И знаете что? Играет до сих пор. Группа в те времена называлась JONES & GIFTER. После появления в составе друга Мартина с очень сложным именем Thomas Bergqvist, который играл на синтезаторе, группа приняла участие в конкурсе молодых исполнителей "Cult 91", который проходил в Eskilstuna. JONES & GIFTER победили в конкурсе, и это позволило им сделать неплохую демо-запись. В 1992 году Томаса заменили на Мартина Рооса (Martin Roos). В этом же году поменялось и название. Теперь они стали "морскими ангелами" (HAVSANGLAR). Однако впереди были более кардинальные перемены.

Через год Мартин Роос переехал в Стокгольм, где получил работу в звукозаписывающей компании Stockholm Records. Остальные участники отправились за ним, поскольку музыкальная жизнь в Стокгольме бурлила и кипела. Это был шанс для парней, которые стали более серьезно относиться к своему занятию. Они стали чаще репетировать и продумывали имидж, надевая одинаковые костюмы. Это было интересное время. Появлялось много новых групп, среди них были THE CARDIGANS, вместе с которыми KENT (теперь это был окончательный вариант названия) частенько выступали. Кстати, Мартин Роос в свое время помог THE CARDIGANS заключить контракт со Stockholm Records, в то время как его собственная группа отправилась записывать дебютный альбом на BMG.

В феврале 1995 года вышел первый сингл KENT "Nar det blaser pa manen" ("Когда на Луне ветрено"). Следом появился и альбом, который назывался просто "Kent". Продюсировал запись Nille Perned (THE WANNADIES). Альбом получил превосходную критику и признание слушателей. KENT отправились на гастроли и отыграли более 40 концертов за 5 месяцев, а в конце года принялись записывать новый альбом. В это время Мартин Роос решил полностью сконцентрироваться на своей работе в компании и стал заниматься менеджментом группы. На его место пригласили Harri Manty.

Первые записи KENT были по звучанию похожи на ранний OASIS и RADIOHEAD благодаря очень шумным гитарам и пронзительному вокалу. Новый альбом "Verkligen" ("На самом деле") показал, как быстро растет группа. Аранжировки стали богаче, KENT стали использовать больше клавишных инструментов и акустических гитар. Первый сингл "Kram" занял пятое место в шведских чартах и был также выпущен в Японии на английском языке под названием "What It Feels Like". KENT получили множество наград в 1996 году, среди которых шведский "Grammy" в номинации "Лучшая поп/рок-группа 1995 года". "Verkligen" дебютировал на первом месте в национальном хит-параде и стал "золотым" (для Швеции это 50 тысяч проданных экземпляров). В 1997 году KENT снова получили комплект наград, в этот раз среди них оказался очень престижный приз "Rockbjorn" (лучшая группа и альбом). Пришло время записывать новый альбом, и KENT вместе с продюсером по имени Zed отправились в студию.

Остров

"If You Were Here" - так называлась эта песня. Сейчас я вам расскажу об этом чувстве. Бывает такое ощущение - как мурашки по коже. Ты слышишь что-то и понимаешь, что попался, ощущаешь какую-то необъяснимую дрожь при звуках песни. Нервная, рваная грань между сном и пробуждением, пронзительное желание, уносящееся вместе с голосом Берга и перегруженным до предела звуком гитары Сами куда-то ввысь - это "If You Were Here", дебютный сингл из альбома KENT "Isola". Куда деваться от такой группы после такой песни, я не знаю, и не только я.

Неизвестно, как бы разворачивались события, если бы один парень по имени Бин, половинка ди-джей-команды из Лос-Анджелеса "Kevin & Bean", случайно не услышал и не купил летом 1998 года в Исландии сингл KENT "If You Were Here". Американские радиослушатели быстро "подсели" на песню и стали требовать еще. Компания RCA вскоре объявила о выходе "Isola" в Америке, куда KENT отправились на гастроли.

Очень быстро все произошло. В ноябре 1997 года "Isola" появился в продаже сначала в Финляндии, всего лишь по причине того, что в группе три участника финского происхождения. Чуть позже альбом вышел в Европе. Вскоре Берг при помощи своего друга Криса Гордона (Chris Gordon) из шотландской группы BABY CHAOS подготовил английские тексты для альбома и переписал вокал. В сентябре 1998 года английский вариант "Isola" был издан в Америке. Это было достаточно занятное издание, поскольку в нем содержалась дополнительная дорожка "Velvet", которой не было на оригинальном издании. И, видимо, из-за этого первый вариант американского издания был выпущен с опечаткой в списке песен. Две последние композиции значились под номером 11.

Название "Isola" было позаимствовано Бергом из итальянского языка и переводится как "Остров". Настроение альбома с неповторимой точностью и поэтичностью описал "Melody Maker": "...как стакан свежевыжатой меланхолии с кубиками льда и изысканно отрезанным ломтиком мелодии, который плавает сверху".

Творчество KENT с самого начала во многом основывалось на чувстве потери, отчужденности и одиночества. Берг считает, что это связано в первую очередь со страной, в которой они выросли: "Знаете, Швеция в некотором смысле забавная страна, где люди избегают смотреть друг другу в глаза... Это просто катастрофа, если в метро кто-нибудь смотрит тебе в глаза. Ты сразу думаешь: "О, Господи! Что я сейчас натворил?!". Я думаю, что мы кажемся очень холодными и одинокими людьми, если вы не знаете нас достаточно близко".

В детстве Йоахим гораздо больше времени проводил за чтением книг и просмотром фильмов, нежели просто играя с друзьями. Впоследствии многие ассоциации, связанные с литературой и телевидением, воплотились в песнях. Песня "OWC" была написана Бергом под впечатлением от просмотра фильма "Бегущий по лезвию бритвы", "Bianca" - взгляд на ненасытную жажду телевизионной славы, хотя бы в течение каких-то 15 минут, "Things She Said" - трибьют культовому фильму 60-х "Выпускник" с Дастином Хоффманом.

Английские тексты Берга не являются просто переводами со шведского. Иногда они имеют приблизительно тот же смысл, но в основном это уже другие тексты. Берг специально позвал на помощь Криса Гордона, потому что хотел, чтобы человек, для которого английский язык является родным, помог ему избежать неточностей. "Сочинять на английском было гораздо труднее, чем обычно, - говорит Йоахим. - Когда я пишу на шведском, я хорошо знаю язык и могу спрятать за красивыми словами, не имеющими особого смысла, то, что я на самом деле хочу сказать. На английском же я должен иметь очень отчетливое представление о том, чего хочу, чтобы избежать клише". Однако на обоих языках песни KENT полны меланхолии. Они прекрасны и изысканны. В бурный коктейль из всевозможных британских влияний KENT смогли добавить присущую только им нотку элегантности, немного холодной и строгой.

Берг, несомненный лидер группы, создающий 95 процентов музыки и текстов, обладает восхитительной способностью доносить до слушателя при помощи своего высокого, немного хриплого голоса (частенько его сравнивают с вокалом Тома Йорка) все оттенки эмоций, заложенных в песне. Даже не понимая текстов на шведском языке, можно легко поддаться влиянию этого завораживающего вокала. Кстати, практически сразу начинаешь безумно любить шведский. Это невероятно красивый язык. Кроме того, тексты Йоахима действительно заслуживают внимания. Его необычные фантазии воплощаются в интересных метафорах: "Я помню, как чувствовал себя, когда закрыл файлы, в которых сохранял улыбки" ("OWC") или "Я черно-белый внутри, словно пустая рамка для слайда" ("Bianca"). Грусть и меланхолия присущи текстам Берга. Таким образом он смотрит на отношения: "...Ты словно убийца. Так застрели меня снова. Это не больно, когда тебя убивает друг..." ("747"). Очень многие песни KENT посвящены именно проблемам во взаимоотношениях с окружающим миром. Кстати, Берг утверждает, что песни очень классно сочиняются с похмелья. В этом состоянии человек приобретает необычный взгляд на вещи.

Вторым по значимости в группе по праву является Сами, он обладает потрясающим талантом. Это гитарист, который сочетает в себе способности Джонни Гринвуда (RADIOHEAD) и Ника МакКейба (THE VERVE). Он изумительно умеет работать со звуком, не увлекаясь техникой. Послушайте его гениальное соло в "Things She Said", когда при помощи буквально двух нот он уносит вас высоко-высоко и вы остаетесь парить там вместе с эхом. Все участники группы утверждают, что они бы с огромным удовольствем согласились быть Сами, потому что он самый лучший из них. Единственной серьезной проблемой этого парня остается курение. Он "дымит" постоянно, одну сигарету за другой. Рабочие сцены просто хватаются за голову, когда видят то, что остается после его выступлений.

Возвращаясь к "Isola", хочется сказать, что этот альбом стал платиновым в Швеции и очень неплохо продается во всем мире. В прошлом году KENT снова получили "Grammy" ("Лучший альбом" и "Лучшая группа"), а также три приза "Rockbjorn" ("Лучший шведский CD", "Лучшая шведская группа" и "За вклад в развитие шведской музыки за пределами Швеции". Вот такие они молодцы.

А Берг за это время также успел сочинить тексты для сольного проекта Питера Свенссонса из THE CARDIGANS, который называется "Paus". Вообще KENT очень дружат со своими шведскими собратьями по оружию. Они репетируют на одной "точке" с WHALE и поддерживают отличные отношения с THE WANNADIES и WIPPING WILLOWS. В начале года KENT были на гастролях в Британии, весной очень успешно отыграли в Америке, а летом будут участвовать во многочисленных фестивалях. На начало следующего года намечен выход очередного альбома группы. В последнее время среди фэнов группы постоянно всплывает вопрос: "А не пора ли выпускать сборник би-сайдов?". Кстати, совершенно справедливо. Песни, которые KENT выпускают на своих синглах, ничуть не уступают альбомным. Многие из них, например, красивейшая "Utan Dina Andetag", уже давно стали фаворитами на концертах коллектива. К тому же KENT совершенно не стесняются экспериментировать. Чего стоит чуть ли не трип-хоповая "Langtan Skala 3:1", которую группа записала для сборника "For Amnesty International"?!

Заключение

Так что же означает это название - KENT? Наверное, это вам интересно. На самом деле ничего не означает. Просто это очень короткое и запоминающееся слово. Есть такие сигареты, а в графстве Кент родился Мик Джэггер. Вот так. Хотя в американской прессе мелькала догадка, что "kent" по-шведски означает "неудачник". Вечно эти американцы ерунду городят...

KENT знают, что они хороши. Не даром в песне "747" Берг поет: "Быть может, завтра мы могли бы научить их нескольким новым стилям..." Мы научимся. Правда! KENT со сверхзвуковой скоростью продолжают двигаться вперед. "Коммерческий успех - это не главное, - говорит Берг. - Здорово, когда это есть, но гораздо важнее сочинять красивую музыку и пытаться сказать что-то, что действительно имеет для вас значение". А еще приятней, когда то, что имеет для тебя значение, важно и для других, не правда ли?


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета