Electronic Компромисс двух диктаторов, или Чисто манчестерский проект
Этот суперпроект первоначально был задуман, как кратковременное пристанище для представителей двух самых влиятельных британских инди-групп 80-х годов, NEW ORDER и THE SMITHS. Но когда Бернарда Самнер и Джонни Марр почувствовали, что ELECTRONIC - это их последняя надежда сотворить что-то действительно новое, дело было поставлено на постоянную основу, и в результате мир уже услышал два классических инди-танцевальных альбома, а 19 апреля нынешнего года состоялась премьера их третьего опуса "Twisted Tenderness".
Как написало одно британское издание, для юного поколения оголтелых фанатов OASIS Джонни Марр - это тот человек, который когда-то подарил Ноэлу Гэллахеру его первую классную гитару. Конечно, подмечено верно, но у Джонни гораздо больше достоинств и регалий, впрочем, как и у его друга и коллеги по ELECTRONIC Бернарда Самнера (к тому же Альбрехта и Дикена). Порой кажется, что солнце никогда не заходит над их родным Манчестером. Десятки классных групп приютил этот прекрасный город, а сколько еще музыкально одаренных манкунианцев ждут своего часа! Здоровая конкуренция между NEW ORDER и THE SMITHS началась с тех самых пор, когда дебютный альбом последних во главе с Моррисси и Марром (основавшим группу, когда ему было всего 18 лет) сразу же возглавил британские чарты, в то время как записи NEW ORDER до этого властвовали безгранично (вспомнить хотя бы их самый успешный клубно-танцевальный сингл всех времен и народов "Blue Monday"). Карьера THE SMITHS оказалась одной из самых успешных в истории британской музыки. Они ревностно отстаивали позиции гитарного пауэр-попа, а их вокалист и автор большинства текстов Моррисси даже потребовал сжечь все синтезаторы в 1985 году. Джонни не был таким категоричным и, несмотря на то, что считался одним из ведущих гитаристов страны, в середине 80-х стал живо интересоваться электронно-танцевальной музыкой (пионерами которой, кстати, были NEW ORDER), приобрел себе парочку синтезаторов и даже несколько лет работал ди-джеем в манчестерских клубах. В конце концов он понял, что "золотая клетка" THE SMITHS стала для него тюрьмой, и в 1987 году группа распалась.
Параллельно развивалась судьба второго нашего героя. Будучи гитаристом легендарных JOY DIVISION, он пережил самоубийство их вокалиста и лидера Иэна Кертиса и возглавил то, что от них осталось, чтобы капитально поменять стиль и обессмертить их новое имя NEW ORDER. Бернард и Джонни познакомились в 1982 году, когда вместе работали над записями Майка Пикеринга (он сейчас в M PEOPLE), которые продюсировал Самнер. Потом их группы отыграли несколько концертов вместе, но оба были очень занятыми людьми и распрощались до лучших времен. После THE SMITHS Марр каждый день получал предложения о сотрудничестве и, казалось бы, погряз в различных студиях вместе с THE THE, Брайаном Фэрри ("Брайан коллекционирует гитаристов так же, как многие коллекционируют гитары". - Джонни Марр), THE PRETENDERS, Билли Браггом, TALKING HEADS и PET SHOP BOYS навечно, но...
В 1988 году случилось событие, значимость которого была тут же оценена мировой прессой. Два самых известных любителя держать все под контролем в своих группах Самнер и Марр решили объединиться в проект под названием ELECTRONIC, который британские журналисты сразу же после выхода их дебютного сингла "Getting Away With It" окрестили "Дрим-тим рок-музыки 80-х". А если упомянуть также имя Нейла Теннанта, голос которого в изобилии звучал на их дебютном альбоме "Electronic", вышедшем летом 1990 года, то отпадают всякие сомнения, что такая команда должна была забить достаточное количество мячей в ворота скуки и обыденности. "Melody Maker" назвал "Electronic" "одним из величайших альбомов за всю историю музыки". И действительно, для весьма спонтанно записанного альбома он звучал, как шедевр инди-дэнса, и понравился не только европейскому слушателю, но и в Америке.
После небольшого перерыва и непродолжительных гастролей с участием PET SHOP BOYS в 1992 году ELECTRONIC записывают свой следующий сингл "Disappointed" (для саундтрека к картине "Cool World"), который, без сомнения, можно причислить к их лучшим творениям (с вокалом Нейла Теннанта), и пропадают на целых 4 года, в течение которых по миру циркулируют самые сумасшедшие слухи о них (от вовлечения в сатанистскую секту Марра до неожиданного возвращения к прозаку Самнера). На самом деле оба работали в поте лица со своими старыми и новыми коллегами. Барни (правда, он не очень любит, когда его так называют) вновь собрал NEW ORDER и записал, по моему мнению, очень достойный их наследия и в то же время современный альбом "Republic" (позже у них также вышло два сборника "The Best Of New Order" и "The Rest Of New Order"). NEW ORDER много гастролировали по миру, но больших денег не заработали и были разобщены в творческом плане. К тому же на грани банкротства оказался их собственный лейбл Factory Records. Они вновь решили отдохнуть друг от друга, но "это не распад, - заявил Самнер, - мы просто не имели тогда больше планов работать вместе" (как вам нравится такое словоблудие?!). Короче, несмотря на то, что в первой половине 90-х годов он дважды стал отцом, у Бернарда вновь появилось время, чтобы поддержать жизнеспособность "побочного проекта".
Что же касается Джонни, то его 5-летнее сотрудничество с THE THE и их вокалистом Мэттом Джонсоном (два сочиненных вместе альбома и частые гастроли), с которым они были знакомы еще до образования THE SMITHS, вроде бы закончилось, а то, что он пел и играл на гитаре на новом альбоме PET SHOP BOYS ("Bilingual"), говорило лишь о том, что он вновь готов заниматься танцевальной музыкой.
Процесс создания второго альбома ELECTRONIC явно затянулся. Оригинальной идеей ребят было, как и в первый раз, пригласить кого-то со стороны со свежими идеями, но в основном справиться с работой своими усилиями и к тому же ни в коем случае не повториться (это бесспорный факт, что "Electronic" по звучанию очень напоминал PET SHOP BOYS). Искомым дополняющим элементом на этот раз стал не Нейл Теннант, а бывший клавишник пионеров электронно-компьютерной музыки KRAFTWERK Карл Бартос (Karl Bartos), которого представил Самнеру один из его манчестерских друзей, долгое время живший в Берлине. Самнер, которого познакомил с творчеством KRAFTWERK его покойный друг и коллега Иэн Кертис, был большим поклонником Карла Бартоса и его легендарных немецких товарищей и посчитал за честь поработать вместе с одним из KRAFTWERK. Первоначально Карл был приглашен в качестве перкуссиониста и клавишника. Джонни и Бернард вспоминают, как они готовились к первой их встрече. Они ожидали, что в их студию зайдет занудный немецкий парень со своими клавишами, усядется за компьютер и ему нужно будет подносить готовые отрывки песен для доработки. Но произошло обратное. Бартос оказался большим юмористом (его шутки почему-то были сродни черному британскому юмору), и первое, что он сделал, зайдя в комнату, - презрительно глянул в сторону компьютера, на который он незамедлительно набросил пальто, и сказал, что он им не потребуется, взял гитару и стал наигрывать что-то ужасное в стиле "блюграсс". Самнер с Марром были ошарашены, но Бартос им очень понравился.
Его участие на их втором альбоме "Raise The Pressure" не ограничилось чисто технической и исполнительской частью. Он стал соавтором половины песен, в том числе двух замечательных синглов "Forbidden City" и "For You", в которых, не удивляйтесь, преобладали гитары, а не синтезаторы. Вообще, не отказываясь от фантастично танцевального начала своего дебютного альбома, ELECTRONIC здесь с умом использовал таланты всех трех основных участников этого проекта, которые, к счастью, оказались экспертами в трех различных музыкальных нишах. Порой казалось, что такое мастерское балансирование на грани гитарного и синтезаторного начал трудно себе представить, но пример ELECTRONIC подавлял все сомнения, что, впрочем, стоило им потери большого количества поклонников, влюбившихся в другой ELECTRONIC ("петшопбоевского розлива").
К сожалению, из-за плохой раскрутки и нежелания музыкантов покидать стены уютной студии такой современный и респектабельный альбом, как "Raise The Pressure", и все его синглы (где би-сайды были ничуть не слабее заглавных композиций) разошлись почти ничтожным для имен подобного ранга тиражом (чуть более 100 000 экземпляров), но ребята не унывали и предпочли не затягивать с написанием материалов для своего третьего альбома. "Почему они не гастролировали?"- спросите вы. На этот вопрос несложно ответить. Турне - это как минимум год изнурительных переездов и большие финансовые вложения плюс сторонние музыканты, которые должны уметь не только играть, но и программировать.
Их прошлые группы явно злоупотребляли гастрольным графиком и, как видим, поплатились отсутствием гармонии и творческого настроения. Поэтому все три прошедших года Самнер и Марр смогли посвятить их новому детищу - альбому "Twisted Tenderness", который появился в продаже 19 апреля.
Уроки коммерческого фиаско предшественника на сей раз были полностью учтены. К работе был подключен один из выдающихся дэнс-продюсеров последних 15 лет Артур Бэйкер (Arthur Baker), который в свое время продюсировал такие хиты NEW ORDER середины 80-х, как "Confusion" и "Thieves Like Us". Впервые в своей истории новые песни ELECTRONIC записывались в студии с "живыми" музыкантами в составе барабанщика Джеда Линча из BLACK GRAPE, басиста Джимми Гудвина из SUB SUB и THE DOVES, манчестерского трип-хоп-гуру Фриджа, программиста и бывшего клавишника CAMEO Мерва Де Пейера и бэк-вокалистки Астрид (нет, не Лингрен) Уиллиамсон. Судя по звучанию первого сингла "Vivid", ELECTRONIC качнулся еще на пару градусов в сторону мелодичного рока (читай THE SMITHS).
Все еще нет информации, планируют ли теперь уже группа (а не проект, как раньше) участвовать в фестивалях или даже отправиться гастролировать впервые за последние 8 лет, но очевидно, что и на этот раз их аудитория, а это любители танцевальной музыки, которые не обязательно любят посещать клубные тусовки, не будут разочарованы. "Гитары в дэнс-попе - это чертовски интересно и свежо, - утверждает Джонни Марр. - Они очеловечивают или, если хотите, одушевляют его. Это намного интереснее, чем слушать четырех красавцев, которые не жалеют свои "Лес Полы", выдавая стандартные клише в стиле "брит-поп". Согласитесь, в этом есть доля правды.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 1999 год в рубрике музыкальная газета