Helmet
непонятые


1998 год развалил кучу отличных групп: FAITH NO MORE, WHITE ZOMBIE, BIKINI KILL, A TRIBE CALLED QUEST, DEAD CAN DANCE. Среди них хотелось бы отметить и HELMET, заявивших о своем распаде в самом конце года. К сожалению, группа, выступавшая вместе с MINISTRY и FAITH NO MORE, так и осталась у нас до конца не понятой и далеко не всеми принятой. А между тем, представив в 1992 году на всеобщий суд работу "Meantime", группа срывает аплодисменты авторитетных западных критиков, в 1994 году добивает всех альбомом "Betty" и в 1997-м - размазывает по стенке при помощи "Aftertaste". Но о том, как все было, - по порядку.

В далеком 1989 году брутально-оригинальный саунд HELMET нанес сокрушительный удар по пресыщенной нью-йоркской андерграундной сцене. Лейбл со странным названием Amphetamine Reptile выпускает первый сингл HELMET "Born Annoying" (до сих пор считается классикой и остается раритетом) и следом за ним в конце 1990 года и дебютный альбом "Strap It On". Фэны андеграундного рока были поражены. Ведомая экс-гитаристом BAND OF SUSANS Page Hamilton группа представляла собой весьма устрашающую машину-монстра, изрыгающую оглушительный грохот в исполнении барабанщика John Stanier, точно поражающие цель атаки басиста Henry Mengede, а также жесткий гитарный стиль и жестокий вокал Page Hamilton. И все это на скорости "Slower-then-a-lingering-death".

В 1992 году группа меняет лейбл на Interscope, получает аванс в размере более 1.000.000 $ ( что вовсе не характерно для того времени и группы такого рода) и, записывая "Meantime", альбом убийственной силы, пробивает брешь в стене между фэнами андерграундного рока и традиционной металлической аудиторией. Критики называют группу "новой NIRVANA", а альбом становится золотым благодаря успеху сингла "Unsung", который стал фаворитом как на MTV, так и на колледжском радио.

В отличие от грубого и предельно простого в музыкальном плане дебютного релиза "Meantime" являл собой более организованную версию звукового хаоса. Переняв знамя архитекторов шума у FUGAZI и SONIC YOUTH, HELMET с индустриальным подходом смешивает мощь метала и резкость хардрока. Кстати, спродюсировал диск Wharton Tiers (SONIC YOUTH), а смикшировал Andy Wallace (NIRVANA, SLAYER). В итоге 37 минут звучания альбома похожи на взбесившийся танк, на поезда, занимающиеся сексом, на поле боя... "Meantime", этот сгусток агрессии, мог бы стать саундтреком к матчу NFL. Что касается мелодии, то она выброшена из творчества HELMET на полном ходу, искалечена свирепым натиском гитар и убедительной политикой методичной пульсации, проводимой басистом Henry Bogdan и ударником John Stanier. Но HELMET нельзя обвинить в однобокости, им удается придать каждой песне индивидуальное звучание.

Гитарист-горлопан/автор песен Page Hamilton имеет хорошее музыкальное образование по классу джазовой гитары и разбавляет батарею брутально-минималистических боевиков ("In The Meantime", "Ironhead") треками с более сильной мелодичной линией, что не дает группе скатиться к занудной молотиловке. Примечателен и вокал Page, переключающийся с воинственного рева викинга на Ozzy-подобный вой ("Unsung"). Но, несмотря на нервно-агрессивный вокал, смысл текстов очень далек от садистских тем, приходящих на ум, слушая HELMET. Короче, диск оказался настолько сильным, лаконичным и завершенным, что такие музыкальные издания, как "Spin", "Rolling Stone", "Entertainment Weekly", "Option", даже посчитали будущие записи HELMET вовсе необязательными.

В 1993 году группа усиленно гастролирует в поддержку "Meantime", пересекаясь на фестивалях с THERAPY?, UGLY КID JOE и JESUS JONES, а также участвуют в записи песни "Just Another Victim" вместе с HOUSE OF PAIN для саундтрека к "Judgement Night" (суперфильм, суперсаундтрек).

После всей этой шумихи, неожиданно поднявшейся вокруг HELMET, у группы было два пути для дальнейшего развития: выпустить что-то вроде "Meantime-2" или пойти другим путем, путем поиска и экспериментов. И то, и другое было бы рискованно. Но группа сделала и то, и другое! Все составляющие элементы того звучания, к которому привыкли фэны, остались на своих местах : плотность звука, разрывающие гитарные риффы, холодный нигилизм вокала, ощущение неминуемого наступления апокалипсиса. Но традиционный саунд оказался щедро приправлен экспериментами и нововведениями. И в этом группе помог Rob Echeverria, заменивший Peter Mengede, который "ввиду личных и творческих разногласий" покинул своих коллег. Все эти музыкальные изыски вылились в альбом "Betty", вышедший на Interscope в 1994 году.

Среди элементов, которые удивляют на "Betty": нежные гитарные джазовые проигрыши в "Beautiful Love", превращающиеся в извращенное безумие хаотического хрипло-визгливого шума; "The Silver Hawaiian" - жутко мрачная мелодия плюс низкий, скрежещущий голос; "Sam Hell" - звучит как поединок между легендой блюза Robert Johnson и CAPTAIN BEEFHEART; яркая мелодия и четко отточенные гитарные риффы "Wilma\\\\\\\\\\\\\\\\'s Rainbow"; злое рычание "Tic"; саббатоподобная "Clean"; зубодробительная "Vaccination"; "Milquetoast", отличающаяся от версии, представленной на саундтреке к "The Crow"; тяжелоритмичная, фанковая, заводная "Bisquits For Smut" (привет JANE\\\\\\\\\\\\\\\\'S ADDICTION!).

По завершении напряженного тура в поддержку "Betty" музыканты сразу засели записывать "Aftertaste". В перерывах группа выделяла песни для саундтреков "Johny Mnemonic", "Jerky Boys" и "Feeling Minnesota", Hamilton участвовал в записи инструментального альбома немецкого гитариста Caspar Brotzman "Zulutime" и исполнял обязанности гитариста на альбоме Joe Henry "Trampoline". Группа также в 1996 году представила на компиляции "Music For Our Mother Ocean" свою версию песни Bjork (!) "Army Of Me". Как видим, перерывов в работе было достаточно (поэтому, забегая вперед, скажу, что "Aftertaste" был записан лишь в 1997 году). Но в 1995 году на AmRep на радость фэнам выходит "Воrn Annoying", альбом, состоящий из различных синглов, би-сайдов, демо-версий и треков, ранее входивших только в компиляции.

Вскоре из группы уходит Rob Echewerria (он поехал с BIOHAZARD в турне "Mata Leao"). HELMET записывает "Aftertaste" втроем, Hamilton записывает партии и соло-, и ритм-гитары. Продюсером стал гитарист BARKMARKET Dave Sardy (отметился работой в RED HOT CHILI PEPPERS, COP SHOOT COP). Его нетрадиционные методики записи заставили ребят попотеть. "Твои пальцы будут уже кровоточить, - улыбается Hamilton, - a Sardy будет говорить, что надо бы все повторить еще разок. Но он действительно знает, как добиться максимально возможного от каждого из нас. Он заставил John установить его барабаны в сортире. John пытался спорить, но бесполезно." (Обратите внимание на трек "Harmless" - вы услышите результаты "водных процедур" Stanier). Во время записи в Лос-Анджелесе HELMET без лишней шумихи выступил с командой Sardy BARKMARKET.

"Aftertaste" полон той же энергии и голодной агрессии, что переполняли их дебютный альбом "Strap It On". Безжалостно атакующие, озлобленно рычащие 12 треков представляют собой новую порцию музыкальной угрозы обществу, несущейся по рельсам брутальных риффов, ставших уже одним из компонентов фирменного звучания группы. Hamilton и в текстах так же прямолинеен, как и в музыке. Только "Exactly What You Wanted" преднамеренно двусмысленна и обращена к друзьям и фэнам группы. "It\\\\\\\\\\\\\\\\'s Easy To Get Bored", "Birth Defect" - отражение отношения HELMET к социальной нестабильности.

"Я хочу оставаться честным в том, что я делаю в музыке, в написании песен. Для тех людей, кто постоянно слушает нашу музыку, не имеет никакого значения то, как все было спродюсировано, кто был продюсером и т.д. Главное - я занимаюсь этим, так как мне это нравится, а не потому, что хочу по-быстрому сделать деньги. И большинство групп, начавших с нуля и, наконец, выпустивших что-то стоящее, знают разницу между творчеством и карьеризмом", - говорит Hamilton.

Доукомплектовавшись экс-гитаристом ORANGE 9mm Chris Taynor, HELMET в 1998 году едут на гастроли...

...К сожалению, история HELMET на этом заканчивается. Просто они разошлись. Заинтересовавшиеся могут поискать старые записи группы, а могут и подождать новых проектов. Page Hamilton пишет музыку к фильму "In Dreams", участвует в качестве гитариста в записи нового альбома NINE INCH NAILS и в качестве гитариста/вокалиста в сайд-проекте N.I.N. - TAPEWORM. Henry Bogdan играет в группе MOONLIGHTERS. Chris Taynor записывает сольный материал.

"Можно еще много чего сделать в музыке, - уверен Hamilton. - Я часто слышу группы, которые поддерживают мою веру в это, вдохновляют меня. Я слышал песню из последнего альбома Elvis Costello. Это лучшая песня из тех, что он написал, а он этим занимается уже четверть века. За неделю я был на двух концертах Costello, Ron Sexsmith и Nusrat Father Ali Khan. Их творчество заставляет меня вставать по утрам, писать музыку, тексты. Это может не быть чем-то абсолютно новым, но всегда найдется кто-то, кто разовьет твою мысль".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета