Гребенщиков, Борис Откровения по поводу «что было, то было»
— Розенбаум рассказывает, что вы у него в АРГОНАВТАХ работали для разогрева.
— Он меня с кем–то путает. АРГОНАВТЫ была хорошая группа, я любил ихслушать, но до того, как туда пришел Розенбаум.
— В вас столько экзотики... А звери у вас в доме есть?
— Есть, есть трое. Это дети. Их вполне хватает. А у детей есть ящерицы,черепахи и все остальное в большущем количестве.
— Вспомним ставший культовым самиздат. В каких самодельных газетах,журналах вы помещали прозу, стихи?
— Знаете, что было, то было, я уж не помню всего. Сейчас вместо самиздатаИнтернет. Либо все издается по–настоящему. Собственно, и там и там всеможно найти, но Интернет располагает большими возможностями. Я все собираюсьпривести в порядок, обновить нашу страничку. Она будет лучше. Она самаяпосещаемая из всех музыкальных страниц в России. Обновляется достаточночасто. Надо только засесть за компьютер. Не могу добраться. Там многоебудет обновлено.
— У вас была замечательная сказка "Иван и Данила". Когда намждать еще вашей прозы?
— Действительно, замечательная, но проза у меня получается случайно.
— Вы как–то говорили о том, что КГБ набивалось вам в соавторы. Не моглибы рассказать, как это было?
— Была у нас такая песня "Ангел всенародного похмелья". Онаначиналась со строчки: "Давно прошло 7 ноября...". Мой уважаемыйсобеседник, принадлежавший к этому выдающемуся учреждению, сильно журилменя и говорил, что, может, все–таки поправить на 8 ноября или там, скажем,на 1 января. Я объяснил ему, что 1 января недостаточно хорошо вписываетсяритмически. Он, со своей стороны, предлагал много вариантов. Они, к сожалению,все не подошли. Уже пошло 22 августа... Это было, я не помню точно, в середине80–х.
— Много говорят о вас, как о гуру, учителе по жизни. Вы сами как к этомуотноситесь?
— Никогда в жизни такой цели не ставил, мне такие полномочия никто недавал.
— А все–таки?
— Я рад, если чему–то учатся, что–то берут из наших песен. Это отлично,значит, песни хорошие. А у меня самого, в частности, можно научиться толькоодному: что если стремиться быть свободным, в конце концов это окупается.Если не думать о деньгах, это тоже окупается. Вот такое учение у меня есть.
— Программа "Электрический пес"...
— Она все время меняется. Были песни, которые ушли, ряд песен прибавляется.Ряд песен пишется прямо для нее... Задача музыканта и вообще творца — добавитькаждому времени то, чего не хватает. Если бы мы сейчас стали петь "Фикусрелигиозный" или что–то из "Русского альбома", это былобы не то.
Религии, русскости сейчас много, с этим перебор. Это было хорошо тогда.Этого тогда недоставало. Много было Америки, американского. Я говорю нео политике, об эстетике.
Сейчас мы дополняем то, чего по моему физическому ощущению, не хватает.Воспринимайте эти песни как энергетические структуры, которые несут насебе эмоцию.
Мы из небольшого запаса песен, что у нас есть — четыреста с небольшим,— посмотрели и выбрали то, что идеально подходит для этой группы и этоговремени. Пробовали очень много всего, и большая часть песен просто несопоставимас сегодняшним днем. То, что мы сейчас играем, попадает в точку. Это совсемне ностальгия.
— А как же Непал?
— Я давно там не был. Сейчас нужно играть, играть и играть в России,пока не изменится все к лучшему. Тогда было время Непала. Я как собаканюхом чувствую, что осенью будет лучше. Я бы то же мог сказать и полгоданазад.
— Ваш халат, четки — это тоже добавка нашему времени?
— Я не ношу украшений, имею только рабочие вещи. Это не коллекция, явещами не дорожу. Обычно раздариваю.
— Бутусов сказал, что занимается творчеством потому, что борется сосвоим нутром. Насколько это применимо к вам?
— С нутром я не знаю зачем бороться? Нутро — важная часть организма.
...Вообще дело не только во времени. Музыка существует для того, чтобыгармонизировать действительность каждого отдельного человека. Поэтому такмного разной музыки, что люди все разные. И какая–то музыка всегда кому–топомогает.
— А все–таки еще прозу писать будете?
— Может, когда–нибудь, когда совсем одряхлею. Но мемуары не буду писатьникогда.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1999 год в рубрике музыкальная газета