Treponem Pal
И каждый пошел своею дорогой


Конец первой половины восьмидесятых годов двадцатого века Фокс. Франция.Страна с фактическим отсутствием рок–музыки, то есть настоящей рок–музыки(хотя что такое настоящая рок-музыка, тоже вопрос). Андерграунд в крайнемикроскопических проявлениях и различные пародии на отдельных рок–музыкантови рок–группы типа NIAGARA — не в счет. Одновременно с такими обстоятельстваминельзя не удивляться (по некоторой информации) наличию тогда в пятой республике(а может быть, и сейчас это имеет место, точно не скажу) официального постаминистра по делам рок-музыки (передаю не точную формулировку столь страннойдолжности чиновника, а лишь смысловую подоплеку). Министр того, чего нет?Действительно, если хотите разрушить (во французском случае — если хотите,чтобы не появилось) некое молодежное неофициальное движение, тогда егонужно организовать со всеми соответствующими сему "мудрому" действиюатрибутами: программой поддержки и развития, структурой управленческойвертикали, аппаратом "компетентных" функционеров и т.д. Ну, ладно.С другой стороны, быть может, сей забавный факт привел к противоположномурезультату, и во Франции все же начали появляться рок–группы (вспомнимтех же LAFAFORA, HOAX, MASSACRE и многие другие).

Именно в середине восьмидесятых несколько французских парней серьезнорешили играть жесткую музыку. Думали–думали приятели и, наконец, придумали,что играть они будут такую из разновидностей тяжелой, металлической музыки,как жестокий гитарный индастриэл (акцентирую внимание на употреблении словагитарный, так как сейчас можно играть тяжелую индустриальную музыку вовсебез гитар). Ныне французские парни, конечно, всем могут рассказывать "песни",что все получилось естественно и пришли они к этому стилю эволюционнымпутем, а не с помощью сознательного выбора. Но надо заметить, что так илииначе TREPONEM PAL пошли своей дорогой, невзирая на небольшую популярностьэтого направления в сравнении с такими бесспорно более сильными в то времястилями, как heavy, speed, trash.

Итак, в 1986 году в стране со слабой историей рока, в Париже группавзяла свой старт под флагом, на котором было шокирующее, вызывающее названиеTREPONEM PAL.

Когда новоиспеченная команда только–только начала играть, стилистикатяжелой индустриальной музыки фактически игнорировалась средствами массовойинформации. Исключением могут быть лишь несколько групп, которые в недалекомбудущем, ныне настоящем, составят славу индастриэла: FRONT 242, SKINNYPUPPY, MINISTRY и немногие другие. Но парижане имели на этот счет другоемнение. Они придерживались более оптимистического взгляда на свою музыкальнуюдеятельность. Такой подход можно подвести под известный принцип: "Мыне привыкли отступать!"

Дебютный альбом с простым и предсказуемым названием "Treponem Pal"был записан в 1988 году. Продюсером выступил Франц Трайхлер (Franz Treichler).Первый альбом начинающей группы продюсируется таким уважаемым человеком,как Франц? Как ни странно, но это так — это внушительный задел TREPONEMPAL в движении к вершинам известности. В это время состав парижского индустриально–металлическогооркестра имел следующий вид: Марко Невес (Marco Neves) — вокал, МишельБассин (Michel Bassin) — гитара, Фергюсон (Ferguson) — бас, гитара, ДавидЛебрюн (David Lebrun) — барабаны. В записи также принимал участие ДидьеТилли (Didier Tillit) — скрипка.

В сентябре следующего, 1989 года проходит релиз "Treponem Pal"LP на лейбле Roadracer Rec. (американское отделение голландской фирмы RoadrunnerRec., позже Roadracer Rec. стал называться так же, как и главное европейскоеотделение). Как известно, фирма Roadrunner из тех авторитетных контор,которые очень серьезно подходят к выбору команд. Одним словом, "фирмавеников не вяжет", работает по–серьезному и с серьезными, перспективнымисоставами. С музыкальной точки зрения альбом представлял собой яркий примерзвуковой жестокости и бескомпромиссного отношения к волнующим темам, отраженнымв текстах. Брутальный саунд TREPONEM PAL берет свое начало в творчествеHEAD OF DAVID, VOIVOD и GORE. Альбом получился тяжелый, больше металлический,нежели индустриальный. Фронтмэн Марко мрачно сотрясает воздух скрежетомсвоего пугающего, надрывного голоса. Мало того, что голос не как у ангела,так этот "певец урбанистической преисподней" еще и лирику изрыгаетпричудливую и агрессивную, которая может родиться только в воспаленномили по каким–либо причинам искаженном сознании. Наиболее провокационнойв этом смысле песней является "Soft Mouth Vagina". Название самоговорит за себя. При таком раскладе сложно удивляться и выбору еще болеепровокационного имени самой команды.

Немного выше я обмолвился, что название, де, шокирующее и вызывающее.Почему? Уверен, что очень немногие, точнее, никто не станет смотреть словари,а уж тем более не полезет в медицинские справочники, чтобы разобраться,в чем тут дело. Но люди, которые имеют медицинское образование, уже, наверное,заподозрили неладное. Да–да, речь идет о бледной трепонеме, о вирусе —возбудителеужасного, страшного (никакого стеба, и это не шутка) венерического заболевания— сифилиса. Такое название, на мой взгляд, могло возникнуть только у славныхсвоей сексапильностью французов. Когда в голове мысли о свежеприготовленныхлягушачьих окорочках, луковом супе, бутылках с бордо и/или шато, но всеэто со страшной силой перекрывают мысли о сексе, сексе и еще раз сексе,то выбор такого названия становится неудивительным. Французы! Поэтому уних и рок–музыки не было (хе–хе, шутка юмора!).

Однако вокалист, не вдаваясь в подробности, объясняет выбор названиягораздо прозаичнее: "Наше название не похоже ни на одно другое наземле, и именно поэтому мы взяли его. Наш выбор остановился на TREPONEMPAL не из–за значения, не из–за того, какую смысловую нагрузку содержитэто название".

Так о чем это я? Ах, да, я несколько отвлекся, прошу прощения. Продолжаюпо существу.

В конце восьмидесятых — начале девяностых годов, когда начиналась большаяиндустриальная революция и многие перспективные группы ушли в небытие иликардинально изменили звук, да так, что уже невозможно было определить ихмузыку как тяжелый индастриэл или индастриэл вообще, TREPONEM PAL придерживалиськорней и не пожалели. В течение двух лет группа активно концертировалапо Европе с выдающимися THE YOUNG GODS и с не менее авторитетными PRONG.

В 1991 году TREPONEM PAL уже с новым барабанщиком Дидье Сербордином(Didier Serbourdin) выпускают следующий лонгплэй под названием "Aggravation".Работа показала значительный музыкальный прогресс и больше раскрыла идейнуюмощь группы. Музыканты соединили в своей программе беспощадное индустриально–металлическоезверство и чувственные, красивые элементы гармоний. Группа отдала предпочтениекурсу на расширение возможностей индастриэла, а не на его сужение к одному,пусть рафинированному, но в конечном итоге статичному стилю, который можетбыть легко описан, понят, возможно, принят ... или (что скорее всего) отклонен.TREPONEM PAL выразили свое уважение и признательность их электронным корнямпесней "Radioactivity" непререкаемых немецких авторитетов в жанреэлектроники — KRAFTWERK.

Альбом 1991 года предлагает дистиллированную породу ненависти. Ребята,кстати, в своем творчестве и во множестве интервью любили (возможно, ипо сей день любят) строить из себя эдаких мизантропов и считали своим долгомнепременно поразглагольствовать о проблеме ненависти в общечеловеческомконтексте и о личном ощущении этого сильного, нередко оказывающегося креативным,но по природе все же деструктивном чувстве. "Музыкально мы входим,внедряемся в человека, которого ненавидим. А ненавидим мы всех вас".На своем корявом, ломаном английском Марко Невес временами пускает такую"пургу" (по–другому не могу назвать), что задумываешься, то лишутка не удалась, то ли выпил лишнего — был не в себе, то ли у товарища"не все дома". А может, буржуины и ихнее негуманное обществодовели до такой параноидальной жизни.

В текстах группа попыталась погрузиться в самое сердце темных сторончеловеческой натуры (безумству храбрых пою я песню), где прячется насилие,кровь и прочие неприглядные прелести внутреннего мира людишек. Все этоони проделывают с нескрываемой, злобной усмешкой, а процесс изложения собственныхсоображений в музыкальных произведениях (я понятно излагаю?) напоминаетнекоторое подобие кошмарных средневековых пыток.

Таким образом, на ранних двух альбомах музыка мрачна (в общем–то, каки тексты), немного похожа на очень замедленный, пульсирующий grindcore,звучащий подобно раннему GODFLESH. TREPONEM PAL словно зондирует слушателясвоими гипнотическими, иногда синкопированными ритмами, ударами молотаи прочими фабрично–заводскими нюансами. "Болезненная" командауподобляется безжалостной машине, которая создает обстановку литейногои штамповочного цехов одновременно.

В 1992 году TREPONEM PAL отправляется в тур со SCORN, GODFLESH, PITCHSHIFTERи участвует в крутом фестивальном турне "Lollapalooza", где гитарист"болезни" Мишель Бассин одновременно выступает и вместе с MINISTRYв качестве приглашенного гитариста, а Марко подпевает на концерте как гостевойвокалист. Как видите, TREPONEM PAL показали себя уважаемыми людьми в самомэпицентре индустриальной жизни, где люди появляются не просто так, а ужтем более MINISTRY не пригласит на лив–сэт каких–нибудь парней с улицы.Благодаря таким благоприятно складывающимся обстоятельствам французы завоевалисебе некоторое количество славы и приобрели немало поклонников из числалюдей, приходивших на более известные коллективы.

В 1993 году TREPONEM PAL выпускают очередной долгоиграющий диск "Excess& Overdrive". Запись продюсирует Франц Трайхлер. "Excess& Overdrive" содержал несомненный хит "Pushing You Too Far".В составе группы уже фигурировали новые музыканты: Алан Форнасар (AlainFornasar) — бас, гитара, Амадо Сал (Amadou Sall) — бас. Программа получиласьвесьма и весьма удачной, не говоря о том, что крайне интересной. Но вместес тем критики по–разному восприняли ее. Одни (их было подавляющее большинство)встретили "Excess & Overdrive" очень тепло, другие высказывалиявное недоумение по поводу очевидных музыкальных изменений у TREPONEM PALна этом альбоме в сравнении с предыдущим релизом. Такая неоднозначность,царившая в стане журналистов, в оценке "Excess & Overdrive"говорит о французской команде, как о стремительно прогрессирующей формации.На этот счет музыканты высказались так: "Мы развиваем те идеи, которыезакладывали еще на предыдущих альбомах. Мы продолжаем путь к еще болеегрувовому саунду".

TREPONEM PAL начали перемещаться с момента выхода первого альбома оттяжелого, резкого индустриального металла к techno metal звучанию. В этомони несколько напоминают аналогичные перемены в творчестве PITCHSHIFTER.Можно ли это назвать прогрессом? А почему бы и нет? Ну, нет, так нет.

Концертные выступления "болезнетворного" бэнда с известнымигруппами проходили очень удачно, но, развивая по пути туров свой успех,парижане не почивали на лаврах и, прямо как по классику, особенно не испытывали"головокружения от успехов".

После смены басиста TREPONEM PAL подписали контракт с фирмой Mercury/PolyGramна выпуск нового лонгплэя (акции коллектива явно поползли вверх на значительноеколичество пунктов, если за них взялись такие китовые акулы шоу–бизнеса).Лайн–ап TREPONEM PAL после изменений в его рядах стал выглядеть так: МаркоНевес — вокал, Мишель Бассин — гитара, Дидье Сербордин — барабаны, ГоранЮресич (Goran Juresic) — бас плюс Дидье Бриард (Didier Breard) — программирование,электроника, сэмплы.

Дальше команда начинает заниматься тем, что ищет вариант сотрудничествас сильными мира сего (мира индустриальной музыки). И она находит. Очереднойудачей группы оказалась совместная работа над новым альбомом с человеком–легендойСашей Конецко (Sascha Konietzko), соответственно из KMFDM. В связи с этимДидье говорит: "Саша слышал о нас давно, как и мы о нем знали толькопонаслышке. Лично мы не знали друг друга. Мы встретились позже, когда уженаходились в Сиэтле и где впоследствии мы сделали запись альбома. Сашадобавил песням больше суровости и придал им определенный порядок".Александр Конецко, помимо всего прочего (участия в создании песен, аранжировке,в записи и т.д., то есть в работе над музыкальным материалом), взял насебя рычаги управления по продюсированию нового творения французов. Нелишним будет напомнить, что босс KMFDM (ныне MFDMК) берется помогать нелюбой группе, и поэтому сей факт нужно рассматривать как еще одно доказательство(после работы с главным "молодым богом" Францем Трайхлером),что TREPONEM PAL — группа высокого уровня. Запись нового материала происходилав Сиэтле в Bad Animals Studio, где делали лучшие альбомы SOUNDGARDEN иALICE IN CHAINS. Студийная работа TREPONEM PAL с лидером KMFDM так понравиласьпоследнему, что на следующем альбоме KMFDM "Symbols" можно услышатьгитару "болезненного" гитариста Мишеля Бассина. Любопытный присутствуетмомент. В альбоме французов все так же, как и в предыдущих программах,слышна тяжелая металлическая гитара, но ее драйвовые ритмы уже делают "Higher"по звуку близким родственником, скажем, кузеном альбому "Symbols"KMFDM. Похожесть была обусловлена именно этим обменом любезностями, симбиозомдвух групп. Саша очень крепко приложил руку (и не одну) вместе со своейбуйной головушкой к альбому французской команды, а гитарист TREPONEM PALМишель усердно дергал струны, записывая гитарные партии для альбома KMFDM.Таким вот образом в

1996 году французские приверженцы индустриальной музыки записывают вАмерике новый, жестокий Молотов–коктейль–альбом "Higher". Релизэтого продукта состоялся в конце августа 1997 года.

На мой взгляд, это самая сильная работа TREPONEM PAL и одна из самыхудачных индастриэл–работ за 1996 год. Недаром множество специалистов называютее прорывом, а другие, кто не следил за творчеством данной группы или темболее был с ней не знаком, заявляли о впечатляющем дебюте. Дебют? Это последесяти лет музыкальной деятельности? Перед таким фактом вопиющего невежествая бы снял головной убор, если бы в нем был, во время ознакомления с этой"информацией".

Лонгплэй "Higher" представляет музыку конца столетия: мощную,глубокую и разнообразную, великолепно сбалансированную в ней тяжесть имелодизм, а с точки зрения звука — объединяющую технологические достиженияи этнические традиции. Дополнительный колорит, в смысле последней сентенции,придает использование музыкантами в некоторой части песен своего родногофранцузского языка, что в свою очередь придает песням оттенок французскогошансона.

Вдобавок во всех вещах чувствуется вдохновение, навеянное рэггейнымиритмами и дикарскими обрядами, то есть в композициях присутствуют рэгги–ходы,звуки духовых, ненавязчивые хоровые распевки. "Мы использовали рэгги–мотивыв нашем последнем альбоме, потому что слушаем эту музыку уже очень давнои она нам очень нравится. Думаю, что в следующих наших работах рэгги такжебудет присутствовать", — объяснил Марко. "TREPONEM PAL уже ненаходится в каком–либо определенном стиле музыки. Мы хотели выйти из строгихрамок, и мы сделали это. У нас теперь имеется более широкий диапазон возможностей,а далее горизонтов открывается еще больше", — дополняет Горан.

"Higher" обладает любопытным свойством, присущим только класснымальбомам.

Вслед за запуском в продажу своего "высшего" альбома TREPONEMPAL утвердили свой международный статус и получили собственный набор европейскихпоследователей, которые идут вслед за французами как бы с "собственным",якобы неотличимым от парижан звуком. На это у "болезненных" естьсвой ответ: "Мы хотели бы поработать с Джеймсом Брауном (James Brown),потому что он прост и эффективен". Думается, что после этого состязатьсяс ними никто не станет.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета