Zемфира
Земфира в шоколаде


24 апреля — релиз пластинки группы ЗЕМФИРА с одноименным названием.В альбом вошли 14 песен: "Почему", "Снег", "Синоптик","Ромашки", "Маечки", "СПИД", "Румба","Скандал", "Не пошлая", "Припевочка", "Минуссто сорок", "Ариведерчи", "Ракеты", "Земфира".Общее звучание — 47 минут. Презентация пластинки и апрельского номера журнала"ОМ" с фотографией Земфиры на обложке пройдет в московском клубе"16 тонн".

3 апреля. Питер. ДС "Юбилейный". Комната N 243. Сижу на краюстола и скотчем приклеиваю красненькие лейбочки с буковками "V.I.P."к "халявным" пропускам для участников фестиваля журнала "Fuzz"— добровольно "отрабатываю" предоставленную "фузовцами"аккредитацию. Дверь шумно распахивается — на пороге материализуется пресс–атташеМУМИЙ ТРОЛЛЯ Саша Кушнир и после краткого радостного приветствия огорошиваетвопросом: "С Земфирой уже познакомилась?.."

"Ви–ай–пишки" разлетаются в стороны, и мы мчимся в зал. Там,в уголке одной из трибун, скромненько пристроилось (по определению директораМТ Лени Бурлакова) "уфимское чудо" — Земфира.

Внешне — якобы распущенный добродушный пацаненок. Но за спадающей налицо шоколадной челкой поблескивают глаза! И в них — внутреннее сосредоточениевнимания и толковости... Короче говоря, неимоверное сходство с мистеромЛагутенко! Особенно улыбкой...

Земфира: Помнишь, НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ пел: когда люди улыбаются, "крепчаеткожа на лице". У меня от улыбки она уже задубела!..

— Как ты познакомилась с МУМИЙ ТРОЛЛЕМ?

— Лене Бурлакову попали кассеты с моими песнями. Вследствие чего онсовершил звонок на родину Салавата Юлаева и предложил мне записать альбомна Утекай звукозапись.

— Он был очень горд тем, что ты сама хорошо разбираешься в технике изанимаешься звукорежиссурой...

— Стараюсь, да. В Уфе я долгое время тусовалась в представительстверадио "Европа Плюс". Год сидела и "тренировалась".В общем числе этих песен-"тренировок" было около пятидесяти.Меня ругали: мол, занимаю в компьютере один гигабайт за другим! Сколькоможно!.. Наконец, "тренировки" попали в Москву. Я считаю, чтоэто хорошая музыка и все! Без каких–либо определений направления и стиля.Мы используем различные инструменты: бубен, баритон, виолончель, сурдину,шотландские бычьи пузыри, иногда настоящий орган, национальный башкирскийинструмент куру... В моей группе пять человек. Те, что играют на куре ина сурдине, имеют музыкальное образование. А те, что на большом барабанеи на виолончели, — самообразованные ребята. Но все вместе мы в итоге находимнечто удачное. Дополняем друг друга. У ребят без "корок" энергетикапрет через уши! Они к тому же внешностью впечатляющей наделены: высокие,длинноволосые, в татуировках!.. (Прикалываясь) Вот они — музыкальные данные!..Ах, да, из БЛЕСТЯЩИХ ушла одна девушка. Когда искали претендентку на ееместо, дали объявление с указанием нужных критериев: цвет глаз, цвет волос,рост, объемы, размер ноги. О голосовых данных — ни слова. Вот и у меняэти двое подобраны якобы по такому же принципу. Настоящие фолк–рокеры!А все остальные музыканты — так, сбоку припека (смеется). В принципе, группаделится на агрессивную часть — виолончель и большой барабан и на лиричную— сурдина, кура и вокал.

— Какими инструментами ты владеешь?

— На самом деле у меня музыкальное образование по классу пианино...

— Фортепиано?..

— Какая разница! А еще гитары: четырехструнные, пяти–, шестиструнные,двенадцати... А вообще я — певец!

— У тебя глубокие познания фолка!..

— Ну, я же из Башкирии! У меня в училище искусств был предмет "народнаябашкирская музыка". Национальные песни разучивали. Тогда я занималасьджазом на эстрадном отделении. Меня сразу взяли на второй курс... Вот это(Земфира повернулась в сторону сопровождавшего ее молодого человека) —Владик, мой неоднокурсник. Странно получилось: когда я училась на второмкурсе, он — на третьем, но тут его забрали в армию. Я была уже на четвертомкурсе, а он после дембеля вернулся в училище и вновь на третий курс. Сним мы четыре года работали в солидных и дорогих уфимских клубах, игралиджаз...

— А со своим проектом ты где выступила?

— В июне и в августе 98–го в Уфе. В первый раз — на площади перед уфимскимДворцом спорта. Мы разогревали группу РОНДО. А второй раз — на открытойплощадке в парке Гуфури — все группы разогревали нашу. Пришло три тысячичеловек. Все кричали: "Зем–фи–ра!" Я в красной куртке "курсировала"среди толпы и подслушивала. Отдельные представители публики порывалисьуходить, но колебались: "Давай уж вон ту жабу в красной куртке (менято есть) послушаем и уйдем". А я выступала последней! Пришлось имдо упора оставаться на концерте... с 12 дня до 10 вечера!

— Насколько мне известно, московские друзья решили серьезно занятьсяраскруткой твоего проекта. Грядущая "звезданутая" жизнь, гастролине пугают? Придется ведь и слова на публике тщательней подбирать, умелодистанцироваться от назойливых приятелей...

— Ха! Не скажу, что в общении с людьми чего–то так особо подбираю. Сдрузьями все в порядке... Звездой я себя почувствовала года в четыре —спустя три с половиной года как меня родители уронили. Если сейчас меняпризнают звездой, не столь важно. Внутренних ломок не будет. Пугают лигастроли? Пуганые уже! Гораздо больше меня пугало бы, если бы каждый деньв восемь утра требовалось идти на работу в какую–нибудь бухгалтерскую контору...(Спохватившись, твердым голосом) Хотя бухгалтер — тоже нужная профессия!

— Земфира и МУМИЙ ТРОЛЛЬ работают самостоятельно?

— Гитарист МУМИЙ ТРОЛЛЯ Юра и барабанщик Олег помогали в записи альбома"Земфира". Было мало времени — они ускорили процесс. Ну и Ильявыступил в роли арт–продюсера.

— Интересно, в чем заключаются функции арт–продюсера?

— В моменты, когда было совсем плохо, он говорил: "Может, так небудем играть?" И мы записывали "плохой кусок" иначе. Мнение"троллей" мне глубоко не безразлично. Это же Монстры! Играютужас как хорошо! И потом они просто взрослее меня. Илья прекрасно эрудированв музыкальном плане. У него есть чутье, которому я полностью доверяю. Своимчутьем он компенсирует то, чего ему, быть может, не хватает. У меня естьмузыкальное образование, у него — нет, но своим чутьем Лагутенко восполняетэто отсутствие... Альбом мы записывали на "Мосфильме" со звукорежиссеромВладимиром Овчинниковым. А сводили в Лондоне на "Beethoven StreetStudio" под неусыпным оком Криса Бенди. Мастеринг — на лондонскойстудии "Tape to Tape". Спасибо всем этим людям, моим маме, папе,спасибо моему городу, радиостанции, журналистам за то, что они меня покане лажают!

— Прямо как на вручении "Грэмми"!.. Первое впечатление привстрече с Ильей?

— Никакое! Он опоздал на восемь часов! К моменту его появления я усталаждать. И вообще я абсолютно спокойно отношусь и к звездам, и к простымлюдям. Мне приятна музыка МУМИЙ ТРОЛЛЯ, да и Лагутенко, как оказалось,человек хороший. Когда мы с Владиком работали в уфимских клубах, туда приезжалис концертами рок–музыканты. И вели они себя, надо сказать, не очень культурно...Вы в курсе? Я не подписывала контракт с Утекай звукозапись! Мы работаемна полном доверии. Я доверяю Лене, Леня доверяет мне. Мы — друзья. Также и с Ильей. Понимаете, я девушка такая... нет, я (подыскивает слова)— постоянная... Ну, я вспыльчивая. Контракт меня бы угнетал. Допустим,песни для второго альбома я не напишу. Вдохновения не будет. И даже угрозаневыполнения контракта не поможет!.. Вторую пластинку я планирую записыватьсама.

— У тебя есть "посторонние" увлечения?

— Одно из "посторонних" увлечений — горные лыжи. Через неделькупоеду домой и до закрытия сезона еще успею прокатиться. У меня дома естьсвои лыжи! Это хороший отдых. Адреналинчик разыгрывается! Чувствуешь себя,аки птица! Но и травмы были. Вместо того, чтобы ехать змейкой, поехалапрямо, упала и свернула ногу. В следующий раз стать на лыжи было тяжеловатов психологическом плане, но волков бояться — в лес не ходить... Дома ябываю очень редко. Готовить люблю яичницу, особенно по утрам. А на сладкое— пирог "шарлотку". А вечером предпочитаю поужинать у друзей.Я не очень хорошо знаю национальную кухню. Но, думаю, возраст мой таков,что позволяет еще многому научиться.

— Машину водишь?

— (Со вздохом) Вожу...

— А какой марки у тебя автомобиль?

— Ну, такая красивая... Зеленая... Ну, мы вчера видели около казино(дружный смех).Я закатила истерику, и мне тут же ее купили за 80 тысячдолларов. Буду теперь кататься из Петербурга в Москву... Шучу, конечно,автомобиля нет, но за рулем иногда оказываюсь.

— Ругаешься, когда "подрезают"?..

— Какое там "подрезают"?! Я езжу 20 км в час и сижу, вцепившисьв руль... Главное, чтобы магнитола была, музыка релаксирующая и — поехали!..

— А что за история произошла с авиабилетом?

— Время работы над альбомом в Лондоне истекло. Я "летаю" покомнате, пытаясь сложить во единый чемодан разбегающиеся вещи. Наканунеотъезда, вечером, в комнате была проведена генеральная уборка: мы избавилисьот пустых пластиковых бутылок, окурков, бумажек и бумаг... В комнату заглядываетдиректор МУМИЙ ТРОЛЛЯ Леонид Бурлаков: "Земфира, где твой обратныйбилет? Давай–ка его мне!". Я : "Леня, ты че? Ты не давал мнебилет!". Леня становится серьезным: "Прости, но в Лондон ты самолетомлетела! А билет этот в оба конца!". Я — в стопоре: "Леня, я еговчера с ненужными бумажками запихнула в пластиковый пакет и выбросила вмусорный контейнер! Ты же меня не предупредил, что он — обратный!.."

...Задвинув в уголок сердца свою гордость, Земфира отправилась исследоватьнедра контейнера. Билет удалось спасти!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета