Powell, Cozy
Подобный грому


5 апреля исполняется ровно год с того момента, как "бог грома"Кози Пауэлл покинул сей бренный мир.

"Всегда очень трудно писать о том, кого ты любил как профессионалаи друга, когда его больше нет рядом. Он был настоящей силой, и с ней стоилосчитаться. Я не знаю ни одного барабанщика, который в глубине сердца нелелеял бы нежности к нему.

Время от времени он мог становиться печально известным хулиганом, нопод этой маской всегда был добрым и благородным человеком.

Я был потрясен яркой мощью и динамикой его игры: всегда придерживаясьпростого ритма, иногда он взлетал над ударной установкой со сметающей всесилой только для того, чтобы снова вернуться к тому, что составляет сутьбарабанного дела, — приложению всех сил и отсутствию лени".

Эти слова сказаны не о Кози Пауэлле. Эти слова сказаны самим Кози одругом великом рок–барабанщике — Джоне Бонэме. Но их можно отнести и кПауэллу.

Наверное, в рок–н–ролле не было более именитого мастера палочек и врядли появится второй такой же. Послужной список Пауэлла является перечислениемколлективов высшей лиги. Органист DEEP PURPLE Джон Лорд некогда заметил:"Работа с Кози Пауэллом для любого музыканта — словно пинок под зад".Это действительно было правдой — со слабыми музыкантами ударник игратьпопросту не мог.

Англичанин Колин Пауэлл по прозвищу "Кози" (Colin "Cozy"Powell) появился на свет 29 декабря 1947 года. Лет с пятнадцати немногословныйюноша стал зарабатывать на жизнь своим искусством, участвуя, как и многиеего знаменитые коллеги, в многочисленных записях в качестве сессионногомузыканта. Начало его карьеры проследить сложно, но определенно известно,что в середине шестидесятых Пауэлл трудился на фирме RAK известного продюсераМики Моста (Mickie Most).

Первое громкое название появляется в биографии Колина в середине 1969–го:BAKERLOO. Не стоит углубляться в историю этого коллектива, достаточно лишьсказать, что больших высот группа не достигла, но взрастила некоторое количествопервоклассных кадров. Лидером BAKERLOO был гитарист Клем Клемпсон (David"Clem" Clempson), ставший приятелем Пауэлла на всю жизнь. Козивошел в состав команды не в лучшие для той времена — не прошло и месяца,как ансамбль приказал долго жить. Новая его инкарнация являла собой скоропостижноскончавшееся безымянное трио: компанию Клему и Кози составлял басист ДэйвПегг (Dave Pegg), позже добившийся успеха в FAIRPORT CONVENTION и JETHROTULL. Бесперспективность проекта выяснилась уже к октябрю. Толковый ударникне мог сидеть без дела, и полгода он прозябал в BIG BERTHA, куда его позвалибратья Дэйв и Денни Боллы (David & Denny Ball), с которыми Пауэлл игралв нескольких полупрофессиональных командах.

Пока суд да дело, о Кози пошла молва. Первым признаком грядущей славыстало приглашение гитариста и певца Тони Джо Уайта (Tony Joe White) аккомпанироватьему 27 августа 1970 года на ныне легендарном Isle Of White Festival. Онииграли вдвоем, без басиста. И без репетиций. Класс есть класс. Тони Джо— видная фигура в роке: его композиции исполнял сам Элвис; причем Тонибыл единственным писавшим для Короля, к кому Пресли не "примазался"в соавторы. В это же время судьба свела Пауэлла со звездой первой величины— гитаристом Джеффом Беком (Jeff Beck). Тот не знал, куда деваться послеухода из THE YARDBIRDS, но, наконец, "созрел" для создания собственногопредприятия.

В апреле 1970–го JEFF BECK GROUP состояла из Джеффа и Кози, но костякоброс мясом, и до июля 1972–го, когда Бек приступил к работе с Тимом Богертоми Кармином Апписи, состав наделал немало шуму, исполняя блестящую смесьритм–энд–блюза и соул. Игра в ансамбле Бека, студийным результатом которойстал альбом "Jeff Beck Group", сделала Пауэллу имя. Что не менеесущественно, увидев ансамбль "живьем", барабанщика запомнил шефDEEP PURPLE Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore).

Осенью 1972–го выброшенный на берег Колин пару месяцев провел в SPIRIT,медленно загибавшемся после ухода Рэнди Калифорнии и Эда Кэссиди. В ноябреже к увенчанному славой ударнику на поклон пришли все те же братья Боллы,еще не забросившие свои гитару с басом. К ним присоединился певец ФрэнкАйеллоу (Frank Aiello), и Кози согласился возглавить новый проект, нареченныйизначально BEAST, а с мая 1973 года — BEDLAM. Под последним названием былзаписан неплохой, но сырой альбом, спродюсированный "вылепившим"CREAM и MOUNTAIN Феликсом Паппаларди (Felix Pappalardi). Были и гастроли— на "разогреве" у BLACK SABBATH, которым работа Кози запомниласьнадолго, что позже принесло свои плоды.

Не добившись успеха, Пауэлл в сердцах разогнал всех, оставив вокалиста.В мае 1974–го он набрал новый состав — ударный во всех отношениях и именовавшийсясоответственно: COZY POWELL’S HAMMER. Вкус Колин при этом явил отменный:все его рекруты позже продолжили службу в элитарных подразделениях рока.В компании Кози, Фрэнка, гитариста Берни Марсдена (Bernie Marsden) и пианистаДона Эйри (Don Airey) слабо выглядел лишь басист, вскорости замененныйпо собственной же рекомендации Нилом Мюрреем (Neil Murray). Протянувшийгод и нигде не "засветившийся" коллектив был распущен в апреле1975 года.

По душу Пауэлла не замедлили явиться старый дружок Клемпсон и выбравшийсяиз–под обломков HUMBLE PIE басист Грег Ридли (Greg Ridley). Трио STRANGEBREW затонуло спустя два месяца, когда Клем сломал запястье.

В августе, наконец, для Кози Пауэлла наступил звездный час: его заполучилк себе в RAINBOW сам Блэкмор, приступивший к любимому занятию — чисткекадров. Пауэлл проиграл в RAINBOW больше чем кто–либо иной — за исключением,естественно, босса. Во–первых, Ричи никак не мог придраться к безупречномуисполнению Кози; а во–вторых, в Колине он нашел брата по разуму, разделявшегострасть гитариста к идиотским и жестоким шуткам. Пришедший в коллективследом за Пауэллом клавишник Тони Кэри (Tony Carey) "сошел на берег"в полной уверенности, что Блэкмор и Пауэлл собираются его, болезного, сжитьсо свету.

Ричи, Кози и певец Ронни Дио (Ronnie James Dio) выступили соавторамиматериала классического альбома "Rainbow Rising" (1976), первогообщедоступного диска с участием барабанщика. Менялись пианисты и басисты,триумвират RAINBOW оставался неизменным. Концертный двойник 1977–го "OnStage" и диск "Long Live Rock’n’Roll" (1978) пользовалисьуспехом, но к ноябрю 1978–го у Ричи и Ронни возникли разногласия по поводунаправления дальнейшей работы и роли лидера в коллективе. Дио ушел и былзаменен Грэмом Боннетом (Graham Bonnet), новым басистом и продюсером сталбылой коллега Блэкмора по DEEP PURPLE Роджер Гловер (Roger Glover), местоже клавишника досталось приятелю Кози Дону Эйри. Друзья сыграли на записаннойс Боннетом пластинке 1979–го "Down To Earth", и в августе 1980–гопосле первого фестиваля Monsters Of Rock их дорожки разошлись. Мастер грохотапокинул RAINBOW. Концертные соло Колина того периода были поистине грандиозными:он не просто стучал, его игру сопровождали симфонические записи вроде "Увертюры1812 года" Чайковского, взрывы и фантастическая иллюминация. Но...Уж таков был Кози — он не мог остановиться.

Поначалу Пауэлл начал переговоры по поводу совместного творчества сочередным героем гитары — Гэри Муром (Gary Moore). Музыканты договорились,менеджменты — нет. К концу 1980 года ударник получил сразу три приглашения:в STATUS QUO, THE WHO и LED ZEPPELIN. Как бы они ни были заманчивы, Козиих отклонил. Его можно понять: STATUS QUO для него — мелко и не слишкоминтересно, а стать заменой Киту Муну или Джону Бонэму — задача тяжелая,ибо оба покойных друга Колина больше значили для своих групп как личности,нежели как музыканты.

Кстати, о друзьях. В январе 1980–го Кози бросил клич приятелям сыгратьс ним для Би–Би–Си. К сожалению, на сей момент нигде еще не всплыла запись,объединившая Пауэлла, Клемпсона, Эйри, блистательного Джека Брюса (JackBruce) и клавишника Макса Миддлтона (Max Middletone), работавшего с Козив JEFF BECK GROUP и BEDLAM.

Отказавшись от предложений известных команд, Пауэлл отдал предпочтениеновоиспеченному составу, собранному покинувшим UFO Майклом Шенкером (MichaelSchenker). Весной 1981–го MICHAEL SCHENKER GROUP выпустили дебютный диск,названный просто "MSG", а позже — и двойной концертный альбом"One Night At Budokan". Дабы не расслабляться, барабанщик нашелвозможность поддержать своей игрой сольный дебют Роберта Планта (RobertPlant) "Pictures At Eleven".

Шенкер менял музыкантов чуть реже, чем Блэкмор, но не менее пары разза год. В итоге в феврале 1982–го уволенного певца Гэри Бардена (Gary Barden)сменил коллега Кози по RAINBOW Грэм Боннет.

К Боннету Пауэлл относился очень тепло, несмотря на многочисленные странностиэтого вокалиста. Кози, гитарист Мики Муди (Micky Moody) и органист ДжонЛорд (Jon Lord) полугодом ранее помогли Грэму записать диск "Line–Up",великолепно исполнив каверы известных песен. Впрочем, в составе MSG певеци ударник поработали вместе лишь два месяца: в апреле из–за разногласийс лидером команды Пауэлл ушел из коллектива.

Его уже ждали. Муди и Лорд к этому времени играли в WHITESNAKE, ансамбле,собранном очередным "выпускником" DEEP PURPLE Дэвидом Кавердейлом(David Coverdale). Карьера группы на момент появления Кози начинала даватьтечь; концерты еще пользовались успехом (об этом можно судить по видео"Live In Donnington"), но вот записи... Да и отношения в составеоставляли желать лучшего: как раз уходили Муди и басист Колин Ходгкинсон(Colin Hodgkinson). Нет худа без добра — в WHITESNAKE вернулся былой участникCOZY POWELL’S HAMMER Нил Мюррей. Впрочем, альбом "Slide It In"(1984), записанный с пришедшим из THIN LIZZY гитаристом Джоном Сайксом(John Sykes), популярности ансамблю не добавил. Сначала захворал гитаристМэл Гэлли (Mal Galley), парой лет ранее сменивший, кстати, в WHITESNAKEеще одного музыканта HAMMER Берни Марсдена, а потом возрождать DEEP PURPLEотправился Лорд. В январе 1985–го уволился и барабанщик.

Следующий проект с его участием странен до невозможности. В состав GOGMAGOGвходили: певший на двух альбомах IRON MAIDEN Пол Ди’Анно (Paul Di’Anno),басист THE WHO Джон Энтуисл (John Entwistle), и два гитариста — малоизвестныйПол Уиллис (Paul Willis) и Яник Герс (Janick Gers), игравший в GILLAN,а позже — в IRON MAIDEN. Не успев приступить к репетициям, Пауэлл в 1986году получил приглашение от Грега Лейка и Кита Эмерсона (Greg Lake &Keith Emerson) заменить в составе ELP Карла Палмера (Carl Palmer) — даромчто Кози хорошо стучал, так и фамилия была подходящая! Нельзя сказать,чтобы программа "Emerson, Lake & Powell" была выдающейся,но слабой ее назвать тоже невозможно. Проведя масштабные гастроли, в 1987–мтрио удалилось на покой.

Если уж речь зашла об отдыхе, самое время упомянуть о любимых занятияхКози Пауэлла. Музыка музыкой, но в его жизни были еще две страсти. Перваяиз них, широко известная, — авто– и мотогонки: барабанщик был членом клубовFerrari и Honda и обладал солидной коллекцией спортивных трофеев. Другая,мало сочетающаяся с образом сурового рокера, — любовь к природе, длительнымпрогулкам в сельской местности и верховая езда. Как ни странно, но именноэти увлечения, а не излишества рок–н–ролльного образа жизни причинили Пауэллумного боли и в конце концов сгубили его.

Впрочем, отдохнуть по–настоящему ударных дел мастеру удавалось нечасто:сложно отказать друзьям. На сей раз таким приятелем оказался разругавшийсяс Кавердейлом Джон Сайкс, собиравший собственный состав BLUE MURDER. Колинбыл знаком и с басистом Тони Франклином (Tony Franklin). Только отверженныйBLACK SABBATH певец Рей Гиллен (Ray Gillen) не пришелся ко двору и в этомквартете, с его увольнением ставшем трио. Диктат решившего петь самостоятельноСайкса Пауэллу был не по вкусу. Он ушел, позаботившись о Гиллене: представилтого Мэлу Гэлли и его брату Тому. В 1985–м Пауэлл принимал участие в первойчасти их проекта PHENOMENA, Рей же стал одним из певцов в части второй.

В жизни ударника наступила маленькая передышка. На пару с Джеком Брюсомони искали гитариста для совместной работы. Видать, не нашли, так как кромеобъявления о вакансии никаких сведений о новой супергруппе не появилось.Дабы не выходить из привычного графика, Кози наконец–таки поддался на уговорыГэри Мура, сыграл пару партий на "After The War" и поехал в турне,где вдоволь наобщался со своим коллегой по RAINBOW басистом Бобом Дэйсли(Bob Daisley). Но склочный характер Мура допек и вечно невозмутимого барабанщика.В октябре 1988–го он становится очередной нитью, связавшей и без того уженераздельные лагеря DEEP PURPLE и BLACK SABBATH.

Присутствие Кози в коллективе, его соавторство и продюсирование придалиТони Айомми (Tony Iommi) сил, и в результате диск "Headless Cross"(1989) стал одной из лучших работ коллектива. Пришла пора гастролей. Иновых встреч со старыми товарищами: в середине 1989 года место басистаSABBATH занял неутомимый Нил Мюррей. Впрочем, через полтора года, послезаписи добротного "Tyr", друзья расстались, так как в 1991–миз–за возвращения в коллектив Ронни Дио и Гизера Батлера (Terry "Geezer"Butler) Мюррею и вокалисту Тони Мартину (Tony Martin) пришлось гордо удалиться.

Кози был неимоверно рад снова быть в одной лодке с Дио, тем более чтоза прошедшие годы тот совершенно не изменился. Но — не судьба. В ноябрес ударником произошел идиотский случай: у лошади, на которой он мчался,приключился сердечный приступ, и наездник на всем скаку влетел в припаркованныйрядом автомобиль. Смешного было мало. Пауэлл был вынужден отдохнуть, темсамым дав BLACK SABBATH воссоединиться в составе 1981 года.

Накануне происшествия Кози принял участие в фантастическом мероприятиипод названием Guitar Legends. В пятидневном фестивале принимали участиесуперзвезды, игравшие на одной сцене разными составами. Представьте себеодин из них: на клавишных — Рик Уэйкман, за барабанами — Пауэлл, на гитарах— Стив Вай, Джо Сатриани и Джо Уолш, а микрофон в руках Пола Роджерса!Именно тогда состоялся предварительный разговор о сотрудничестве междуКози и Брайаном Мэем (Brian May), только–только оклемавшимся после смертиФредди Меркьюри.

Барабанщик вскоре нашел в себе силы сыграть на альбоме Мэя "BackTo The Light", вслед за которым появился и концертник "Live AtThe Brixton Academy". К вящей радости Кози в составе BRIAN MAY BANDобнаружился и Мюррей.

Нил, Кози и Брайан оказали посильную помощь в записи великолепного дискаТони Мартина "Back Where I Belong" (1992) и поддержали его клубныймини–тур, играя не только новый материал, но и песни RAINBOW, BLACK SABBATHи WHITESNAKE. Неудивительно, что часть их концертов проходила под вывескойCOZY POWELL’S HAMMER!

Не успели три участника SABBATH снова оказаться вместе, как в октябре1994–го на связь вышел вновь осиротевший Тони Айомми и попросил вернуться.На том и порешили.

К общему удивлению и огорчению несгибаемый Пауэлл начал хворать, ноблестяще сыграл на программе 1995 года "Forbidden" и в турнепо Штатам. Поправив здоровье, в 1996–м Колин решил порезвиться в компаниидрузей: найдя певца Джона Уэста (John West), Кози, Мюррей, Муди и Марсденрешили исполнять старые песни WHITESNAKE под именем SAINTS AND SINNERS.Идея была хороша, но планы ритм–секции изменились. Гитаристы набрали новыхкомпаньонов и до сих пор работают, называясь THE SNAKES, а ударник с басистомотправились поиграть со своим кумиром — впервые за 25 лет вышедшим на сценуПитером Грином (Peter Green), величайшим белым блюзовым гитаристом. Записавс PETER GREEN SPLINTER GROUP "живой" диск стандартов, барабанщик–бродягаушел, прихватив с собой пианиста — знакомого еще по работе с Мэем СпайкаЭдни (Spike Edney).

Спайк затеял грандиозный проект со множеством музыкантов, воплотившийсяв диске "SAS Band". Кози же был задействован лишь частично, такчто откликнулся на зов Ингви Малмстина (Yngwie J. Malmsteen). Он помоггитаристу в подготовке очередного альбома и готовился ехать гастролировать,когда довольно серьезно повредил ногу. Пауэлл остался дома и в начале прошлогогода принял участие в записи диска Брайана Мэя "Different World",после долгого перерыва встретившись в студии с Джеффом Беком. Закончитьдиск Кози не успел, и его барабанная установка до сих пор стоит в домеБрайана.

Кози погиб достойно. Умер, как жил, — на полной скорости. 5 апреля 1998года он сел за руль своей машины и отправился в ближайший городок пропуститьпинту–другую пива. Подвела больная нога...

Похороны великого барабанщика состоялись спустя две недели. Его могилуукрасили цветы, присланные среди прочих Дэвидом Кавердейлом, Тони Айоммии Тони Мартином. Лично на печальной церемонии присутствовали Фрэнк Айеллоу,Джефф Бек, Питер Грин, Брайан Мэй, Денни Болл, Спайк Эдни и Глен Типтон(Glen Tipton) из JUDAS PRIEST, которому Пауэлл подсобил с сольным альбомом.

Кажется, что за все отпущенные Кози Пауэллу полвека у него не было свободнойминуты. И это действительно так. Работая на износ, Колин играл в мириадахсессий, с удовольствием помогая верным друзьям. Не перечисляя все трудыударника, хочется заметить, что он с участием исключительно мастеров своегокласса успел записать еще пять сольных альбомов и четыре — в проекте FORCEFIELD.

Теперь, оставив нам сотни своих ритмов, Кози обрел вечный покой. Боггрома отправился в Валгаллу. А рок–н–ролл осиротел.

1 мая в Англии состоится большой концерт памяти Колина. В нем примутучастие многие его друзья, среди которых — Ричи Блэкмор, Нил Мюррей и ПитерГрин.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета