Vacuum Двое из VACUUM
"Если группы VACUUM нет в России больше месяца, значит, порабить тревогу: что–то случилось..." (московский городской фольклор)
Последний раз обаятельные шведы из VACUUM — Маттиас Линдблом, МаринаШипченко, Александр Бард — дышали (напевая "I Breathe!") по–зимнемубодрящим московским воздухом в январе 1999 года. Теперь уже весенний, нопо–прежнему московский O2 кружил головы шведам и их русским поклонникам,несколько огорченным представшим их глазам веским доказательством давнихслухов: Александр Бард всерьез и надолго отошел от концертной карьеры,и теперь VACUUM — дуэт.
Глобальный объезд VACUUM России в начале 1999 года уже четвертый посчету "российский тур" группы. Группа приехала в Россию посленедельного тура по Великобритании, где с успехом дала концерты в Глазго,Манчестере, Бирмингеме и Лондоне. Как не чурается VACUUM британской глубинки,так и (тем более) российской, где на сегодня аншлаги этой группе обеспечены.Итак, после Ростова, Самары, Новосибирска и Екатеринбурга VACUUM 8 Мартавеселился на вечеринке в московском развлекательном комплексе "Метелица".Как и следовало ожидать, на концерте VACUUM в "Метелице" 80 процентовпублики составляли очаровательные девушки. Не подумайте, что все дело в8 Марта — в случае с VACUUM так было всегда и везде...
— Интернет полон откровений, несколько огорчительных для русских поклонниц:Маттиасу нравятся итальянки, и его идеалы женщины — Дрю Бэрримор и ВайнонаРайдер. Ты можешь пояснить, что именно тебе нравится в этих женщинах?
Маттиас: Это всего лишь имена, которые пришли мне в голову в тот момент,когда был задан этот вопрос. Хотя эти женщины действительно нравятся мне!Но и другие тоже. Знаешь, я мог бы назвать тебе еще имен десять...
— Какие качества ты наиболее ценишь в женщинах, а какие тебя простораздражают?
Маттиас: Мне нравится женщина за то, что она женщина. Что раздражает?Так сразу не могу придумать.
— Есть ли у тебя стандартный прием знакомства с девушками? Скажем, тыидешь по улице, навстречу "девушка твоей мечты"... Как ты поступаешьв такой ситуации?
Маттиас: Не знаю. Я ее еще не встретил, девушку своей мечты. И дажене могу представить, как бы я повел себя в такой ситуации.
— А какие мужские качества наиболее ценны для тебя, Марина?
Марина: Более всего я ценю в мужчине ответственность. И меня весьмараздражают мужчины, которые полагают, что женщина должна заменять им мать.
— Как обычно вы проводите свой день? Открываете глаза, встаете... Маттиас,как я знаю, читает пришедшую за ночь электронную почту... Последнее, чтовы делаете, прежде чем уснуть? (Я не имею в виду физиологию.)
Марина: Я открываю глаза и, прежде чем заняться чем–либо еще, бредуна кухню и варю себе кофе. И последнее, HҐ›
Маттиас: А я смотрю телевизор, пока не засну. Чаще всего это сериал"Absolutely Fabulous" ("Совершенно неправдоподобная")с Дженифер Сандерс.
20 лет спустя... 10 лет спустя...
— Помнит ли каждый из вас свое самое первое выступление на сцене?
Маттиас: О, да! Мое первое появление на сцене произошло в местном клубев Мальме. Я выступал вместе с парой друзей. Помню, на мне тогда была чернаякожаная куртка... И я пел от всего сердца. Хотя, наверное, звучало этопросто ужасно...
Марина: Да, я тоже очень хорошо помню свое первое выступление. Это был1981 год. Мне было тогда 15 лет, когда я впервые вместе со своей группойPAGE вышла на сцену клуба в Мальме. Я играла на Korg MS–10, в котором используютсяэлектрические кабели для создания звуков. Сейчас эта модель — просто каменныйвек. Помню, я тогда очень сильно нервничала и волновалась из–за происходящего.
— В какой момент каждый из вас решил, что станет музыкантом? Вообщекем вы мечтали стать в детстве?
Маттиас: Я занялся музыкой достаточно рано: в семь лет. Начал с игрына барабанах. Я занимался этим что–то около 10 лет, чем просто с ума сводилсвоих родителей. Думаю, что именно с семилетнего возраста я уже никем другим,кроме как музыкантом, быть не хотел. Я всегда мечтал создать свой собственныйнеповторимый стиль музыки. Хотя не могу сказать, что у меня не было идолов...
Марина: В детстве мне и моей сестре отец купил пианино. Он сам частоиграл на нем и пел русские песни со слезами на глазах. Я не знаю, когдарешила серьезно заниматься музыкой — это желание было со мной всегда. Хотяпомню, я как–то мечтала стать пиратом. Это правда! Я даже дома одеваласькак пират!
— Кстати, Марина, я знаю, что твой отец до того, как покинул Россиюв 1917 году, жил именно в Санкт–Петербурге. Недавно вы побывали там с гастролями.Ты ощутила какие–нибудь особенные чувства к этому городу?
— Да, и я очень хотела бы вернуться в Санкт–Петербург уже как туристка.
— Ваша карьера предполагает постоянные гастроли. Получается, что выв некотором смысле путешественники поневоле? Вам нравятся эти постоянныепереезды?
Марина: И да, и нет. Я не люблю полеты на самолетах, но мне нравитсяпостоянно находиться в движении. Так что мои чувства в отношении путешествийнесколько противоречивы. Находиться на сцене — это нечто совершенно особенное.И хотя для меня это не всегда комфортно, сцена все же лучшая награда завсе мытарства в дороге.
Маттиас: Я тоже просто терпеть не могу полеты на самолетах. Но за всемои мучения всегда приходит награда, когда, наконец, полет заканчиваетсяи начинается шоу.
— Как вы обычно собираетесь в дорогу, на гастроли? Складываете вещив чемодан в последнюю минуту или составляете список того, что необходимовзять?
Маттиас: Я очень тщательно собираюсь. Это отнимает у меня примерно двадня. У меня всегда на стене висит список самых важных вещей.
Марина: Составление списков — это не в моем стиле. Когда много путешествуешь,учишься планировать заранее.
— Маттиас, судя по твоим высказываниям, особо теплые чувства ты испытываешьк России и Италии. Какие на это причины?
— Никаких особенных причин нет. Может быть, одна причина в том, чтоэто те страны, где VACUUM имеет наибольший успех и где нас теплее всегопринимали. Хотя истинные причины, мне кажется, гораздо глубже: это связанос культурой, историей, людьми...
— И есть ли в вашем воображении "страна мечты" ("городмечты"), где вы хотели бы обязательно побывать хоть раз в жизни?
Маттиас: Я предпочитаю Россию и Италию. Хотя я столько путешествовал,есть столько красивых мест, что я, наверное, не смог бы остановить свойвыбор на чем–то одном.
Марина: Мне очень нравится юг Франции: я часто провожу там лето. Тампросто отличный климат и пища. А еще мне бы очень хотелось поехать в Японию,посмотреть там ландшафт, горы...
Шведский бум
— Если смоделировать такую ситуацию: вы встретили очень хорошего человека,он стал вашим другом, но практически ничего не знает о шведской культуре.Что бы вы с гордостью могли ему предложить в качестве ознакомления: город,музыку, фильм, книгу, блюдо и т.д.?
Маттиас: Сложный вопрос... Думаю, я показал бы ему Стокгольм — это оченьпо–шведски. Королевский дворец, художественный музей... Ну, не знаю, чтоеще. Стокгольм — это мой ответ.
Марина: Я бы показала этому другу нашу страну от севера до юга. Я думаю,что природа — самое качественное, что есть в Швеции.
— По вашему мнению, в чем успех шведских групп, время от времени врывающихсяв мировые хит–парады? Примеров множество: ABBA, ROXETTE, E–TYPE, ARMY OFLOVERS...
Марина: Может быть, из–за тех возможностей, что есть у нас: возможностьработать в хороших студиях, путешествовать. К тому же у нас хороший английский.
— А нет ли желания попробовать "завоевать мир" на шведском?
Маттиас: Это было бы великолепно. Но ведь, согласись, 99,9 процентанаселения земли не станет заботиться о том, чтобы выучить шведский.
Я считаю, что в основном так называемый "шведский бум" — лишьвидимость. Я понятия не имею, почему такое количество шведских групп имелоуспех. А такие группы, как ABBA, ROXETTE, ACE OF BASE, популярны из–замелодий. Просто они пишут лучшие мелодии, чем остальное большинство.
— Немного странно, что VACUUM в своей карьере сделал основную ставкуна Россию. Это вышло случайно или намеренно? Ведь вы практически каждыетри месяца гастролируете в России. Почему не пробуете завоевать таким женастойчивым образом Европу?
Маттиас: Это политика звукозаписывающей компании. Меня она не сильноволнует. Но я знаю, что VACUUM всегда будет в нужном месте в нужное время.Сейчас у нас публика в России, поэтому мы едим туда. Все просто. Хотя унас есть фэны во всем мире.
— Как вы думаете, в чем причина этой просто сумасшедшей популярностиVACUUM в России? Какие у вас мысли на этот счет?
Маттиас: Думаю, причина в том, что наша музыка просто великолепна! Серьезно!Если бы я так не думал, я бы этим не занимался.
Марина: Мне кажется, это произошло по двум причинам. Во–первых, из–занаших хороших мелодий. Во–вторых, российская публика хорошо воспринимаетголос и харизму Маттиаса.
— Говорят, что голос каждого певца имеет свой цвет. Маттиас, как тыдумаешь, какого цвета твой голос?
Маттиас: Красно–голубой. Пурпурный, наверное.
— Что из российской современной музыки вы слышали? Я знаю, что Маттиаснеплохо знаком с репертуаром Шуры...
Маттиас: Да, мне нравится то, что делает Шура.
Марина: Я слышала только Шуру, и мне тоже нравятся некоторые из егопесен...
Три. Два. Один?..
— Какой альбом VACUUM вам самим ближе и симпатичнее? Ведь, согласитесь,стилистика, в общем–то, изменилась.
Марина: Сингл, выпущенный для России: мне он кажется лучшим. Скоро визмененном виде он выйдет в Швеции и других странах Европы.
Маттиас: Последняя работа всегда кажется лучшей. Но мне все же большенравится наш первый альбом. Он ближе моему сердцу.
— На ваш взгляд, отход Барда от сценического участия в VACUUM серьезноповлияет на вашу дальнейшую карьеру?
Марина: Конечно, повлияет и на наше будущее, и на нашу карьеру. И мнекажется, это влияние будет положительным. Ситуация сегодня такова, чтомы по–прежнему нужны нашим фэнам и в то же время должны все начинать сначала.
Маттиас: Мой стиль пения никак не изменился после ухода Барда. Нет,действительно, я об этом не волнуюсь. Ты серьезно думаешь, что я перестанупеть из–за того, что Алекс решил оставить артистическую карьеру? Но этобыло бы глупо! Нам с Мариной еще многое нужно сделать. Если VACUUM будетне в состоянии выжить без одного из своих, пусть самых ярких членов, то,значит, это была фикция. А мне не кажется, что этот термин применим к нам.Однако в любом случае Алекс все еще значимая часть VACUUM.
— Как вы отнеслись к этому решению Александра?
Маттиас: Я уважаю решения каждого. Мне действительно кажется, что такбудет лучше для него.
— Расскажите подробнее о двух новых участниках группы, выступавших вместес вами во время гастролей в Санкт–Петербурге.
Маттиас: У нас нет никаких новых членов...
Марина: Да, это скорее приглашенные музыканты, а не новые члены группы.Мы работали с ними еще до VACUUM и хорошо знали возможности каждого изних. Поэтому предложили присоединиться к нам на сцене. Их зовут Йохан Мальмгрени Бьорн Лэндстром.
Как стать звездой
— Пользуетесь ли вы услугами стилиста?
Маттиас: Я только для съемок на фото и видео.
Марина: VACUUM с самого начала работал с британской стилисткой СаллиО’Салливан. Она оказала очень большое влияние на наш стиль.
Я пока не выбрала определенного дизайнера лично для себя, но пытаюсьнайти такого среди молодых шведских дизайнеров. Мне очень нравится работатьс людьми еще до того, как они становятся знаменитыми. Хотя я слежу за своейвнешностью с помощью профессионалов — парикмахеров и косметологов.
— Маттиас, в одном интервью ты сказал, что тебе очень нравится меняться,экспериментировать со своей внешностью. Как ты сам назовешь свой сегодняшнийстиль?
Маттиас: "Развращенная рок–знаменитость с городским японским уклоном".
— Одежду какой фирмы ты предпочитаешь?
Маттиас: Я предпочитаю японский стиль.
— Я заметила, что у тебя на руке все время одни и те же симпатичныечасы. Какая это марка? И как они у тебя оказались?
Маттиас: Я люблю эти часы: это дешевенькие Casio, купленные мною в Таиланде.
— Я знаю, что тебе также очень нравятся спортивные машины и быстраяезда. Случалось ли когда–нибудь тебе либо попадать в дорожные происшествия,либо калечить машины других?
Маттиас: О нет! Я прекрасный водитель!
— Если бы у вас была возможность изменить внешность на некоторое время,на кого бы из мужчин или женщин вы хотели бы быть похожими?
Маттиас: Звучит ужасно! Я отказываюсь. Нет уж, спасибо!
Марина: Более всего меня заботит, чтобы быть похожей только на МаринуШипченко.
— Если бы у вас было право выбора, как бы вы сами хотели одеваться насцене?
Маттиас: У меня есть выбор. На сцене я одеваюсь так, как хочу.
Марина: Конечно же, так, как я одеваюсь сейчас. Для меня очень важносамой контролировать собственную жизнь и внешний вид. Я считаю весьма неконструктивнымразрешать другим людям указывать тебе, как выглядеть и что делать.
— Марина, какое место в твоей сегодняшней жизни занимает галерея, акакое — работа с VACUUM?
Марина: В соотношении приблизительно 50 на 50. Наша галерея была открытав 1992 году. Мы работаем с современным искусством и выставляем все — начинаяот фотографий, видеоинсталляций и заканчивая картинами. А имя моего компаньона— Ciline Andriohn.
— Если бы у вас была возможность лично познакомиться с кем–то из знаменитыхсовременников (актером, музыкантом, политиком — с кем угодно), кто бы этобыл?
Марина: Я уже знакома с ним: это Брайан Ино.
Маттиас: А я очень хотел бы быть знакомым с Папой Римским. Только ивсего.
Анкета
1. Самый нужный предмет в твоем доме?
Маттиас: Телевизор.
Марина: Кровать.
2. Самый бесполезный предмет в твоем доме?
Маттиас: Телевизор.
Марина: Щипцы для закрутки ресниц.
3. Кого бы ты хотел видеть своим соседом?
Маттиас: Мои нынешние соседи — милая старушка с сообразительным песиком.
Марина: Спокойного человека.
4. Твое жизненное кредо или любимый афоризм?
Маттиас: Все может изменяться только в лучшую сторону! (Things can onlyget better!)
Марина: I love you!
5. Книга, которую ты любишь перечитывать для поднятия настроения?
Маттиас: Я не очень много читаю. Но уж если читаю, то стараюсь, чтобыэто были книги по истории. А перечитать я хотел бы... свою коллекцию комиксов!
Марина: "Мечтают ли андроиды об электрических овечках" ФилипаДика ("Do Androids Dream About Electric Sheep?" by Philip K.Dick)
6. Город, где ты отдыхаешь душой?
Маттиас: Стокгольм, моя родина.
Марина: Мадрид.
7. Голос какой певицы или какого певца тебе нравится?
Маттиас: Голос Селин Дион, без сомнения.
Марина: Голос раннего Дэвида Боуи.
8. На что обращаете первое внимание при знакомстве с девушкой и на что— с мужчиной?
Маттиас: Женское лицо может рассказать обо всем. Я смотрю в глаза. Ав мужчине... Не знаю.
Марина: Всегда на одно и то же: на глаза.
9. Если верить буддисткой традиции и в следующей жизни ты станешь цветкомили животным, в кого именно ты бы желал превратиться?
Маттиас: Я хотел бы стать собакой породы бассет. Или просто уснуть.
Марина: Китом или орлом.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 1999 год в рубрике музыкальная газета