Музыкальная Фантастика
Некоторые размышления о “фантастической музыке”


Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")? Не так давно мы задались таким вопросом, и представляем вашему вниманию кое–какие размышления по этому поводу.

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады, (так называемый фольклор), которые складывали разные народы по всей земле, дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные — мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70–е годы нашего столетия — с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С. Кубрика (где, между прочим, были весьма удачно использованы классические произведения Р. Штрауса и И. Штрауса) и "Солярис" А. Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э. Артемьевым, одним из первых российских синтезаторщиков, создал просто замечательный звуковой фон, когда таинственные космические звуки сочетаются с гениальной музыкой И. С. Баха). А разве можно представить себе знаменитые трилогии Дж. Лукаса "Звездные войны" и "Индиана Джонс" (впрочем, последняя была снята известным режиссером С. Спилбергом, но идеи–то были Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж. Уильямса, исполненной симфоническим оркестром?!

А тем временем (к началу 70–х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня — появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец–то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо–таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке.

Итак, в создании музыки начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров–синтезаторщиков, авторов–исполнителей своих произведений. Здесь нам хотелось бы сделать одну важную оговорку. Вероятно, к жанру "фантастической музыки" в данном контексте можно отнести гораздо больше групп и композиторов–исполнителей, чем те, о которых мы расскажем. Но, к сожалению, объем данной статьи ограничен, поэтому мы решили рассказать о наиболее ярких и запомнившихся (с нашей точки зрения) исполнителях "фантастической музыки".

Ну что же, назад, в славные семидесятые. Именно тогда набирает силу творчество одного из основателей жанра, легендарной группы PINK FLOYD, создавшей такие классические альбомы, как "Трубач у ворот зари" ("A Piper At The Gates Of Dawn"), "Затененный облаками" ("Obscured By Clouds") и "Обратная сторона Луны" ("The Dark Side Of The Moon"); появляются научно–фантастические программы известной группы THE ALAN PARSONS PROJECT" (такие, например, как "Я, Робот" ("I, Robot") и "Глаз в небе" ("Eye In The Sky"). И, конечно, здесь надо назвать такие произведения знаменитого Жана–Мишеля Жарра (Jean–Michel Jarre), как "Кислород" ("Oxygen"), "Равноденствие" ("Equinox") и "Магнитные поля" ("Magnetic Fields"), получившие мировое признание и считающиеся уже классическими в жанре электронной музыки. Кроме того, в это время начинает расцветать творчество Вангелиса (Vangelis), знаменитого композитора–электронщика, грека по происхождению, которого несомненно можно считать мастером синтеза музыки и звука. В некоторых своих альбомах он представлял удивительный мир космоса ("Альбедо 0.69"), мистику Востока ("Спираль"), легенды древней Греции, невероятным образом переплетающиеся с миром будущего ("Direct"). Вангелис — автор музыки к нескольким фильмам, например, к "Бегущему по лезвию" ("Bladerunner") режиссера Ридли Скотта (поставленному по роману известного писателя–фантаста Филиппа Дика). В 90–х годах музыка к этому фильму вышла в виде отдельного альбома и имела огромный успех уже как оригинальное произведение. И это неудивительно, потому что Вангелис мастерски переработал этот материал, несколько "перемонтировав" его и насытив некоторыми не издававшимися ранее темами. В это же время (в начале девяностых) Вангелис начинает работу по созданию целой серии альбомов, объединенных какой–то идеей, причем в каждом из этих альбомов проявляется как бы определенная грань авторского замысла, хотя он представляет собой цельное произведение. Например, в альбоме "Голоса" ("Voices") перед слушателем открывается своеобразный мир, насыщенный таинственными голосами и призрачными звуками, вплетенными в прекрасную музыку, а слушая альбом "Oceanic", мы погружаемся в удивительный мир океана, насыщенный образами из греческого эпоса и авторских фантазий. Нет сомнений в том, что Вангелис еще не раз поразит воображение слушателей своей замечательной музыкой. Интересно провести некоторое сравнение творчества Жана–Мишеля Жарра и Вангелиса. Надо сказать, что оба музыканта начали свои музыкальные эксперименты с электронной музыкой и звуковыми эффектами примерно в одно и то же время — в конце 70–х, и в настоящее время оба этих композитора–мультиинструменталиста по праву считаются классиками жанра. Можно заметить, что альбомы Жарра, на наш взгляд, являются более электронными по сравнению с произведениями Вангелиса, музыка которого более визуальна и образна.

В 80–е годы развивают свою деятельность и другие интересные исполнители и музыкальные коллективы. Это известная немецкая группа TANGERINE DREAM, выпускающая ряд интересных альбомов электронной музыки именно в это десятилетие. Впрочем, справедливости ради заметим, что свою деятельность эта группа начала гораздо раньше. Среди интересных "фантастических" проектов TANGERINE DREAM стоит отметить музыку к фантастическому фильму по роману Стивена Кинга "Рождающая огонь" ("Firestarter"). Один из лидеров группы Кристофер Франке (Christopher Franke), отделившийся от нее и начавший сольную карьеру в конце восьмидесятых, также явился автором нескольких весьма интересных альбомов и проектов, например, музыки к фантастическому фильму "Вавилон–5". Известный и талантливый автор в области электронной "фантастической" музыки американский музыкант и композитор Джон Серри (Jonn Serrie) записал серию альбомов, которая может быть названа "космическими фантазиями". Среди них "И звезды пойдут за тобой" ("And The Stars Go With You") — музыка, созданная в рамках проекта НАСА, двухтомные "Планетарные хроники" ("Planetary Chronicles"), явившиеся результатом музыкальных проектов для планетариев. Музыка Серри, созданная с помощью различных компьютерных систем, увлекает слушателя в безграничные глубины космоса, к далеким звездам и таинственным галактикам. Она является не только "фантастической", но также полна романтики и даже мистики (послушайте, к примеру, новый альбом Серри "Хранители духов" — "Spirit Keepers", — "настоянный" на фольклоре американских индейцев).

Большой интерес представляют работы музыкантов, карьера которых началась не так уж давно. Среди них "Рассказ кометы" ("The Comet’s Tale") молодого канадского композитора–исполнителя Ронина (Ronin) — воображаемое путешествие через Солнечную систему; яркие и образные произведения молодого английского музыканта Николаса Ганна (Nicholas Gunn), который, впрочем, в настоящее время живет в США; романтический проект "Тщеславие Венеры" ("Vanity Of Venus") талантливого композитора–исполнителя Шерил Ганн (Cheryl Gunn) — жены Николаса. Нельзя не упомянуть альбом "Другие солнца" ("Other Suns") талантливого английского композитора и мультиинструменталиста Феликса Джея (Felix Jay). Также хочется назвать интересного музыканта–элекронщика из Германии Гэндальфа (Gandalf) (кстати, позаимствовавшего свой псевдоним у одного из персонажей знаменитого эпоса–трилогии Дж.Р.Р.Толкина "Властелин колец"), автора таких "фэнтэзийных" работ, как "Цвета земли" ("Colours Of The Earth") и "Фантазия" ("Fantasia"). Как известно, книги Толкина оказали сильное влияние на многие произведения жанра "фэнтэзи". Естественно, и музыканты не остались в стороне: скандинавский музыкант–синтезаторщик Bое Hansson сочинил музыку по мотивам "Властелина колец", а его земляки Pаеr Lindh и Bjоеrn Johansson выпустили альбом музыки, навеянной нестареющим "Хоббитом", под названием "Бильбо". В России у Толкина также имеется немало поклонников, что подтвердила российская группа ТРИЛИСТНИК, выпустив любопытный альбом под названием "Музыка Средиземья".

Некоторые творчески мыслящие личности настолько вживаются в образы создаваемой ими музыки, что параллельно с этим даже сочиняют замечательные сказки. Яркий пример — Дэвид Аркенстоун (David Arkenstone). Недавно в руки авторов этих строк попал его компакт–диск под названием "В пробуждении ветра" ("In The Wake Of The Wind"). В сопровождающей этот диск книжечке, где обычно в лучшем случае печатается некая информация о музыканте и его коллегах, а также композиции и комментарий к ним, мы, к своему приятному удивлению, обнаружили целый рассказ в стиле "фэнтэзи" и даже карту Волшебной Страны, где происходит действие! Несколько позже нам стало известно, что Аркенстоун является автором музыки и текста к своего рода фэнтэзи-трилогии, причем "В пробуждении ветра" — ее первая часть. Остальные две части, вышедшие позже, носят названия "Странствие воина грез" ("Quest Of The Dream Warrior") и "Возвращение хранителей" ("Return Of The Guardians"). Мы считаем трилогию одной из самых ярких жемчужин в ожерелье произведений Аркенстоуна. Хочется пожелать замечательному автору новых творческих успехов, а нам — знакомства с оными.

Помимо появления новых талантливых авторов–электронщиков, новых альбомов как новичков, так и мэтров, девяностые годы ознаменовались бурным развитием компьютерной техники и так называемой "компьютерной графики", широко используемой сейчас в киноиндустрии, музыкальных видеоклипах и так далее. И вот один из крупнейших американских видеомузыкальных концернов "Мирамар" ("Miramar") выпустил ряд увлекательнейших фильмов, где фантастические образы, как созданные компьютерной графикой ("Внутренний взор" ("The Mind’s Eye"), "За пределами внутренннего взора" ("Beyond The Mind’s Eye"), так и взятые из реальных видов природы ("Танец Земли" ("Earthdance"), "Истинный Север" ("True North"), "Каньон мечты" ("Canyon Dreams"), объединены с неменее фантастическими музыкальными образами, созданными такими известными авторами, как Вангелис, Дэвид Лэнц (David Lanz) и группой TANGERINE DREAM. По нашему мнению, этот вид искусства имеет большое будущее, и, пожалуй, студию "Мирамар" можно назвать пионером в этой области.

Итак, подобно многообразию фантастических произведений (от научной фантастики до "фэнтэзи"), мир "фантастической музыки" также многообразен и удивителен. Создавая свои "миры", помимо чисто синтезаторной музыки, музыканты широко используют и обычные инструменты, и различные естественные звуки, например звуки природы. И тематический диапазон этой музыки очень широк: он простирается от образов научной фантастики до мистики и фольклора.

Размышляя о перспективах развития "фантастической музыки", мы приходим к, пожалуй, несколько парадоксальному выводу: стремительно двигаясь вперед и обогащаясь современными техническими достижениями, электронная музыка в то же время как бы возвращается назад, к своим истокам, так как многие музыканты весьма успешно используют в своих произведениях этническую музыку. Яркий пример такого синтеза — музыка Э.Серра (Eric Serra) к известному фильму Л.Бессона (Luc Besson) "Пятый элемент". Моделируя своей музыкой мир далекого будущего, Серра талантливо соединил современную электронную музыку с ближневосточными этническими мотивами, а произведения классической музыки — с современными ритмами. Надо заметить, что этот коктейль получился весьма острым, но эксперимент несомненно удался. Вообще сейчас заметен очень сильный интерес к музыкальному фольклору. Так, например, большую популярность имеют ирландская музыка и традиционные индейские мотивы. В этой связи уместно вспомнить о творениях Энии (Enya), группы CLANNAD и уже упоминавшегося Николаса Ганна. По–видимому, в дальнейшем можно ожидать еще большего слияния и синтеза различных музыкальных направлений, а это значит, что нас ждет немало удивительных открытий, в том числе и в области "фантастической музыки".

Также нам хочется отметить одну интересную тенденцию. Что мы можем увидеть, внимательно посмотрев на произведения "фантастической музыки"? Если мы снова вернемся к трилогии Дэвида Аркенстоуна, то можем заметить, что это нечто большее, чем традиционные альбомы музыки new age: с музыкой объединились книги! Таким образом, подобные произведения уже выходят за привычные рамки просто книг или музыкальных альбомов и представляют собой интересный сплав двух устоявшихся, но совсем разных жанров. А видеофильмы, выпускаемые "Мирамаром"? Ведь это уже не просто фильмы под музыку или музыка с видеорядом, но уже новый жанр. Нам представляется, что в третьем тысячелетии эти виды искусства должны обязательно объединиться, интегрироваться. Книги будут не просто книгами, видео — не просто видео, а музыка — не просто музыкой. Как знать, может, тому же "Мирамару" суждено будет стать пионером и в этой революции в привычных жанрах творчества. Во всяком случае здесь открываются поистине необъятные возможности, и у этой тенденции, проявляющейся все более и более отчетливо, несомненно, великое будущее!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета