Red Snapper Fuck off jazz
Fuck off jazz — хоть и не самое элегантное, но, однако, достаточное, на мой взгляд, определение для музыки британской команды RED SNAPPER, к сожалению, не слишком известной широкому кругу слушателей.
После выхода дебютного альбома группы, привлекшего пристальное внимание музыкальной прессы, неоднократно предпринимались попытки навесить какой–нибудь ярлык на музыку RED SNAPPER, и нет ничего удивительного, что члены команды выдали вышеуказанное определение, дабы закрыть эту изрядно надоевшую тему навсегда.
Тот факт, что музыка RED SNAPPER не подходит в точности ни к одному стилю, лишь подтверждается тем, что их композиции настолько изменчивы, что даже если и удастся как–то классифицировать один трек, то можно дать практически 100% гарантии, что следующий будет кардинально отличаться от предыдущего.
Но вернемся на некоторое время в 1993 год, когда ударник Richard Thair экспериментировал с ритмикой, а басист Ali Friend и гитарист David Ayers разрабатывали новые мелодические концепции...
Именно в это время троица, впоследствии ставшая RED SNAPPER, заложила для себя основы брэйкбитовой структуры, басовых линий, характерных больше для рокабилли и серф–панковых гитар. Ранние джем–сессии, представляющие собой настоящие звуковые эксперименты, проходящие на грани безумия, вскоре послужили причиной рождения группы RED SNAPPER.
Первый винил у RED SNAPPER вышел в апреле 1994 года на лейбле Flaw, который был создан при участии Richard Thair. "Snapper EP" (так называлась дебютная работа команды) был мрачновато–пасмурным варевом из пропущенного сквозь призму дабового звучания джаза и "подземных" басов, которые звучали так, как доселе не звучало ничто.
Несколько позже вышло еще два EP, которые после того, как RED SNAPPER подписали контракт с Warp Records, вышли на компиляции, названной "Reeled And Skinned".
Может показаться несколько странным то, что приджазованная, практически "живая" группа с такой легкостью начинает сотрудничество с известным шеффилдским лейблом, считающимся родоначальником intelligent techno. Однако, по словам самих музыкантов, они не столь сильно отличаются от основного формата лейбла, как кажется на первый взгляд. "Мы не столь уж далеки от этой музыки. В нашем творчестве техно сыграло очень большую роль, мы просто делаем все "вживую", тем более что Warp всегда увлекался командами, использующими небольшие джазовые вкрапления. То, что мы делаем с помощью барабанов, гитары и баса, можно сделать с помощью электронных инструментов, и получилось бы техно. Структура у такой музыки все равно одна. До RED SNAPPER мы переиграли в огромном количестве групп. Многие играли в джазовых коллективах. Richard вообще увлекается музыкой Латинской Америки. Так что влияния "живых" инструментов, экспрессии "живого" исполнения нам все равно не избежать..."
Вскоре на творчество группы обратили внимание журналисты. Скорее всего это случилось из–за музыкальной концепции команды. Группа, играющая "вживую" с момента своего основания, группа, чья музыка не зависит от волшебных возможностей студии, для того чтобы донести свое творчество до слушателей. Уже одно это должно было рано или поздно вывести RED SNAPPER из андерграунда на большую сцену.
В течение периода, когда "живая" музыка находилась под давлением адептов электронной секвенсорной аппаратуры, а современные стили использовали "живое" исполнение лишь для внесения информации в соответствующее студийное устройство, RED SNAPPER — группа талантливых музыкантов — наоборот, использовала готовый студийный материал и доводила его до своего видения совершенства во время концертов, пользуясь преимуществами линейной природы своих инструментов, как бы утверждая жизнеспособность тезиса о сотрудничестве человека и машины, а не противопоставляя одно другому.
После раскрутки своих материалов в клубах Великобритании команда решает, что настало время засесть в студии, и в августе 1996 они издают свой дебютный полноформатный альбом "Prince Blimey". Название альбома, кстати, является одновременно и кличкой звукорежиссера, который работал тогда с RED SNAPPER.
Перескакивая от стиля к стилю с техничным проворством, ребята размыли различия своих стилистических наработок, превратив их в сознании слушателя в странное варево из даба, джаза, панка, рока, хип–хопа, трип–хопа, ретро и техно.
Тот факт, что каждый трек альбома действительно имеет мощный энергетический заряд, даже не нуждается в комментариях. Здесь нет излишней тяжеловесности, только оригинальные концепции и жесткая позиция музыкантов по воплощению их в жизнь.
Тур для раскрутки альбома начался в 1996 году. Достаточно плотный график концертов позволил RED SNAPPER поиграть на совместных концертах с Bjork, MASSIVE ATTACK, THE FUGEES.
"Жизнь в дороге" помогла команде отметиться на музыкальной карте Европы, но после нескольких месяцев напряженной концертной работы участники группы решают опять отправиться в студию для записи нового материала.
В 1997 году началась работа уже в личной студии RED SNAPPER в городке Spitalfields. В этой программе музыканты решили вернуться к клубно–ориентированному саунду, на который команда опиралась изначально. В конце 97–го треки из новой программы были опробированы на "живых" концертах в совместном туре с THE PRODIGY.
С тех пор как вышел дебютный альбом RED SNAPPER, уже несколько других команд и музыкантов успешно синтезировали элементы акустической музыки, сыгранной на акустических инструментах при использовании электронных звуков, что позволило и им также добиться некоторых успехов на музыкальном поприще.
Следующий альбом RED SNAPPER решили записывать уже в Milo studios в феврале 98–го. Вместе с Luke "Spacer" Gordon, перспективным продюсером и звукорежиссером, команда провела шесть недель в студии, после чего второй полноформатный альбом был готов.
Названный "Making Bones", альбом явил собой мощную работу, "предназначенную для ног". Однако, несмотря на всю его танцевальную ориентированность, вы сможете без труда найти здесь большую эмоциональную глубину, что особенно справедливо для коллабораций. В то время, как наше трио составляет костяк группы, появилось еще несколько новых имен, которые внесли значительный вклад в творчество RED SNAPPER. Это в первую очередь справедливо для трубача Byron Wallen, музыкального гения, ранее работавшего в SOUND ADVICE. Волшебные звуки его трубы весьма и весьма органично вплелись в музыкальную мозаику, созданную RED SNAPPER. Хорошим примером для иллюстрации вышеприведенных мыслей является трек "Tunnel",четырехмерный драм–н–бэйс которого прямо сливается с тем, что сделал Wallen. Можно взять для рассмотрения и композицию "Bogeyman" (она также вошла в первый сингл для альбома и была ремикширована давним другом RED SNAPPER Andy Weatherall и неповторимым David Holmes). Спартанские биты "Bogeyman" в сочетании с поразительной мелодикой и отличной аранжировкой дают четкое представление о мышлении всех музыкантов, входящих на сегодняшний день в состав RED SNAPPER.
Как водится в командах, саунд которых иногда близок к хип–хопу, в новом альбоме не обошлось и без участия рэпперов. Командный и в то же время ритмичный, скоростной речитатив от MC Det, наложенный на фанковый трек "Moving Truck", а также мрачные, "темные" куплеты для эпической хип–хоп–темы "Sleepless" выглядят весьма контрастно на фоне предыдущего творчества группы.
Трек "Image Of You" с женским вокалом Alison David напомнил мне PORTISHEAD. Здесь присутствует та же меланхоличная атмосфера, тот же ретросаунд и большая чувственная глубина, так характерная для трип–хопа.
В общем, "Making Bones" стал действительно большим прорывом для RED SNAPPER. Следующим же этапом для них является возвращение к гастролям и на большую сцену.
Эта краткая история может быть весьма поучительной, если обратить внимание на идею синтеза "живой" музыки и "электронщины". Конечно, сама по себе она не нова, но тот подход, который использует RED SNAPPER, безусловно имеет свои большие перспективы.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1999 год в рубрике музыкальная газета