Рок Из Смоленска Времена меняются
"Дубровский берет ероплан, Дубровский взлетает наверх и летает над грешной землей и пишет, и пишет...".
Это строки из песни "Дубровский", написанной Борисом Гребенщиковым в ноябре 1992 года во время первого визита АКВАРИУМА в Смоленск... Муза, посетившая БГ в Смоленске, и по сей день вдохновляет многих и многих как живущих в Смоленске, так и приезжающих сюда. Смоленская культурная жизнь многогранна и неповторима, как и сам город. Рок–культура — не исключение, и прошедший 98 год еще раз подтвердил это.
"Во всей Смоленщине нет кокаина, это временный кризис сырья" — тоже БГ, год 97–й. И это правда. Из–за временного кризиса с кокаином на Смоленщине действительно напряженка. Граждане привычно перестраиваются и компенсируют дефицит разными другими вещами. Некоторые, например, музицируют. И для них такой временный дефицит во многом даже благоприятен. Хотя они этого, возможно, еще не осознали. "В чем же заключается благоприятность момента?" — спросит досужий читатель. А в том, что многие и многие оказались сегодня не у дел. И в первую очередь "Те, кто имеет контракты". Но речь сейчас не о них. А о том, что вследствие сокращения объемов рекламы освободилось эфирное время на местных радио и ТВ. И их работники, стремясь заполнить возникший вакуум, ищут темы для своих материалов. Освобождаются арендуемые площади. За бесценок распродается аппаратура. Легли на дно матерые столичные кокаинисты — "мастера эстрады". Пустуют студии, концертные залы и площадки... Время пересматривать позиции. Чего еще желать? Ловите момент, граждане рок–н–роллеры! Времена меняются.
98–й год вошел в историю рок–музыкальной жизни Смоленска благодаря событиям значительным и не очень. Пожалуй, его можно назвать годом укрепления позиций. В том смысле, что после затишья середины 90–х годов рок–музыка полноценно и полноправно вошла в общекультурный контекст города. Причем независимо, сохранив свое лицо и даже создав, не к ночи будь сказано, подобие собственной инфраструктуры. Об этом и пойдет речь ниже.
Сегодня главное, что хотелось бы выделить в процессе развития рок–культуры в провинциальном Смоленске, — это появление целого созвездия групп нового поколения. Ими заполнены практически все музыкальные ниши в диапазоне между рокабилли и дум–металом, включая интеллектуальный рок, игры или заигрывания с джазом, ритм–энд–блюз и психоделию. В среднем возраст рок–музыкантов сегодня 17–25 лет. Хотя уже наметилась "новая волна". Самому "пожилому" музыканту в группе СЕМНАДЦАТЬ СВИНЕЙ — 15 лет, остальным 12–13. Правда, их не семнадцать, а четверо. Досужему читателю уже по названию станет очевидным факт, что юноши играют панк. В эту же игру играют и их старшие товарищи: ПСИХОАНАЛИЗ, КАРАМАЗОВ ДРАМС, БИКФОРДОВ ШНУР, ТОШНОТА и прочая...
Нет нужды подробно писать о тяжелом крыле смоленской рок–сцены. Многие команды этого направления имеют с Минском давние связи. Наиболее известные из них сегодня CUMDEO, ANTESSER, ORCHESTRAL PIT’S CANNIBALS, URBAN STRIP. Кстати, последние заняли 3–е место в рейтинге музыкального издания "Тектоника", составленном по результатам опроса пятидесяти музыкантов и авторитетных лиц, в той или иной степени причастных к музыкальной жизни города. Опрос производился в начале января и выглядел, в общем–то, незамысловато: "Какие из смоленских рок–групп в 98–м году произвели на вас наибольшее впечатление?". Стоит отметить, что URBAN STRIP, исповедующий, условно говоря, хардкор, разделили 3–е место с группой WANTED, исполняющей, как они сами это называют, смесь неорокабилли и сайкобилли. (Минские зрители могли видеть WANTED в декабре 97–го в ДК "Луч" и в апреле 98–го в клубе "Аквариум".) На втором месте в рейтинге ВТОРОЕ ВНИМАНИЕ (ограничились бы "первым", были бы первыми. — Прим. авт.). Их амплуа — относительно гитарный рок с перекрестными текстами. "Группой года" стала команда С КОЛЕНЯМИ КАК У ПТИЦЫ, или СККУП, эксплуатирующая психоделическую жилу с трудноопределимыми на бумаге аналогами. Пожалуй, в пафосе СККУП можно распознать отголоски таких инкарнаций, как GRATEFUL DEAD, CAN, может быть, отчасти VELVET UNDERGROUND. Во главе "коленей" стоит отставной штабс–капитан Михаил Давыдов — певец, идейный вдохновитель и шоумен.
Помимо вышеупомянутых, в рейтинге фигурируют названия еще 15 коллективов. Среди прочих можно выделить перспективные TRAMPS и МЯСО, фактически дебютировавшие в 98–м году, а также AGENT ORANGE и CADILLAC COFFIN. Две последние команды объединяет то, что они имеют в своем составе "фронтвумен" — девушек, обладающих незаурядными вокальными способностями. И если AGENT ORANGE ориентированы на классический ритм–энд–блюз, то CADILLAC COFFIN в своем шоу делают ставку на гремучую смесь из вокального напора и пластики телодвижений вокалистки Линды — автора текстов и мелодической составляющей. Всего же на сегодняшний день в Смоленске ведут активную музыкальную жизнь около полусотни музыкальных образований и исполнителей. В прошедшем году основной стартовой площадкой для них стал клуб "Командо" в кинотеатре "Современник". Еженедельно на сцене клуба выступают две–три группы. Так или иначе через "Командо" прошли почти все известные и малоизвестные в Смоленске команды. В конце декабря "Командо" отметил свой первый день рождения. Осенью начало функционировать заведение с условным названием "Хард–Рок Кафе" при ночном клубе "Спайдер". Концерты здесь проходят также еженедельно. Так что ни смоленской рок–н–ролльной публике, ни музыкантам скучать не приходится. Ну, а апогеем торжества рок–н–ролла стал фестиваль "Смоленский проект–98", в третий раз собравший под крышей танцзала "Молодость" исполнителей джаз–, рок– и поп–музыки. Причем день, отданный рокерам, стал беспрецедентным. В течение 12 часов на сцену вышли 15 групп и исполнителей самых разных направлений. Помимо хозяев, в фестивале участвовали группы ВОКЗАЛ из Витебска и МОТОЗУШИ из немецкого города Хагена. Выступление немецких групп стало на "Смоленском проекте" традицией, также как стали традиционными поездки смоленских команд в Хаген.
Говоря о традициях и крупных музыкальных событиях года, нельзя не вспомнить июньский концерт, организованный Домом молодежи, кульминацией которого явилось выступление ансамблей NAME, ВТОРОЕ ВНИМАНИЕ, WANTED, ХОББИ из Смоленска и опять же немецкого гостя DURSTIG. Шоу проходило на центральной площади, и благодаря этому его смотрело (и слушало) 5000 зрителей (и слушателей).
Подводя итоги 1998 года, вольно–невольно обращаешься к своего рода летописи рок–н–ролла в Смоленске — газетным полосам музыкального клуба "Тектоника", ежемесячно публикующего свои материалы в "Смоленских новостях". Учредителем "Тектоники" стал Дом молодежи, вот уже десять лет вносящий свою лепту в историю рок–движения на Смоленщине. В январе 1999 года "Тектонике" исполнилось пять лет. Прошедший год стал для ее авторов этапным. Лучшие материалы, "Краткая энциклопедия смоленской рок–музыки", а также фотоархив вышли отдельным сборником "Тектоника 94–98. The Best". Желающие могут ознакомиться с рецензией на это издание в #24(88) "Музыкальной газеты", июль 1998 года. Кроме сугубо местных материалов, сборник содержит интервью и рецензии на альбомы и концерты приезжих гастролеров: АКВАРИУМА, Василия Шумова и группы ЦЕНТР, ПИКНИКА, НОЧНОГО ПРОСПЕКТА и многих других известных личностей и коллективов. И хотя Смоленск посетили за редким исключением все звезды российской рок–музыки, в 1998 году можно отметить лишь одно мероприятие "звездного" масштаба. 2 августа на смоленскую землю ступила нога Юрия Шевчука. На сцене Театра драмы он представил акустическую программу "Я получил эту роль". Аккомпанировал ему музыкант DDT Вадим Курылев. Сам Шевчук назвал мероприятие "творческой встречей", поскольку, помимо собственно песен, Юра читал стихи и отвечал на вопросы зрителей. Естественно, встреча прошла при аншлаге.
Через две недели после отъезда Шевчука у российских музыкантов началась "новая жизнь". Замерла отечественная поп–индустрия, скованная льдом финансового кризиса. И лишь слегка сумела растопить этот лет исполнительница электронных куплетов — Линда. В декабре она с 14 сопровождающими музыкантами выступала в ночном шоу в клубе "Циклон Би". Концерт запал в душу достаточно многочисленной публике. Некоторые из смоленских музыкантов даже выделяли его в номинации "Музыкальное событие года" в опросе, проводимом неутомимой "Тектоникой".
11 декабря состоялось еще одно небезынтересное событие из разряда "междугородних". На базе ночного клуба "Орфей" случился фестиваль авангардного кино под названием "Перифе(е)рия". В нем участвовали московские радикалы от кино, представители "Независимого Фестиваля Открытого Кино" — "Стык". В рамках этого представления музицировала "группа шумовой музыки" ЛОКОМОТИВ АБСТРАКТ в составе: Владислав Макаров — художник и музыкант, известный далеко за пределами Смоленска, но живущий и работающий в границах свободной джазовой импровизации, уже известный нам участник СККУП Михаил Давыдов и не менее известный Алексей Борисов из российской столицы, знаменитый своей деятельностью в НОЧНОМ ПРОСПЕКТЕ. Импровизационное пространство, созданное виолончелью Макарова, экспрессией губной гармони и голоса Михаила Давыдова, обрамленное электроникой Борисова, обладало завораживающий магической силой и властью того, что рождается и умирает прямо на глазах. Появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Власть спонтанного творческого порыва и единения в неповторимости момента. Создание новой реальности в движении по фарватеру времени...
"Фарватер" называется программа на FM–радиостанции "Русское Радио Смоленск", в которой каждую пятницу звучит музыка смоленских рок–групп. Премьера "Фарватера" состоялась в ноябре 1998 года. И хотя музыка, звучащая в "Фарватере", не совсем соответствует тому, что звучит на радиостанции, это абсолютно не смущает ее авторов, поскольку они склонны считать, что скорее формат "Русского Радио" не соответствует выбранному ими фарватеру в движении по пространству и времени... А времена — они, как известно, меняются.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1999 год в рубрике музыкальная газета