Dio
Последний из троллей

Именно о таких, как он, говорят: какая глыба, какой матерый человечище! Ну и что, что росту в нем метр с кепкой? Зато голосина–то какой! Этот парень самый настоящий тролль — маленький и демоничный. Но мудрый и добрый. За это его и прозвали DIO, что в переводе с итальянского означает: Бог.

Почему с итальянского? Просто он — итальянец по происхождению. Роналд Джеймс Падавона (Ronald James Padavona) появился на свет в штате Нью–Хэмпшир, а детство провел в маленьком городке Кортленд штата Нью–Йорк. Это что касается места рождения. С датой сложнее. Известно, что впервые голос Ронни раздался 10 июля. Годы же называются разные — от 1940–го до 1952–го. Сам певец кокетливо замечает, что сие не столь уж важно. Впрочем, наиболее правдоподобным кажется год 1942–й.

Учился Ронни неплохо — быть может, потому, что его первым инструментом была не гитара, а подаренная отцом труба: следовательно, рок–н–ролльное раздолбайство замаячило перед длинным итальянским носом довольно поздно. Следует заметить, что на всем протяжении своей сорокалетней карьеры Дио не был уличен ни в наркомании, ни в пьянстве, ни в хулиганстве, ни в разврате. Странно, но — факт.

Труба сыграла важную роль в жизни музыканта: по его словам, он никогда не занимался вокалом — мощные легкие и тренированное дыхание являются следствием именно работы с духовыми. Другим детским увлечением, оказавшим влияние на дальнейшую жизнь Дио, было пристрастие к фэнтези, книгам Вальтера Скотта и мифам о короле Артуре.

Труба трубой, но карьера Ронни в трубу не вылетела благодаря тому, что он взял в руки бас–гитару. Произошло это в районе 1957–го. Некоторые источники утверждают, что к этому моменту вьюноша заполучил степень по фармакологии. (Если это так, прибавьте все же к его возрасту два года.) Падавона отказался от учебы в пользу музыки, а от родной фамилии — в пользу Дио. Ronnie James Dio — под этим именем его ныне знает весь мир. Гордые земляки даже улицу в центре Кортленда нарекли Dio Way.

Но это произошло в 1988–м, в 1957 же году школьные приятели объединились в группу с претенциозным названием THE VEGAS KINGS. Несмотря на то, что пел в ней некий Билли Де Вулф (Billy De Wolf), позиция лидера принадлежала басисту, так что состав быстро сменил название сперва на RONNIE AND THE RUMBLERS, а затем на RONNIE AND THE RED CAPS. Как "Красные шапочки" они выпустили в 1958 году слабенький сингл и лишь потом поняли, что Вулф — явно лишний: Ронни справлялся с делом намного лучше.

За следующие три года деятельности квартет выдал на–гора только одну сорокопятку и к 1961–му сменил вывеску на RONNIE DIO AND THE PROPHETS. Удивительно, но молодая команда умудрилась протянуть в неизменном составе до 1967 года! Группа даже выпустила альбом — правда, концертный и малотиражный — "Dio At The Domino’s". "Лето любви" закончилось, осенью 1967–го с Дио остался только гитарист Ник Пантас (Nick Pantas). С тремя новыми рекрутами — кузеном Ронни Дэвидом Файнстайном (David Feinstein) на гитаре, Гэри Дрисколлом (Gary Driscoll) за барабанами и клавишником Дугом Тэлером (Doug Thaler) — состав прожил полтора года под именем THE ELECTRIC ELVES и еще год — как просто THE ELVES. В середине 1970 года коллектив попадает в автокатастрофу, унесшую жизнь Пантаса. Не выдержал стресса Тэлер, его сменил Мики Ли Соул (Mickey Lee Soule). Теперь команда именовалась еще короче: ELF.

В поисках контракта в январе 1972–го "эльфы" отправились на Columbia Records. Во время прослушивания в студию забрели заезжие звезды — Роджер Гловер и Иэн Пейс (Roger Glover & Ian Paice), соответственно — бас–гитарист и барабанщик гастролировавших в то время по Штатам DEEP PURPLE. Они–то уж знали толк в хороших певцах! У Гловера давно чесались руки отпродюсировать кого–нибудь. Начав с ELF, он перешел к NAZARETH, а затем и другим нынешним "китам" хард–рока.

Первым делом Роджер устроил новым знакомым договор с крупной фирмой Epic, а спустя три месяца, в апреле, квартет под предводительством двух англичан отправился в Атланту, где и был записан первый диск группы — "Elf". Музыка представляла собой американский хард–рок с некоторой долей британской сдержанности. После выхода пластинки Дио и его коллеги провели достаточно много времени в качестве "разогрева" на гастролях "темно–лиловых". Именно в рядах DEEP PURPLE Ронни встретил единомышленника, человека, разделявшего его интерес к культуре средневековья, старинным поэтике и музыке. Это был хмурый, вечно рядящийся в черное гитарист Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore).

С кем поведешься, от того и наберешься... мастерства в том числе. Ансамбль Дио набирал обороты. По ходу дела произошли два расставания: кузен Дэвид оказался не готовым к столь резкому взлету и мировому размаху туров и в начале 1973–го "сошел на берег", заменившись Стивом Эдвардсом (Steve Edvards). Ну а сам Ронни распрощался с инструментом, сосредоточившись на пении. Бас–гитару подхватил Крэйг Грубер (Craig Gruber). В Англии был записан второй альбом, изданный в 1974 году в Альбионе как "Carolina County Ball", а за океаном — как "L.A.’59".

Осенью все того же 1974 года у Блэкмора возник конфликт с коллегами по группе, ни в какую не желавшими записывать чужую композицию. Недолго думая, гитарист пригласил в студию музыкантов ELF и парочку приятелей, среди которых был органист PROCOL HARUM Мэттью Фишер. Ричи настолько понравилось работать с Ронни, что где–то через месяц он предложил что–нибудь на пару сочинить. Плодом сотрудничества стала композиция "Sixteenth Century Greensleeves", которую соавторы частенько приписывали английскому королю Генриху VIII. Необходимый средневековый настрой творению придала виолончель Хью МакДауэлла из ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA.

Настроенные на одну волну, Дио и Блэкмор одну за другой рождали новые идеи. Дошло до того, что разочаровавшийся в DEEP PURPLE Ричи предложил Ронни собрать свой коллектив. "Эльфы" в это время с помощью Гловера записывали свой третий альбом "Trying To Burn The Sun". Блэкмор все чаще заглядывал в студию поиграть с американцами. Их сотрудничество зашло настолько далеко, что на концертах "лиловых" гитарист, забывшись, начинал исполнять материал, сочиненный с Ронни Джеймсом. В феврале 1975–го, по окончании работы над пластинкой ELF, Блэкмор и Дио наконец осуществили свою задумку. На свет появилась группа RAINBOW.

Существует несколько объяснений происхождения этого имени. Сей романтический образ параллельно возник у обоих единомышленников: у ELF была композиция с таким названием, а сцену PURPLE радуга украшала еще в апреле 1974 года на фестивале "California Jam". С другой стороны, парочка немало времени проводила в лос–анджелесском баре "Rainbow"

Новый коллектив, по сути, представлял собой все тот же ELF, но, разумеется, без гитариста Эдвардса. Отныне лидерство в составе безоговорочно принадлежало Блэкмору. Ронни был только певцом и соавтором маэстро, не более того. Дебютный альбом, записанный в Мюнхене с 20 февраля по 14 марта 1975–го, так и назывался: "Ritchie Blackmore’s Rainbow". Делая беспроигрышную ставку на поклонников увядавших DEEP PURPLE, менеджмент RAINBOW все же настоял на том, чтобы последний опус предыдущей команды Дио в Англии выпущен не был. Диск стал настоящим дебютом Ронни: теперь благодаря работе с Блэкмором о нем узнал весь мир.

Ричи не терпел рядом с собой музыкантов, уступавших ему по уровню. То, что к октябрю из первоначального состава остались лишь он и Ронни, говорит о многом. В ноябре в турне отправился просто феноменальный набор музыкантов: барабанщик Кози Пауэлл (Colin "Cozy" Powell), замеченный Ричи еще во время своей работы у Джеффа Бека, басист Джимми Бэйн (Jimmy Bain), с которым Дио близко сдружился, и клавишник Тони Кэри (Tony Carey). Записанный этим квинтетом в 1976 году диск "Rainbow Rising" стал стандартом тяжелого рока, до сих пор являясь гордостью Дио, в особенности благодаря монументальному творению "Stargazer". Ронни, однако, десятилетием спустя заметил, что он не был удовлетворен ни своим пением, ни текстами.

Последовавший гастрольный тур результатировался в двойном альбоме "On Stage" (1977), в 1990–м была издана еще одна запись — "Live In Germany" (для коллекционеров: он же — "Live In Europe"). Гастроли были просто чудесными, чего стоила одна лишь огромная радуга, возвышавшаяся над сценой!

Подготовка в начале 1977–го нового альбома показала, что в ансамбле намечается разлад. Бэйна заменили прошедшим через URIAH HEEP и COLOSSEUM Марком Кларком (Mark Clark), место Кэри, запуганного идиотскими шутками Ричи и Кози, занял Дэвид Стоун (David Stone). Кларк вылетел моментально. Приступив к записи без басиста, Блэкмор все же не доверил инструмент Ронни, играя сам, пока на помощь ему не пришел Боб Дэйсли (Bob Daisley). Программа 1978–го "Long Live Rock’n’Roll!" стала последним совместным произведением мастеров вокала и гитары. По словам Ричи, Ронни был недоволен, что имя RAINBOW ассоциировалось исключительно с гитаристом. Дио же говорит, что Блэкмор, во–первых, попросил его "завязать" со средневековьем и писать что–нибудь попопсовее в угоду американскому рынку, а во–вторых, никак не мог расстаться со своим прошлым и пригласил на место басиста и продюсера Гловера. Это переполнило чашу терпения вокалиста. Ронни Дио ушел, лелея мысль о собственной группе. Правда, по ходу дела он и его жена Венди (Wendy Dio) подпели в "Give Me Kindness" со второго сольника Дэвида Кавердейла (David Coverdale) "Northwinds".

Пока Дио искал контракт и музыкантов и переезжал из нелюбимого Нью–Йорка в Лос–Анджелес, расклад сменился. В мае 1979–го певцу позвонил лидер BLACK SABBATH Тони Айомми (Tony Iommi). Оззи Осборн как раз во второй раз покинул родной квартет, на этот раз навсегда. (Нынешнее воссоединение временно.) Тони пригласил Дио в гости, где произошло то, что ранее с Блэкмором, — совпадение взглядов и рождение песни. Она называлась "Children Of The Sea" и показала, что Ронни подходит SABBATH как никто другой, не только по тематике творчества, но и по образу. Оззи никогда не был настолько демоничен. Между прочим, именно Дио стал расшифровывать название старой саббатовской вещицы "N.I.B." как "Nativity In Black".

Приход Дио заставил группу несколько изменить свой стиль, но это было ей только на пользу. Тони, Ронни и басист Гизер Батлер (Terence "Geezer" Butler) быстро написали материал альбома 1980 года, названного "Heaven And Hell". Его Дио оценивает как "Rainbow Rising" восьмидесятых. Кстати, бывший басист ELF и RAINBOW Грубер божится, что на этом диске он не только сыграл, но и сочинил большую его часть, прежде чем Гизер вернулся, но подтверждения этому нет. Да, и еще: эту и следующую пластинки SABBATH продюсировал Мартин Берч (Martin Birch), несущий ответственность за работы RAINBOW с участием Дио.

"Heaven And Hell" стал настолько популярен, что группа в очередной раз угодила в передачу "Top Of The Pops". Перед гастролями пришлось искать сменщика захворавшему ударнику Биллу Уорду (Bill Ward). Им оказался Винни Апписи (Vinny Appice), младший брат знаменитого барабанщика Кермина Апписи. Турне же назвалось "Black & Blue", так как с BLACK SABBATH в нем работали BLUE OYSTER CULT. Обе команды были основными, так что "разогревали" по очереди. (Существует одноименное с туром видео.) В столь плотном графике певец выкроил некоторое время, дабы по приглашению гитариста KANSAS Керри Ливгрена (Kerry Livgren) исполнить две песни на его диске "Seeds Of Change".

Вторым альбомом, записанным Ронни Джеймсом с группой Айомми, стал "Mob Rules" (1981), несколько уступавший предшественнику. Казалось бы, все шло хорошо, но в октябре 1982–го Дио на пару с Апписи хлопают дверью, озлившись на обвинения Тони и Гизера в том, что они якобы при сведении концертного двойника "Live Evil" выводили себя в миксе на передний план, тем самым глуша гитару с басом. Позже, остыв, Айомми признал беспочвенность обвинений, вызванных тем, что музыканты работали в студии в разное время, практически не видясь. Раскол выражался еще и в том, что старые "шабашники" в отличие от новых никогда не находили времени на послеконцертное общение с поклонниками.

Наконец–то Ронни Джеймс получил возможность собрать свой собственный коллектив. Вместе с Винни он отправился в Англию на поиски музыкантов. Скоро Дио вспомнил о своем друге по RAINBOW Джимми Бэйне. Тот дал согласие и посоветовал двух гитаристов на выбор — Джона Сайкса (John Sykes) и Вивиана Кэмпбелла (Vivian Campbell). Со вторым из них дело пошло на лад после совместного сочинения "Holy Diver" и "Don’t Talk To Strangers" (с другими текстом и названием уже изданную предыдущим ансамблем гитариста SWEET SAVAGE). Первый же снискал славу в THIN LIZZY, WHITESNAKE (где его в 1987–м сменил покинувший Ронни Кэмпбелл) и BLUE MURDER. Менеджером коллектива стала супруга вокалиста — прямо как у Оззи.

Записанный в США альбом группы DIO "Holy Diver" быстро стал платиновым. Команда готовилась к гастролям и искала клавишника — на пластинке партии клавишных принадлежали Дио и Бэйну. В мае 1983 года вакантное место занял Клод Шнелль (Claude Schnell). В этом составе год спустя была записана вторая пластинка, "Last In Line", повторившая успех первой. Этот самый успех во многом подкреплялся мощнейшим сценическим шоу, уступавшим на тот момент разве что PINK FLOYD. Огромные рыцари, сражающиеся лазерными мечами, огнедышащий дракон, горы и пещеры стоили около $250.000. Впрочем, все это затмевал брызжущий энергией певец, театрально игравший каждую песню. Это нужно было видеть и можно увидеть на видео, снятом в 1985–м, после выхода очередной программы "Sacred Heart".

Популярность сингла "Rock’n’Roll Children" вызвала приглашение выступить в телепрограмме "Top Of The Pops", где Ронни уже "засветился" в составе SABBATH. На этот раз, однако, последовал отказ: Дио не считал свою команду столь попсовой.

В мае 1985–го Ронни возглавил благотворительный проект "Hear’N’Aid" в пользу голодающих Африки. Написанную им, Бэйном и Кэмпбелом песню "Stars" исполнила сборная из сорока музыкантов ведущих хеви–метал–групп, среди которых — участники IRON MAIDEN, DOKKEN, MOTLEY CRUE, JUDAS PRIEST, W.A.S.P. и другие артисты не меньшего калибра. К 1987 году доход от пластинки превысил миллион долларов. Позже Ронни принимал участие еще в нескольких подобных акциях.

В начале же 1986 года из DIO был уволен зазнавшийся Кэмпбелл, приписывавший весь успех лишь себе. Ронни в это время планировал выпустить двойной концертник, но идея не была поддержана акулами шоу–бизнеса. Посему на рынке появился мини–альбом "Intermission", в который, помимо пяти "живых" вещей, вошла студийная песня "Time To Burn", записанная с новым гитаристом Крэйгом Голди (Craig Goldie). Он играл и на изданном в мае 1987–го диске "Dream Evil".

Но "что–то прогнило в королевстве": альбом продавался похуже первых, да и тур принес уйму проблем. Сперва в хельсинкском аэропорту техники угробили стотысячедолларовый синтезатор, потом в Германии, по дороге на фестиваль "Monsters Of Rock", сломался грузовик группы. Пока шофер ходил за помощью, в машину врезались семь других, прилично повредив сценическое оборудование и инструменты. Винни лишился даже барабанных палочек!

В конце следующего года на вольные хлеба подался Голди. После прослушивания записей пяти тысяч (!) претендентов Ронни остановил выбор на 17–летнем Роуэне Робертсоне (Rowan Robertson). Разуверившись в коллективе, его стали покидать ветераны. Бэйна и Шнеля заменили соответственно Тедди Кук и Йенс Йоханссон (Teddy Cook & Jens Johansson), на место задержавшегося немногим дольше Апписи из AC/DC пришел Саймон Райт (Simon Right). Новый барабанщик присоветовал хорошего продюсера, под надзором которого музыканты DIO записали в начале 1990–го альбом "Lock Up The Wolves", звучавший гораздо тяжелее предыдущих.

Популярность команды снизилась настолько, что в турне по Англии и США она была основным коллективом, в Европе же Ронни и DIO играли на "разогреве" у METALLICA. Если в Великобритании шоу группы были поскромнее, то в Штатах пиротехника сияла во всей красе. На одном из концертов фонтанировавшие огнем клавишные отправили Йенса в непродолжительный нокаут.

Дио всегда включал в репертуар свои шедевры, записанные с RAINBOW и BLACK SABBATH. Это принесло свои плоды: 28 августа 1990–го на концерте в Миннеаполисе на сцену для совместного исполнения "Neon Knights" вышел старина Гизер Батлер, так спешивший сыграть со старым другом, что при перелете потерял свой бас и был вынужден одолжить инструмент у самого Ронни. Обоим музыкантам понравилось снова быть вместе, так что вполне естественно возник вопрос о временном возврате Ронни Дио в BLACK SABBATH.

В начале 1991 года певец прервал работу над собственным материалом и на некоторое время распустил DIO. Он вылетел в родной для группы Айомми Бирмингем для создания программы под рабочим названием "Heaven And Hell II". Кроме Айомми в Англии Дио встретили игравший в SABBATH еще в 1980–м клавишник Джефф Николс (Geoff Nichols) и коллега по RAINBOW Кози Пауэлл. Осенью, когда материал уже был сочинен, Кози умудрился при верховой езде повредить ногу (именно вновь поврежденная нога привела к гибели великого барабанщика прошлой весной). Кандидатура Райта, предложенная Ронни Джеймсом, была отвергнута, но как нельзя вовремя на горизонте возник Винни Апписи.

Появившийся летом 1992–го альбом "Dehumanizer" и участие группы в записи звуковой дорожки к фильму "Wayne’s World" вернули коллективу былой успех. Музыканты стали подумывать, не стоит ли после турне продолжить совместную деятельность. Гастроли, однако, показали, что два лагеря — Дио–Апписи и Айомми–Батлер — существуют по–прежнему. По словам Ронни, выяснилось, что десять лет ничего к лучшему не изменили. Решение покинуть группу он принял, когда Оззи Осборн в очередной раз заявил об уходе со сцены и пригласил BLACK SABBATH открывать два его прощальных концерта, таковыми не оказавшимися. Дио счел это унижением, но он умудрился сохранить лицо благодаря удачному стечению обстоятельств: его контракт истекал 13 ноября 1992 года, а концерты Оззи были запланированы на 14–е и 15–е. Айомми и его коллег выручил старый друг Ронни Дио Роб Хэлфорд.

Все началось сначала: Ронни и Винни искали музыкантов и ненадолго пригласили Джимми Бэйна. После его увольнения Дио обратился за советом к своему приятелю Джеффу Пилсону (Jeff Pilson) из DOKKEN. Джефф не стал называть имена потенциальных басистов, предложив свои услуги. Гитаристом же после долгих поисков стал не слишком известный Трейси Джи (Tracy G.). Квартетом, безо всяких клавишных, был записан еще более "тяжелый" диск "Strange Highways". В пятьдесят лет Ронни Дио стал экспериментировать с различными эффектами, в том числе и вокальными. К сожалению, эти эксперименты пошли в ущерб мелодизму, что не могло не сказаться на коммерческом успехе.

Последовавшее мировое турне DIO было прервано из–за знаменитого лос–анджелесского землетрясения в январе 1994–го. Нет, никто из музыкантов не пострадал, но, если дому певца ущерб был нанесен незначительный, этого нельзя было сказать об особняках Винни и Трейси.

Новый альбом — это хорошо, но на гастролях ведь исполняется и старый материал, для которого нужен звук клавишных инструментов. Венди Дио не удалось уговорить Йоханссона играть за кулисами — по этой же причине он отказал и SABBATH. Пост достался Скотту Уоррену (Scott Warren) из WARRANT. После гастролей Пилсон возвращается к помирившимся Дону Доккену и Джорджу Линчу, но при этом обещает Ронни помочь в записи новой программы.

Джефф отсутствовал год, заменял его Джерри Бест (Jerry Best). Мрачный футуристичный альбом "Angry Machines", спродюсированный самим вокалистом, увидел свет осенью 1996–го. Турне планировалось грандиозным: его хедлайнерами должны были стать DIO и новый состав RAINBOW. Поклонники затаили дыхание, так как оба гранда наверняка хоть парочку песен да сыграли бы вместе. Но нет. Блэкмор распустил свою группу, и команда Дио двинула в путь сама. Часть гастролей прошла без занятого в DOKKEN Пилсона, на его место пришел Ларри Деннисон (Larry Dennison).

Сразу после выхода (наконец–то!!!) великолепного концертного двойника "Inferno: The Last In Live" снова "перетасовались" ветераны: 23 мая прошлого гола Винни отправился выручать SABBATH, так как Уорд перенес сердечный приступ (сейчас Билл снова за установкой, но Апписи ездит с ним на всякий пожарный), барабанщиком в очередной раз стал Саймон Райт; осенью же басистом DIO временно сделался Боб Дэйсли, после RAINBOW умудрившийся поиграть с Оззи и в URIAH HEEP.

Сейчас Ронни Джеймс Дио снова в пути. 5 марта его трасса впервые пройдет по территории России. В последнее время певец развил довольно бурную деятельность, спев не только на паре не очень приметных дисков, но и — среди других звезд — на альбоме песен Элиса Купера, где он исполнил знаменитую "Welcome To My Nightmare". В ближайшие месяцы музыкант намерен принять участие в подобных альбомах–посвящениях UFO и AEROSMITH, для которых запишет соответственно "Mother Mary" и "Dream On". Пока суть да дело, рокеры помоложе готовят диск песен самого Дио; уже названы имена Доро, ICED EARTH и FATES WARNING. В конце же года будет подготовлен не только новый материал DIO, но и... Нет, не RAINBOW — ELF! Ронни и Файнстайн уже написали несколько песен. Будем ждать: оно того стоит.

А тролли живут ой как долго!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета