Black Crowes
Черный “кроу”, что ты вьешься...


Почему–то, когда речь заходит о братьях в рок–н–ролле, все сразу вспоминают Ноэла и Лиэма Гэллахеров. Лишь вторая мысль приносит на ум Ангуса и Малколма Янгов и только потом — четверку Гиббов ("Четверка" —не ошибка: был еще один брат! — Прим. авт.), Фила и Дона Эверли, "Isley Brothers"... Могу спорить: о BLACK CROWES не вспомнит никто.

А стоило бы. Казалось бы, молодые ребята, да вот только в этом году стукнет ровно пятнадцать лет с того дня, как братцы Крис и Рич Робинсоны (Chris & Rich Robinson) решили бросить свои семена в благодатную почву блюз–рока.

Блюз они чувствовали особенно остро в силу семейных обстоятельств. Вспомните тех же Пушкина и Мандельштама, инородные души в русской поэзии. С Робинсонами дело обстояло похоже: они американцы лишь во втором колене, их дед и бабка были польскими евреями. Зато отец, Стэн Робинсон, в какой–то мере осуществил американскую мечту, занявшись рок–н–роллом. Особых успехов на данном поприще он не добился, хотя в 1959–м записал на свой счет один, не слишком примечательный хит "Boom–A–Dip–Dip". Карьера его зашла в тупик, и Стэн осел в Атланте, где открыл собственное дело, предварительно женившись на кантри–певице Нэнси Брэдли. При таких родителях не заняться музыкой было бы просто грешно. Вот и занялись: Крис решил петь, а младшенький, Рич, взял в руки гитару. Нельзя сказать, чтобы старшие Робинсоны были довольны таким поворотом событий, будущее чад виделось им несколько иным. Однако ж против природы не попрешь.

Инициатором, как ни странно, был Рич, так как именно ему, пятнадцатилетнему, на Рождество досталась в подарок гитара. Он убедил старшего на три года Криса попробовать сочинять. Попробовали — понравилось. Свой дуэт ребята нарекли MR. CROWE’S GARDEN — так называлась одна из книг их детства. С самого начала группа исполняла не самую модную музыку: Робинсоны ориентировались на фолк — в кумирах у них ходили Боб Дилан, THE BYRDS, BIG STAR и безвременно ушедший гений Ник Дрейк. Братья взрослели, учились понемногу — чему–нибудь и как–нибудь. В основном исполнительскому искусству. Оно, естественно, росло.

На братьев обратил внимание случайно услышавший их в Нью–Йорке продюсер фирмы "A&M" Джордж Дракулиас (George Dracoulias). Что–то в музыке дуэта привлекло чуткое к музыке греческое ухо. Джордж подошел к Робинсонам, одарив парой–тройкой ценных советов. Под руководством бывалого человека название в 1988 году было изменено на BLACK CROWES. Расширился состав. Позицию бас–гитариста после шести неудачных предшественников заполучил Джонни Колт (Jonny Colt). В соседней репетиционной студии проныры Робинсоны присмотрели (или прислушали?) барабанщика Стива Гормана (Steve Gorman). А на вечеринке после одного из концертов в Нэшвилле они "уговорили" не только несколько бутылок виски, но и гитариста конкурирующего молодого состава Джеффа Сиза (Jeff Cease). Теперь за образец коллектив взял опять–таки немодный утяжеленный блюз британского разлива, ориентируясь на сильных в вокально–гитарном отношении FREE и THE FACES.

Удовлетворенный проделанной работой, Дракулиас устроил подопечным контракт со студией "Def American". В 1989–м началась запись дебютной программы, которая, по мнению квинтета, способна была затмить лучшие творения самих STONES. Ставка во многом делалась на опыт пианиста Чака Ливелла (Chuck Leavell), вместе с Джорджем следившего за первыми шагами CROWES. Ведь Чак помогал не только "роллингам", но и любимым группой соотечественникам ALLMAN BROTHERS BAND.

Альбом "Shake Your Money Maker", увидевший свет в марте следующего года, дебютировал в хит–параде ближе к концу второй сотни. Однако мало–помалу количество проданных пластинок сделало диск мультиплатиновым. К удивлению многих, в том числе и самих музыкантов, ностальгия по их стилистике оказалась настолько сильной, что при весьма скромном успехе первого сингла "Jealous Again" к середине года BLACK CROWES оказались в списках самых многообещающих коллективов. Успеху способствовало само название пластинки, несшее на себе отпечатки блюзовых пальцев Джеймса Брауна и гриновского FLEETWOOD MAC. Уже в июне новички работали на одной сцене с AEROSMITH и METALLICA. Концертная форма состава оказалась просто блестящей — двинувшись в путь, одиннадцать месяцев из двенадцати группа провела на гастролях.

Сентябрь ознаменовался еще одним немалым достижением. Настоящий меломан хорошо знаком с ролью Отиса Реддинга (Otis Redding) в современной музыке. Достаточно сказать, что это любимый певец кумиров братьев Робинсонов — Пола Роджерса из FREE и Рода Стюарта из THE FACES (именно в тот период своего творчества эти два мастера пели истинный блюз). Короче, суть в том, что перепеть покойного Отиса невероятно сложно. BLACK CROWES это удалось! Их версия реддинговской "Hard To Handle", заняв по обе стороны Атлантики 45–ю позицию в списках популярности, на шесть пунктов обскакала оригинал 1968 года! Если кто–то еще сомневался в прочности успеха атлантской пятерки, то он мог успокоиться после участия коллектива в шоу Дэвида Леттермана ("Late Night With David Letterman") на NBC — в эту передачу за здорово живешь попасть не удастся, в ней участвуют по–настоящему крутые ребята!

1991 год компания начала совместными гастролями с ZZ TOP. Со вздохом облегчения Рич Робинсон встретил известие о том, что в номинации "Лучший новый артист" награду "Грэмми" у BLACK CROWES перехватила Мэрайя Кэри. Гитарист заявил: "Если б мы выиграли, нас бы слишком уважали". Чего–чего, а этого группе как раз и не хотелось: уважение сковывало бы их свободу, а так... Турне ZZ TOP поддерживалось пивной фирмой "Miller Lite". Крис Робинсон и его товарищи пару раз публично проехались по поводу эдакой коммерциализации незамутненных рок–н–ролльных вод. За что и поплатились — менеджмент техасских бородачей отлучил их от гастролей.

Унывать парни не стали, они бодро включились в кампанию за легализацию марихуаны — по всей видимости, опытом подобной деятельности во время совместного концерта с ними поделился старый хиппи Роберт Плант. В это время, спустя 54 недели после выхода, "Shake Your Money Maker" добрался до первой пятерки хит–парада "Биллборда". Медленнее него "в дамки" лез лишь "Are Yоu Experienced?" Хендрикса: 59 недель! Отдельным развлечением для музыкантов послужил суд над Крисом, который, услышав недоуменный вопрос некоей дамы: "Кто такие эти BLACK CROWES?", оскорбился, сказал пару слов в ее адрес и подкрепил возмущение плевком.

Концерты становились все престижнее, группа сыграла в Англии на фестивале "Monsters Of Rock" и в "Hammersmith Odeon". Переизданный сингл "Hard To Handle" занял еще более высокие места, нежели в первый раз. Однако в ноябре Сиз в соответствии с фамилией прекратил работу в команде; точнее, его уволили, заменив Марком Фордом (Marc Ford). Заодно к коллективу присоединился клавишник Эдди Харш (Eddie Harsch).

Столь бурно действуя на людях, квинтет умудрился записать второй альбом, названный по вышедшему еще до Гражданской войны сборнику церковных гимнов "Southern Harmony And Musical Companion". Первое место в США, в Великобритании — 2–е: на вершине слишком крепко сидел "Fear Of The Dark" IRON MAIDEN. Естественно, на волне популярности BLACK CROWES отправились в мировое турне, стартовавшее в июне в Японии. Во время продолжительных гастролей у ансамбля начинаются постоянные неприятности со службой безопасности, обслуживающей концерты. Странно, но "военные" действия открыли не рокеры–скандалисты. Все началось с того, что Криса Робинсона обвинили в том, что он наступил на плечо стоявшего у сцены секьюрити. Потом группа несколько раз уходила со сцены, поддерживая поклонников, избиваемых охраной. Поклонники понимали и по поводу прерванных шоу не роптали. Музыканты же возместили ущерб, активно выступая на фестивалях и устраивая специальные концерты.

Годы 1994–й и 1995–й в историю коллектива вошли опять–таки непрерывной "живой" работой — то в родной Атланте на фестивале "Lollapalooza", то в качестве гостей на концерте ALLMAN BROTHERS BAND, то на Internet, то на гастролях с THE ROLLING STONES, то снова на митингах в поддержку открытого употребления травы. Эдакая скука в основе своей имела разлад в коллективе — братья Робинсоны ссорились, коллеги и музыка страдали. Вымученной оказалась музыка вышедшего в 1994–м альбома "Amorica". Пластинка пролетела мимо первой десятки хитов, но вызвала скандал своей обложкой. Американцы жутко консервативны, их смутил вид заполненных телом плавок, изготовленных из национального флага. Все вроде верно: самое дорогое в самом дорогом. Однако многие магазины отказались продавать диск, дополнительно не упаковав в непрозрачную обертку.

Одновременно с продолжающейся концертной деятельностью BLACK CROWES приступили к деятельности студийной и семейной. Особо отличился, как всегда, Крис, женившись на довольно известной актрисе Лале Слоутмен (Lala Sloatman), по совместительству — племяннице Фрэнка Заппы. Правда, Рич обставил старшего брата по части детей: его первенец увидел свет в мае 1996–го, за два месяца до другого его детища — новой программы "Three Snakes And One Charm".

Летом 1997–го коллектив приглашают возглавить традиционный фестиваль, проходящий под эгидой GRATEFUL DEAD; к огорчению их самих и их друзей — ветеранов американского рока, поклонники Джерри Гарсиа приняли квинтет весьма холодно. Не стихающие внутренние разногласия привели к тому, что в августе группу покинул Марк Форд, а через две недели — и Джонни Колт. Пришлось выкручиваться сокращенным составом, пригласив в турне по клубам гитариста Одли Фрида (Audley Freed), а ставку басиста отдав Свену Пипиену (Sven Pipien). Ко всем расставаниям прибавилась и размолвка Криса с женой.

Клубные гастроли, озаглавленные "Sho’ Nuff", дали название бокс–сету BLACK CROWES, состоящему из четырех альбомов, концертного мини–альбома, неизданных сорокопяток и диска с видео и прочими интерактивными штучками. Для молодой команды издание продукции подобного рода — показатель ее стабильного рыночного положения.

А оно на сей момент действительно в полном порядке. Парни успокоились настолько, что их осенние гастроли прошлого года спонсировались несколькими компаниями, в том числе и приснопамятным производителем пива "Miller". Вот вам и непродажные рокеры! Ну, а что касается отложенного из–за выпуска бокс–сета альбома... Неужто вы его еще не слышали?! Он вышел 12 января и называется "By Your Side". Потому что BLACK CROWES действительно вернулись и рядом с нами.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета